Известные шаманы. У каких народов россии самые сильные шаманы. Какие функции выполнял шаман

Первый в истории Тувы международный фестиваль шаманов прошел с 19 по 27 июля. В общей сложности в мероприятии приняли участие более 200 человек, в том числе 10 лучших мастеров из России, Гренландии, Южной Кореи, Мексики, Монголии, Скандинавии и Казахстана, их ученики и последователи.

На фестивале собрались самые известные и сильные шаманы со всего мира. Медитируя и камлая (вызывая духов), они спрашивали небо, землю и вселенную о будущем нашей планеты и проводили обряды для гармонизации обстановки в мире.

Всех их, по ее словам, в республику призвал известный тувинский шаман, мастер горлового пения, народный целитель и член-корреспондент Российской Ассоциации народной медицины (РАМН) Николай Ооржак.

"Он призвал шаманов уйти на трое суток в горы, чтобы там через медитацию и голодание постичь истину. Однако из всех десяти мастеров сделать это отважились только четверо", - сказала организатор.

Впрочем, как отметила Дарьина, мощные процессы очищения и трансформации во время мероприятия прошли не только ведущие шаманы, но и все остальные участники фестиваля.

"Первые дни были для многих достаточно трудными. Здесь каждый проходил свой урок. Тува - это особенная земля, здесь очень мощные горы, множество древних захоронений, курганов. Все эти священные места наполнены огромным количеством духов, чьего расположения не так-то просто добиться", - говорит собесседница.

Кроме того, по ее словам, Тува уникальна еще и тем, что является одним из немногих регионов, где шаманизм сохранился в своем первозданном виде.

"Тувинцы издавна соблюдали установленные обычаи, правила и нормы поведения по отношению к природе и окружающему миру. Бури, наводнения, а также болезни и другие бедствия воспринимались ими, как ответная негативная реакция духов, их гнев. Через шамана, как через специального посредника, просили прощения у духов природы, испрашивали благословение себе и скоту, молили о хорошем урожае и доброй охоте, получали исцеление от болезней", - пояснила Ирина Дарьина.

По ее словам, от своего вероисповедания тувинцы не отказались даже во времена СССР, когда следование подобным неофициальным религиям было чревато ссылкой или даже расстрелом. Тогда, опасаясь репрессий, шаманы скрывали свой дар. К открытым практикам они вернулись лишь после смены власти. Причем, если до этого шаманы действовали исключительно в одиночку, то теперь они стали объединяться в специальные общества. К примеру, сейчас в регионе их три - "Дунгур", "Тос-Дээр" и "Адыг-Ээрен". Более того, у тувинских мастеров со временем появился и свой собственный президент - Монгуш Кенин-Лопсана, с чьего благословления в республике, к слову, и прошел международный форум шаманов.

"Мне очень хочется, чтобы практика тувинского шаманизма сохранилась и продолжила свои традиции в современном мире. Сегодня, несмотря на замечательные достижения науки и техники, проблем и противоречий стало еще больше. Они есть в рамках одной семьи, в рамках государства и между государствами. Поэтому очень хочу, чтобы идея данного фестиваля была направлена на поддержание гармонии между людьми и во Вселенной", -говорится в его официальном обращении.

Также идею проведения международного фестиваля в Туве поддержало и министерство культуры республики.

"Пока ведущие шаманы творили свои обряды, для всех участников мероприятия были организованы мастер-классы от лучших мастеров-шаманов из Тувы, Якутии, Бурятии, Алтая и Хакасии, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, гости фестиваля могли посетить различные лекции о шаманизме, уроки горлового пения, разучить "Танец орла", а также получить индивидуальную консультацию мастера", - добавила организатор.

Впрочем, чтобы попасть на прием к тувинскому шаману, специально ехать на такой фестиваль совсем не обязательно. Подобные услуги в республике оказывают повсеместно - как в столице региона, так и во многих окрестных деревнях.

Во время своих обрядов как городские, так и сельские шаманы всегда используют специальный бубен, который как уверяют мастера, позволяет им перемещаться в другие миры. Такой инструмент обязательно изготавливают из лучшей части высохшего лиственного дерева, обтягивают кожей быка, оленя или буйвола, а затем украшают специальными символами, перьями и подвесками. Палочку, которой бьют в бубен, делают из бамбука или кости с ноги небольшого животного.

Еще одной неотъемлемой частью любого шаманского ритуала является огонь, который служит для мастера проводником из материального мира в мир духовный.

"Ритуал почитания и кормления огня называется - сан или санг. Место для обряда выбирается в зависимости от цели ритуала. Там шаман выкладывает определенное количество веток и создает особую форму костровища. Во время приготовления к обряду нужно сосредоточиться на решении своих жизненных задач и мысленно просить Бога и духов о помощи. Во время камлания желательно закрыть глаза, а при некоторых обрядах это даже обязательно нужно сделать", - говорится на сайте тувинских шаманских обществ "Дунгур" и "Тос-Дээр".

Еще одним обязательным атрибутом тувинского шамана является Кузунгу - так называемое шаманское зеркало.

"Мы создаем представления и им следуем, некоторые могут оказаться вредными, стать причиной и средой для появления отрицательных энергий. В исконном состоянии ум чист и свободен. Кузунгу нейтрализует вредоносные влияния. В руках шамана - это меч, который отсекает омрачения ума и направляет свет в нужную сторону", - пояснили в обществе шаманов.

Помимо этого во время своих ритуалов шаманы могут использовать специальные амулеты, обереги, маски и даже некоторые пищевые продукты (пять видов зерна, топленое масло, молоко, творог, печенье, конфеты, тувинскую муку (далган), а также мясо без косточек), как говорят, для задабривания духов.

Как известно, Тува расположена в самом центре Азиатского материка, на юге Восточной Сибири. Заселенная человеком еще при палеолите, она имеет сложную этническую и политическую историю. В древние времена данная территория не раз становилась ареной кровопролитных сражений и войн. Год за годом, сменяя друг друга, здесь появлялись все разные племена, народы, государства, оставившие после себя неповторимые памятники истории .

Тувинцам удалось сохранить и свою самобытную культуру, неотъемлемой частью которой являются национальная борьба "Хуреш" и искусство горлового пения "Хоомей". Такой стиль исполнения акустически связан с тяжелым, низким, жужжащим звуком крайне низких частот. В отличие от пения монголов, тувинский "Хоомей" может исполняться без текста и использоваться во время совершения шаманского обряда.

Шаманы

Шаманы являются духовными наставниками, но не божеств, а элементов. В отличие от других мистиков, они взаимодействую с силами не очень то дружелюбными. Элементы хаотичны, предоставлены сами себе, и борются друг с другом в бесконечном хаосе.
Призвание шамана – принести порядок в этот хаос. Выступая в качестве посредника среди Земли, Огня, Воды и Воздуха, шаманы призывают томемы, которые сосредотачивают стихии для помощи шаману.

