Беседы с батюшкой. Литургия в жизни семьи. Хожу в храм, всё исполняю, но жизнь не меняется. Что делать? Прием четырнадцатый: «Еще успею, не сейчас, потом как-нибудь»

В среде тех, кто считает себя православными христианами, иногда встречается такое мнение, что можно верить в Бога «в душе», и этого достаточно. Можно не ходить в храм, не участвовать в Таинствах, не признавать священство. Достаточно лишь признавать существование Бога, и не обременять себя никакими обрядами и формами. Допустимо ли такое отношение для православного человека?

Что подразумевается под верой в душе

Ошибочное мнение, что можно быть верующим христианином вне участия в церковной жизни, базируется на правильном тезисе о том, что Бог находится в душе у человека. Безусловно, вездесущий Господь не нуждается в специальных зданиях или местах, Ему действительно можно молиться где угодно. Посещение храма и богослужений нужно не Господу, а самому человеку. И вот почему.

Без покаяния человек не сможет по-настоящему вместить Бога в свою душу

Для того чтобы на самом деле в душе у человека поселился Господь, нужно очень много потрудиться. Многие святые жизнь положили на то, чтобы достичь такого единения. Совершенно невозможно представить, что у обычного человека, ведущего мирскую жизнь, вдруг ни с того ни с сего, без особых усилий, в душе поселится Господь.

Важно! На самом деле, под «верой в душе» обычно скрывается попытка самооправдания собственной лени, нежелания что-либо менять в своей жизни, исправляться.

Совершенно очевидно, что при серьезном отношении к вере и Богу придется признавать, что человек живет далеко не так, как заповедовал Христос. Для понимания этого факта достаточно внимательно прочесть Евангелие и сравнить собственную жизнь с эталоном.

После такого сравнения, которое всегда будет не в пользу привычного образа жизни, открывается два пути. Первый - это следовать за Христом, согласно Его вероучения. Это сложный и тернистый путь, наполненный ежедневным кропотливым трудом по очищению своей души. Второй - это признать существование Бога как такового, но из-за нежелания менять привычный устой жизни, попытаться найти компромисс.

Компромисс заключается в том, что человек вроде бы как и не отрицает Бога, соглашается с Евангелием, но ищет способ оставить свой привычный и комфортный образ жизни. Менять свою жизнь в корне очень тяжело и сложно, и решается на такое далеко не каждый. Гораздо проще спрятаться за условным признанием Бога и думать, что этого достаточно для того, чтобы быть верующим.

Но суть православия заключается в том, что вера без дел мертва. Все христианство основывается на опыте покаяния , а покаяние с греческого языка переводится как «перемена ума». И без этой перемены, без глубокого анализа и изменения повседневной жизни человек никак не сможет по-настоящему вместить Бога в свою душу.

Читайте о церковной жизни:

Зачем нам нужен храм

Представим себе ситуацию, что человек открыл для себя существование Бога, решил начать христианскую жизнь. Что ему делать с этим решением? Конечно, можно начать с того, что по максимуму отказаться от греховных привычек, которые были в жизни. Это очень важный и нужный этап, но недостаточный.

Посещение храма и богослужений нужно не Господу, а самому человеку

Важно! Нужно понимать разницу между церковью, как зданием, где собираются верующие люди, и Церковью, как Домом Божиим.

Последнее понятие установлено самим Иисусом Христом, о чем мы видим подтверждение в Евангелии от Матфея , где говорится о том, что на камне будет основана Церковь Христова и врата ада не одолеют ее. В этом тексте речь идет не о здании храма, а о Церкви как собрании верующих, как хранительнице христианства, Доме Божьем. Если в самом Евангелии сказано, что Церковь основана Господом, то почему верующие люди допускают сомнения в этом?

Многих новоначальных христиан отпугивает сложность и непонятность всего происходящего на церковных богослужениях. Церковнословянский язык кажется совершенно неразборчивым, а смысл следования службы - неясным. Но стоит человеку влиться в церковную жизнь, как от раза к разу он начнет все больше понимать происходящее. К тому же сейчас доступно множество литературы, поясняющей суть богослужения и вообще внешней атрибутики православной веры.

Что же касается внутреннего наполнения, то главное, что дарит нам церковь - это Святое Причастие. Невозможно, будучи вне храма, приобщаться Святых Христовых Тайн. А ведь в то же время мы четко видим в Евангелии от Иоанна прямой призыв делать это постоянно - «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Суть этих слов в том, что соединиться с Господом можно только через установленную им же Евхаристию, Святое Причастие. А оно невозможно вне церкви.

Почему Причастие имеет такое большое значение? Потому что Господь не только Создатель и Творец всего, но он еще и Спаситель. И пришел он спасти людей путем вочеловечевания, то есть, приняв в Себя человеческий лик и плоть. И Евхаристия - это то Таинство, которое позволяет нам физически соприкоснуться с тем самым Богом, который 2000 лет назад ходил по нашей земле.

В церкви верующие люди причащаются Тела и Крови Христовых

Духовное значение Причастия огромно и переоценить его сложно. Как еда является пищей для нашего тела, так и Причастие является пищей для нашей души. Если мы перестанем кормить тело, оно будет болеть и усыхать. То же самое происходит и с нашей душой, когда мы лишаем ее духовной пищи.

Важно! Нужно помнить, что преемственность благодати православная церковь несет от самих апостолов. Это означает, что за все 2000 лет христианства можно проследить, как передавалась благодать через рукоположение от апостолов до нынешних предстоятелей нашей церкви.

Отрицая церковь, человек отрицает и само христианство, потому что Господь входит в наши души не просто так, а через принятие Таинств, через исповедь и покаяние.

Читайте о подготовке к Таинству Причастия:

Почему многие христиане сегодня не хотят ходить в храм

Еще столетие назад ходить в храм в воскресные и праздничные дни было абсолютно естественным занятием, не вызывавшим множества вопросов. Помимо веры, в народе существовала еще и традиция, которая приучала всех чтить основы христианства.

