Человек, как духовное существо. план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему. Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний Человек как духовное существо мировоззрение

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ
УРОК

ТЕМА «Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека»

ЦЕЛЬ 1. Дидактическая: создать условия для осознания к осмыслению

цель блока новой учебной информации, применение умений и знаний в знакомой и новой учебных ситуациях , проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

2. Образовательная: Способствовать формированию представлений

цель - что такое духовный мир человека

Духовные ориентиры личности

Убеждения. вера мировоззрения

3. Развивающая: Способствовать обучению школьников умению

цель характеристик с научных позиций социальных явлений и процессов, анализировать актуальную информацию, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, формулировать собственные суждения, умения работать в парах

4. Воспитательная: продолжать воспитывать формировать

цель ценности собственных мировоззренческих позиций при уважении позиций других людей, содействовать формированию активной жизненной позиции учащихся

ТИП УРОКА: комбинированный

Форма: смешанная, работа с текстом (С8 план) лекция, работа в парах выполнение проблемных заданий

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник, таблица, компьютер, подключенный к

Интернету


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ХОД УРОКА)

  1. Организационный момент
учитель и ученики приветствуют друг друга, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на активную деятельность.

П. Проверка выполнения домашнего задания по теме «Цель и смысл жизни человека»

1. На местах дельфийского храма было написано 7 коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Дома помимо параграфа 3 учебника, вы должны были подумать и разобраться, что они значат для каждого из вас.

2. Короткая историческая справка (2 минуты каждому)

Шопенгауэр ИТОГО:

Ф. Аквинский

Ф. Ницше

Дж. Локк

3. Заготовки к Эссе «Величие человека в его руках»

Вступительное слово учителя
МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеке, обсудим важнейшие вопросы его духовного мира. Поиск смысла жизни был главной проблемой и основным вопросом предыдущего занятия. Урок сегодня посвящен вопросам структуры духовного мира человека, главным из которых является мировоззрение.

ПЛАН УРОКА:


  1. Проверка выполнения домашнего задания
П. Изучение нового материала по теме:

1. Человек как духовное существо.

2. Духовные ориентиры личности.

3. Структура духовного мира человека.

4. Мировоззрение и вера, убеждения
Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ:


Древние греки, задававшие себе многие из тех вопросов, которые

волнуют сегодня нас, и давшие на них весьма убедительные ответы, представляли человека двояко


как часть большого космоса как микрокосмос,

мироздании несущую в себе отдельный , уникальный мир,

субстанцию целого которому присуще только

человеческое


Подобное разделение показывает, что наш внутренний мир, отнюдь не совпадает с тем, что представляет собой огромный мир вокруг нас.

Духовный мир - сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. Если большой мир, в котором живет человек является для него Космосом, то внутренний мир, микрокосмос, не менее сложен и противоречив, чем мир большой.

К числу основных элементов духовного мира можно отнести:


  1. Духовные потребности.

  2. Познание окружающего мира, самовыражение средствами искусства, пользование достижениями науки и культуры, знания.

  3. Вера в истинность своих убеждений.

  4. Представления об окружающем мире.

  5. Убеждения.

  6. Ценности.

  7. Принципы, лежащие в основе отношений человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности и отражающие его идеалы.

  8. Способности.

  9. Чувство и эмоции.

  10. Отношения человека с природой и обществом .

  11. Цели, которые человек ставит перед собой.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (с. 8 - составление плана, алгоритм)

Важнейшим признаком Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы сформировавшейся человеческой личности является наличие его мировоззрения, которое можно сравнить с деревом: ствол дерева - это воззрение человека на мир, ветвь - ценности, взгляды, идеалы.


ЗАДАНИЕ КЛАССУ

Вставить пропущенные слова и выражения

Текст (компьютера)

Обобщенные представления о мироздании, которые выражены в понятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему, реализующихся в системе ценностей и идеалов личности , социальной группы, общества, называются

_______________________________________
По своему содержанию _____________________ может быть _____________,

порождаемым не посредственными условиями жизни человека, _________, основанным на вере в сверхъестественное начало, ______________________,

опирающимся на достижения в области научного знания о мире, ____________________________, являющимся теоретическим осмыслением мира с помощью самых общих понятий, на основе результатов научной и практической деятельности людей
На основе выполненного задания выполните (составьте) схему:


типы мировоззрения

Каким общим понятием можно заменить каждое из следующих развернутых его определений:

Осознанная потребность действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.


