Церковь Воскресения Христова в Левашово. Левашово. Церковь Воскресения Христова Какой солнцезащитный крем выбрать

Левашово — старинное село, расположенное в 47 км к востоку от Ярославля .

Церковь Воскресения Христова построена в 1779 году архитектором С.А.Воротиловым.

Уже в грамоте ИванаГрозного отмечено существование в селе холодной Никольской церкви и теплой в честь Иоанна Златоуста. Ныне существующий храм выстроен в 1779 году. Воскресенская церковь принадлежит к оригинальному типу двухстолпных храмов, сложившемуся на Русском Севере в XVII веке, а в XVIII веке распространившемуся сначала в костромском и суздальском краях, а затем и по всей России. К западу от летнего храма расположена обширная четырёхстолпная трапезная начала XIX века и высокая позднебарочная колокольня (Н. С. Борисов, «Окрестности Ярославля», изд-во Искусство, Москва, 1984.)

Старожилы рассказывают, что когда в ярославское село Левашово, расположенное на границе с Костромской областью, приехали уполномоченные по сбору цветного металла, то жители (в прошлом монастырские крестьяне) окружили колокольню и не дали сбросить колокола. Благодаря этому Левашово можно считать краткой энциклопедией ярославских колоколов. Старейший колокол вылит в 1785 году мастером Дмитрием Мартыновым и весит 104 пуда 13 фунтов. Цвет металла более темный, декор достаточно скупой, классический. Второй колокол в 300 пудов лил мастер Христофор Крепышев. Наличие на колоколе двойной даты 1803—1805 год, по-видимому, говорит о том, что колокол отливался дважды. Перед нами вторая отливка с сохранением литер первой. Оба колокола отливались при содержателе завода Порфирии Григорьевиче из его меди и на его средства.

Большой колокол — благовестник занимает практически все пространство колокольни. Это самый большой из сохранившихся оловянишниковских колоколов. На его мощных боках славянской вязью выведено: «Вылит сей колокол в Ярославле на заводе … содержатель мануфактур - советник почетный гражданин первой гильдии купец Иван Порфирьевич Оловенишников … Весу 505 пу 30 фу». Колокол вылит специально для села Левашово, где и висит уже более 160 лет. Для нашей беспокойной страны такое постоянство — большая редкость. Колокольня с. Левашово Ярославской епархии, по мнению Общества древнерусской музыкальной культуры, стоит в одном ряду с лучшими звонницами России: Ивана Великого Московского Кремля, звонницами Ростовского Кремля, звонницами Троице-Сергиевой Лавры и многими другими.

Вдоль трассы Ярославль — Кострома недалеко от села Левашово туристы обязательно завернут к речке с красивым названием Княгиня, где отведают хрустальной водицы из местных родников — гордости левашовцев.

http://levashovo-hram.prihod.ru/o_prikhode

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%E2%E0%F8%EE%E2%EE_%28%DF%F0%EE%F1%EB%E0%E2%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC%29

Солнце - источник жизни на планете. Его лучи дарят необходимые свет и тепло. Вместе с тем ультрафиолетовое излучение Солнца губительно для всего живого. Чтобы найти компромисс между полезными и вредными свойствами Солнца, метеорологи рассчитывают индекс ультрафиолетового излучения, который характеризует степень его опасности.

Какое УФ-излучение Солнца бывает

Ультрафиолетовое излучение Солнца имеет широкий диапазон и подразделяется на три области, две из которых достигают Земли.

  • УФ-А. Длинноволновое излучение диапазона

    315–400 нм

    Лучи почти свободно проходят через все атмосферные «заграждения» и доходят до Земли.

  • УФ-B. Средневолновое излучение диапазона

    280–315 нм

    Лучи на 90 % поглощается озоновым слоем, углекислым газом и водяным паром.

  • УФ-C. Коротковолновое излучение диапазона

    100–280 нм

    Самая опасная область. Полностью поглощаются стратосферным озоном, не достигая Земли.