Шаманы – посредники среди стихий. Духовные лидеры своих общин, они общаются с духами предков и стремятся сбалансировать бушующие стихии. Они могу призвать стихии во время боя, чтобы поразить врагов или исцелить союзников. Шаманы могут усилить оружие различными эффектами, поражать врагов молниями и всплесками лавы, а также призывать могучих элементалей на свою сторону.

Шаман – гибридный класс. Могу специализироваться на прокастах, мили атаках и лечении. Шаманы являются одним из самых универсальных классов в игре.

История

Шаманизм существует со времен первых разумных рас, открывших силу элементов: Огня, Воды, Земли и Воздуха. В Драэноре, теперь разрушенный Aутленд, шаманами были орки, в Aзероте тролли и таурены. Хотя в Aзероте шаманизм процветал, в Драэноре он был уничтожен во время Великого Переселения Орды в Aзерот через Темный портал.

Величайшие орки были шаманами. Зулухед Измученный, Нер’зул, Гул’дан – первые из них. Однако, Кил’джеден, повелитель Пылающего Легиона, разрушил их связи с духами в священной горе Ошу’гуна. Они принял форму предка шаманов, чтобы убедить старосту общины, что дренеи – враги. Последовавшая за этим массовая охота на дренеев обидела духов, и они лишили шаманов силы.

Все было готово…

Отрезанные от стихий, бывшие шаманы обратились за помощью к силе Пылающего Легиона, став чернокнижниками. Многие попытались вернуть расположение духов, но им не удалось. Даже Дрек’ Тара засосала черная магия, много лет спустя и по сей день он не может простить себя за то, что продался тьме, которая отравляет его и всю расу орков.

Нер’зул стал варлоком, создавшим портал из Драэнора в другие миры. Такое обилие порталов разрушило Драэнор, создав, разрозненные земли Aутленда. Нер’зул раскаивался, но его притащили к Кил’джедену, который пообщал ему бесконечные муки ада, если тот не примкнет к Легиону. Нер’зул согласился, и его превратили в могущественного Короля Лича, которой поселился в теле Aртаса Менетила, его первого и самого сильно Рыцаря Смерти.

Возвращаясь к Aутленду, стихии медленно восстанавливались от потрясений, случившихся, после открытия порталов. Через некоторое время элементы, забытые и покинутые, нашли родственную душу в дренее по имени Нобундо.

Как и ожидалось, раса не имела значения среди шаманов. Духи сами учили Нобундо балансу природы, силе и природе стихий. Проведя годы в качестве ученика, Нобундо сам стал учителем. И начал поиски учеников в Занграмаше.

Среди окров шаманизм оставался почти вымершим до прихода Тралла, сына покойного Дуротана и будущего вождя клана Северного Волка. Тралл захватил бразды правления Новой Орды, положил начало новому поколению шаманов и запретил темную магию Пылающего Легиона. В те времена, шаманы стали были героями фантастических и невероятных историй.

Обзор класса

Изначально шаманы были доступны только для Орды и только для рас: орки, таурены и тролли. Класс был разработан как альтернатива Aльянсовским паладинам и у них были схожие способности. Но баланс между этими классами стал непосильной задачей для близзов, и развитие палов и шаманов заморозили.

После выхода БК в 2007 Aльянс получил доступ с шаманам и новую расу – Дренеев, а Орда получила доступ к паладинам и новую расу – Кровавых Эльфов. После этого у близзов появилась возможность сбалансировать шаманов вместо того, чтобы копировать палов. В дальнейшем, к шаман допустили и другие расы. Гномы и гоблины приняли шаманизм. Пандаренам тоже доступен этот путь.

В прошлом, шаманов называли мастерами на все руки. Это было результатом того, что они имели много способностей за пределами своей специализации. После капитального ремонта тотемов в патче 5.0.4, шаманы дают много полезных баффов для своих союзников. Наличие таких способностей как Превращение и Привязка Элементаля сильно помогает рейду. И, наконец, Реинкарнация и Дух предков позволяют шаману быстро помочь своим союзникам при вайпе рейда. Эти способности делают шамана одним из самых сильных саппортов в игре.

Шаманы могут выполнять три роли в игре: маг, милишник и хилер.(Элем, Энх, Рестор). Изначально Энхи были разработаны офф-танками, чтобы контрить прото палов. После того, как Орде стали доступны паладины, и были введены рыцари смерти в Личе, потребность в танко шаманах исчезла.
Но несмотря на попытки разработчиков разделить роли шаманов на дамагеров и хилеров, некоторые энтузиасты продолжали использовать их как танков. Однако патч 4.0.1 окончательно уничтожил шаманов, как танков.

Группировки шаманов

Кольцо земли: группа шаманов, принимающая все рассы – орки, таурены, тролли, маг’хары, разбитые(дренеи из Aутленда), дренеи, гоблины, гномы.
- Безымянные Дренеи: группа созданная Предсказателем Нобундо.
- Темный шаман: группа темных шаманов под Оргриммаром.

Известные шаманы

Дрек"Тар - вождь и старейший шаман клана Северного Волка
Нер"зул - Король Лич
Тралл - лидер Кольца Земли, бывший вождь Орды
Зулухед Измученный - лидер клана Драконьей пасти
Провидец Нобундо - первый дреней шаман

P.S A какой ваш любимый спек у шамана?

Шаманы Алтая и других регионов Сибири - люди, наследующие древнейшую традицию, которая несёт в себе многовековое знания и мудрость. Как выглядит их жизнь, каково их мышление - такими вопросами задаются многие люди. И мы приоткроем завесу тайны над одной из древнейших традиций, существующих на территории России.

В статье:

Шаманы Алтая - кто они

Шаманизм - древнейшая в мире традиция. Она появилась намного раньше многих духовных учений или магических практик. Всё потому что её основа - то, что люди видели непосредственно рядом с собой. Часто основывалась на видимых проявлениях природы, грозах, дождях и тому подобному. Человек видел это и думал, что такая сила может быть высвобождена только при посредничестве каких-нибудь великих сил. Многие отождествляли такие силы с богами, а также с духами. Но раз так, раз это сила, которая по своей воле может направлять такие монструозные погодные явления, то значит с ней можно общаться. Потому что воля говорит о самосознании, которое может её направлять. Именно таким путём человечество пришло к практике шаманизма.

Шаманы были не просто людьми, которые много знали и умели. Они были избранниками этих самых духов. Такое сближение могло значить также то, что они являются, в некотором роде, родственниками духов. И все свои действия совершают при их помощи и посредничестве.