Таким образом, Причастие — это ключевой момент каждой церковной литургии. И да, причаститься Тела и Крови Христовой невозможно, будучи вне храма. Это Таинство заповедал нам Сам Господь «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Иоанна, глава 6 стих 56), «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Иоанна, глава 6 стих 53).

Как видим из приведенных строк Евангелия, православный христианин не может быть таковым без причастия. А причастие возможно только в церкви. Поэтому все мысли о том, что можно верить в Бога в душе и без посредников — это о какой угодно вере, но не о православии.

    • Добрый день.Ответ на ваш вопрос напрямую содержится в Евангелии: » истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин 6:53). Таинство Евхаристии (Причастия) заповедано и положено Самим Господом, впервые было совершено Им же на Тайной вечери. Именно поэтому его значение так велико для каждого, кто считает себя православным христианином. Примечательно, что сомнения, подобные вашим, испытали и ученики, и бывшие в Его близком окружении. Многие смутились и даже ушли от Него, но верные остались.
      Современная Евхаристия — это воспоминание о той самой Тайной вечери, где Господь Иисус Христос своими руками преломил хлеб, опустил в вино и подал ученикам. Можно сказать, что, приступая к Таинству Причастия, каждый из нас становится членом той самой Тайной вечери. Конечно, это Великое Таинство может (и должно) в какой-то мере нас пугать, но этот страх должен быть не суеверный, не животный, а страх величественный. Причастие страшно в том смысле, что мы принимаем в себя величайшую святость — самого Господа Иисуса Христа. И страшно принять Его недостойно, страшно быть неготовым, страшно не оправдать дарованной нам милости. Такой страх говорит о благоговейном отношении к Таинству, но не должен приводить к отказу от него. Человек должен готовиться к причастию, а остальное положить на Бога. Бояться же самого того факта, что перед вами плоть и кровь, не стоит. Для того Причастие и происходит под видом хлеба и вина, чтобы обычный человек мог спокойно его съесть. Нам известны факты, когда по своей милости и для научения человека Господь открывал действительную суть причастия — к примеру, освидетельстованное
      Ходить же в храм нужно не только лишь за Причастием.» Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее «(Мф. 16:18) — так сказал Господь о своей Церкви. Она также установлена самим Господом, не человек ее придумал, и не человеку решать, что Бога можно познать вне Церкви. Конечно же, Творец дышит везде, в любом месте своего творения. И Церковь нужна не Богу, но очень нужна самому человеку. Мы своей жизнью настолько отдаляемся от Истины, что просто неспособны без кропотливого труда над своей душой очистить там место для Него. И воцерковление, участие в богослужениях, принятие Таинств как раз и учит тому, как открыть свою душу Господу.

      • Т.е., чтобы получить кусочек булки с алкоголем с сомнительной чистоты ложки, мне нужно голодать трое суток, затем наврать на себя какую-то гадость, потому что нормальный человек не крадет, не убивает, у него нет проблем — а чтобы что-то сказать, надо какое-то мшелоимство выдумать, три часа в пятницу после рабочей недели отстоять на больных ногах, слушая мантры на неведомом языке. А теперь расскажите психиатру, что вы все это проделыааете и я не знаю, как скоро вы вновь сможете здесь писать

        • Добрый день. Конечно, если вы относитесь к Святому Причастию как к «куску булки с алкоголем», то совершенно не стоит подходить к Таинству. Более того, вам запрещено причащаться в таком случае. Если вы не являетесь православным христианином, над вами не совершаются церковные Таинства. Ваше понимание причастия — не более чем поверхностная и неудачная попытка обругать то, чего вы совершенно не понимаете. Тот факт, что нормальный человек не крадет и не убивает, совершенно не означает, что у него не существует никаких более грехов. И выдумывать ничего не надо — на исповеди нужно говорить только свои реальные грехи. И вот в чем загвоздка: пока человек не старается и даже не пытается жить духовной жизнью — он совершенно не способен видеть свою греховность. Вы не высказали ничего нового и необычного, ваш обывательский взгляд на Церковь и Таинства очень распространен. Только вот православные христиане думают иначе. Если, по вашему, нормальному человеку не в чем каяться, у него нет проблем и все отлично и без какого-то там Бога, то почему ВСЕ православные святые до конца своих дней находили в чем раскаиваться? Так это были люди, которые вели такую аскетическую и подвижническую жизнь, которая нам и не снилась. И они не считали, что у них нет грехов. А современный обычный человек, ни разу не переступивший порог храма, хулящий Таинства, понятия не имеющий о том, кто такой на самом деле Христос — такой человек считает, что у него все отлично и ему незачем облизывать ложку сомнительной чистоты. К сожалению, так думают многие. И идут в погибель. Такое неприятие всегда было, есть и будет в нашей Церкви. Но радует, что есть и другие люди — ими полнятся православные храмы. И да — среди них встречаются даже психиатры. К тому же, полезно задуматься: если Библия не авторитет, если слова Евангелия о том, что Причастие установлено Самим Христом ничего не значат, то как объяснить факт, что христианство выжило в течение 2000 лет? Ни одна религия мира не истреблялась так рьяно и неистово, как христианство. И тем не менее, оно живет.
          Помогай вам, Господь!

          • Екатерина, вот вы обиделись на девушку Юту, оскорбились. Вы же верующий человек, верующий человек не может оскорбиться, хотя это у нас сейчас модно даже среди иерархов. Я, лично, сам ходил довольно долго и регулярно в Воскресенский собор в Сокольниках, в Москве. Перестал. Причин тому много. Проповеди. На кого они рассчитаны? Или какой-то идеалистический сюжет из раннего средневековья, или непонятная чушь для старушек, или просто наивные вещи. Понял, что для меня и мне подобных (современных образованных людей) проповеди не составляют, а раз не составляют — значит в церкви меня не ждут. Потом как-то поспорил с одним священнослужителем по поводу своей бабушки, которая могла подлечивать кое-какие болезни заговорами. Я тоже могу, например, остановить кровь, текущую из раны, еще мелочи разные, типа фурункула. Так вот он утверждал, что мол это бабка моя с бесами общалась:). Постоянно летом был у бабушки в деревне в каникулы никаких бесов не видел, наоборот она от этих бесов отчитывала. Часто молитвы использовала, святую воду, свечи из церкви. В общем, это я к тому, что наша церковь, чтобы привлечь людей, должна пойти людям на встречу. Вот у меня есть знакомые, которые, видя то, что происходит в наших церквях, видя лицемерие и фарисейство стали католиками, и мне советуют поступить также. Я не готов пока, но часто об этом думаю.