Чем больше в атмосфере озона, облаков и аэрозолей, тем меньше губительное воздействие Солнца. Однако эти спасительные факторы имеют высокую естественную изменчивость. Годовой максимум стратосферного озона приходится на весну, а минимум - на осень. Облачность ― одна из самых непостоянных характеристик погоды. Содержание углекислого газа также все время меняется.

При каких значениях УФ-индекса существует опасность

УФ-индекс дает оценку величины УФ-излучения Солнца на поверхности Земли. Значения УФ-индекса варьируются от безопасного 0 до экстремального 11+.

  • 0 – 2 Низкий
  • 3 – 5 Умеренный
  • 6 – 7 Высокий
  • 8 – 10 Очень высокий
  • 11+ Экстремальный

В средних широтах УФ-индекс приближается к небезопасным значениям (6–7) только при максимальной высоте Солнца над горизонтом (происходит в конце июня - начале июля). На экваторе в течение года УФ-индекс достигает 9...11+ баллов.

Чем полезно Солнце

В малых дозах УФ-радиация Солнца просто необходима. Солнечные лучи синтезируют необходимые для нашего здоровья меланин, серотонин, витамин D, предотвращают рахит.

Меланин создает своеобразный защитный барьер для клеток кожи от вредного воздействия Солнца. Из-за него наша кожа темнеет и становится эластичней.

Гормон счастья серотонин влияет на наше самочувствие: он улучшает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Витамин D укрепляет иммунную систему, стабилизирует кровяное давление и выполняет антирахитные функции.

Чем опасно Солнце

Принимая солнечные ванны, важно понимать, что граница между полезным и вредным Солнцем очень тонка. Чрезмерный загар всегда граничит с ожогом. Ультрафиолетовое излучение повреждает ДНК в клетках кожи.

Защитная система организма не может справиться с таким агрессивным воздействием. Это снижает иммунитет, повреждает сетчатку глаз, вызывает старение кожи и может привести к раку.

Ультрафиолет разрушает цепочку ДНК

Как Солнце влияет на людей

Восприимчивость к УФ-излучению зависит от типа кожи. Наиболее чувствительны к Солнцу люди европейской расы - для них защита требуется уже при индексе 3, а опасным считается 6.

В то же время для индонезийцев и афроамериканцев этот порог составляет 6 и 8 соответственно.

Кто больше всего попадает под влияние Солнца

    Люди со светлым

    тоном кожи

    Люди, имеющие много родинок

    Жители средних широт во время отдыха на юге

    Любители зимней

    рыбалки

    Горнолыжники и альпинисты

    Люди, имеющие семейную историю рака кожи

В какую погоду Солнце опаснее

То, что Солнце опасно только в жаркую и ясную погоду - распространенное заблуждение. Обгореть можно и в прохладную облачную погоду.

Облачность, какой бы плотной она ни была, вовсе не сводит количество ультрафиолета к нулю. В средних широтах облачность значительно уменьшает риск обгореть, чего нельзя сказать о традиционных местах пляжного отдыха. Например, в тропиках, если в солнечную погоду можно обгореть за 30 минут, то в облачную - за пару часов.

Как защищаться от Солнца

Для защиты от губительных лучей соблюдайте простые правила:

    Меньше находитесь на Солнце в полуденные часы

    Носите светлую одежду, в том числе широкополые шляпы

    Пользуйтесь защитными кремами

    Надевайте солнцезащитные очки

    На пляже больше находитесь в тени

Какой солнцезащитный крем выбрать

Солнцезащитный крем различается по степени защиты от Солнца и маркируется от 2 до 50+. Цифры означают долю солнечной радиации, которая преодолевает защиту крема и достигает кожи.

Например, при нанесении крема с маркировкой 15, только 1/15 (или 7 %) ультрафиолетовых лучей преодолеют защитную пленку. В случае с кремом 50 - только 1/50, или 2 %, воздействуют на кожный покров.