Но Алтай - регион особый. Если в других частях мира человечество забыло шаманизм или он так сильно изменился, что его уже не узнать, то шаманизм на Алтае остался в, так сказать, первозданном своём виде. Алтайцы крепко держатся древних традиций, не позволяя изменять давние верования. Стоит уточнить, что шаманизм - не религия. Это способ общения с высшими сущностями или существами с другого плана бытия. С духами, душами умерших и другими представителями. А шаманы горного Алтая очень и очень опытны в подобных вопросах. Они никогда не теряли связь с теми мистическими силами, которые живут в нашем мире. И даже в нас самих.

Как же выглядит современный алтайский шаман? В повседневной жизни - как угодно. Они могут встречаться как в традиционных костюмах, так и в джинсах. Их очень редко получается отличить от обычного алтайца. Разве что по тому уважению, которое шаману оказывают окружающие. Потому что это - личность известная, к которой часто наведываются за лечением или советом. Но во время камланий все они одевают ритуальные костюмы, дабы оказаться как можно ближе к оригинальному образу.

Хотя, конечно, сейчас сам образ уже мало что значит. Не в культурном, а в сакральном плане. Потому что, всё-таки, связь с духами это дело более личное, внутреннее, чем внешнее. Полный антураж настоящего шамана сохраняют только старые представители этого учения. Они всё ещё живут в традиционных жилищах, всегда ходят в национальных костюмах. Но современные последователи начинают отходить от подобного образа жизни. Потому что современность диктует свои законы, где бы люди ни жили.

Шаманизм в Бурятии и ритуал превращения

Шаманизм в Бурятии стоит отдельно отметить за один очень впечатляющий ритуал. Да, различий в шаманизме народов Сибири и дальнего Востока существует множество. Одни из них мелкие, другие - разительные. Но в Бурятии существует древний ритуал, который настолько сильно отличает её от других шаманских культур, что не упомянуть о нём невозможно. Смысл этого ритуала - показать тот процесс, который проходит человек, когда становится шаманом. Ритуал, показывающий душевную трансформацию.

В Бурятии шаманом может стать только потомок шаманского рода.

По традиции бурятского народа, шаманом может стать только тот, у кого есть утху. Если перевести на русский - наследственные корни, шаманские предки. Ещё стоит добавить, что в бурятской традиции шаман всегда воспринимался и как избранник, и как мученик. Человек рождался с такой печатью и жил с нею всю жизнь. Известны всего лишь несколько историй, когда потомок шаманского рода отказывался от своего наследства.

На пути своего становления, будущий шаман должен был пройти очень длинный путь. Как духовный, так и телесный. Он должен был пройти целых девять посвящений, в конце которых он получал звание цельного или качественного. Перевод достаточно грубый, но при этом очень близкий. Обряд посвящения в шаманы, шанар , заключался в следующем. Сооружалась аллея из 27 берёз, но больше всего внимания уделялось дереву-матери и дереву-отцу.

На вершину первого устанавливалось гнездо, в которое клалось девять яиц. У основания дерева устанавливался символ Луны. Изображение Солнца устанавливалось на верхушке дерева-отца. Также большое внимание уделялось внутренней обстановке, помостам для омовения и подобным вещам. Сам посвящающийся должен одеться в традиционную одежду, включающую и доспехи.

Камлание шамана

Посвящение начиналось с камлания. Призыва духов-предков, которые должны определить достойность или недостойность претендента. Дальше будущему шаману передавался весь ритуальный инвентарь, кроме бубна. И обращаемый должен показать всё своё искусство. Он должен танцевать по постройке, забираться на берёзы, прыгать с одной на другую. Делать всё то, чему его учили долгие годы. Дабы впечатлить всех наблюдающих - как мёртвых, так и живых. Такое посвящение должно длиться несколько дней, оптимально - девять. Всё это время молодому шаману запрещается выходить из ритуального помещения. Еду и воду ему приносят. Лишь после этого он становился настоящим шаманом. Если, конечно, духи предков говорили, что он действительно достоин такой чести.

Хотя, учитывая веру в то, что шаман больше мученик, нельзя сказать, что его жизнь будет так уж счастлива. Но, тем не менее, она будет положена на благое дело, служение обществу и людям. Цель однозначно благородная. Ведь шаман - связное звено между миром духов и миром материальным. Он помогает людям исцеляться, обеспечивает духовное отдохновение и многое другое. Но за эти силы приходится расплачиваться, как и за любые другие. В случае с шаманом - его жизнь больше не принадлежит ему. Он до последней капли крови отдан на служение.

Шаманы Якутии

Шаманы Якутии - последователи шаманизма, на которых также стоит остановиться подробнее. Есть, конечно же, много других представителей из разных народов, про которых нужно бы рассказать широкому читателю. Это и тувинские шаманы, и традиции шаманизма в Хакасии, и Эвенки, шаманизм которых известен далеко за пределами Алтая. Но мы постараемся рассказать лишь о наиболее интересных аспектах шаманской традиции. Самое разительное отличие якутских шаманов от своих коллег из других народов - традиции захоронения, а также дух-зверь. Это не просто тотемное животное, а почти что материальный спутник, который сопровождает шамана всю его жизнь. И продолжает сопровождать после смерти.

В разных трактовках можно встретить разно упоминание о том, кто же такой этот дух-зверь. Некоторые говорят, что это - чисто умозрительное понятие, призванное показать внутреннюю сущность шамана. Его характер. Словно зверь - отображение его души. Это частично верно. Другая трактовка рассказывает, что дух-зверь - покровитель, дающийся шаману для защиты. Ведь он избранник духовного мира, а духовный мир всегда заботится о таких людях. Это тоже частично верно. А истина, как всегда, где-то посередине.

Обе трактовки верны и настоящее предназначение духа-зверя кроется в обеих. Он и отображение внутренней сущности шамана, которая проецируется на реальный мир, и мистический ангел-хранитель. Словно мир духов это яркая лампа, шаман - сложная картина на бумаге, а зверь - тот образ, который появится на столе, если направить одно на другое. Также, этот дух даёт шаману защиту от магического нападения со стороны других шаманов или злых потусторонних. Зверь играет роль источника силы, который в подходящий момент помогает преодолеть любую опасность. Так что его значение сложно переоценить.

Эвенкийский шаманизм

А что насчёт захоронений? Внимание стоит уделить как древним традициям шаманских захоронений, так и тем, которые появились относительно недавно. В древности шаманов хоронили в специальных сооружениях, которые назывались арангасами. Это - деревянные конструкции, которые крепились на стволы деревьев, высоко над землёй. Место выбирали в чаще леса, как можно дальше от дорог и человеческого жилья. В гроб к мертвецу клали все его ритуальные атрибуты. Кроме бубна. Бубен разламывали и вешали над могилой, чтобы он не достался чужому.

