Древний Египет: жрецы, их знания и роль в жизни государства. Какими знаниями обладали египетские жрецы? Жрецы в древнем египте как самое влиятельное сословие Кто такие жрецы

Древний Египет

Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы - хранители священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт - ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.

Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма - религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования.

В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.

Жрецы высших санов удостаивались титула Ур - «высокий, возвышенный».

Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа - «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе - Ур-т Ра.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер - «служители храма». Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для храмовой службы.

Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения.

Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» - говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.

Жрец Уаб - что переводится как «чистоплотный» отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.

Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер - «слуга Бога» или «пророк Бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного "Мекх Нетер".

В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх - «обращаться к Богу», а размышления о духовном называли Уаа - «советоваться с сердцем».

Помимо жрецов посвященных служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили жрецы. Например, Хем Анкхиу «жрецы живущих» решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет - «носители жезлов» и Ахаи-т - «носительницы систров», которые присутствовали при храмовых службах.Отдельным классом мирских служителей храма были Сау - «смотрители», которые выполняли роль храмовой охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа - «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери Сешета «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самый известный жрец Маа - Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.

Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец «не пытался узнать того, что ещё не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.

В древнем Египте была особенно популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но "астрология" того времени была не "прорицательская", а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н.э.

Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут - «распорядители часов». А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут - «толкователи часов». Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли точное время разлива Нила. В составление прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.

Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто логические выводы на основе эмпирических данных.

Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы - Ур-т Хекау) - «обладатель священных сил». Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам - «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась - Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

В Древнем Египте, колдовство было запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, - и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны.

Колдовство наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность «нейтрализовать» действия чёрных магов брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и восстанавливал душевные силы человека.

Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Ни один Сену - жрец-врач - не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление - это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.

Нестерова И.А. Роль жрецов в древних цивилизациях // Энциклопедия Нестеровых

В Древних цивилизациях религиозные культы играли огромную роль, как в общественной так и в политической жизни. Жречество являлось основой образования и науке в ряде государств Востока, Азии и Латинской Америки.

Понятие и возникновение жречества

Стремление человека найти помощь и понимание у сил природы привело к появлению первых религиозных культов и верований. Жречество имело огромное влияние на развитие и становление культуры, образования и медицины. Жрецы в первобытном обществе часто заменяли врачей. Помимо так называемого "общения с духами" они также готовили различные лечебные снадобья. Именно тогда сформировалось восприятие жреца не только как религиозный вождь общины, но и как хранителя сакральных традиций и мастер сакральных техник.

Жрец выполнял функцию посредника между высшими силами и общиной. Наряду с вдохновенными вещаниями пророка существовали сакральные формулы и ритуалы, входившие в сферу жреца.

Подобные формулы и ритуалы можно найти в самых примитивных формах культуры, известных нам, и с развитием цивилизации они росли в числе и сложности, пока наконец не образовали содержания огромного систематического корпуса знаний, являвшегося единственным занятием образованного и могущественного класса.

О существовании жречества, как класса стало известно из истории Месопотамии и Египта. Эти государства уже обладали могущественным и высокоорганизованным жречеством. Тоже самое было распространено и в Полинезии, Западной Африке, Нью-Мексико и Флориде, но, при этом, развито жречество тут было на более низком уровне.

Жреческий тип культуры должен рассматриваться в качестве основной традиции мировой цивилизации, от которой зависят или из которой происходят все существующие формы высшей культуры .

В древности центры культуры жречества находились в тесном контакте между собой. Уже в III тысячелетии до нашей эры всё это пространство стало цивилизованным, в котором различные центры цивилизации были взаимосвязаны, оказывали друг на друга влияние и взаимно стимулировали развитие – как материально, так и интеллектуально.

Жречество и жертвоприношение в древних культурах

Жречество связано с жертвоприношением с древних времен. Боги и духи всегда требовали подарков или жертв. На этом строились многие культы древности.

Жертвоприношение – нить связывающая духов/богов, жрецов и простых смертных. Форма выражения покорности и преданности определенной религии.