Солнцезащитный крем создает на теле отражающий слой. Вместе с тем важно понимать, что ни один крем не способен отразить 100 % ультрафиолета.

Для повседневного использования, когда время нахождения под Солнцем не превышает получаса, вполне подойдет крем с защитой 15. Для загара на пляже лучше брать 30 и выше. Однако для светлокожих рекомендуется использовать крем с маркировкой 50+.

Как применять солнцезащитный крем

Крем следует наносить равномерно на всю открытую кожу, в том числе лицо, уши и шею. Если планируете загорать достаточно долго, то крем следует наносить дважды: за 30 минут до выхода и, дополнительно, перед выходом на пляж.

Необходимый объем для нанесения уточняйте в инструкции крема.

Как применять солнцезащитный крем при купании

Солнцезащитный крем следует наносить каждый раз после купания. Вода смывает защитную пленку и, отражая солнечные лучи, увеличивает дозу получаемого ультрафиолета. Таким образом, при купании риск обгорания возрастает. Однако за счет эффекта охлаждения вы можете не почувствовать ожог.

Обильное потоотделение и обтирание полотенцем - также повод, чтобы повторно защитить кожный покров.

Следует помнить, что на пляже, даже под зонтиком, тень не обеспечивает полноценной защиты. Песок, вода и даже трава отражают до 20 % ультрафиолетовых лучей, увеличивая их воздействие на кожу.

Как защищать глаза

Солнечный свет, отражаясь от воды, снега или песка, может вызвать болезненный ожог сетчатки глаз. Для защиты глаз используйте солнечные очки с ультрафиолетовым фильтром.

Опасность для горнолыжников и альпинистов

В горах атмосферный «фильтр» тоньше. На каждые 100 метров высоты УФ-индекс увеличивается на 5 %.

Снег отражает до 85 % ультрафиолетовых лучей. Кроме того, до 80 % отраженного снежным покровом ультрафиолета вновь отражается облаками.

Таким образом, в горах Солнце наиболее опасно. Защищать лицо, нижнюю часть подбородка и уши необходимо даже в облачную погоду.

Как бороться с солнечными ожогами, если вы обгорели

    Обработайте тело влажной губкой, чтобы смочить ожог

    Смажьте обгоревшие участки противоожоговым кремом

    При повышении температуры обратитесь ко врачу, вам могут рекомендовать принять жаропонижающее

    Если ожог сильный (кожа сильно набухает и пузырится), обратитесь за медицинской помощью

Ярославская область Муниципальный район Некрасовский район Координаты Координаты :  /  (G) 57.6425 , 40.527222 57°38′33″ с. ш. 40°31′38″ в. д.  /  57.6425° с. ш. 40.527222° в. д. (G) (Я) Первое упоминание XVI век Население около 1000 человек Национальный состав русские Конфессиональный состав православные Часовой пояс UTC+3 , летом UTC+4 Телефонный код +7 48531 Почтовый индекс 152262 Автомобильный код 76 Код ОКАТО 78 226 855 Официальный сайт ссылка

Село Левашово

Левашо́во - старинное село, расположенное в 47 км к юго-востоку от Ярославля, с населением около одной тысячи человек (2006). Действует Церковь Воскресения.

Из истории села и церкви

Церковь Воскресения в Левашово Ярославской области. Уже в грамоте Ивана Грозного отмечено существование в селе холодной Никольской церкви и теплой в честь Иоанна Златоуста. Ныне существующий храм выстроен в 1779 году. Воскресенская церковь принадлежит к оригинальному типу двухстолпных храмов, сложившемуся на Русском Севере в 17 веке, а в 18 веке распространившемуся сначала в костромском и суздальском краях, а затем и по всей России. К западу от летнего храма расположена обширная четырёхстолпная трапезная начала 19 века и высокая позднебарочная колокольня (Н. С. Борисов, «Окрестности Ярославля», изд-во Искусство, Москва, 1984.)