Шаманизм как феномен представляет собой социокультурное явление, оказывающее влияние на мировоззрение многих народов мира. Хотя, если судить строго географически, это, прежде всего, сибирское и среднеазиатское религиозное течение. «Шаман» – слово из языка тунгусов. Эта ранняя форма религии, предполагающая общение с духами, до сих пор практикуется у народов Сибири и Дальнего Востока.

Исследователи данного явления считают, что самые сильные в мире шаманы живут именно в России.

Религия «назначенцев»

Шаманизм не преобладающая религия в Центральной и Северной Азии, хотя и доминирует в религиозной жизни целых регионов. Шаманы как избранные до сих пор представляют собой в этих отдаленных от цивилизации районах собой единственных «посланников истины». Аналогичные шаманизму магико-религиозные явления исследователями фиксировались в Северной Америке, Индонезии и Океании. В основном с шаманизмом мирно сосуществуют другие формы магии и религии.

Шаман – это избранник духов, «назначенец» свыше. Он своего рода передатчик воли небес, посредник между Богом и людьми. Входя в транс, шаман транслирует божественную волю посредством танцев, ударов в бубен или иного способа сакрального музицирования, произнося определенные заклинания. Шаманы входят в экстатическое состояние (камлание), чтобы отыскать ответы на самые разные жизненно важные вопросы: как вылечить больного, какой будет охота и другие. Шаман – специалист по трансу, уникум, способный в своих священнодействиях вознестись до неба и опуститься в ад, – именно эта особенность отличает его от иных «посредников» между земным и небесным в других верованиях и религиях.

Как считают археологи, шаманизм зародился в Сибири еще в эпоху неолита и бронзового века. Если исходить из научной точки зрения, это - наидревнейшее религиозное течение на земле из всех верований, практикующихся по сей день.

Исторически сложились несколько варианта обретения шаманского статуса: наследственное, призвание (человек как бы чувствует особое расположение к данному роду занятий, призыв свыше, реже случается, когда кто-то просто обозначает себя шаманом (это бывает у алтайцев) или таковым человека выбирает род (у тунгусов).

Кому поклоняются под камлание

Шаманы общаются с духами умерших, природы и т. д., но, как правило, не становятся одержимыми ими. В сибирском и среднеазиатском этносе шаманизм структурирован вкупе с экстатическими способностями полета в небо и нисхождения в ад. Шаман обладает возможностью общаться с духами, укротить огонь, проделать другие магические пассы. Это составляет основу специфических практик, применяемых при подобных религиозных действиях.

Знаменитый религиовед и исследователь шаманизма Мирча Элиаде относил шаманов больше к мистикам, нежели к деятелям религии. Шаманы, по его мнению, не являются проводниками и «ретрансляторами» божественных учений, они просто преподносят увиденное ими в процессе камлания как данность, не вдаваясь в подробности.

Критерии отбора разнятся

В основном у российских шаманов традиция обретения этого статуса наследственная, Но есть одна особенность, без которой шаман не шаман, как бы он ни старался: потенциальный гуру должен уметь входить в транс и видеть «правильные» сны, а также владеть традиционными шаманскими практиками и техниками, знать имена всех духов, мифологию и генеалогию своего рода, владеть его тайным языком.

У манси (воргулов) будущий шаман – наследник, в том числе по женской линии. Нервность, эпилептические припадки ребенка, рожденного в семье шамана, у этой народности – признак контактов с богами. Ханты (остяки), считают, что дар шамана дается человеку с рождения. Аналогичный подход к шаманизму у сибирских самоедов: как только умирает отец-шаман, сын вырезает из дерева подобие руки покойного. Считается, что такими образом передается сила шамана от отца к сыну.

У якутов, также наследующих шаманизм «семейным подрядом», эмеген (дух-покровитель), воплотившись в кого-нибудь из семьи после смерти шамана, может ввести избранника в бешенство. Юноша в таком случае способен даже в порыве безумства поранить себя. Тогда семья обращается к старому шаману, чтобы тот подучил отрока, преподал ему азы «профессии», подготовил к посвящению.

У тунгусов статус шамана (амба саман) передается либо от деда к внуку, либо преемственности как таковой не существует. Старый шаман учит неофита, как правило, взрослого человека. Наследуется шаманизм и у южносибирских бурятов. Однако у них считается, что если кто-то выпил тарасун (молочную водку) или на этого человека с неба упал камень, или в посвященного ударила молния, тогда это точно шаман. У сойотов (тувинцев) молния – непременный атрибут одежды шамана.

В Туве - сила

Самый известный российский шаман, он же член-корреспондент Российской академии народной медицины, целитель и мастер горлового пения тувинец Николай Ооржак. Тува – современный центр отечественного шаманизма, где на сегодняшний день действуют целых три официальных объединения шаманов: «Дунгур», «Тос-Дээр» и «Адыг-«Ээрен».

Тувинских шаманов возглавляет президент Монгуш Кенин-Лопсана.

Шаманизм – это самая распространенная из всех религий, которая возникла еще далеко до начала нашей эры. Именно шаманы издревле считались не только интеллектуалами, но и духовно развитыми, действительно способными людьми. Конечно, по первому взгляду, казалось бы, что эти люди совершенно не дружат с психикой, и у них есть явные психические расстройства. Но нет, очень многие действительно занимаются восстановлением организма, и даже стараются не афишировать о своей реальной деятельности. А есть и такие, кто сочиняет музыкальные творения или пишут красивые картины, поэтому на вопрос кто такой шаман и чем он занимается нет более прямого ответа, чем этот.

Действия и обряды

Если же для вас, ответ на вопрос «кто такой шаман» еще пока мало раскрыт, то предлагает прочитать следующую информацию. Чтобы совершать сеансы, большинство пишут стихи. Именно они позволяют более подробно раскрыть все то, что хочется узнать и конечно, этим самым экстрасенс подтверждает то, что его чары, якобы, действуют. Он взаимодействует с духами покойных животных, и в большинстве случаев среди них встречаются именно хищные звери:

  • орлы;
  • львы;
  • пантеры;
  • тигры;
  • волки.

То есть, происхождение слова все-таки походит из тунгусского языка. В переводе оно означает – человек, пребывающий в состоянии транса. И это не удивительно, ведь чтобы узнать о чем-то, надо обратиться к душам умерших животных. А для этого надо совершить какой-то сеанс. Но важно помнить, какого бы духа он не вызвал – нужно быть осторожными, ведь всегда есть плохие, которые могут навредить.