Предложить перечисленное

Верить можно в науку, Бога, светлое будущее __________________________

Важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, убеждения, духовные ценности, __________________________, оно влияет на характер жизненных устремлений, поведение, отношение к труду _________________
О каком мировоззрении идет речь?


  1. Вове Нарг «Быть подлинно здравомыслящим уже означает многое знать».

  2. С.Смайлс «То, что мы называем здравым смыслом, есть по большей части не что иное, как результат ежедневного опыта, усовершенствованного разумом. Для приобретения его не нужно больших способностей, а нужно только терпение, аккуратность и прилежание».

  3. Ж. Мелье «Слепая вера, лежащая в основе всех религий - источник заблуждений, иллюзии, обмана».

  4. Л.Тольстой «Истинная вера, влечет к себе не только тем, что обещает благо верующему, сколько тем, что представляет единое прибежище спасения не только от всех бед этой жизни, но и от страха смерти».
Учитель : Одним из структурных элементов мировоззрения является убеждения -
О каких источниках формирования убеждений говорит В.Г.Белинский

«Один доказывает, другой показывает и оба убеждают, только один логическими выводами. другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго все»

Изучение нового материала

Тема нашего урока “Человек как духовное существо ” Слайд.1

Слайд.2 План урока:

1.Духовный мир человека

2.Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

3. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

1. Духовный мир человека

Слайд.3 Подумайте и скажите, что включает в себя духовная сфера?

У этой сферы три главные задачи.

Как вы думаете, какие это задачи?

Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарных областях т.е создавать технологии, проекты космических кораблей, описывать законы вселенной и т.д.

Образование призвано передавать открытые учёными знания последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты.

Культура призвана создавать ненаучные, а именно художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включать и религию, которая выступает основой духовной культуры любого общества.

Т.о. Духовная сфера - это одна из важнейших сфер человеческого общества наряду с политической, социальной и экономической.

Слайд.4. Что такое духовный мир личности?

Как вы думаете, одинаков ли он у всех?

Слайд.5 Сегодня говоря о духовном мире, мы имеем виду целостную индивидуальную характеристику определённого человека, основанную на анализе его темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей, способностей.

Слайд 6.

Как вы понимаете, человек, у которого высоко разит духовный мир и бездуховен? Ст.36.

Слайд.7 . Почему опасна бездуховность?

Слайд.8. Что значит ориентироваться?

Ориентироваться - это умение разбираться в окружающей обстановке, осведомлённость о чём-либо, направленность деятельности. Они выполняют две задачи:

Способствуют устойчивому развитию, целостности человеческого общества.

направлены на защиту интересов и достоинство каждого человека.

Саморегуляция - свойство систем сохранять внутреннюю стабильность на определённом,относительно постоянном уровне.

Слайд. 10-11. И чтобы закрепить, мы с вами ознакомимся с видео фрагментом - притча о гвоздях.

Притча о гвоздях.

1.Кто герои этой притчи?

2.Каким человеком был сын?

3.К какой категории людей(добродетельных или порочных) вы отнесёте молодого человека? Почему?

4.Какой способ исправить своего сына был найден отцом?

5.Сколько гвоздей было в столбе забора в первый день?

6.Что произошло с юношей через неделю, ещё спустя некоторое время? Почему?

7.Что имел в виду старик - отец, когда говорил сыну эти слова:

«Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется».

8.Избавляясь от гвоздей, от чего,на самом деле, смог освободиться юноша?

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы

Много столетий идут споры о том, каковы люди? Одни утверждают, что человечество - доброе и разумное. Другие считают, что, напротив, главное в людях - ненависть и жестокость. Часто говорят, что бог заложил в души людей только хорошее, а плохое люди сами в себе воспитали. Такие споры идут о морали.

Слайд.12. Запомните : моралью называются правила поведения и отношения людей друг к другу.

Слайд.13. нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

У животных нет никаких моральных правил. Ведь животные не имеют сознания. А у людей сознание есть, притом очень развитое. Человек способен схитрить, солгать, обидеть и даже убить другого человека. Но если бы сородичи так относились к другу, родовая община распалась бы и все погибли. Правила морали удерживали людей от плохих поступков разрушающих общину. Никто не учит котят повадкам взрослых котов. Все животные с рождения ведут себя так, как велит им инстинкт. А правила поведения людей так не передаются, а …. Каким методом они передаются?.