Богоматерь Одигитрия. Происходит из церкви Воскресения в селе Левашово Некрасовского района Ярославской области. Реставрировалась в 2001-2002 гг. Л. Д. Рыбцевой. Икона из села Левашово относится к иконографическому типу Богоматери Одигитрии. Многочисленные иконы Одигитрии восходят к знаменитому чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в константинопольском монастыре Одигон. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «путеводительница». Это название связано с одним из чудес константинопольской иконы - исцелением двух слепых, а также с ее иконографической особенностью: правой рукой Богоматерь указывает на Младенца Христа как на Спасителя человеческого рода. Одним из вариантов этой иконографии является тип Богоматери Одигитрии Смоленской, к которому близка публикуемая икона. Публикуемая икона происходит из Воскресенской церкви села Левашово, уже с XVI века принадлежавшего ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю. Обветшавшие образы монастырских соборов часто передавались в храмы монастырских сел и слобод. Возможно, именно так попала в Левашово икона Богоматери Одигитрии.

Старожилы рассказывают , что когда в ярославское село Левашово, расположенное на границе с Костромской областью, приехали уполномоченные по сбору цветного металла, то жители (в прошлом монастырские крестьяне) окружили колокольню и не дали сбросить колокола. Благодаря этому Левашово можно считать краткой энциклопедией ярославских колоколов. Старейший колокол вылит в 1785 году мастером Дмитрием Мартыновым и весит 104 пуда 13 фунтов. Цвет металла более темный, декор достаточно скупой, классический. Второй колокол в 300 пудов лил мастер Христофор Крепышев. Наличие на колоколе двойной даты 1803-1805 год, по-видимому, говорит о том, что колокол отливался дважды. Перед нами вторая отливка с сохранением литер первой. Оба колокола отливались при содержателе завода Порфирии Григорьевиче из его меди и на его средства.

Большой колокол - благовестник занимает практически все пространство колокольни. Это самый большой из сохранившихся оловянишниковских колоколов. На его мощных боках славянской вязью выведено: «Вылит сей колокол в Ярославле на заводе … содержатель мануфактур - советник почетный гражданин первой гильдии купец Иван Порфирьевич Оловенишников … Весу 505 пу 30 фу». Колокол вылит специально для села Левашово, где и висит уже более 160 лет. Для нашей беспокойной страны такое постоянство - большая редкость. Колокольня с. Левашово Ярославской епархии, по мнению Общества древнерусской музыкальной культуры , стоит в одном ряду с лучшими звонницами России: Ивана Великого Московского Кремля, звонницами Ростовского Кремля, звонницами Троице-Сергиевой Лавры и многими другими.

Предприятия и учереждения

В селе функционируют школа, детский сад , амбулатория, дом культуры, газовая котельная, отделение сбербанка России. Есть молочный и мясоперерабатывающий цеха, принадлежащие одноименному сельскохозяйственному предприятию.

О школе

Левашовская средняя общеобразовательная школа. Некрасовского муниципального округа. Девиз школы: Патриотизм, туризм и краеведение - Наиважнейшие в работе направления.

Церковь Воскресения в Левашово Ярославской области. Уже в грамоте Ивана Грозного отмечено существование в селе холодной Никольской церкви и теплой в честь Иоанна Златоуста. Ныне существующий храм выстроен в 1779 году. Воскресенская церковь принадлежит к оригинальному типу двухстолпных храмов, сложившемуся на Русском Севере в 17 веке, а в 18 веке распространившемуся сначала в костромском и суздальском краях, а затем и по всей России. К западу от летнего храма расположена обширная четырёхстолпная трапезная начала 19 века и высокая позднебарочная колокольня.

