Государственная религия туркменистана - ислам. Государственная религия туркменистана - ислам Регистрация религиозных организаций

Знак мусульманского полумесяца в Центральной Азии первыми увидели туркмены. Произошло это в 651 году при лунном свете: арабские бедуины гнались за "последним из могикан", царем могущественной персидской династии Сасанидов, скрывавшегося от погони и в конце-концов убитого по навету малахольного правителя Мерва. В том же году арабское влияние охватило чуть ли не весь южный Хорасан.

Через пару десятков лет арабы предприняли-было поход на юго-запад, но встретив упорное сопротивление, успокоились и решились "довольствоваться малым", как оказалось до поры до времени. Нет смысла вдаваться в канву тех героических баталий, как и во всякой войне, противостояние шло с переменным успехом. От Амударьи до побережья древнего Хазара, частенько случались восстания под зеленым знаменем ислама - против земляков самого основателя веры.

Так или иначе, со временем вероучение пророка Мухаммеда нашло живой отклик в горячих сердцах своевольных туркмен. В чем мотивы? Вероятно, в этом повинна, как заключил историк В. Бартольд, ... торговля, "когда кочевники, знакомясь с товарами, подвергались влиянию не столько ислама, сколько вообще мусульманской культуры". Быть может, все это закаленным жителям пустыни показалось близким и понятным. Чем для них прежде были Солнце, Небо и Вода, тем теперь стали Аллах и Мухаммед. В конце прошлого столетия венгерский путешественник Арминий Вамбери диву давался, каким же образом за тринадцать веков общения с исламским этикетом внутренняя жизнь туркмен оставалась по-сути нетронутой.

У большинства туркмен знакомство с исламом прошло сквозь "магический кристалл" суфизма, состоявшего из кучи экзальтированных религиозных орденов и выродившегося на местной почве в одного ишана (священнника) на целое село, о котором вспоминали разве что по случаю рождения ребенка, бракосочетания молодых и в дни отпевания покойников. Из трех констат суфизма: мистики, аскетизма и пантеизма (обожествление матери-природы - М.Г) туркмен больше всего занимал вопрос природного начала.

Туркмены предпочитают совершать 34 коленопреклонения не в мечети, а в... гордом одиночестве. Молитва и общение с Всевышним для туркмена - сфера исключительно интимная, популярна даже пословица: "от одного колоца больше пользы, чем от тысячи мечетей". Паломничество к популярной местной святыне считалось равноценным хаджу в Мекку, куда отправлялись лишь единицы.

Туркменский мыслитель Довлетмаммед Азади (отец почитаемого у туркмен поэта Махтумкули - М.Г) прослыл человеком глубоко верующим и чрезвычайно мудрым. В своем трактате государственного устройства "Вагзы-Азад", с точки зрения догматиков и он позволял себе страшную крамолу. Справедливое правление в течение одного часа, поговаривал он, ценнее тысячи паломничеств в святые места.Из шариата, мусульманского права, вернее из двух ее глав, ибадэта (духовного) и мемаликета(светского), туркмены приняв почти всю ее первую часть, вторую фактически проигнорировали.

В быту они следовали неписанному закону предков. Обычное право - адат, дисциплинировавшее все стороны мирской жизни с течением времени подвергалось корректировке. Так, обычай кровной мести к началу атомного века в туркменском социуме стал крайне не популярен. "Басмач" со стажем Джунаид-хан, возглавивший борьбу против Красной Армии, поднял свой авторитет в глазах народа именно тем, что будучи сам кровником, сумел за два-три года примирить ни много ни мало - 60 родов.

Если большевики пробовали новый мир построить, до основания разрушив старый, то их предшественники - "народный дух" пытались не тревожить. "С введением русских законов, во всей их полноте, на первых порах, пришлось бы сослать в Сибирь тысячи почетных туркмен только за то, что они живут по своим понятиям и обычаям... Они вошли в их кровь и плоть до такой степени, что жизнь по новым законам, преждевременно введенным, казалась бы им не жизнью, а каторгой", - со знанием дела писал русский офицер Ломакин, изучавший местные нравы по поручению генерал-губернатора Закаспия.