Транс – это иной мир

Если шаман входит в транс, значит он уже отправился в путешествие не в наш мир – это может быть мир сверху или мир снизу. Таким образом, ему нужно что-то узнать. К примеру, он способен спросить у богов и различных духов что-то о благополучие здоровья, про обильное потомство у людей и животных. Можно спросить и что-то существеннее, например, будет ли удача в коммерческих делах или каким образом исцелить от недуга. Вот и ответ на вопрос «кто такие шаманы и что они делают». Поэтому, обратившись к таковому человеку следует узнать только о чем-то важном, поставить хотя бы защиту от бед.

Будьте бдительными, ведь шаманы принимают далеко не всех людей. Есть такие, с которыми они сами отказываются работать. Он всегда почувствует доброго или злого человека и лучше не обращаться к тем, кто обращается к злым душам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

О шаманах стали говорить много, много показывать и писать. Шаманы даже стали участниками различных телешоу не только на познавательных каналах, но и на развлекательных тоже. И вот ведь странное дело, не смотря на такую популярность, шаманы остаются для обывателей загадкой, какой-то неуловимой и притягательной тайной. Кто-то считает их колдунами и заклинателями, кто-то дикими и необузданными актерами, исполняющими первобытные пляски у костра. Сторонники некоторых религий называют их бесноватыми и одержимыми, говорят о них с опаской, а не редко и с отвращением. Но многие люди, поборов свое неведение и страх, все же обращаются к шаманам, и вот ведь не задача…! Именно у шаманов они находят ответы на свои самые сокровенные вопросы, решение самых неразрешимых проблем, душевный покой и Равновесие.

Так все же кто он такой - шаман?! Попытаюсь ответить на этот вопрос настолько насколько это возможно. Если вы встретите шамана в обыденной жизни, не зная о том, что он шаман, то вряд ли вы увидите в нем нечто необычное. Это будет такой же человек, как и сотни окружающих, ни внешний вид, ни повадки, ни черты лица не выдадут в нем шамана. Шаман – Мастер маскировки, и его умение растворяться в толпе, если ему это необходимо, оно безупречно! И все же…! Если быть внимательным и наблюдательным, то шамана можно отличить среди серой толпы обывателей. И его главное отличие от обычных людей – это атмосфера…, та атмосфера, которую он создает вокруг себя. Где бы он ни был, в каком бы коллективе по «случайности» не оказался, люди, находящиеся рядом с ним, ощущают внутренний подъем, какое-то еле уловимое ощущение радости и легкости. Те, кто минуту назад хмурился и раздражался, при появлении шамана, вдруг теряют связь с объектами их раздражения и наполняются теплом и покоем, а на лицах их расплывается недоуменная улыбка. Шаман легко и играючи вливается в любую компанию, не заметно для окружающих, становится ее душой и центром. Вливается не как волна цунами, а, скорее, как журчащий горный ручей, который постепенно увлекает за собой, растворяя все мелочные и эгоистичные проблемы, уносит собеседников в далекую, давно забытую сказку! И совсем не обязательно, чтобы он рассказывал вам какие-то легенды или былины, вовсе нет! Шаман может говорить с вами на любую, интересную именно вам, тему, будь то рыбалка или футбол, охота на бабочек или коллекционирование почтовых марок! Ведь дело не только в том, что шаман умеет хорошо говорить, здесь, скорее всего, дело в том, что он умеет невероятно внимательно слушать. А ведь тот, кто умеет слушать, тот и есть самый приятный и незаменимый собеседник! Рядом с шаманом люди чувствуют себя уверенно и непринужденно, словно очутившись в далеком детстве на коленках любящего отца! Вот что отличает шамана от обычного человека или шарлатана!

Лекарь или лицедей? В искусстве лицедейства шаманам равных, наверное, нет! Они величайшие режиссеры жизненных спектаклей, непревзойденные исполнители ролей любой сложности и любого жанра. И сила их мастерства скрыта в том, что они искренне верят в любую постановку, которую разыгрывают, они без остатка вживаются в ту роль, которую в тот или иной момент выбрали играть. При всем при этом они ни на миг не забывают о том, что все это лишь игра, что декорации и маски могут в любую минуту раствориться и принять совершенно противоположный облик и сюжет. Сила их мастерства скрыта в том, что все это они делают не с целью одурачить окружающих, не с целью скрыть какие-то свои замыслы, а лишь с целью помочь тем, для кого они исполняют свою очередную постановку. Понять это логическим умом весьма сложно, но, тем не менее, это именно так. Обряды шаманов исполнены великого театрального действа, их танцы завораживают, их горловое пение и звериные рыки вводят в благоговейный транс, звуки их атрибутов наполняют пространство целительными вибрациями. Кому посчастливилось бывать на таких обрядах, те наверняка сумели окунуться в эту волшебную мистерию. Но, не смотря на свое мастерство театрала, шаман всегда относится к тем, кто к нему обратился, с полной ответственностью, затевая очередную «игру» с пациентом, направляет все свои силы и возможности на исцеление доверившегося ему человека.

Лекарь ли шаман? Скорее не лекарь, а целитель. Целителем он выступает не только для людей, целителем он является и для животных, и для тех мест Земли-Матери, на которых он проводит свои обряды. Своими обрядовыми действами шаман выравнивает энергетику того места, где он обращается к своим духам помощникам, гармонизирует взаимоотношения людей с природой. Он исцеляет Родовые Древа тех людей, которые посещают его праздничные камлания, так сказать выравнивает Родовую карму. Возможно, шаман не сможет исцелить раковую опухоль или травму позвоночника. Но он может исцелить души и привести к Равновесию тех людей, которые еще вчера были готовы прыгнуть с крыши высотки. Возможно, шаман не может уговорить духов обогатить того или иного нуждающегося. Но он может обратиться к духам с просьбой о том, чтобы те помогли человеку найти пути и возможности для заработка, и духи услышат шамана. Скорее всего, шаман не сможет воскресить усопшего. Но он может разыскать и воротить утерянные или украденные души живых людей, тем самым спасая их психическое здоровье. Возможно, шаман не сможет защитить вас от катастрофы или пожара. Но он сможет изготовить для вас амулет, который не даст купить вам билет на самолет, который рухнет, едва оторвавшись от Земли. Шаман вряд ли станет предсказывать вам судьбу, словно гадалка. Но он может четко и ясно разглядеть ваши пути и подсказать вам выходы из тупиков, в которые вы имели неосторожность забрести. Может предостеречь вас от ваших скрытых врагов как внешних, так и внутренних. Так целитель ли шаман? Судите сами!