Н. С. Борисов, "Окрестности Ярославля", изд-во Искусство. - Москва, 1984



Церковь в Левашове - яркий и выразительный пример архаизирующей архитектуры конца 18 века. Построенная в правление Екатерины II, она выделяется большим четвериком с пятью огромными луковицами - типичными маркерами ярославской школы. От ярославской традиции, впрочем, храм отделяет двустолпная конструкция (ярославские храмы обычно имеют четыре столпа), но здесь она вполне объясняется принадлежностью к бывшей Костромской губернии, где двустолпные храмы как раз вполне типичны. Декор в целом выдержан в духе узорочья, то есть левашовский храм подчёркнуто старомоден, его архитектура - некая попытка противостоять победному шествию барокко, столичные формы которого к тому времени уже просочились даже в ярославскую строительную традицию, но не встретили понимания среди консервативно настроенных заказчиков. Но любопытно, насколько гармонично основной пятиглавый объём сочетается с колокольней. Она лишь незначительно моложе главного четверика, но уже всецело принадлежит стилистике перехода от барокко к классицизму.



Старинное село Левашово, что расположено между Ярославлем и Костромой, известно с середины ХVI века. И связано оно с царём Иваном Грозным. По крайней мере, в 1566 году государь издал жалованную грамоту, согласно которой Левашово со всеми окрестными деревнями и пустошами передавалось мужскому Спасскому монастырю Ярославля. В ведении этой обители село находилось почти два столетия. В этой грамоте также упоминались левашовские церкви в честь Иоанна Златоуста (тёплая) и Николая Чудотворца (холодная). Что же касается Воскресенского храма, о котором пойдёт речь, то его возвели в 1779 году. Средства на строительство собирали сами прихожане. Тогда в церкви организовали четыре престола - собственно, Воскресения Христова, Святителя Николая Чудотворца, Святой Троицы Живоначальной и Святителя Димитрия Ростовского. Строили её в северных традициях, которые к тому времени стали очень популярны в Костроме и Суздале, а затем, как отмечают специалисты, и по всей России.

Колокольня Воскресенской церкви, построенная в стиле позднего барокко, вызывает особый интерес. В первую очередь тем, что её архитектором был Степан Андреевич Воротилов - удивительнейший зодчий своего времени. Степан Андреевич был архитектором-самоучкой. Он родился в 1741 году в посаде Большие Соли, который славился своими резчиками, каменщиками и художниками. Его отец был небогатым мещанином, и сначала Степан вместе с ним занимался рыбалкой, учился на портного и кузнеца. А потом поступил в артель каменщиков и начал постигать новое для себя мастерство. Кроме того, он полностью самостоятельно обучился рисованию и черчению, а лет в тридцать начал изучать геометрию и алгебру, а также архитектуру. Воротилов возвёл немало замечательных храмов и архитектурных комплексов, однако вскоре его имя было незаслуженно забыто. Даже собор Костромского кремля исследователи приписывали то Д. Ухтомскому, то Б. Растрелли. А ведь он приводил в восторг современников. Исследователь русского зодчества Г. Лукомский отмечал, что "колокольня, построенная при соборе тем же зодчим С. Воротиловым, представляющая издали фантастическое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она ещё более потрясает своею грандиозностью. Внушительные марши лестниц, ведущих к ней, дают колокольне хорошее основание, а зимой, занесённые наполовину снегом, марши ступеней лестницы создают плавный переход от земли к самому сооружению, так что после метели колокольня кажется как бы вырастающей из массы снега". Интересная деталь: строительство комплекса обошлось в 12 тысяч рублей, а зодчему за работу выдали премию - 15 рублей!