P.S В Центральной Азии произошла уникальная вещь - встретились пассионарии трех крупных этносов: арабов, иранцев и собственно тюрков (не путать с современными турками, они такие же потомки тюрков, как к примеру азербайджанцы и туркмены -М.Г), что в конечном итоге переросло в мощную, гигантскую генерацию, - мусульманский суперэтнос. Центральноазиатский реннессанс случился в ту самую пору и каждый из перечисленных народов тогда вложил частицу себя. Пользуясь метафорой арабского летописца 14 века Джемаля Кариши, скажем, что арабы отличились красноречием, иранцы - остроумием, а тюрки - искренностью. До сих пор, у туркмен в ходу имена со сверхестественным смыслом - "Бог Дал". Причем, АЛЛАберди имеет арабский корень, ХУДАЙберди - иранский, и наконец ТАНГРЫберди - тюркский.

Способность ислама органично вписываться в совершенно полярные социокультурные рамки феноменальна. Бартольд заметил как-то, что нет ни одного мусульманского народа принявшего другую веру, тогда как ряд христианских и буддийских этносов сами обращались к исламу. Центральноазиатский вариант ислама отличился от традиционного еще в период арабского доминирования, и не раз именно в геополитическом пространстве Великого Шелкового Пути давали о себе давать всплески мусульманской реформации, то и дело прерываемые либо имперскими амбициями русского царя либо "заветами Ильича".

Тюрки Центральной Азии не растворились как народ в арабо-персидской культуре, а приспособили ее к своим национальным чертам. Один из ярких примеров - народный эпос туркмен, их предания об Огуз-хане, обработанные под новым веянием, но не утратившие от этого своего национального колорита. По мнению того же Кариши, здешняя литература от арабской и в большей степени от персидской отличима своей простотой и искренностью. Оно и понятно. Творчество настоящего, признанного в народе поэта здесь предназначалось не "власть держащим", а обществу, в котором "каждый себе царь".

Национальная культура Туркменистана как губка впитала в себя особенности верований зороастризма, буддизма, христианства, однако главенствующими религиозными обычаями с приходом ислама являются традиции и обряды шариата. Не меньшее значение, чем религиозные догмы имеют складывавшиеся на протяжении столетий племенные отношения туркменов. Непревзойденным авторитетом пользуются почитаемые и мудрые старейшины – аксакалы. Каждая племенная группа имеет свои ярко выраженные культурные особенности, отличительные элементы национальной одежды, вышивки и украшений.

Религия Туркменистана

На сегодняшний день, главенствующая – ислам принадлежит подавляющему большинству населения страны . 89% жителей являются мусульманами суннитского толка, 9% верующих придерживаются обычаев православного христианства.


Экономика Туркменистана

По объему ВВП является девяносто четвертой экономикой среди стран мира. В Туркмении развита текстильная, пищевая и химическая промышленность. Во внешней торговле преобладает экспорт нефтепродуктов и газа.


Наука Туркменистана

Государство Туркменистан отличается практически полной грамотностью населения. Современная отличается развитой системой начального и среднего образования, которую наряду с научными исследованиями курирует Академия наук. В ведении Академии состоят научные институты, среди которых не последнее место занимает известный во всем мире Институт пустынь.


Искусство Туркменистана

Пестрота этногенеза туркменского народа оказала значительное влияние на , в котором прослеживаются мотивы тюркского и иранского народов. Древнейшей традиций страны и символом туркменского народа является непревзойденное искусство ковроткачества. По старинным преданиям именно в этой удивительной стране соткали первый в мире ковер. Ковры Туркмении отличаются особой тонкостью и чистотой традиционных узоров «гелей». Мастерство ковроделия передается из поколения в поколение и является национальной гордостью страны.


Кухня Туркменистана

Культура страны сильна своими кулинарными традициями. Многообразна и удивительна – ароматные супы умпач-заши и гайнатма, великолепие традиционных вторых блюд, бешмарбек и конечно же туркменский плов – не оставят равнодушным истинных гурманов. Только в Туркмении можно отведать самый необычный в Азии плов, в котором вместо традиционной баранины используют рыбу. Прибрежная география Туркменистана обусловила достаточно широкое применение в национальной кулинарии морепродуктов.