Жертвоприношение как акт выказывания покорности меняется вместе с развитием жречества. Оно превращается в таинственный обряд с определенной символикой и атрибутикой. Жертвоприношение начинает окружать множество практик и идей, которые далеки от понимания большинства простых людей. Именно это делает культ или верование сложным для понимания простыми людьми, не связанными со жречеством. При этом ритуалы обрастают пластами мистических знаний. Все это позволяет жречеству оформиться в полноценный социальный институт.

Жречество и жертвоприношение сохранилось во всех современных религиях. Оно поменяло форму и сменила ореол, но сущность осталась прежней.

В качестве примера развития техник жертвоприношения и ритуала можно найти в религиозной культуре Индии. Тысячи лет назад эта жреческая традиция была приведена в тщательно разработанную систему, которая даже в наиболее ранних письменных формах приобретает ауру незапамятной древности. И она наделена столь выдающимся значением не только из-за своей древности и богатства документации, которой мы обладаем, но еще в большей степени из-за той интенсивности и настойчивости, с которыми следовали этой особой линии развития. Нигде эта концепция жреца как специалиста в жертвоприношении не разрабатывалась с такой тщательностью в деталях и с такой изобретательностью в спекулятивной теории.

Из первобытной концепции магической действенности сакральных формул развивается спекулятивная теория творческой силы божественного слова – Брахмана, пока наконец мы не достигаем сознательной философской идентификации просветленного ума, Атмана, "Я", с Брахманом – конечной основой всех вещей и единственной трансцендентной сверхвещественной реальностью. Продолжая говорить о жречестве в Индии, следует отметить, что развитие теории жертвоприношения в области теологии теснейшим образом соотносится в области социологии с развитием института жречества, который в Индии как нигде был способен к концентрации всей интеллектуальной и социальной энергии общины на интенсивном культивировании и изучении своих специализированных функций.

Жрецы в Древнем Египте

Цивилизация Древнего Египта обладала самым развитым институтом жречества в древнем мире. Жрецы не только являлись распространителями просвещения и медицины, они также влияли на политическую и социальную жизнь государства.

Жречество являлось основой сохранения культурных и исторических ценностей Древнего Египта. Во многом благодаря жречеству государство процветало.

У жречества в Древнем Египте были свои особенности. Они отражены на рисунке ниже.

Одной из особенностей являлось женское жречество. Оно обладало следующими отличиями от мужского жречества:

  1. Устав был куда более "гибким";
  2. Участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного положения.

С начала Древнего царства в текстах встречается титул "Хенеретет", традиционно переводящийся как "затворница" или "жрица", которым обозначалась женщина, служащая в храме того или иного бога, обитательница "божественного гарема". Эти уважаемые всеми египтянами женщины жили по тем же законам чистоты, непорочности и целомудрия, что и остальное жречество. Они всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами. На голове хенеретет носили большие пышные парики. Эти жрицы служили в храмах Хатор, Хора, Амона, а также участвовали в погребальных церемониях .

Большую роль в храмовых ритуалах играла и "Мут Нечер" – "божественная мать", титул которой впервые засвидетельствован с начала Нового царства. Чаще всего эти функции выполняла царица, родившая царствующего фараона, а потому почитавшаяся как воплощение богинь, великих небесных матерей – Исиды и Мут.

Кроме того, вершиной культовой иерархии считался фараон, и культовая практика носила сокровенный характер, поскольку только монарх имел право доступа в целлу, где находилась статуя божества. Поскольку он не мог руководить службой во всех храмах, верховный жрец выступал его представителем и совершал службы от его имени

Жречество в культурах Месопотамии

Шумерское жречество имело ряд особенностей, которые отличали его от египетского. Прежде всего, шумерские жрецы являлись отдельным закрытым сословием, происходившем из знатных фамилий. К кандидатам в жрецы предъявлялись серьезные требования:

  1. образование
  2. хорошее здоровье
  3. отсутствие увечий и отклонений.

Правитель Месопотамии являлся первосвященником. ОН самолично присутствовал во время многих ритуалов, в том числе и во время жертвоприношения.

Развито было и женское жречество. Жрицы обычно поклонялись богине Иштар. В одну из практик женского жречества в Месопотамии входила храмовая проституция. Богине Иштар также служили евнухи, которые носили женские наряды.