Первой работой мастера считается перестройка колокольни Рождественской церкви в родных Больших Солях. Потом был проект двухэтажного Воскресенского храма с колокольней в Нерехте. Вот как их описывает С. В. Демидов в статье "Архитектор С. А. Воротилов": "Сочные рамочные наличники с "ушами" и "слезками", многообломные профилированные карнизы, спаренные пилястры, полихромная лепнина в интерьере и пышная резьба иконостаса с иконами работы талантливого живописца Андрея Денисова сделали здание одним из красивейших в городе. Особым изяществом отличалась четырёхъярусная колокольня, завершающаяся колоколообразным куполом с овальными люкарнами и высоким шпилем". К слову, такое "оформление" колоколен со временем стало визитной карточкой архитектора. А левашовская звонница до сих пор по праву считается одним из лучших творений архитектора. Кроме того, авторству Воротилова принадлежал проект колокольни Рязанского кремля. Архитектор определил место, где должна стоять звонница и её высоту. Однако между городскими светскими и церковными властями возникли некоторые разногласия по поводу самого проекта. Поэтому реализован он не был, хотя и использовался частично при строительстве этого объекта. Помимо храмов в Больших Солях и Нерехте, Степан Воротилов спроектировал и возвёл немало церквей и гражданских объектов в других городах. Так, известно, что зодчий взял подряд на возведение Мучных и Гостиных рядов в Костроме по проекту губернского архитектора К. Клера, от себя добавив колоннаду и надвратную колокольню. Интересно, что сам Клер, увидев практически готовые ряды, возмутился дополнениями Воротилова. Он счёл, что эти дополнения испортили его задумку и сделали её крайне ненадёжной. Возмущение было настолько сильным, что Клер подал на Воротилова в суд! Однако разбирательства так и не начались - Воротилов скончался, и ряды достраивали уже его сын и брат.

Ярусная позднебарочная колокольня Воскресенского храма интересна ещё тем, что является своего рода "музеем ярославских колоколов". Дело в том, что когда после революции в Левашово приехали сборщики цветного металла, местные жители собрались у церкви и окружили звонницу - отстояли колокола, не позволив их сбросить. Так что у храма они - все сохранились "родные". Итак, старейший колокол Левашова датируется 1785 годом. Известно, что его отливал мастер Дмитрий Мартынов из тёмного металла, украсив достаточно лаконично. Он весит 104 пуда 13 фунтов (более полутора тонн). Второй - трёхсотпудовый - выполнен Христофором Крепышевым. На нём значится двойная дата отливки - 1803-1805. Так что его явно отливали дважды, причём в Воскресенском храме сейчас, по словам специалистов, находится вторая отливка с сохранением литер первой. А самый большой колокол - Благовест - в пятьсот с лишним пудов, как гласит вязь на нём, "вылит" в Ярославле на заводе... содержатель мануфактур - советник почетный гражданин первой гильдии купец Иван Порфирьевич Оловянишников".

Специалисты причисляют Воскресенскую церковь к храму соборного типа - уж слишком она была большая и слишком богато украшенная для "сельской местности". В частности, в ней были (и сохранились по сей день) удивительные фресковые росписи. Вот о них и пойдёт речь далее... Интерьерные фрески были выполнены в начале 1820-х годов изографами, тоже приглашёнными из села Большие Соли. Это были ученики знаменитых братьев Медведевых - Егор и Семён Казаковы, а также Пётр Васильев. Когда смотришь на эти фрески, невольно возникает ассоциация с итальянской академической живописью - до того техника русских художников напоминает фрески Помпеи. На стенах Воскресенского храма можно увидеть изображение античных портиков, колонн, лепнины, гризайлей. Интересны и фрески в трапезной, передающие различные библейские сюжеты: Благовещение, Моисей в пустыне, Моисей со скрижалями Завета, Путь Христа на Голгофу и другие.

После революции Воскресенский храм в Левашове закрыли не сразу. До 1935 года он оставался действующим, но потом печальная участь большинства церквей постигла и его. Сначала здание приспособили под склад. Есть сведения, датируемые 1938 годом, что в это время тёплый храм вдруг передали местной общине верующих, а летний - колхозу для хозяйственных нужд. Что только не располагалось в последнем: и сельсовет, и паспортный стол, и суд, и дворец бракосочетаний (!), и медпункт, и даже бюро ритуальных услуг. Печальна оказалась участь церковного кладбища. На его месте проложили магистраль, причём даже не перезахоронив останки покоившихся там людей. Таким образом, было утрачено огромное количество данных о жителях Левашова.