Обычаи и традиции Туркменистана

Самобытные традиции и обычаи Туркменистана корнями восходят к древней культуре тюркской народности Огузов и исламскому вероисповеданию. Большинство традиций и нравов сопровождает местных жителей всю жизнь и во многом определяют их быт. Одним из самых ярких и красивых обычаев является традиция бракосочетания, подготовка к которой – настоящее событие в жизни семьи. Наиболее красочно и детально свадебный ритуал воспроизводится в сельских поселениях.


Спорт Туркменистана

Туркменский народ традиционно считается спортивной нацией – спорт Туркменистана восходит к древним традициям прошлого. Среди национальных видов спорта – различные направления и виды борьбы, не менее любимым направлением у современных туркмен является футбол.

Туркменистан - одна из закрытых для внешнего наблюдателя стран. Часто говорят, что жить там тяжело, свободы почти нет, а в религиозном плане и вовсе идут едва ли не репрессии. Действительно ли это так?

Какая вера у туркменов сегодня наиболее влиятельная, и есть ли такая вообще? Поговорим про религию туркменов.

Туркмены - потомки легендарного Огуз-хана

Избежим лишних подробностей и сосредоточимся на главных фактах. Туркмены - это тюркский народ. Исторически он восходит к огузам, которые, по преданию, имели легендарного прародителя Огуз-хана.

Если таковой и существовал, то не ясно, когда именно. Исследователи дают слишком широкие оценки: от VII века до нашей эры до III века нашей эры.

Туркмены в национальных одеждах. Фото: advantour.com

За столетия предки туркменов смешивались с разными народами и приобрели свои отличительные признаки. Исторически туркмены проживали на территории современной Туркмении, но расселены они на гораздо более обширной территории: Узбекистан, Иран, Афганистан и др.

Государство в Туркмении вмешивается в религиозную жизнь, хотя не должно

На первый взгляд, если полагаться на Конституцию, то в религиозном плане в Туркменистане всё благополучно. Государство гарантирует людям свободу убеждений, позволяет их выражать и получать необходимую информацию.

Ограничения касаются лишь для различных сведений, составляющих государственную тайну.

Пределы государственной и религиозной деятельности, по бумагам, разграничены и не пресекаются. Всем религиозным организациям обещано равенство перед законом и запрещено участие в политической жизни страны.

Также религиозные учреждения не должны вмешиваться в образовательный процесс, а всякий человек имеет право свободно по своей инициативе ознакомляться с их вероучениями, либо не интересоваться религией вовсе. Но по факту всё далеко не так безоблачно.

Первый серьёзный удар по религиозным организациям - требование обязательной их регистрации. Кажется, формальность. Но, как показывает практика, далеко не каждая община способна миновать этот вступительный порог.

С 2016 года специальная Комиссия решает религиозные вопросы в Туркменистане.

Впрочем, это не самое страшное. При благоприятном развитии событий можно даже получить лицензию на создание образовательного духовного учреждения. Правда потребуется привлекать в преподаватели компетентных, дипломированных специалистов. Иначе нельзя.

Зарегистрироваться и пустить всё на самотёк не выйдет. В 2016 году принят Закон, согласно которому, специальная Комиссия изучает деятельность и материалы религиозных организаций. В случае возникновения претензий к этим организациям могут последовать серьёзные меры против них.

Фактически, именно эта Комиссия решает десятки вопросов, связанных с религиозными организациями:

  • контролирует исполнение законодательства;
  • проверяет жалобы;
  • утверждает руководителя, если центр организации - за пределами страны;
  • организует религоведческие экспертизы;
  • мониторит религиозную литературу, поступающую в страну;
  • решает вопросы регистрации и открытия религиозных учреждений.

Ряд вопросов также могут решить органы местного самоуправления. Так что совсем автономно религиозным организациям существовать не удаётся. Они остаются в сильной зависимости от государства.

Допустим, тот же крестный ход нужно будет согласовать. Не согласует - дальше культового здания проводить такой ритуал будет противозаконно.

В 1994 году основан так называемый Генгеш. Этот орган осуществляет надзор за различными религиозными организациями. В его составе находятся следующие лица:

  • муфтий;
  • заместитель муфтия;
  • православный благочинный;
  • гражданский чиновник.

Причина такого состава прозрачна: представители ведущих религиозных традиций плюс нейтральное лицо.