            Добрый день. Никто не оскорблялся на предыдущий комментарий, не стоит ответ администратора читать с гневной интонацией. В ответе пояснили, почему подобный внешний взгляд на Таинства не является верным. И, между прочим, вы совершенно не правы в том, что верующий человек не может оскорбиться. Это почему еще? Православные люди что, лишены какой-то части психики? Они не могут испытывать эмоции, чувства? Отличие верующего и неверующего человека не в том, что первые не испытывают оскорбительных чувств, а в том, как они на них реагируют. Да, верующий человек, образно говоря, не полезет в драку, если его оскорбляют, но это вовсе не значит, что он не может при этом ничего чувствовать.

            По поводу того, что вас не устраивают проповеди в вашем храме — пожалуйста, читайте сами те, которые вам подходят. Сейчас нет никакого недостатка информации, все открыто. Можно найти записи проповедей Антония Сурожского, например, или Амвросия Оптинского. Да и в принципе вы вольны выбирать того священника, с которым чувствуете связь, с которым вам легко и интересно общаться. Если в вашем храме местный священник не отвечает вашим запросам — пожалуйста, ищите другого духовника, никакого греха в этом нет. Только предыдущего не осуждайте за отсутствие красноязычия на проповедях, оставьте эти оценки Богу.

            Тот факт, что лично вы не видели бесов у вашей бабушки, которая занималась колдовством — совершенно не означает, что их не было. Это примерно как утверждать, что Гагарин в космос летал, а Бога там не видел. Священник ответил вам совершенно правильно по поводу заговоров и колдовства. И то, что для своих обрядов ваша бабушка использовала освященную воду и свечи — так эти предметы постоянно используются у магов, экстрасенсов и колдунов.

            «Церковь должна пойти людям навстречу» — т.е, по вашему, для того, чтобы люди пошли в храмы, Церковь должна разрешить грешить? А зачем тогда туда ходить? К примеру, то же самое знахарство и колдовство прямым текстом в Священном Писании обличено, названо делом бесовским. И только потому, что ваша бабушка этим занималась и, на ваш взгляд, с бесами не общалась — Церковь не может пересмотреть свой взгляд. Да, есть вещи, которые меняются с течением времени. Тот же чин богослужения постоянно претерпевает изменения. Но есть вещи, которые лежат в основе христианства, они заповеданы самим Господом. И хоть что будет в этом мире твориться, Церковь от них не отступится, потому что иначе она просто потеряет свою суть и смысл существования.

            Да, быть православным христианином в наше время страшно неудобно. Это всегда выход из зоны комфорта. И это надо понимать, идя в православие. Да, есть и лицемеры, и фарисеи — были во все века и во всех церквях. Католическая церковь заражена этим грехом не меньше нашей, если не куда больше. Только почему вы грехи отдельных неблагочестивых людей принимаете за суть всей Церкви? Это примерно как решить всегда ходить пешком, после того, как вам один невоспитанный кондуктор нагрубил в трамвае.

            Вы в храм должны идти не к людям, а к Богу. Конечно, хорошо и приятно, когда на этом пути нас окружают благочестивые и примерные христиане, и вообще — все легко, приятно и радостно. Только вот таким ли был путь Христа? Вовсе нет. Так почему же мы, проповедуя следование за Христом, думаем, что наш путь будет легким?

  • Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное - может быть, самое главное в жизни решение? Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она всем нам предстоит. И может начаться очень скоро - может быть, даже сегодня.

    Ты - крещеный человек. Слава Богу. Но если человек - крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд - не православный, еретический. Ведь важно еще, как человек живет.

    Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма?

    А ведь отводят именно мысли.

    Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так.

    Мы говорим: «Мне пришла мысль». Да, мысли приходят. Откуда-то приходят. Есть мысли от Бога и есть мысли от дьявола. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

    Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола?

    Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет. Куда направляет. К церкви - или от церкви? К молитве, к посту, к покаянию, к исповеди, к причащению, к венчанию (если вы в браке), к терпению, к прощению, к добрым делам - или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным.

    Смотри, какие чувства, какие состояния души в тебе мысли рождают. Если мир, любовь, смирение, тишину, покой, - скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние, - от дьявола.

    Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста - от дьявола.

    Есть несколько очень распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.

    Прием первый.
    «А Я ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ»

    Так говорят и люди, которые иногда заходят в храм освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, поставить свечку в каких-то особых случаях. И - довольно. Они считают, что в церковь ходят.

    Но Сама Церковь так не считает.

    Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.

    День седьмой - это воскресенье.

    Знаешь ли ты, дорогой брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.

    Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в мiру с его целями и ценностями, чуждыми делу нашего спасения.

    Воскресение Христово - это основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.

    На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день - так встаем, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, что бы мы заработали? А ведь это всё - в основном для тела. Но человек - это прежде всего его душа.

    Прием второй.
    «У МЕНЯ БОГ В ДУШЕ»

    А следовательно, в церковь ходить не нужно. Он у тебя, мол, и так в душе.

    Невидимый враг - очень хитрый. Он хитрее нас. Он всевает нам эту мысль: «У тебя Бог в душе!» А на самом деле это не Бог вошел в нашу душу, а только мысль про Бога, с которой к нам проник, наоборот, окаянный. Как волк в овечьей шкуре. И льстит нам.

    Но ведь это же неправда. Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит про Бога, где Его славят, где Его иконы, где Его особое присутствие, Его благодать. Храм - это дом Божий.

    Тогда бы мы старались жить по Его заповедям.

    А то ведь у нас в душе чего только не бывает: и осуждение, и раздражение, и мысли черные - совсем не Бог.