Запомните : правила морали, можно воспитать в человеке только в обществе других людей. Когда старейшины обучали молодых сородичей мифам рода и племени, молодежь узнавала из легенд и песен правила морали, усваивала, как нужно вести себя и как относиться к сородичам.

Слайд.14.Задание: ст.37-38.в группах.

Как складывалась мораль (или кто устанавливает моральные нормы).

Докажите, что моральные нормы вырабатывались тысячелетиями.

Что значит категорический императив.

Слайд. 15-16

В зависимости от качеств, которыми обладает человек, строится его поведение в той или иной ситуации. Как часто мы видим, что в одной и той же ситуации поведение разных людей различно. В любой ситуации нужно помнить золотое правило нравственности. Это правило появилось еще в первые века до нашей эры. Древние источники передают рассказ о нетерпеливом и любопытствующем молодом человеке, который ходил к мудрецам и просил их изложить содержание священных книг столь сжато, чтобы эту мудрость можно было постичь, стоя на одной ноге. Наконец пришел он с этой просьбой к знаменитому учителю законов Хилону.

Тот улыбнулся и ответил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе!». Это правило и было названо золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему?

Слайд. 17-18 . Какую роль в нашей жизни играют стыд, совесть и раскаянье?

Разбор текста на тему совесть.

Совесть - это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Многие считают, что наличие совести скорее осложняет жизнь, чем способствует достижению успеха.

Вы согласны с этим?

Итак, совесть - это главный страж и критик всех наших поступков. Оценку самому себе поставить труднее всего.

А по каким критериям ставится моральная оценка?

Ведь то, по каким моральным правилам живет общество, зависит от национальности, социального положения, религии и даже государства.

Вы согласны с этим?

Слайд.19-22. Как же дать правильную оценку?

Для этого есть ценности, которые называются общечеловеческими. Выполним задание.

Вот эти ценности и называются общечеловеческими. Почему мы их так называем?

Определение ценности.

Эти ценности не меняются на протяжении всей истории человечества. Таким образом, моральная оценка ставится на основании ценностей, по которым живет общество.

Слайд. 23.Задание: т.е они для вас будет образцом, которые заслуживают уважения, идеалом.

и определение идеал.

Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в стенах школы, наедине с собой. И мы порой даже сами не замечаем, как делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках. Можно позволить себе взять самый большой кусок торта, первым втиснуться в автобус, подставить подножку бегущему первокласснику, швырнуть камень в бродячую собаку или котенка, прочитать чужое письмо, не вступиться за товарища и спрятаться за чужую спину. А можно, даже в ущерб себе, поступить честно. Позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, лесть, малодушие, оправдывая свои неблагоприятные поступки, мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность.

Слайд. 25-26. Понятие мировоззрения.

Как вы понимаете понятие мировоззрение?

Мировоззрение - совокупность взглядов человека на окружающий его мир

Как вы думаете, что влияет на мировоззрение?

Слайд.27.Виды мировоззрения.

У р о к 7

Человек как духовное существо
(продолжение)

Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.

Тип урока : изучение нового материала.

Х о д у р о к а

I. Работа по теме урока.

Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

5) способность к различным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.

– Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.

Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.

Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.

Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.

– Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?

Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Р а б о т а в г р у п п а х.

З а д а н и е:

1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);

2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);

3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);

4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).

II. Закрепление изученного.

З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.

Домашнее задание: § 4.

Урок № 7-8

Обществознание, 10

Человек как духовное существо

Д.З.: § 4, ?? (с. 45), задания (с. 45-46)

© [email protected]

© ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры;
  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.

Понятия, термины

  • ДУХОВНЫЙ МИР;
  • ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ, КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТИПЫ ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ

Знать и уметь

Уметь:

  • высказывать свое мнение;
  • работать с текстом учебника;
  • отвечать на поставленные вопросы;
  • давать определение понятий: духовные ориентиры, идеал, патриотизм, гражданственность, мировоззрение;
  • объяснять сущность мировоззрения.


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

ЧТО ПОЯВИЛОСЬ РАНЬШЕ: ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?

ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ УСТОЙЧИВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕГУЛИРУЕМОЙ НОРМАМИ И ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ И НАПРАВЛЕННОЙ НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБЩЕСТВА.

ПЯТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ


ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ.