Мечеть Туркменбаши Рухы – главная мечеть Туркменистана. Фото: advantour.com

Членам совета назначили жалование за государственный счёт. Это странно для светского государства, но что имеем, то имеем.

Генгеш проводит экспертизы и даёт консультации по религиозным вопросам. Фактически это промежуточная организация между светской и религиозной. Показательно, что члены Генгеша свободно и часто участвуют в религиозной деятельности.

В древности на территории Туркменистана исповедовали буддизм, зороастризм и христианство

В доисламский период здесь уже побывали представители 3 великих мировых религий. Немного расскажем о каждой.

Буддизм - учение о том, как покинуть материальный мир, полный страданий. Буддизм не атеистичен по своей природе, но полностью игнорирует вопрос существования Бога. Куда важнее образ жизни и мышления отдельно взятого человека. Буддизм - это постоянная практика, философия умеренности и самая мирная из существующих в мире религиозных традиций.

Зороастризм - религия, которая отпочковалась от индуизма в период кризиса вед.

Главной задачей зороастризма стало полностью отвергнуть ведическое наследие и создать новую религиозную традицию, которая избежала бы ошибок предшествующей.

В итоге пророк Заратустра создал религию, давшую начало дуалистическим традициям. Зороастризм - первое учение, которое делит мир на зло и добро. Именно отсюда берут начало монотеистические традиции. Многое в иудаизме и христианстве базируется на идеях зороастризма: есть ангелы, страшный суд, аналог дьявола и др.

Христианство в представлении не нуждается. Есть смысл только сказать, что туркмены познакомились с нею около III века.

Религия 90% туркменов - ислам

Какая религия у туркменов самая популярная? Это ислам суннитского толка. Эта религия создана легендарным пророком Мухаммедом. Отличительная черта ислама - то, что его Священное Писание не приписывается человеку. Подразумевается, что этот текст - прямое откровение Бога.

Ислам - молодая религия, но её сторонники убеждены, что именно она самая правильная. Идея заключается в том, что именно ислам исповедовали на земле изначально. Христианство, иудаизм и другие религии - это искажённые временем и людьми учения. Мухаммед же возродил былую веру в её изначальном виде.


Реконструкция облика Мухаммеда, основателя ислама. Фото: god2019.net

Ислам суннитского толка - это традиция, в которой не почитают родственников Мухаммеда. В противоположность ей есть ислам шиитского толка.

Придя на территорию современного Туркменистана, мусульмане вытеснили все прочие традиции и до сих пор сохраняют ведущее положение.

Православных среди туркменов почти полмиллиона человек

Туркмены неохотно меняют свою религию на православие. Большинство верующих - это приезжие. Христианское православие представлено только Русской православной церковью.

столько православных насчитывается в Туркмении на 2019 год

Прихожан - около полумиллиона человек. Это примерно 9% от всего населения, что делает православие второй по значимости религий у туркменов.

По актуальным на осень 2019 года подсчётам в Туркмении действовало 12 православных граммов, где служило всего 15 священников.


Храм Святой Троицы. Деревня Гора-Валдай в Туркмении. Фото: gora-valdai.ru

Постепенно православие привлекает всё больше жителей Туркмении. Причину этого в материале для сайта «ЦентрАзия» объясняет один бывший имам, чьё имя журналисты предпочли не приводить:

«Причина в «огосударствлении» ислама, которое начал С. Ниязов, примерно 15 лет назад.

Я глубоко верующий человек, но могу сказать, что когда государство начинает вмешиваться в религиозные дела, причем абсолютно в них не разбираясь, начинает назначать муфтия и ответственных лиц в каждой мечети, я уже не говорю про поклонение «Рухнаме» наравне с Кораном, то ничего хорошего из этого не выйдет.

Пусть уж лучше государство остается светским, чем такая «поддержка» Ислама. То, о чем вы спрашиваете, и есть главное следствие этого вмешательства.

Боюсь, что тенденция эта - уход мусульман в другие религии - будет только нарастать. Ведь не только в православие уходят наши люди.

Сейчас много различных сект, которые очень активно работают с населением и вовлекают людей в свою веру. А в трудные времена людям нужна духовная поддержка, и они ее ищут.