В 1959 году на Воскресенский храм обрушилось ещё одно несчастье. На сей раз это было стихийное бедствие - ураган. Он был настолько сильным, что снёс церковную крышу, а также три главы храма. Всё это оказалось на руку местным властям: они давно вынашивали планы закрытия церкви, и вот теперь подвернулся удобный предлог - мол, храм теперь находится в аварийном состоянии, служить там невозможно и крайне опасно - всё может обрушиться в любой момент. Прихожане не были согласны с таким решением. Они писали жалобы в различные инстанции, дошли даже до Москвы, но всё тщетно.

Ситуация начала меняться только в 80-е годы прошлого века. В 1986 году Воскресенский храм села Левашова внесли в реестр памятников истории и культуры регионального значения Ярославской области, а двумя годами позже вернули верующим. Началась долгая реставрация...



С архитектурной точки зрения Воскресенская церковь в Левашове - восхитительный образец "гибридной архитектуры" - сплав достижений нескольких региональных зодческих школ. В результате подобного синтеза появился выдающийся памятник, стопроцентных аналогов которому найти трудно.

Во-первых, церковь необычна уже своей конструкцией. Это двухстолпный храм. Такие сооружения мало того, что сами по себе достаточно редки, так ещё и характерны для иного времени и иного места. Время - ХVI-ХVII века, место - Русский Север. Двухстолпными были Благовещенский собор в Сольвычегодске (это, по-видимому, один из первых подобных храмов), Преображенский собор Соловецкого монастыря, Преображенская церковь Кирилло-Белозёрского монастыря. В зависимости от подтипа конструкций, барабан таких храмов или располагается над центром четверика, между столпами, с опорой на осевой свод, или же опирается на пару продольных арок, идущих от столпов к восточной стене, поперечную арку между столпами и непосредственно на восточную стену. С Русского Севера двухстолпные храмы пришли на Костромскую землю и в ближайшие окрестности.

Во-вторых, двухстолпный основной объём увенчан массивным "ярославским" пятиглавием. Традиции этой школы также анахроничны - относятся к ХVII веку, в ХVIII веке в самом Ярославле строили уже несколько иначе. Но такое запаздывание во времени легко объяснимо: всё-таки на периферию архитектурные веяния приходили позже, чем "в центр", и задерживались там дольше - благодаря большей склонности провинции к традиционному укладу. Именно в ХVIII веке возникли такие яркие наследники ярославской школы, как Спасо-Преображенский собор Углича, церковь Рождества Богородицы в селе Великом и вот - Воскресенский храм Левашова, причём последний выстроен на полвека позже и угличского, и великосельского храмов!

В третьих, колокольня - костромская, которую воздвиг местный архитектор-самоучка Степан Воротилов, сделавший ажурное завершение колокольни как в Левашове, так и в других местах, своего рода "визитной карточкой" костромской архитектурной школы. С лёгкой руки Степана Воротилова колокольни с игривым завершением в стилистике позднего барокко массово появились в Костроме, Нерехте, Больших Солях (ныне Некрасовское) и Левашове. Стоит обратить внимание на слуховые окна-люкарны в фигурной кровле колокольни и короткий шпиль. Типично ярославское пятиглавие, когда на массивные купола приходится полроста самой церкви. Центральный барабан световой, остальные глухие, но декоративно оформлены в тон центральному. Главы покрыты крупным металлическим лемехом. Двухстолпная конструкция храма имеет своё отражение в отделке фасадов четверика.