СМЫСЛ ЖИЗНИ: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, САМОПОЛЗНАНИЕ

ЦЕЛЬ ЖИЗНИ - СЧАСТЬЕ

ИМЕТЬ…

ОТДАВАТЬ

Чем духовный человек отличается от бездуховного?

Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?

Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?


Изучение нового материала по вопросам

  • Человек как духовное существо.
  • Духовная жизнь человека.
  • Мировоззрение.
  • Ценностные ориентиры личности.
  • Патриотизм и гражданственность.

ДУХОВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА.

ВНУТРЕННЯЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ ЗНАНИЯ, ВЕРУ, ЧУВСТВА, СТРЕМЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ

ДУХОВНЫЙ МИР

ВЫСОКОЕ РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ НЕСЕТ ЧЕЛОВЕКУ ВЫСОКИЕ ЛИЧНОГСТНЫЕ КАЧЕСТВА

ДУХОВНОСТЬ – ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ. КАЖДЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ИНДИВИДУАЛЕН.


КТО УСТАНАВЛИВАЕТ НОРМЫ.?

ВЫ САМИ МОЖЕТЕ ОТВЕТИТЬ НА ЭТО: ЧТО ОСТАНАВЛИВАЕТ ВАС В СИТУАЦИИ ВЫБОРА?

ВЕРНЕМСЯ К ИСТОРИИ:

  • ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ- КОНФУЦИЙ, БУДДА, МОИСЕЙ, ХРИСТОС.
  • «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ:» ПОСТУПАЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ, КАК ТЫ БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ДРУГИЕ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ»
  • - НОРМЫ И ПРАВИЛА МОРАЛИ ИЗ ЖИТЕЙСКОЙ ПРАКТИКИ

МОРАЛЬ - ЭТО СИСТЕМА НОРМ, ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБЩЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ

И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ.


ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОСНОВНЫЕ МРАЛЬНЫЕ ЗАПРЕТЫ И ТРЕБОВАНИЯ: НЕ УБИВАТЬ, НЕ ВОРОВАТЬ, ГОВОРИТЬ ПРАВДУ И Т.Д.

КАНТ СФОРМУЛИРОВАЛ - КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ-

БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ НЕ ДОПУСКАЮЩЕЕ ВОЗРАЖЕНИЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ « ПОСТУПАЙ ВСЕГДА

СОГЛАСНО ТАКОЙ МАКСИМЕ, ВСЕОБЩНОСТИ КОТОРОЙ В КАЧЕСТВЕ ЗАКОНА ТЫ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖЕШЬ ЖЕЛАТЬ.

«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ»

МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ ИССЛЕДОВАЛИ ФИЛОСОФЫ


ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

КРОМЕ ПРЯМЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ МОРАЛЬ ВКЛЮЧАЕТ: ИДЕАЛЫ, ЦЕННОСТИ, КАТЕГОРИИ (НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ)

ИДЕАЛ - ЭТО СОВЕРШЕНСТВО, ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СТРЕМЛЕНИЯ- МОДЕЛИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО.

ЦЕННОСТИ – ОТРАЖАЮТ, ТО ЧТО НАИБОЛЕЕ ЦЕННО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. НА ИХ ОСНОВЕ ЛЮДИ ПРИ НИМАЮТ РЕШЕНИЕ. ЦЕННОСТИ МОГУТ БЫТЬ ПРАВОВЫМИ, ПОЛИТИЧЕСКИМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ, ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ, НРАВСТВЕННЫМИ.

ИДЕАЛ И

ЦЕННОСТИ


ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ.

ДОБРО И ЗЛО

ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК.

ВАЖНЕЙШЕЙ МОРАЛЬНОЙ КАТЕГОРИЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ СОВЕСТЬ

СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПОЛНЯТЬ ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ,РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМИ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ И ОСУЩЕСТВЛЯТЬ МОРАЛЬНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ.

ВАЖНЕШИЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ- ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

ВАЖНЕЙШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ В СИСТЕМЕ СВЯЗАНЫ С КАТЕГОРИЯМИ МОРАЛИ


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ И САМОВОСПИТАНИЕ

КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ В ЧЕЛОВЕКЕ: СТИХИЙНО ИЛИ СОЗНАТЕЛЬНО

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПРИСУЩИ ЧЕЛОВЕКУ С РОЖДЕНИЯ

ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИИ-

ЧЕЛОВЕК НОСИТЕЛЬ ЗЛА

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ФОРМИРУЮТСЯ В СЕМЬЕ, В ОБЩЕНИЕ, ШКОЛЕ, В ПРОЦЕССЕ САМОВОСПИТАНИЯ, ГДЕ САМОЕ ВАЖНОЕ- САМОКОНТРОЛЬ


МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

-ТЕОЦЕНТРИЗМ,

ПРИРОДЕЦЕНТРИЗМ,

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ,

СОЦИОЦЕНТРИЗМ, НАУКОЦЕНТРИЗМ.

СЛЕДУЮЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ:

- ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЛИ ЖИТЕЙСКОЕ- НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ.

СЛАБОСТЬ ЕГО –ОТСУТСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ :

ОСНОВА В РЕЛИГИИ. СЛАБОСТЬ В НЕПРИМИРИМОСТИ, ИГНОР ИРОВАИЕ НАУКИ.

НАУЧНОЕ МИРОЗЗРЕНИЕ –НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА, НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА

МИРОВОЗЗРЕНИЕ- ЭТО ЦЕЛОСТНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, ЧЕЛОВЕКЕ, НАХОДЯЩЕЕ ВЫРАЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ И ИДЕАЛОВ ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ, ОБЩЕСТВА


Исторические типы мировоззрения

Мифология

Исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.

Религия

это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности.

философия

Особенностью философского мировоззрения стала абстрактно-понятийная, а не чувственно-образная, как в других типах мировоззрения, форма освоения действительности. Отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного не в форме, а в содержании освоения действительности.


РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ.

МИРОЗЗРЕНИЕ ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ОРИЕНТИРЫ И ЦЕЛИ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

МИРОЗЗРЕНИЕ ПОМОГАЕТ ЧЕЛОВЕКУ КАК ЛУЧШЕ ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛЕЙ.

Е МИРОЗЗРЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ ОПРЕДЕЛЯЕТ ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ


ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

3. Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение . Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.


Документ

  • Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова. ...В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечет его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала..., а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Документ

  • Вопросы и задания к документу 1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека? 2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова? 3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст. 4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа? 5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

Контрольные вопросы

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности?

2. В чём состоит содержание и значение «золотого правила» нравственности? Какова сущность категорического императива?

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их. В чем состоит особое значение моральных ценностей для граждан нашей страны в наиболее трудные моменты ее исторического развития? 4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? 5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности? 6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них? 7. Что общего в понятиях «мораль» И «мировоззрение»? В чём их различие? 8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?


  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Комитет по образованию и науке РФ

Сибирская государственная геодезическая академия (СГГА)

Кафедра гуманитарных наук

Реферат

Дисциплина: философия

Тема: Духовная сущность человека

Выполнила: Проверила: студентка группы ЭТ-22 Петрова Е.И Наумкина Т.Е

Новосибирск 2008

1. Введение. Понятие духовности человека……………………………………………………3

2. Проблема духовности человека………………………………………………………………5

3. Диалектические аспекты и проблемы духовности человека……………………………….6

4. Зависимость духовности индивида от реализации его задатков…………………………10

5. Вывод…………………………………………………………………………………………12

6. Список литературы…………………………………………………………………………..13

Введение

Понятие духовности человека

Духовность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств. Прогрессивные мыслители рисовали идеал образованного и духовно развитого человека. Н. Г. Чернышевский считал таким человеком того, «кто приобрел много знаний, и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т. е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Человек демократического общества формируется сегодня. Перед ним открываются большие горизонты науки и техники. Развивается естествознание и все глубже входит в основные отрасли технического Прогресса - электрификацию, комплексную механизацию и автоматизацию производства, химизацию важнейших отраслей народного хозяйства, производственное применение атомной энергии. Гуманитарные науки становятся научной основой руководства развитием общества. Но знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений.

Произведения литературы и искусства воспитывают чувства, помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это человек, одаренный в художественном творчестве, и способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего возраста у детей создаются представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире. Насколько широки эти представления, как быстро они развиваются - это зависит от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. Семья живет большими духовными интересами. Стремление взрослых быть в курсе всего того, что происходит в стране и во всем мире, что волнует людей в политике, народном хозяйстве, науке, технике, искусстве, спорте,- это стремление непременно передается детям, становится источником детской пытливости и любознательности. Повседневная забота родителей - следить за тем, как учатся дети, что читают, насколько они любознательны, поддерживать всякую инициативу детей, направленную на обогащение ума и души растущего человека.