Но в мечетях сейчас сидят люди, плохо сведущие в исламе, не имеющие соответствующего образования. Относящиеся к служению Великому Аллаху, как к работе.

Поэтому многие разочаровываются в Исламе или просто перестают ходить в мечети, предпочитая молиться дома.

На днях смотрел по телевизору репортаж о заседании Кабинета министров. Там Бердымухаммедов, требует, чтобы хяким Марыйского велаята отчитался о ходе строительства мечети в Мары.

Значит, опять государство будет решать, где строить мечети, кому строить и, соответственно, будет само назначать туда имамов.

Зачем это? Зачем они опять вмешиваются в дела религии? Одна надежда, что хадж, который он совершает, и встречи с руководителями Саудовской Аравии чему-то научат нашего президента».

12 православных приходов на 2019 год действуют в Туркменистане.

О более личных причинах перехода в православие рассказывает узбечка Зарина И., которая приняла христианство в 2002 году:

«В русскую Церковь, в отличие от мечети (куда можно приходить только в пятницу), мы можем прийти в любое время.

Церковь открыта с утра до вечера. Здесь мы можем побеседовать с батюшкой, получить от него добрый совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации».

В Туркмении есть католики, протестанты, кришнаиты и представители других традиций

Религиозный мир Туркмении не исчерпывается мусульманами и православными. Почти все верующие других религий - это переселенцы, которые сохранили преданностью своим религиозным традициям.

Из христиан есть и католики (около 50 человек!), и лютеране. И те и другие официально зарегистрированы. А вот свидетелям Иеговы повезло куда меньше: они действуют нелегально. При этом есть христианские малочисленные христианские общины, которые всё же добились признания у государства

В Туркмении есть даже малочисленная община кришнаитов:

  • пятидесятники;
  • баптисты;
  • адвентисты.

Помимо христианских церквей есть также община кришнаитов, зарегистрированная в 2004 году.

David Stanley/flickr.com

О стране

Туркмения является наиболее интересной страной в Центральной Азии. Эта страна родоначальник многих культур и традиций. Через нее проходил Великий Шелковый путь. Культура Туркмении просто насыщена памятниками глубокой старины. Население страны самобытно и бережно хранит свою многовековую культуру. Красочная природа подарила этому уголку уникальные ландшафты, и разнообразные природные комплексы. Безжизненные пустыни идут вперемежку с красивыми горными пейзажами. Зеленые оазисы перетекают в бесконечный пейзаж морского побережья.

География Туркменистана

Туркменистан - государство в Средней Азии. Соседи Туркменистана на юге: Афганистан и Иран. На севере: Казахстан и Узбекистан. Запад страны омывает Каспийское море. Пустыня Каракумы занимает большую часть страны. У побережья Каспийского моря находится залив Кара-Богаз-Гол. Его уникальная особенность в том, что он ниже уровня моря на 35 метров. Туркменистан – горная страна. На юге и юго-западе страны находятся горы Копетдага и Паропамиза. Так есть одно из самых крупных соленых озер – Сарыкамышское. Основная река Туркмении – Амударья. Из природных ресурсов, которыми обладает страна – это цветные металлы, редкоземельные металлы, нефть, газ, каменные соли. Растительность в пустынях состоит в основном из саксаула, кандыма и разных других кустарников. Горячие барханы пустыни иногда покрываются зеленью, после осенних дождей. Наиболее интересна для путешественника - растительность гор. Вдоль рек растут тугайные леса. Деревья: турагни, серебристый лох. Животный мир Туркменистана так же многообразен. Более 90 млекопитающих обитает в горах и пустынях страны - это редкие животные – кулан, леопард, снежный барс, сайгах, архар. Среди 300 разновидностей птиц можно встретить пеликанов и фламинго. Уникальный природный уголок – это котловина Ер-0йлан-Дуз, дно которой наполнено соленым озером и солончаками. Весь пейзаж дополняют давно потухшие древние вулканы.

Площадь страны составляет 491 200 км²

Население

На территории Туркменистана проживает около 4,884,887 чел.

Официальной валютой является Манат (TMT).