    Как ото всего этого освободиться? Как бороться со вражьими помыслами?

    Только с Божьей помощью.

    Сам человек со «своими» вроде бы мыслями справиться не может, даже если очень захочет. Это-то и подтверждает еще раз то, что они на самом деле не наши, а вражьи.

    Преподобный Амвросий, старец Оптинский, когда к нему приходили бесовские мысли, крестился и говорил: «Не соизволяю».

    Никакого внимания не нужно уделять им. Не задумываться. Сразу - отбрасывать. Молиться Иисусовой молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго . И они отойдут.

    Церковь учит нас, что дьявол больше всего боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которые нам подаются в таинстве причащения.

    Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся - очищаем свое тело. Человек - это не только его тело, это прежде всего его душа. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня .

    Прием третий.
    «Я ЕЩЕ НЕ СОЗРЕЛ»

    «Зрей! - говорит дьявол. - Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом именно для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.

    «Я еще не пришел к этому».

    Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.

    А куда идти?

    Конечно, в храм.

    Прием четвертый.
    «НА БОГА НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ»

    Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела… У христианина, который надеется на Бога (ибо без Него мы не можем делать ничего, как сказал Сам Господь), дел - невпроворот. И прежде всего - с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями - болезнями души: гордостью, ленью, сребролюбием, унынием, чревоугодием, блудом, гневом, с маловерием. Только поворачивайся!

    Это - на первом месте.

    И, конечно, занимайся своими обычными делами - помолившись, перекрестившись. Начатые молитвой, благословленные Богом, они будут лучше спориться и принесут большую пользу.

    Прием пятый.
    «Я НЕ ТАКОЙ УЖ СИЛЬНО ВЕРУЮЩИЙ»

    Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера.

    Мы все - в пути. Все мы хотим, чтобы наша вера стала крепче, хотим быть ближе к Богу.

    «С кем поведешься, от того и наберешься», - говорит народ.

    Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, - станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее.

    Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помоги моему неверию!

    Господь даст, Господь поможет.

    А верующему - всё возможно. Это - тоже евангельская истина.

    Значит, нужно не жизнь строить по своему маловерию, а веру свою укреплять.

    Прием шестой.
    «Я НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО В ЦЕРКВИ ГОВОРЯТ»

    Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» - собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».

    Английскому языку мы учимся, хотя вначале ни слова не понимаем. В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень . (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).

    Начни ходить в церковь - с каждый разом будет понятнее. Купи Евангелие, читай. На современном русском языке, современным русским шрифтом - это всё сегодня, слава Богу, доступно.

    Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.

    Батюшка спросил его:

    А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?

    Нет, - чистосердечно признался молодой человек.

    Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, - посоветовал ему батюшка.

    Но ведь главное нам понятно. Господи, помилуй - понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу - понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас -понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это - главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, и всё больше и больше.

    Язык Богослужения - церковно-славянский язык - это особый язык. Это великое наше сокровище. На нем легче всего говорить с Богом. Он полностью непереводим на русский язык.

    Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение - это красота. Это благодать. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе входит в душу человека, возвышает ее, питает, и душа меняется, хотя она и не понимает разумом, что с ней происходит.

    Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.

    Совершенно верно. И это тоже говорит о том, что это дело нужное. Это не развлечение, которое должно быть легким. Это - труд. Ты же видишь: всё настоящее в жизни, всё полезное связано с трудом, с усилием. Родить и вырастить ребенка, получить образование, построить дом, вырастить хлеб, приготовить вкусный обед - разве все это не требует труда? Но мы идем на это, потому что хотим видеть результат . Результаты всякого духовного труда: чтения Слова Божия, молитвы, хождения в храм, поста, участия в таинствах Церкви, борьбы с грехом (своим! это труднее всего), - самые великие. Результаты эти - любовь, терпение, чистая совесть, мир в душе и мир с людьми - уже здесь. А там, в будущей жизни, - вечная радость с Господом. Никакие наши обычные труды таких великих результатов не дают.

    Так что ничего удивительного тут нет. Более того, всё в Евангелии не может быть понятно до конца ни одному человеку, потому что это - слово Божие, а Бог для нас, людей, в полноте непостижим. Потому Он и Бог. Но разве разумно проходить мимо и этого сокровища, которое Он дал нам для того, чтобы мы набирались мудрости, чтобы правильно поступали в жизни? Разве мы не убеждались много раз, что способны сильно ошибаться? Но в главном деле нашей жизни - деле спасения души - ошибка может быть слишком серьезной: душа может удалиться от Бога, лишиться вечной райской жизни и быть ввержена в вечную адскую муку. Вот о том, как спасти свою бессмертную душу для жизни вечной, как нам жить по любви, без которой жизнь не имеет смысла, и написана книга Евангелие.

    Прием девятый.
    «Я НЕ ЗНАЮ, КАК СЕБЯ ВЕСТИ В ЦЕРКВИ. А ВДРУГ МЕНЯ ПЛОХО ВСТРЕТЯТ?»

    Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста…» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся - и замучают вас материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко - не значит хорошо). По всем духовным вопросам обращайся только к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.

    Набирайся духовного опыта: любимый прием невидимого врага - делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово - а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни - и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?

    Прием десятый.
    «Я НЕ МОГУ ХОДИТЬ В ХРАМ, МНЕ ТАМ БЫВАЕТ ПЛОХО»

    Пока человек принимает мысли против церкви и верит им, врагу больше ничего не надо. Но если человек преодолел эти препятствия, если он все-таки пришел в храм, то враг старается любыми путями выгнать из храма . Либо насылает излишне ретивых «защитников благочестия», которые делают всякие неприятные замечания. Либо внушает какие-нибудь ужасные катастрофические мысли: «А выключила ли я дома утюг?!» Либо, наконец, человеку просто становится плохо в храме, хочется сразу выйти.