В данном реферате, давая определение духовности человека, я не могу обойти вниманием церковного (в данном случае православного) трактования столь важного, ключевого понятия.

По учению блаженного Августина все, происходящее в теле, душа чувствует, и чувствует именно в том органе его, в том пункте, который подвергся какому-либо видоизменению. Это показывает, что она присуща в одно в то же время во всех частях тела и в каждой части тела находится вся. Но такое вездеприсутствие души было бы невозможно при ее телесности. Тело ограничивается известным пространством и подлежит различным измерениям; но если душа действует во всем теле и при том в одно и то же время, то она не имеет в себе ничего пространственного, а подлежит только условиям времени. Душа действует во всем теле независимо от него. Жизнь души совершенно отлична от жизни тела. Совершенство души независимо от величины те лесных членов. Даже нельзя сказать, чтобы душа возрастала с возрастом тела; т.к. если бы возрастала, то и уменьшалась бы с уменьшением его. Телecные силы уменьшаются в старости, в болезни, но благоразумие и знание часто бывают совершеннее. Тело состоит из частей делимых; эти части, даже в то время, когда представляют соединение одних и тех же элементов, никогда не бывают тождественны между собою, а всегда чем-нибудь разнятся. Кроме того, они непостоянны. Наше тело безжизненно, недеятельно; оно неспособно ничего произвести без влияния внешних или внутренних причин. Материя организма изменяется каждую минуту, а через несколько лет может измениться и весь организм.

Рассуждая о чувствах, бл. Августин доказывал, что не столько тело действует на душу, сколько душа на тело, и, при посредстве его органов, на внешние предметы. Хотя ощущение в теле не может быть без действия на него внешнего предмета, но это действие потому только ощущается, что душа своей жизненной силой оживляет чувства и, таким образом, направляет на них свою собственную деятельность. Это показывает, что телесные органы суть только инструменты для деятельности души. Но ни одно тело не может дать движения и чувствования ни себе, ни другому. Ноги ходят, руки работают, глаза видят. Почему? Потому, что они повинуются душе. Я даю известное направление своему чувству, и если оно способно принять такое направление, то тотчас повинуется моему желанию. Но можно ли допустить, чтобы то, что дает движение моим органам, было само таким же органом? Можно ли думать, чтобы преимущество столь дивное, как управление массой материи, принадлежало самой материи, или было одной из ее частей? Правда, тело иногда не совершает известного действия, но в этом-то более всего и видно различие души от тела: первая всегда одна и та же, а последнее изменяется.

Проблема духовности человека

Рассмотрение проблемы развития духовности человека целесообразно перенести в плоскость философских традиций, поскольку данной категорией изначально занималась философия.

Трудность решения данной задачи связана с многоаспектностью самого феномена – духовность человека. По словам русского философа И.Ильина, «дух есть по существу своему начало самодеятельное и самоопределяющееся; и притом – во всех сферах его жизни. Поскольку человек живет волею, …поскольку дух человека живет пониманием и мыслью, …поскольку дух человека живет чувством и любовью… Итак, человеку, как духовному существу, подобает автономия. …в его основании лежит живая потребность человеческого духа, его искание, напряжение, очищение, вдохновение и постижение».

В персоналистской философии Н.Бердяева проблема духовности всегда была в центре. Личность человека, его душа неизменно волновали философа. «Каждый человек по свой внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир, который может быть по состоянию сознания данного человека еще закрытым, но, по мере расширения и просветления его сознания, внутренне раскрывается». Философия Н.Бердяева антропоцентрична: проблемы духовности, свободы и творчества всегда были в центре его размышлений. Он считал, что «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни», и сам дух раскрывается, прежде всего, в субъекте. Дух – начало свободное, активное, творческое. Понимание сущности человека возможно лишь через осознание его отношения к Богу.

В чем же Н.Бердяев видит механизм развития духовности человека? Волевой творческий акт – вот тот путь, который приведет человека к его полному совершенству, к богочеловечеству.