Официальный язык - туркменский

Нужна. Получается в консульстве

Климат

В Туркмении очень засушливый климат. В январе температура достигает + 4 градусов на юге страны и – 5 на севере-востоке. Были случаи заморозков до - 22. В пустыне температура опускалась до 20 – 32 градусов Цельсия. В летние месяцы температура держится в пределах + 28 С на северо-востоке и около Каспийского моря. На юге жара достигает +34С. Если Вы хотите посетить горы, то там температура редко достигает +17 С. В центре страны, в пустынных районах градус накаляется до +50 на солнце. Но при заходе солнца жара спадает до + 15 – 17С. Весной и осенью в пустынных районах часты заморозки. Сезон осадков в Туркмении приходится на зимний период, когда выпадает до 77 мм дождя. Летом осадки редки, а в пустыне Каракум летом их вообще не бывает. Зимой влажность воздуха не больше 60%. Резко континентальный климат Туркмении характеризуется сильными верами – холодными со стороны Казахстана (зимой), и жаркими с горных склонов (летом). Для путешествий самое благоприятное время – это весна и осень. Апрель – Июнь. Сентябрь – Ноябрь.

Достопримечательности Туркменистана

Для туриста, путешествующего по Туркменистану, лучше всего начать свое знакомство с этой страной с «города любви». Именно так переводится столица страны – Ашхабад. Город находится на юго-западе страны, в большом оазисе около гор Копетдага. Сам город – молодой. Сформировался вокруг русской крепости в 1881 году. В 1885 году через город стала ходить ветка Каспийской железной дороги. Это придало сильный толчок в развитии Ашхабада. В 1948 году 6 октября Ашхабад был стерт с лица земли мощным землетрясением. Больше 110 тысяч человек погибли в тот страшный день. Но город выстроили с нуля менее чем за 20 лет. В Ашхабаде рекомендую посетить базар «Толкучка», где можно приобрести традиционные туркменские ковры, которые привозят сюда со всех уголков страны. Вместо рынка – можно сходить в столичный Музей Ковра. Это единственное такого рола сооружение в мире. В музее находятся ковры, начиная с 17 века. Недалеко от Ашхабада можно посетить место Анау-Депе (IV-III тыс. лет до н. э.). Там сейчас ведутся археологические раскопки. Ученые утверждают, что эти оазисы предгорий в древности были родиной для многих цивилизаций. Стоит посетить крепость Анау (III в. до н. э. - III в. н. э.) и руины города Анау с мечетью, что бы в этом убедиться. Недалеко от Ашхабада хранит молчание древний памятник архитектуры – развалины столицы Парфянского государства – Ниса. На территории Нисы было обнаружено огромное количество табличек из глины, остатки кварталов, дома, архивы документов и произведения искусства. Обязательно прогуляйтесь по пешеходной трассе в горах "Сердаор-Елы". Ее путь лежит через самые красивые места Копетгада. Следы древних цивилизаций приводят к самой древней областей Средней Азии – к оазису Мерва. Именно здесь были обнаружены первые следы ирригации в этих краях. Находка относится к периоду бронзового века. Само происхождение города Мевр – окутано загадками. Именно тут жили и творили свои произведения Омар Хайям, ас-Самани и Имамад дин-Исфахани. Город Мары по величине – на третьем месте в Туркмении. Расположен посреди Каракум в большом оазисе. Основан в 1884 году русскими, как административный центр недалеко от древнего Мерва. В городе можно посетить Музей истории. Там Вы увидите огромную коллекцию туркменских ковров разных времен, национальные одежды, наборы серебра и золота. Обязательно посетите краеведческую и этнографическую экспозицию. Туркменбаши (бывший Красноводск) – это единственный в стране город порт. Через него идет вся связь с Европой и Россией. С востока город окружают невысокие горы. На западе он омывается волнами Каспийского моря. На побережье Каспийского моря можно хорошо отдохнуть. Чистые пляжи, теплая прозрачная вода, богатая флора и фауна. Для Вас будут открыты все доступные виды спорта.

Кухня

Туркменская кухня близка ко многим азиатским кухням – особенно к Узбекской и Таджикской. Молоко и мясо для туркмен стали основными продуктами в условиях пустынной местности. В этой стране Вам нужно попробовать баранье мясо. Его всегда хвалят. Так же часто в употреблении мясо горных козлов. Для настоящей Туркменской кухни характерны чисто мясные блюда, без примеси других продуктов. Мясо прошедшее тепловую обработку, подается без гарниров.