Кроме ритуальной стороны обязанностей жрецов, следует выделить тот факт, что жрецы активно занимались наукой. Многие из них были талантливыми учеными, помогающими развивать медицину. До сих пор сохранились в различных музеях мира мистические произведения халдеев, записанные на клинописных табличках, это заклинания против злых демонов, астрологические расчеты, различные лечебно-магические наставления.

Жрецы Междуречья разработали сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и Эа создали людей и животных, затем Энлиль основал пять городов, поселив в одном из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп.

Жречество, как этап эволюционного развития оказался намного влиятельней, чем в Древнем Египте. В качестве доказательства можно привести то, что во время религиозных празднеств посвященных божеству с именем Мадук царь должен был становиться на колени перед статуей бога по распоряжению главного жреца, который отбирал у владыки знаки царской власти, бил его по щекам и таскал за волосы, и тот покорно рассказывал о своей невинности и любви к богам .

Жрецы в Древней Америке

Жречество было развито как на территории Южной так и Северной Америки. Самыми значимыми были культуры

инков, майя, чибча и кечуа-инков. Жрецы служили при храмах, которые имели вид многоступенчатых пирамид с открытой площадкой наверху.

Жрецы в Древней Америке были высоко образованными. Они знали иероглифическое письмо, астрономию, вели сложное летоисчисление и знали календарь. Они являлись основными носителями науки, истории и культуры. Авторитет жрецов был велик. Они происходили в большинстве своем из знатных семей и были наделены недюжими богатствами.

Будущие жрецы воспитывались и обучались в специальных школах, они были дисциплинированы, хорошо и разносторонне образованы. Существовала строгая иерархия в служебном положении жрецов при определенном храме.

Древние индейцы считали, что у каждого человека есть мистический двойник в виде животных (нагуаль), смерть которого вызывает и смерть человека – это трансовое поверье называется нагуализм. Многие племена и народы верили в посмертное существование душ, поэтому существовал сильный мистический культ предков (уака). Искусство транса у древних индейцев выражалось в умении " гадать, Следует отметить, что в цивилизациях Центральной и Южной Америки преобладало искусство черной магии. Индейские маги изобрели специальный способ подчинения себе стихийных духов и с их помощью они добивались любых целей. Кроме того, они могли управлять мозгом любого человека на расстоянии через специальные заклинания. Индейские маги умели создавать говорящие человеческим языком фетиши.

Роль жрецов в социальном развитии общества

В древних цивилизациях жречество занимало значительное место в развитии государств. Будучи очень влиятельными, в расцвет культуры жречества цивилизации достигали значительных высот в науке, искусстве и ритуальной части религий.

Однако на всех этапах развития древних цивилизаций жречество периодически злоупотребляла властью. Дело в том, что комплекс жреческих ритуальных манипуляций, ставящих целью воздействие на коллективное сознание можно назвать – социальной магией, основной стержень её искренняя масс вера в её действенность. Именно управление верой, искусственное её вызывание вот главная тайна жреца.

Жрецы всегда считались прямыми посредниками между людьми и богами, владеющими тайнами знаниями. Смерть и загробная жизнь жреца и простого смертного имела разный религиозный и духовный подтекст. Жрецы придумывали сложные системы потустороннего мира и утверждали, что без их посредничества человеческая душа никак не сможет там сориентироваться и занять подобающего ей места.

Значительная часть культовых служителей, издревле отдавали себе отчёт о том, что вся система их власти это всего лишь манипуляция, и сами не верили в тот идейный продукт, который преподносили массам. Но, осознавая, что своим существованием они выполняют важную социальную функцию, вынуждены были скрывать это. Поэтому среди жречества всегда распространены были эзотерические (скрытые) учения и философия, догматы которых сильно отличались от внешней экзотерической стороны их учений. Основные принципы своей философии жречество всегда держит в секрете.

Литература

  1. Доусон К. Г. Религия и культура / Пер. с англ., вступ. ст., ком-мент.: Кожурин К. Я. – СПб.: Алетейя, 2000
  2. Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта. – М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002.
  3. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. – М.: "Гардарика", "Экспертное бюро", 1997.

Жрецы это люди, которые с детства воспитывались в храмах, изучали науку и магические знания, и служили богам. Так же они являлись главными носителями и хранителями культур у всех народов. В разных уголках мира, жрецы распоряжались своим знанием по-разному. Например, на Руси, волхвы (так называли жрецов славяне) несли свое знание простым людям. В то время как у египтян, жрецы были хранителями знаний и пристально следили за тем что бы, оно не попадало в массы. Ведь знания всегда были и остаются источником власти.