В отличие от четырёхстолпных храмов, большинство из которых имеет чётко выраженное трёхчастное членение, фасады Воскресенской церкви даже не пытаются мимикрировать под трёхчастность. Широкие пилястры, оформленные как сгруппированные: по три полуколонны, делят фасад на две равные части. Во втором свете каждого симметрично расположено по два огромных окна с наличниками в духе ХVIII века. Ложные закомары подчёркнуто декоративные. В нижнем ярусе четверика симметрия пропадает. Её нарушают окна разной высоты и дверные проёмы, сдвинутые ближе к алтарной части храма. На первый взгляд может показаться, что эта ассиметрия отсылает нас к эпохе узорочья, но это не так - те традиции ко второй половины ХVIII века уже забылись. Тем не менее, в декоре нижнего яруса можно усмотреть влияние суздальского зодчества (и если так, это уже четвёртая региональная школа!), а оно, безусловно, черпало вдохновение в лучших образцах узорочья. Алтарная апсида крупная, трёхчастная, с традиционными наличниками на окнах и дверью, расположенной близ восточной стены четверика, то есть у самой алтарной преграды. Высокая кровля достигает уровня карниза над вторым светом окон, под самыми ложными закомарами, подчёркивая масштабы апсиды.

Грандиозные, совершенно "не сельские" масштабы Воскресенской церкви в Левашове позволили разместить в одном храмовом здании целых четыре престола (включая летнюю и зимнюю половины): главный - во имя Воскресения Христова, во имя Святой Троицы, в честь святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского. К сожалению, очень часто большие размеры имеют и свою оборотную сторону, когда дело доходит до капитального ремонта или полноценной реставрации сооружения, долго простоявшего в запустении. Банально не хватает денег на всё сразу, процесс восстановления приходится проводить по частям. Воскресенская церковь - не исключение; богослужения ныне совершаются в Никольском приделе (одном из исторических четырёх), остальные, включая и основной храм, находятся на разных стадиях ремонта. Вход в церковь через притвор под колокольней - дверной портал с частично сохранившейся старинной фреской, изображающей Иисуса Христа, над ним.

Сразу попадаем в обширную трапезную с приделами, где завершается реставрация и проходят службы. Здесь многое несёт на себе печать старины. Пожалуй, первое, что бросается в глаза - установленные у двух несущих столпов массивные сени с рельефным растительным орнаментом, а в них - старинные иконы: слева - Покров Пресвятой Богородицы, справа - Святитель Николай Чудотворец. Южный - Никольский - придел действующий; в нём от исторического убранства сохранились массивные подсвечники. Иконостасы северного и южного приделов выполнены в той же стилистике, что и сени с иконами: они одноярусные, золоченые, с богатым растительным орнаментом. Скорее, это не иконостасы в привычном для нас смысле, а именно алтарные преграды, которые стали появляться в православных храмах начиная с ХVIII века: невысокие, скрывающие престол, но оставляющие крытой внутреннюю часть конхи алтарной апсиды. Стенопись восстановленная, оригиналы первой половины ХIХ века.

В росписях широко используется техника гризайль - имитация рельефа стен при помощи различных оттенков одного цвета. Оригинальный иконостас не сохранился, взамен утраченного установлен современный. Воскресенскому храму в деле сохранения икон, можно сказать, не повезло: с момента возвращения церкви общине верующих его несколько раз грабили: в 1997-м году и дважды в 1998-м. За эти два года храм лишился двадцати восьми икон. Уносили всё, что, на взгляд грабителей могло представлять какую-либо ценность. В первую очередь, конечно, иконы, в том числе Божией Матери "Толгская" и "Владимирская". Старинные подсвечники, которые сохранились в храме с дореволюционных времён, к счастью, унести не сумели - тяжело, зато, где смогли, оторвали декоративные элементы. Из древних икон сохранились образ Святителя Николая Угодника и икона Божией Матери "Одигитрия". Сейчас образ Богородицы находится в Ярославском музее, 17 лет назад её отреставрировала известный реставратор, мастер своего дела - Лариса Дмитриевна Рыбцева.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №348, 2019