    Если не поддаться на эти вражьи козни, всё преодолеть - станет лучше. Перекреститься, помолиться: «Господи, сохрани жилище наше от всякого зла». Покаяться: «Какой же я грешный… Сколько времени мимо храма проходил! О чем только думал в жизни? Что я, вечно что ли, буду на земле? Господи, прости меня, не отвергай меня, недостойного, прими меня, помоги мне…» И Господь примет и поможет.

    Нам трудно бывает в церкви, потому что мы грешные. Больному человеку трудно бывает лечиться, но он терпит, потому что хочет выздороветь.

    А бывает так легко, так хорошо!.. Как больше нигде…

    Эт о - только некоторые из приемов, с помощью которых дьявол не пускает нас в церковь. Вон как старается! Значит, дело стоящее, раз враг рода человеческого так усердствует. Значит, и нам надо стараться не поддаться ни на один из этих приемов врага, поставить фильтр у себя в голове для его мыслей, все препятствия преодолеть - и все-таки прийти в храм, чего бы нам это ни стоило.

    Если же лукавый придумает еще двадцать пять приемов, или двести, или сколько угодно - у него их заготовлено на все вкусы, лишь бы они казались нам заслуживающими внимания, лишь бы мы верили ему, а не Богу, не Матери-Церкви, - то все равно нам нужно будет их отбросить, разоблачив одним-единственным приемом: ОТ ЦЕРКВИ МЫСЛЬ ОТВОДИТ - ЗНАЧИТ, ОНА ОТ ЛУКАВОГО.

    Пойдем к Богу, пойдем в храм, что бы ни было против этого. Такова воля Божия. А она - благая и совершенная.

    Настоятель Николаевского храма Часов Яра протоиерей Сергий Еленич советует, на что обратить внимание, если в духовной жизни случился штиль.

    На поставленный вопрос отвечу так: нужно продолжать ходить в храм и всё исполнять. Однако христианину, столкнувшемуся с такой проблемой, важно задуматься о своём отношении к тому, что он исполняет.

    Мы с вами ходим в храм, но что привело нас в него впервые, благодаря чему мы переступили его порог? Кого-то привели родители, кого-то - друзья. Кто-то пришёл сюда совсем юным, кто-то - в пожилом возрасте. Здесь мы впервые услышали церковное молитвенное чтение и пение, исповедовались и причастились Тела и Крови Христовых, относимся к этому с благоговением и страхом Божиим. Святые отцы напоминают каждому христианину: сколько бы лет он ни посещал храм Божий, самое главное - не привыкать к святыне. Это значит, что человек всегда должен взращивать в себе благоговение и бороться с безразличием.

    Многие верующие, к сожалению, не трудятся в этом направлении. Утрата благоговения и безразличие появляются в нашей жизни не внезапно. Приходя в храм, когда уже идёт служба, мы порой отвлекаем молящихся; прикладываемся к иконе или мощам, не осознавая, с каким событием связан праздник этого дня, кто изображён на иконе. Бывает, что во время богослужения ни в сердце, ни в разуме у нас нет молитвы.

    Чтобы посещение храма приносило плоды, нужно осознавать, что там происходит и зачем мы в него пришли. Перед исповедью священник читает молитву: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое», - и тут возникает вопрос: осознано ли мы подходим к таинству, действительно ли ощущаем себя стоящими перед Христом? В момент причастия осознаём ли, Кого в себя принимаем? Прибегая к святыне, имеем ли благоговение? Есть ли у нас ощущение душевной и сердечной теплоты, чтобы каждое посещение храма стало для нас таким же, как и первое, когда всё было новым и волнующим?

    Во временной жизни Господь даёт человеку свободу выбора. В нашей воле решить, что выбрать: добро или зло, жить со Христом или без Него. Мы верим, молимся, соблюдаем посты, стараемся не нарушать заповеди Божии. Однако апостол Иаков так пишет о вере: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). В нашей духовной жизни должны быть труд и добрые дела, совершаемые с молитвой. Конечно, в первую очередь надо научиться молиться Богу. Молитва - это горючее вещество для нашего сердца. Если молимся Богу, то и сердце горит к Нему, не молимся - оно постепенно окаменевает, и мы становимся только потребителями земного.

    Человеку необходим труд - и духовный, и общественный. Если вкладывать в него любовь, совершать дела ради Христа, то и вера наша будет жива, и жизнь изменится. Ещё мы должны научиться доверять Богу и возлагать на Него свои надежды.

    Если жизнь не меняется, хотя человек делает всё необходимое, ему нужно спросить себя: что именно он хочет изменить? О чём просит Бога? У людей часто возникают сомнения, недоверие Богу. Христос, видя наше сердце, знает, в чём мы нуждаемся. Мы привыкли просить: «Господи, дай!», - но что мы с вами сами даём Ему? Надо молиться и просить: «Господи, Ты знаешь, в чём моя нужда, да будет не моя воля, а Твоя». И Господь пошлёт нам всё, в чём мы нуждаемся и что послужит для нашего спасения.

    Вспомним Закхея, который хотел увидеть Христа, но не мог этого сделать из-за окружившей Его толпы. Он залез на смоковницу, и Христос, подойдя к дереву, сказал: «Закхей! сойди скорее: ибо сегодня надобно мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Что чувствовал Закхей в тот момент? Я думаю, духовную и сердечную радость. После он решает изменить свою жизнь: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19: 8-9). Мы должны уподобляться Закхею: с пламенным сердцем встретить Христа, творить добрые дела, за которые Господь посылает спасение и мир.

    Каждый Великий пост Церковь воспевает благоразумного разбойника. Пребывая на Голгофе возле Христа, он обратился ко Господу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое. И сказал ему Иисус: истину говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю» (Лк. 23:42-43). Будем же подражать ему и просить Спасителя о милости. Господь пришёл на землю, был распят за наши грехи, пролил Свою честную Кровь, воскрес и открыл нам райские двери. Может ли Он отвернуться от нас, просящих Его о помощи?

    Записала Екатерина Щербакова

    • Отец Николай, я очень рада нашей новой встрече. Сегодня у меня три вопроса. Вопрос первый: "В чем заключается смысл христианской жизни и каковы ее главные задачи?"