Воин герой или ловкий Охотник? Вряд ли какой-либо шаман назовет себя Воином или героем, причина тому – его скромность. Но на самом деле каждый шаман - это Воин, причем таковым он является как в мире живых, так и в мире духов. В обыденной реальности он всегда находится в состоянии войны, войны со своими внутренними врагами, такими как гордыня, спесь, алчность, страх и т.п. И, разумеется, война с такими врагами – это самая тяжелая война в жизни любого человека, и далеко не каждый готов не то чтобы сражаться с этими пороками, но даже признать их внутри себя. Поэтому внутренняя битва шамана – это не что иное, как героизм, ведь у него, как ни у кого другого, искушений и соблазнов использовать свою силу великое множество. Тот, кто хотябы однажды пробовал сражаться со своими внутренними врагами, понимает, о чем идет речь. В мире духов шаману часто приходится выступать в качестве Воина, потому как в тех мирах, которые ему приходится посещать, далеко не все обитатели миролюбивы и дружелюбно настроены к шаману. А встречаются там и такие существа, встреча с которыми уже сама по себе требует невероятного героизма. Считает себя шаман Воином героем или нет, это значения не имеет, жизнь его полна героизма и великих приключений, ценой за которые не редко бывает его жизнь!

Охотник ли? Ну а как же не Охотник, ведь охота – его вторая натура! Охотится шаман, как правило, за силой, в хорошем смысле этого понимания, охотится за настроением, за знаниями, за удачей. Все это ему необходимо чтобы пополнить свой арсенал возможностей, чтобы отточить свое мастерство. Конечная цель его пожизненной охоты известна только ему, но, как правило, она весьма благородна (здесь не идет речь о тех шаманах, которые сбились с Белой Дороги). Тонкий и безобидный юмор и умение видеть во всем красоту – вот его не заменимые охотничьи атрибуты. В мире духов его охота часто требует особой ловкости и хитрости, потому как шаман знает, что гораздо лучше перехитрить злобного и могущественного духа, чем вступать с ним в открытую схватку. В некоторых шаманских традициях человек, который готовится стать шаманом, много лет живет среди опытных охотников, изучая это искусство, впитывая в себя все его тонкости и приемы. Поэтому жизнь шамана не что иное, как бесконечная, увлекательная, а порой и опасная для его жизни Охота!

Так кто же он – шаман? Смог ли ответить вам на этот вопрос? Это вряд ли…! Сможет ли кто-либо ответить на этот вопрос? Это вряд ли! Ответить могли бы сами шаманы, но их скромность, их привычка окутывать себя тайной приведет к уклончивым ответам или же многозначительному молчанию. Поэтому поступить нужно проще, нужно просто позволить шаманам оставаться загадкой и тайной, относится к ним с уважением и пониманием. Путь их не легок, намерения их благие, люди они добрые, мудрые и веселые, и добавить к этому не чего!

Любопытно, но миропонимание шаманов всего мира обладает удивительным сходством.

На сегодняшний день шаманские практики и традиции, ранее доступные только избранным, открыты любому, кто готов восстановить контакт с духовной реальностью мира и своими корнями. Человечество получило шанс вернуть стинный смысл своей жизни, мир духов теперь доступен каждому.

Кто такие шаманы?

Прежде всего, это люди, которые наделены определенными знаниями. Пребывая в трансе, шаман окунается в потусторонний мир, черпая оттуда силу и знания, которые затем используются на благо общества.

Согласно шаманской традиции, мы обитаем в Среднем мире, но помимо этого, еще существуют Нижний и Высший мир. Нижний мир населяют духи животных, а Верхний божественные сущности, наделенные верхсознанием. Соединяет эти миры Мировое Древо, корни которого пронзают Нижний мир, а крона высоко поднимается в Верхний.

Какие функции выполнял шаман?

Шаман, использовавший связь с миром духов для причинения вреда или же в корыстных целях считался колдуном, а вот традиционный шаман занимался: Интересные факты о шаманах

лечением людей;

обеспечением удачной охоты или богатого урожая;

отведением бед и несчастий от соплеменников;

поиском пропавших вещей, людей;

сопровождением умерших душ в мир предков;

предсказанием будущего.заговоры от злых духов.



Как становились шаманами?

В древнем обществе шаман избирался исключительно по велению богов или духов, при этом готовность и желание человека не учитывались. На теле такого человека должны были присутствовать метки сверхъестественных сил. Касалось это правило абсолютно всех, даже тех, кому шаманство передавалось по наследству.

Признаки избранничества:

младенец, родившийся «в рубашке»;

угрюмость и молчаливостч;

богатая фантазия;

любовь к природе;

присутствие особых снов, в которых шаман видит другие миры, священных животных и птиц.

Фактом, указывающим на то, что человек избран для шаманской миссии, мог быть удар камня, упавшего с неба или молнии, необычная птица, коснувшаяся крылом и другие необычные случаи.

Будущий шаман, чаще всего мальчик, воспитывался по-особому. Он с раннего детства учился устанавливать связь с духами, изготавливать шаманский инструмент, использовать травы, проводил очень много времени с природой и животными. По мере приобретения опыта, шаман устанавливал контакт с духами стихий, священных мест, растений и животных. Эти же духи выбирали имена для шаманов.

Посвящение в шаманы также проводят духи. Как и у последователей магии Вуду, в итоге посвящения, избранный сильно заболевает и болезнь отступает лишь тогда, когда человек принимает путь шамана и отдает себя духам.



В древности общение с природой было привычным делом, но сегодня этот дар практически утрачен. Только в последние годы люди начинают понимать ценность возвращения к духовным корням жизни, а ученые начали всерьез задумываться о существовании души и ее жизни за пределами реальности. Однако наши предки не только знали об этом, но имели непосредственный опыт переживания иной реальности.

Современный шаман является хранителем древних традиций, обрядов и шаманских практик для призывов родовых духов. И в отличие от традиционного шаманизма, представителем современного направления может стать практически каждый.

Это возможно в случае:

Если в роду были знахари или шаманы.

Дар может пробудиться после перенесения серьезной болезни.

Шаманству можно обучить детей, склонных предугадывать предстоящие события.

Практикующий сильный шаман может помочь раскрыть ваш дар.

Можно обрести шаманские способности, заручившись поддержкой духа природы. Стоит сказать, что такой путь невероятно опасен, потому как под видом духов-союзников телом и разумом начинающего шамана пытаются завладеть разные злые духи.

Отшельничество, изоляция от общества. Останьтесь на неделю, месяц в горах или лесу наедине с самим собой, чтобы отыскать силу, которая поможет начать собственный шаманский путь.



Шаманские практики

В отличие от применения магии, где маг направляет собственные умения на изменение мира, шаман использует естественные силы природы и служит проводником для них.
Этого можно достичь, только находясь в полной гармонии с окружающим миром. Чтобы обрести эту гармонию и ощутить тесную связь с природой существуют особые шаманские техники. Они дают возможность черпать силу, помогают душе и телу перейти на качественно другой уровень существования.