Больше всего дошедшей до нас информации, о египетском жречестве. По приданиям рассказывают, что они умели управлять погодой, и затмениями. Хотя последнее это ни что иное как хорошее знание ими науки, в частности астрономии и возможность рассчитать время затмений для проведения ритуалов с целью поддержания своего статуса, и управления народом.

Также жрецы были искушенными лекарями и целителями. Знали тайны мумификации, и как считается, могли с помощью своих знаний и ритуалов влиять на жизнь души в потустороннем мире, с помощью заклинаний, специальных предметов и изображений. Сильнейшим оружием жрецов всегда была магия. Она использовалась во всех сферах жизни. Так для исцеления больного вводили в транс и кодировали его сознание на необходимый результат в частности полное выздоровление. Именно Египетское жречество вероятнее всего и является родителями современных знаний о гипнозе.

Владели жрецы и умением дистанционно воздействовать на противников и врагов, для этого они входили в трансовое состояние, и с помощью заклинаний, а также различных манипуляций над специальным изображением или восковой фигуркой, влияли на сознание и тело жертвы.

Так же жрецы в обязательном порядке должны были уметь предсказывать будущее. Для этой цели выбирался ребенок в возрасте 12-13 лет и его с помощью магических пасов руками и наркотического окуривания вводили в транс. После чего жрец накладывал на темя ребенка правую руку. И не давая возможности подростку выйти из транса, задавал интересующие вопросы о том, что видит ребенок об интересующих событиях. Полученные ответы о видениях жрец мог интерпретировать как знания о будущем.

В наше время место жрецов заняли ученные и религиозные служители, в частности практически все крупные мировые религии на самом деле являются продолжением поклонения все тем же египетским богам только с измененными именами. Об этом говорят многие исследователи религий и разных мистических знаний. Так что, жречество и жрецы, были и остаются среди нас. Они поменяли свои названия, но, как и раньше, именно они решают давать или скрывать различные знания от нас.

История Древнего мира - история языческой культуры, в рамках которой в обществе выделилась такая часть населения, как жрецы. Избранные в качестве посредник...

От Masterweb

14.05.2018 03:00

История Древнего мира - история языческой культуры, в рамках которой в обществе выделилась такая часть населения, как жрецы. Избранные в качестве посредника между людьми и богами, жрецы с течением времени превращались в привилегированное сословие. А роль жрецов начала сводиться к обману и стяжательству, к манипулированию сознанием людей. Если вас попросят: "Объясни значение слова жрец", - что вы ответите?

Кто такие жрецы?

Если обратиться к толковому словарю, то жрецы - это служители культа, занимавшиеся отправлением религиозных обрядов, например жертвоприношениями, молитвами, заговорами. История жречества насчитывает много тысячелетий. Это явление зародилось еще в эпоху первобытного общества в период неолита. Значение слова "жрец" связано с его однокоренным словом "жертва", и это не случайно. Ведь ни один древний языческий обряд не совершался без принесения жертвы: от цветов до человека. И собственно смысл слова "жрец" означает не что иное, как "приносящий жертву".

Жрецы в первобытном обществе

Родовые отношения в первобытном обществе регулировались общим собранием всей мужской части общины, племени. На собрании избирались вожди, старейшины и жрецы. Первоначально жрецы не имели никаких дополнительных преимуществ. Они, как и прочие соплеменники, трудились для коллектива. Власть жрецов определялась уважением к нему соплеменников, доверием, его заслугами и авторитетом. Первобытные жрецы - это "аккумуляторы" опыта, навыков и умений племени, а также особенностей мировоззрения и веры соплеменников. Они передавали накопленную информацию от поколения к поколению.

Жречество Древнего Египта

Жрецы в Древнем Египте играли важную роль в духовно-нравственной жизни общества. Жречество как важная составляющая жизни египтян была узаконена государством. Жрецы были официальными представителями фараонов - детей бога Солнца Амон-Ра и исполняли культовые обряды в святилищах, куда более не было доступа никому, кроме них и фараона. Во всех храмах одновременно фараон совершать таинства не мог, потому его заменяли поставленные им для этого жрецы.