    Вопрос очень важный. Самый важный вопрос для любого человека. Конечно, в кратком интервью невозможно дать исчерпывающий ответ. Да и в большой книге мы не смогли бы на него более-менее полно ответить. Если собрать всю мудрость человечества, то и тогда мы не получим полноты ответа на этот извечный вопрос нашего бытия. Я попробую если и не дать ответ, то хотя бы показать направление размышлений.

    Если пытаться формулировать кратко, то смысл нашей земной, временной жизни в достижении жизни вечной. Или иначе , еще короче : цель нашей жизни – бессмертие. Причем не бессмертие символичное – в памяти будущих поколений, а бессмертие реальное – вечная жизнь человека, как це льной личности, не только души, н о и тела.

    И у нас есть пример, настоящий исторический факт достижения Человеком этой ж изни вечной – победа над смертью Богочеловека Иисуса Христа, Его Воскресение. Он указал нам путь к нашему личному бессмертию, к вечной жизни. И не только указал путь, но и помогает по нему идти. Если мы принимаем этот призыв, согласны с этой целью своей жизни, тогда дальнейшие шаги ст ановятся понятнее. Ведь когда ясн а цель пути , тогда легче найти верный маршрут.

    Поэтому на второй Вами поставленный вопрос - « какие главные задачи стоят перед нами в жизни , нам уже легче ответить, если мы знаем цель нашей жизни – достижение личного бессмертия, Вечной жизни, путь к которой нам указал Христос. Эти задачи в виде заповедей сформулированы в Слове Божием, Священном Писании, Библии. В самом кратком виде их выраз ил С ам Господь в беседе с народом – есть две главные заповеди – возлюби Бога и возлюби ближнего (Мф.22:40) . Но кроме этих слов в Новом Завете встречаются другие формулировки задач для человека в этой земной жизни, например, быть чистым сердцем, кротким и смиренным, хранить молитву, не унывать, а радоваться и благодарить Бога за каждый прожитый день (1Фес.5:18) .

    Очень важно, что Господь не только дает заповеди, но и сразу же оказывает реальную помощь каждому человеку, откликнувшемуся на Его призыв. Эта реальная помощь распространяется на нас через Его Церковь, в таинствах которой мы получаем благодать Святого Духа, преображающую и обновляющую все естество человека. И здесь хочу сказать очень важную вещь, которую, к сожалению, многие современные люди упускают из вида. Это правильное понимание, что на самом деле есть Церковь.

    Общее заблуждение, что Церковь это лишь некая организация, общественный институт, объединяющий верующих людей. Отсюда проистекают многочисленные личные драматические духовные ошибки и тупики.

    Типичная манифестация современного «агностика» - я не верю в Бога, потому что «…» вместо многоточия можно поставить фразы, которые мы тысячу раз слышали от знакомых, например: « в храме меня оскорбили » , « в храме идет торговля » , « священник ездит на иномарке» , « батюшка на похоронах был пьяный » , « поп ходит в джинсах и говорит по мобиле » . Часто это слышали? Наверно каждый раз, когда заходит разговор о вере. Для духовно чуткого человека здесь очевидна подмена масштаба.

    Как может зависеть вера в Бога от недостатков отдельных людей? Вера – духовный феномен, факт нашей внутренней жизни, а недостатки людей в храме – внешний, случайный фактор. Тем самым , мы главное в нашей жизни – ее цель и смысл , ставим в зависимость от внешних , случайных факторов, а значит , бесконечно унижаем сами себя, свой собственный выбор, свою внутреннюю свободу. Это, во-первых.

    А во-вторых, и это самое главное – при таком подходе мы совершенно не понимаем, что такое есть Церковь Христова. Ведь Церковь это не только и не столько священники и прихожане, мы только малая часть Церкви. Церковь – это и все живущие до нас, все святые, Церковь это и ангелы Божии, и Сам Христос. Церковь находится вне времени, она уже в вечности, а только своей малой земной частью находится в нашем видимом мире. Церковь – это Царство Божие, которое уже свершилось в вечности, но еще ожидаемо в нашем текущем времени.

    Прикасаясь к этому Царству в таинствах и богослужениях, мы, будучи еще в этой земной жизни, прикасаемся к жизни и ной - Вечной, Божественной. Посмотрите внимательно на себя, или на других прихожан. Ведь каждый человек, приходящий в храм, выходит из него, немного другим, более умиротворенным, светлым, преображенным. И это есть видимое действие благодати Духа Святого, прикосновение к вечности, которое испытывает наша душа в Церкви.

    • Какой он, современный священнослужитель в Вашем понимании?

    В моем понимании настоящий священнослужитель в наше время должен быть точно таким, как и сто и тысячу лет назад. Почитайте и сравните жития святых – древних и недавно живших. Вы удивитесь, насколько они похожи. И это не случайно, ведь еще апостол Павел говори л – подражайте мне, как я Христу (1Кор.4:16) . У нас один образец жизни – Христос и его ученики. Поэтому подлинного священнослужителя, пастыря, отличает именно эта вневременность, неподверженность духу мира сего, независимость от влияний времени.

    Конечно, каждая эпоха накладывает свою специфику на служение в Церкви. Сейчас время коммуникации, беспримерного в истории роста технологий. Может быть, в Вашем вопросе есть и этот контекст? Как священник должен соотноситься с этим , н есущимся с огромной скоростью , техническим прогрессом?

    Конечно, никто сейчас, включая и священнослужителей, не может обойтись без мобильной связи, Интернета, социальных сетей и прочее. Я, например, очень много занимаюсь православным Интернетом, и по собственному желанию и по поручению священноначалия. Но я не могу сказать, что это мне как-то помогает в священнослужении. Скорее наоборот, я с глубоким уважением и почтением смотрю на священников, кто может обходиться без всей этой технической шелухи. Чудо общения во Христе, когда «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я по среди них » (Мф.18:20) происходит при личном контакте, когда встречаешь добрый взгляд, когда между слов слышишь главное - искренность.