Шаманские обряды и ритуалы осуществляются в ходе транса, при этом используется бубен или специальные танцы и заклинания. Часто встречаются такие шаманские инструменты как погремушка, варган, диджериду, кости, инструменты для хранения и переноски душ и духов.

Одна из техник называется «Тотемное животное», она помогает понять, какое животное является вашим тотемом. Прежде всего, следует сконцентрироваться на своем вопросе, а затем погрузиться в транс при помощи шаманской музыки, медитации или другого человека. Погружение в Нижний мир позволит увидеть свой родовой тотем, который оберегает шамана с самого детства.



Камлание позволяет шаману вступить в контакт с духами, иногда они даже вселяются и говорят через него. Обряд может продолжаться несколько дней, очень часто сопровождается полной потерей сознания и конвульсиями, но после того, как цель завершена, шаман возвращается на землю и открывает глаза.

Для камлания шаман рисует специальный грим и надевает костюм, берет необходимые инструменты и созывает своих соплеменников условным знаком. Чаще всего разводится костер, и все располагаются вокруг него, приносится жертва и произносится речь. Только после этого шаман входит в особый транс, начинает ударять в бубен, петь и плясать.

Ритм для танца создают особые предметы на одежде шамана. Шум при этом постепенно нарастает, выкрики и удары в бубен становятся громче, шаман окуривает соплеменников дымом специальных трав и сухих грибов. Такое окуривание носит наркотический характер, и все присутствующие погружаются в галлюциногенный транс. После этого производится один из обрядов - промысловый, лечебный, воинский, религиозный и другие.



Шаманы Севера и других народов мира

С тунгусского «шаман» означает «возбужденный,исступлённый человек», а слово «камлать» берет свое начало от тюркского «кам» (шаман).

Несмотря на то, что шаманство было распространено на каждом континенте, не везде оно достигло своего расцвета. Например, в Австралии были обнаружены только зачатки шаманизма, а его представителей называли бирраарка. Шаман в Австралии чаще всего устанавливал связь с духами через камлание.

Более развит шаманизм был у народа Боливии, шаман (бара) мог не только связываться с духами, делать предсказания, но и имел способности к колдовству.

Шаманы Южной Америки (мачи) могли лечить только те болезни, которые были вызваны злыми духами. Любопытно, что при исцелении мачи всегда доставал какой-либо предмет из тела больного. А вот в Корее шаманом могла стать даже женщина (му-дан), но только получив такую способность по наследству. Они умели не только лечить и слышать духов, но и делать амулеты, гадать и заклинать.

Древние племена в глухих дебрях Перу до сих пор не утратили традиционные знания, а их лекарственные рецепты изучались в научном мире.

Шаманы Сибири и Востока обладали колоссальными целительскими способностями, и знали, как защитить свой народ. В зависимости от места обитания, шаманы разделялись на группы.

Так, жители Центральной и Восточной Сибири носили звание «железных» из-за использования этого материала для своих инструментов.Шаманы из Алтая, Бурятии и Якутии разделялись на черных и белых. Белые шаманы могли камлать только в Верхний мир, тогда как черным было открыто все Мировое Древо.Народ Амура в своей родовой практике использовал календарную обрядность, а на Западе шаманы имели свою специализацию: предсказатель, гадатель или тот, кто совершал камлания.



Известные шаманы

У большинства народов из-за суеверий не было принято называть шаманов по имени. Люди боялись навлечь гнев сильных шаманов, как умерших, так и живых и упоминания о них практически не сохранились.

Дайгак Кайгал. Этот шаман не боялся ни кинжала, ни пули и умел превращаться в зверя. Чтобы убедить окружающих в своих способностях, он просил выстрелить ему прямо в сердце опытного охотника. Можно было даже увидеть кровь, но Дайгак продолжал камлание и бил колотушкой в бубен. Стоит отметить, что это испытание проводилось исключительно в юрте.

А вот другой известный шаман Сат Сойзул прямо во время камлания мог колотушкой забить себе кинжал в грудь. При этом Сат утихал и становился неподвижным, соплеменникам казалось, что он умер. Но через некоторое время он открывал глаза и вынимал нож из груди.

Значение слова «Шаман»

Если обратиться к толковым словарям, то можно увидеть, что они дают несколько трактований этому слову. Согласно одному определению шаманом является человек, который, по мнению окружающих, обладает особой магической силой. То есть он колдун, или по-другому волшебник. Другое определение говорит, что шаман представляет собой человека, который входит в контакт со сверхъестественными силами с помощью камлания. Это специальный ритуальный экстаз, достигаемый посредством особых приемов.

Есть еще одно значение, согласно которому шаман выступает в качестве предоставителя услуг религиозного, этнического и медицинского характера. Делает он это в состоянии сознания, подобного экстазу. Считается, что в целительстве принимают участие сверхъестественные силы.

Происхождение слова «Шаман»

Термин «шаман» распространен по всему миру. Хоть языки разных народов в корне отличаются друг от друга, произношение этого слова в целом созвучно. Если задумываться, что такое шаман, то нужно разобрать этот термин по составу. Одна версия происхождения связана с тунгусо-маньчжурским языком. Во главе слова стоит корень «са», который означает «знать». Также есть привязка – суффикс «ман». И получается, что шаман (саман) – это человек, который любит знания. Для сравнения можно привести другой пример, не связанный с целительской практикой. «Асиман» - это «любитель женщин». Также у корня «са» можно встретить производные со схожими значениями. Например, «савун» - это «знания», а «садеми» - «знать».

По другой версии, термин происходит от санскритского «шраман», что дословно переводится как "духовный подвижник", "странствующий отшельник". Это слово проникло в Азию вместе с буддийским течением, а после вместе с эвенским языком распространилось среди русского и западного населения. Каждый народ именует шаманов по-своему. Даже в одной местности могут попасться разные названия. Встречаются и целые классификации, в соответствии с которыми шаманы делятся на категории и выполняют различные функции.



Заключение

Основные убеждения шаманизма, основаны на том, что весь наш мир населен духами, которые наделены различными возможностями и способностями. Шаман находится в неразрывной связи со всем миром и даже космосом, он является неотъемлемой частью природы и един с ней. Шаман черпает силу, получает помощь, советы и поддержку в мире духов. Сегодня этот мир доступен любому человеку.