Одним из условий развития духовности человека, является поиск и нахождение смысла жизни в ее конкретной эмпирике. Это сопряжено с постоянной, нравственной борьбой внутренне – идеального человека с внешне – эмпирическим, и борьба эта ведется человеком постоянно на протяжении всей его жизни. Нравственный долг человека изменяет свое содержание, как только человек осознает, что он является долгом не просто перед своей собственной нравственной личностью, а является долгом и перед человеческой природой вообще. Это объясняется тем, что он есть не вообще отрицание человеком личных целей жизни, а только отрицание конечности всех целей в наличных условиях жизни.

Диалектические аспекты и проблемы духовности человека

Печально, когда человек, существо сознательное, общественное, жизнь вокруг которого все больше проникается светом разумности и добра, ведет образ жизни, простительный разве что для существа, не обладающего человеческим разумом.

Важная сторона самовоспитания - самообразование. Неправильно было бы понимать его только как простое продолжение образования, познания внешнего мира. В процессе самообразования человек познает и себя, развивает свои интеллектуальные способности, волю, самодисциплину, самообладание, образует себя в соответствии с идеальным образом Человека.

Самообразование является средством удовлетворения одной из главных потребностей современного человека - постоянно расширять свой кругозор, повышать общую и политическую культуру, удовлетворять интеллектуальные запросы, поддерживать умственную работоспособность. Без этого вообще немыслима духовно богатая, насыщенная высокими запросами, творческая жизнь личности.

В условиях современной научно-технической революции самообразование приобретает все большее значение. Во-первых, в связи с необходимостью всю жизнь учиться, самостоятельно пополнять свои знания, получать новую информацию. Во-вторых, в связи с необходимостью противостоять интеллектуальному иждивенчеству. На последнем стоит остановиться подробнее.

В условиях развития учебной, научной, производственной специализации, усложнения научной и специальной терминологии, загруженности узкопрофессиональной деятельностью человек часто вынужден довольствоваться информацией, знаниями, сведениями, полученными из «вторых рук». Само по себе это явление необходимое и в известном смысле безусловно прогрессивное. Высвобождается время и умственная энергия для плодотворного творчества в области профессиональной деятельности. Но будучи распространенной на все сферы интеллектуальной жизни, эта форма получения знаний таит в себе опасность привычки к облегченному способу удовлетворения духовных, умственных потребностей, удовлетворению их чисто потребительским способом, без затраты собственных усилий, без напряжения умственных и волевых сил. Складывается иждивенческое отношение к духовным ценностям, установка на то, что кто-то должен, обязан подготовить, дать, преподнести в готовой форме, чуть ли не вложить ему в голову любые готовые идеи, сведения, художественные обобщения. По-видимому, еще рано судить, какие плоды принесет обучение человека иностранным языкам во время сна, но распространение этого способа на все сферы приобретения знаний явилось бы, очевидно, равносильным погружению человека в состояние духовного сна.

Особенно опасно интеллектуальное иждивенчество тем, что оно порождает «духовную лень», притупляет интерес к постоянному поиску нового, насаждает духовную всеядность, безразличие к важнейшим идейным запросам времени. Бывает, что это сопровождается погоней за модными мнениями, навеянными подчас нам «голосами» из чужого мира, по существу враждебными личности, развращающими и разрушающими ее внутренний мир.

Интеллектуальное иждивенчество распространяется чаще всего на область общей культуры личности. Особый урон самовоспитанию оно наносит тогда, когда «заражает» такие сферы, как литературно-художественные запросы, эстетические вкусы, общение в сфере досуга. Это опустошает личность, ведет к примитивизму в освоении ценностей жизни и культуры. Интеллектуальное иждивенчество в этой сфере порождает «знатоков» и восторженных почитателей кумиров, всплывающих в пене буржуазной массовой культуры. И очень важно, чтобы каждый человек глубоко осознал необходимость прилагать собственные усилия для воспитания себя в духе цивилизованности.

Эстетическая сторона самоотношения. «Ни в одной области, - пишет Гегель, - нельзя быть духовно развитым... не обладая эстетическим чувством». Эстетическое отношение человека к миру универсально. Не только свои отношения с действительностью, но и отношения с самим собой человек «строит также и по законам красоты». Разумеется, этот принцип отношения человека к миру преломляется в самоотношении не в любовании собой: «Какое я совершенство!» Хотя случается и подобное. Подлинно эстетическое начало в самоотношении проявляется в стремлении индивида стать лучше, совершеннее, избавиться от тех привычек, черт характера, которые не удовлетворяют его представлениям о прекрасном в человеке, в его внутреннем мире, в отношении к другим людям.