    • Какую одежду должен надевать человек, когда идет в храм на богослужение? Обязателен ли головной убор для женщин, и есть ли запрет на брюки? Согласны ли В ы с мнением, что не должно быть регламента, в какой одежде мы идем в храм, а важно то, что человек приходит к Богу, а в какой одежде – это его дело?

    Это верно, но только отчасти. Не надо слишком упрощать вопрос, ведь можно дойти до крайности , как в сторону излишнего формализма, так и в сторону нарушения приличий. Наша одежда , конечно вопрос внешний, но если присмотреться внимательнее, она очень много говорит и о нашем внутреннем состоянии. Недаром столько времени и усилий человек уделяет одежде, это одна из наших основных жизненных потребностей.

    Одежда может многое сказать о человеке, о его душевном состоянии. На похороны мы одеваем темную одежду, на праздник яркую. Если человек приходит в театр в шортах, или на пляж в смокинге, мы покрутим пальцем у виска, это явная безвкусица или того хуже. Храм тоже имеет свою специфику, это место святое, место молитвы. Поэтому для нормального человека понятно, что и его внешний вид должен соответствовать понятиям святости и чистоты.

    Во-первых, самому бу дет внутренне комфортнее, наша скромная одежда уже нам дает некий посыл к возвышенному настрою души, к молитве. Не выделяясь яркой или необычной одеждой, мы не будем отвлекаться постоянными мыслями – а как я выгляжу? Нам легче будет сосредоточиться на молитве.

    Во-вторых, и самое главное, мы не будем отвлекать окружающих. Насчет более детальных предписаний, например о головном уборе для женщин, это дань давно сложившейся русской традиции. Она появилась не на пустом месте, есть совет апостола Павла для женщин, чтобы они покрывали голову, в знак смирения пред Богом (1Кор.11:6) . И это хорошая традиция, если мы ее соблюдаем, то тем самым еще раз подчеркиваем свое уважение к церковному порядку. Но это не есть обязательное и непременное требование. В некоторых православных странах эта традиция не сохранилась до наших дней.

    Главное, конечно, это вера в сердце, а не платок на голове. Однако, платок на голове может быть хорошим индикатором того, есть ли хоть крупица веры в сердце. Насчет брюк вопрос проще. В Библии ничего не написано про брюки. Там есть заповедь, чтобы мужчина не ходил в женской одежде, а женщина в мужской (Втор.22:5) . Покрой одежды не уточняется. Ведь раньше в древнем мире были, а на востоке и сейчас остались, брюки или шаровары традиционной женской одеждой, не только платье. Поэтому если женщина приходит в женских брюках, в этом нет нарушения заповеди.

    Смысл заповеди глубже, не в покрое одежды, а в том, чтобы мужчина оставался мужчиной, а женщина женщиной. К сожалению, мы видим , что в современном мире даже эта элементарная заповедь нарушается. Но это уже другая тема.

    Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?

    У каждого из нас есть знакомые и даже родные люди, которые с недоумением смотрят на наши сборы в храм. На их лицах написано глубокое непонимание, а порой и возмущение. Иногда оно изливается в слова: “Ну ладно, ударился ты в веру, пусть уж. Но зачем же в храм-то ходить, столько времени и сил на это тратить?! Вот я, к примеру, тоже верующая. Но я верю в душе. Бог у меня в душе, и мне не нужны никакие внешние ритуалы. Да вспомни, как недавно сатирик Михаил Задорнов сказал: “Для общения с Богом мне не нужны никакие посредники!”.

    Как пояснить таким людям наше поведение? Как всегда, есть два пути: нападения и защиты. Критика подобного рода житейской “философии” не трудна. В конце концов, толики здравого смысла достаточно, чтобы понять, что общество, в котором шуты (по нынешнему - “сатирики”) воспринимаются в качестве экспертов в области богословия и духовной жизни, весьма больно. Болеет оно как минимум утратой чувства юмора: оно уже не способно смеяться, видя, как шут залезает на проповедническую кафедру… Нынешнее общество считает серьезным то, над чем потешались наши предки в масляные недели…

    Если бы слова “Бог у меня внутри” сказал преподобный Серафим Саровский - эти слова имели бы вес, ибо они были бы честным свидетельством о плоде его подвига. Если бы пустынник сказал, что он приучил себя к непрестанной внутренней молитве, и потому отдаленность храма, который он посещает лишь изредка, для него уже не чувствительна - в таких устах такие слова тоже были бы оправданны.

    Но когда мы слышим такие же слова от обывателей… Тогда у нас есть право поинтересоваться: в результате каких же именно духовных подвигов Вы достигли такого успеха? Бог у Вас в душе? Поясните, каким же был путь Вашей молитвы? Как часто вы читаете Молитву Господню?.. Что?.. “Отче наш” Вы плохо помните?.. Ладно, тогда хотя бы расскажите, как именно Вы переживаете присутствие Бога в Вашей душе? Какие плоды даров Духа Вы в себе ощущаете? Вот Вам подсказка: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал. 5,22-23). Есть в Вас эти чувства? Нет, не свойства характера, а дары. Дар - это то, чего в нас прежде не было, но при духовном рождении вошло в нашу жизнь, обновило ее? Не помните Вы такого обновления?

    Вера - это действие. Это стремление к тому, что уже предчувствуется, но еще не стало очевидностью. Стремление к тому, что уже прикоснулось к нашей жизни, бросило в нее свой отблеск, но еще не вошло в нее всецело… Вера - это желание нового опыта. Но те, кто говорят: “у меня моя вера, и она в душе” говорят это с такими тусклыми глазами, что трудно поверить, будто они хотя бы когда-то испытывали стремление к Богу.

    Нельзя любить, не проявляя своей любви, не делая хоть каких-то движений к любимому человеку. Так же нельзя верить, никак не проявляя своей веры во внешних действиях. ... Если человек утверждает, что он любит кого-то, но он ничего не делает во имя своей любви: не ищет встреч, ничего не дарит, не уделяет времени для общения, ничем не жертвует - значит, он просто хвастается перед своими уже влюбленными друзьями: “мол, и я ничем не хуже, и у меня уже есть возлюбленная!”.