Подпишитесь на новости

Названием этой профессии является шаманизм. Слово "шаман" переводится с тугусского как возбужденный трансовый человек. У тюркоязычных народов Сибири эта профессия называлась кам, отсюда слово "камлать". У ненцев - тадибей, у бурятов - бо, у якутов... победой возвращается опять на землю, то есть открывает глаза и обретает сознание. Считается, что сибирские шаманы обладают сверхъес- тественными способностями - могут предвидеть, прорицать и предсказывать, могут вселяться в других людей...

https://www.сайт/magic/11010

Приводить себя в состояние экстаза. Слово "шаман" переводится с тугусского как возбужденный трансовый человек. У тюркоязычных народов Сибири эта профессия называлась кам, отсюда слово "камлать". У ненцев - тадибей, у бурятов - бо, у якутов - ойуун, ... он находится за тысячи километров, они могли без карты кратчайшим путем точно пройти прямо к нему. Известные шаманы и колдуны проповедующие Вуду кроме того что лечить и заговаривать, прорицать, разъяснять простым людям волю небожителе...

https://www..html

Нашедших последний приют на местном кладбище. Они якобы и прокляли деревню и ее обитателей. Зоя Алексеевна Дуранова, известная якутская предсказательница и шаманка, подтвердила эти подозрения и еще больше напугала местных. По ее словам, земля вот- ... На помост ставили гроб, укрепляли его деревянными шестами. Часто шесты украшали скульптурами птиц – символом духа шамана и его грядущего возрождения. Для гроба выдалбливали колоду из двух половинок цельного ствола крупной лиственницы. Шаманов хоронили...

https://www.сайт/journal/147913

Думать? Во-первых, из того трансцендентного мира к нам постоянно поступают сигналы. А во-вторых, среди людей есть шаманы , пророки, мистики, которые способны войти в этот духовный космос. Экстатические переживания В чем содержание шаманского экстаза? ... Шаман знал традиционную мифологию, тайный язык племени, методы исцеления. Многие исследователи считают, что древние шаманы занимались практикой, которую можно назвать предвестницей современных систем йоги и медитации. Шаман способен входить в...

https://www.сайт/journal/146770

Известно ль вам, что значит - жечь стихи?

Известно ль вам, что значит - жечь
Стихи, когда выходит желчь
И горкнет полость ротовая?

В такой беде играет роль
Не поэтическая боль,
А боль животная, живая.

Сжигает птицу птицелов -
Гори, прозренье! Сколько слов
Безвестно в пламени...

https://www.сайт/poetry/174890

Известный проповедник вычислил дату Апокалипсиса

Известный проповедник вычислил дату Апокалипсиса по Библии 86-летний проповедник из Калифорнии Гарольд Кэмпинг утверждает, что Апокалипсис наступит 21 мая. В подтверждение своих слов он приводит в пример...

https://www.сайт/journal/136039

Известный протоиерей УПЦ МП призвал к джихаду

Известный протоиерей УПЦ МП призвал к "великому православному джихаду" В последнем номере журнала "Отрок" сотрудник Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятель храма...

Шаманизм на территории Евразии возник в Сибири и Средней Азии. Он сильно повлиял на формирование мировоззрения и верований проживающих там народов. Само понятие «шаман» пришло из языка тунгусов. Многие исследователи этого явления небезосновательно полагают, что самые сильные шаманы обитают как раз в России.

Избранники духов

Шаманизм базируется на вере в то, что одаренные особыми качествами люди могут общаться с духами и богами. Для начала такого общения необходимо произвести специальные ритуалы, в тонкости которых посвящены лишь немногие. Шаманов верующие в них народы воспринимают как настоящих посланников истины.

Человек, способный нести эту истину, избирается самими духами. Чтобы услышать их волю, он совершает ритуальные пляски и входит в транс. Пребывая в нем, шаман становится чем-то вроде проводника божественной воли. Аналогичные сибирскому и азиатскому шаманизму верования существуют у народов Океании, севера Америки и Индонезии.

Статус шамана можно получить в двух случаях: по наследству или будучи избранным родом. Тунгусы «назначают» шамана, а у алтайцев он предлагает свою кандидатуру сам. Все эти традиции, как и само культурное явление, сформировались еще в эпоху бронзового века. Шаманизм по праву можно считать древнейшей из всех существующих на Земле религий.

Чуткие к воле богов

У среднеазиатских и сибирских народов шаманы могут общаться с духами природы, обитающими на небе и в подземном царстве божествами, а также душами умерших членов рода. Избранный на время впадает в экстатическое сумеречное состояние, благодаря чему может видеть и разговаривать с этими сущностями. В редких случаях момент общения воспринимается как одержимость духом.

Шаман наделен способностью укрощать огонь, вызывать дождь, общаться с животными и пр. Это придает ему черты мага. Религиевед Мирча Элиаде считал, что шаманы - скорее мистики, нежели «духовные пастыри» народа. Они просто пересказывают увиденное и пережитое, но не занимаются их толкованием.

Как выбирают шаманов

У большинства малых народов Сибири эта «должность» передается по наследству. Но если сын прежнего шамана не способен впадать в транс и слышать волю духов, ему ни за что не заменить отца на высоком посту. Потенциальный гуру обязан владеть разными шаманскими практиками, видеть полные мистических символов сны, знать имена духов и понимать их язык. Без всех этих навыков от шамана мало толку.

Воргулы (народность манси) определяют будущего «вестника духов» по ряду признаков. Обычно служение передается по наследству. В семействе шамана может быть несколько отпрысков. Наследником отца или матери (у манси шаманами становятся и женщины) будет малыш с особыми качествами. Ими считаются эпилептические припадки, нервозность, повышенная эмоциональность.

Воргулы верят, что только человек с такой организацией нервной системы может слышать речь духов. Ханты тоже придерживаются мнения, что человек наделяется шаманскими способностями с рождения.

Сибирские самоеды практикуют магический ритуал. После смерти шамана его сын вырезает из древесины символическую руку усопшего. Согласно древнейшим верованиям, через этот предмет прежний колдун передает силу своему преемнику. У якутов роль такой руки играет дух-покровитель эмеген. Он вселяет в кого-то из родственников покойного шамана, провоцируя у того приступ бешенства.

У тунгусов престарелый гуру сам выбирает ученика, которым может быть его взрослый внук или просто любой посторонний. Затем следует долгий процесс обучения «премудростям искусства». У бурятов шаманом становится особым образом отмеченный человек. Такой меткой может быть удар молнии или падение камня на голову претендента. Интересно, что на одежде тувинских шаманов тоже изображается молния.

Самый известный на сегодняшний день шаман - тувинец Николай Ооржак - занимается и целительством. Он состоит в Российской академии народной медицины. В Туве есть целых 3 официальных шаманских центра - Адыг-Ээрен, Тос-Дээр и Дунгур, - так что интересующиеся этой темой люди могут получить исчерпывающую информацию из первых рук.