Транспорт

Дороги в Туркменистане развиты слабо, все дело в особенностях географического положения государства. Проложить через пустыню магистрали – невозможно. Пока эту проблему правительство решить не может. В Туркмении есть железная дорога, но не электрифицированная. Поезда – в основном старые советские или старые китайские. Вся эта инфраструктура нуждается в инвестициях и плохо развита. Авиатранспорт развит в Туркмении лучше всего. Международный аэропорт позволяет прилететь и улететь из страны практически в любую точку земного шара. В Ашхабаде – аэропорт в современном здании. На табло вы всегда увидите информацию о текущих рейсах. Качество авиаперевозок в стране на хорошем уровне. Занимается авиаперевозками только одна государственная компания. Что касается столицы Туркмении то, чтобы туристу быстро осмотреть город, лучше всего воспользоваться такси. Таксистами кишит весь город. Любой человек, имеющий машину – уже начинает таксовать. Это сейчас единственная недорогая и хорошая возможность передвигаться по городу. Общественный транспорт развит плохо, и по-этому все жители Ашхабада пользуются услугами таксистов. Цена проезда не дорогая. Найти свободную машину достаточно легко – нужно просто подойти к обочине дороги и проголосовать. Нужная машина подъедет сразу же.

Обмен валюты

Местная валюта – это Манат. Он равен 100 теньге. Курс обмена на июнь 2011 года равен 1 RUB = 0.1 TMT. В стране ходят банкноты номиналом 5, 50, 100, 500, 1000, 5000, 10000 манат. А так же 1 манат. Мелочь (теньге) в монетах – 1, 5, 10, 20, 50 теньге. Несмотря, что манат - это единственное законное средство купли продажи, приобрести редкий или драгоценный товар чаще можно и за другую валюту. Время работы банков. Понедельник – Пятница. С 10-30 до 17-30. Если Вы хотите поменять валюту, то рекомендую менять только в банках и обменных пунктах. Пользоваться услугами частных менял не рекомендую, ввиду их частого мошенничества. Кредиткой расплатиться можно только в очень крупных магазинах Ашхабада.

Электричество

220V/50Hz (Розетки стандартов C/E)

Религия

Основная религия Туркмении - Ислам. Это первое государство в Азии, которое стало официально исповедовать эту религию. Но вера в этом регионе немного отличается и имеет четко выраженные отличия. За много веков до Ислама в стране сложились племенные отношения, и эти отношения порой сильно противоречат религиозным писаниям. В городах и в отдаленных районах все туркмены четко делятся на разные племенные группы. Каждая из групп имеет свой диалект, стиль вышивки, украшения. Все группы легко различаются по одежде, но так же имеют огромное количество других признаком, менее заметных глазу.

Безопасность

Среди Азиатских государств Туркмения наиболее безопасная для туриста страна. Даже в Ашхабаде, самом крупном городе Туркмении, уровень преступности низкий. А преступления против граждан других государств вообще редкость. В толпе народа часты случаи воровства. Карманники не дремлют. Не оставляйте без присмотра свои вещи, документы, деньги. Эта страна довольно бедная, и поэтому преступность в основном – это воровство. Ночью лучше не посещать отдаленные районы. Некоторые из них вообще закрыты для посещения иностранцев. В провинциях воровства практически нет. Можно наткнуться только на попрошаек, или нищих. Если Вы не знаете района, то лучше путешествовать по нему с помощью проводника. Полиция Туркмении чаще всего доброжелательна. Она хорошо исполняет свою работу. Но для общения с ней лучше всего предоставить паспорт.

Здоровье

Туркмения - мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.

Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях - такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат обережными знаками.

Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания - одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым - еще одна важная часть церемонии. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба - настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.

Ковроткачество - еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели - легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.

Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.

Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен - многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССР и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

В последние годы официальная пропаганда довольно четко акцентируется на исключительности туркменского народа и величии её вождя, поэтому случаи проявления ксенофобии все-таки иногда встречаются в местной жизни. Однако они довольно редки и относятся, в основном, к представителям "поколения 90-х".