    Итак, вы, утверждающие, что у вас “Бог в душе” - что вы сделали для того, чтобы очистить свою душу для столь дивного Посещения? Как и каким именем вы позвали Его? Как Вы храните Его в себе? Что изменилось в вас от этой Встречи? Полюбили ли вы Того, Кого встретили? И что вы делаете ради этой любви? Если эти вопросы повергают вас в недоуменное молчание - так хотя бы не считайте себя превзошедшими тех, кто хоть что-то делает для того, чтобы пребывать с Богом! Вечно стоящие - не презирайте идущих, даже если те спотыкаются!

    Такие вопросы можно задать тем, кто свою леность оправдывает своей мнимой “духовностью”.

    Но ведь и нам самим важно осознать - зачем мы-то ходим в храм. Послушать проповедь? Для этого сегодня можно включить радиоприемник. Помолиться? Молиться можно везде и во всякий час. Более того, таков именно совет апостола: “Непрестанно молитесь”. Принести пожертвование? Сегодня сборщиков много и на улицах. Подать поминальную записку? Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так ее можно поставить и перед домашним образом. Так зачем же мы ходим в храм?

    Христианский философ третьего столетия Ориген языческую философию культа подитожил такими словами: "Демоны особенно нуждаются в жертвах, чтобы остаться в этом плотном облегающем воздухе, ибо пищею им служит запах жертв, и оттого они выведывают, не идет ли где жертвенный дым, чуют кровь, обоняют курения... Те, которые поддерживают жертвами служителей зла, чрез то удерживают их в окружности земли" (Ориген. Увещание к мученичеству, 45).

    Но в Евангелии мы видим нечто противоположное. Если язычники говорят о том, какую жертву люди должны принести богу, то Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям: “Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мф. 20,28); “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Ин. 3,16).

    Лишь на десятую или сотую часть религия состоит из того, что в нее вносят люди. Главное в религии то, что привносит в нее Бог. Главное не то, что люди делают ради Бога, но то, что Бог делает ради людей. Главное в религии не то, что люди приносят в храм, а то, что они износят из храма.

    Для того, чтобы христианин мог принести жертву Богу, он не нуждается в храме. Но в религии есть не только то, что мы даем. Важнее то, что мы получаем. Важно не то, зачем мы ищем Бога. Важнее то, зачем Он ищет нас.

    Зачем мы чаще всего приходим в храм и обращаемся с мольбой к Богу - хорошо известно. Мы склонны в Боге видеть этакий генератор гуманитарной помощи: “Дай, Господи, нам побольше здоровья, побольше успеха и прибавки к зарплате!…”. Слишком часто мы ищем Господа, по присловью святителя Димитрия Ростовского, - “не ради Иисуса, а ради хлеба куса” . А вот зачем Бог ищет нас? Он хочет у нас что-то забрать? Или дать?

    Зачем призывает Его Слово: “Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии” (Мф. 11,28)?.. Нет у этого призыва продолжения в роде: “И вы отдадите Мне то-то…”. Иным предвестием кончается это приглашение; оно говорит о том, что Бог сделает ради отозвавшихся: “И Я успокою вас… найдете покой душам вашим”.

    Итак, Бог зовет нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание - “Научитесь от Мене”... Дух - “Примите от духа Моего”... Любовь, мир и радость - “Пребудьте в любви Моей… Мир Мой даю вам… Радость Моя в вас да будет…”. Но Христос дает нам и еще нечто немыслимое…

    “Пребудьте во мне, и Я в вас… Приимите, сие есть кровь Моя за вас изливаемая…”. Всего Себя Христос вверяет людям. И Свою божественность, и Свою человечность.

    Итак, в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм - это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянута рука с Дарами. Поэтому посещение храма - не тяжкая повинность, а дивная привилегия. Нам дано право стать соучастниками Тайной Вечери. Нам дана возможность стать “причастниками Божеского естества”. Нам дана возможность прикоснуться к той Энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.

    Те, кто говорит, что им храмы и посредники не нужны, вряд ли считают авторитетным для себя слово Евангелия. Но, может быть, они почувствуют человеческую достоверность в словах всеми любимого Винни-Пуха. Однажды, в ответ на предложение Пятачка сочинить песенку, Винни-Пух сказал: "но это не так просто. Ведь поэзия - это не такая вещь, которую вы находите, это вещь, которая находит вас. И все, что вы можете сделать, это пойти туда, где вас могут найти".

    Бог искал нас. И нашел. Нам же просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям, в такое место, где Он самые небывалые дары раздает людям. Если Чашу с причастием Христос подает нам через Царские врата храма - стоит ли нам отворачивать нос и твердить “Бог у меня и так в душе”?

    Христос сказал, где он нас ждет и что желает нам дать. Он, Вечный, желает с нами встретиться и соединиться в этой жизни - для того, чтобы в будущей, вечной нашей жизни мы не стали непоправимо одиноки.

    Так вежливо ли, получив уведомление о том, что кто-то нас ждет на встречу на площади Пушкина, в назначенное время отправляться на прогулку по улице Льва Толстого? Если встреча не состоялась - кто в таком случае будет виноват?.. Знамо дело - “Пушкин”!

    Те, кто говорят, что им не нужны посредники к их отношениях с Богом, не понимают, что в храме их ждет тот Посредник, который вместо них как раз и принес жертву и освободил людей от необходимости что-то разрушать в мире и плодами разрушений подкармливать божков. Неужели же так невыносимо трудно раскрыть свои руки для того, чтобы в них можно было вложить Дары?

    📖 Даже человеку, который не отождествляет себя ни с какой из религиозных традиций, при изучении многообразия религиозных мнений становится очевидно, что формула Бог есть любовь - высочайшая из всех возможных человеческих представлений о Божестве. Итак, высшая богословская формула гласит «Бог есть любовь». Любить означает вобрать в себя как свои радости и беды любимого. Подлинная любовь стремится отождествить себя с любимым человеком. Здесь поистине двое в одну плоть да будут (см.: Быт. 2, 24). И потому путь любви это дарение, отдача, вверение, жертва.