Существовали в Древнем Египте и жрицы, которых почитали как служанок бога. Они обычно служили в храмах богинь, которые почитались как праматери всего сущего - Хатхор и Нейт. Чаще всего женщины состояли жрицами в храмах богинь, но случались и исключения из правил: жриц можно было обнаружить и в храме Мина, Птаха, Амона, Гора. Зачастую жрицами становились дочери жрецов или желающие стать ими египтянки.

Жрицы вели затворническую непорочную жизнь. При этом выглядели очень внушительно: они носили дорогие одежды и драгоценности, парики и головные уборы, отличавшие их от обычных египтянок, пусть даже и знатных. Они владели певческими, танцевальными способностями, умели играть на музыкальных инструментах. Очень часто изображения жриц с систрами в руках встречаются на древнеегипетских фресках.

Античные жрецы и их роль в жизни общества

Жрецы в Древней Греции играли не менее важную роль, чем в культуре Древнего Египта. Первоначально обряды мог отправлять любой грек, так как все его окружающее обожествлялось. Греки общались напрямую с живыми духами природы.


История такого явления, как жречество, связана с изменением в верованиях древних греков - с того времени, когда они стали воспринимать своих богов как антропоморфных созданий, создавать для них специальные храмы и украшать их скульптурными изображениями, выполняющими роль идолов. В этих храмах требовались служители, которыми и стали жрецы. Сначала храмы считались лишь "домом" для бога, а не местом для молитвы обычных людей. Место для жертвоприношений и молитв населения располагалось на площадях, где были установлены жертвенники. В храмах богов посредниками между людьми и богом были жрецы-мужчины, а в храмах богинь - женщины.

Функция жрецов в храме Аполлона в Дельфах сводилась не только к принесению жертв и отправлению религиозных обрядов, но и к трактовке пророчеств, которые Пифии вещали со своего золотого трона-треноги, установленного над расщелиной. По сути, и сами Пифии являлись жрицами бога солнечного света. Находились они под длительным наркотическим воздействием от испарений расщелины (по древнему мифу исходящих от разлагающегося змея Пифона, убитого Аполлоном и замурованного в скале), испарений священного источника и воды, которой они утоляли жажду и совершали омовения, и лавра, на подстилке из которого спали и листья которого жевали вместо еды в течение трех дней до обряда. Сидя под золотым коническим колпаком, под которым концентрировались пары и который усиливал и искажал звучание голоса жриц, они говорили малосвязные тексты, которые интерпретировали - "переводили" рядом стоящие жрецы бога Солнца. Постепенно "прорицаниями" Пифий стали пользоваться власть имущие и известные военачальники с политическими целями.


Жрецы этого храма, в ведении которого было и огромное количество золота, приносимого в дар Аполлону посетителями и хранящегося в специальных зданиях-дарохранилищах по дороге к храму, были еще и божьими казначеями. Они постепенно приобрели особый вес, как и жрецы храма Асклепия.

Брахманизм как проявление жречества в Древней Индии

В культуре Древней Индии особое место занимала варна брахманов - жрецов бога Брахмы, рожденных из его уст. Потому считалось, что они владели особым даром совершения молитв - посреднического обращения к богу от людей. Чтобы стать брахманом, недостаточно родиться внутри варны. Было необходимо долго учиться. Жизнь брахмана проходила три основных этапа: учение, служение, отшельничество.

На первом этапе мальчики с 7 лет отправляются в дом брахмана, где не только учатся, но и живут, а за обучение и проживание выполняют необходимую домашнюю работу в доме учителя. Кроме того, ученик брахмана осваивал и "кодекс" общения с брахманом-учителем. Когда ученику исполнялось 18 лет и обучение заканчивалось, его родители дарили Учителю корову в знак благодарности.

Среди брахманов бывают и женщины. В отличие от мужчин-брахманов, которым запрещено выполнять обычную работу, женщины-брахманки могут делать несложную домашнюю работу и работать в поле. Именно брахманы являлись собирателями древнейших знаний индийских племен. Именно из этих знаний и была образована священная книга индийцев - "Веды", а точнее ее древнейшая часть "Ригведа".

Не важно, к какой именно культуре принадлежали те или иные жрецы. Все они осуществляли посредничество между людьми и богами и имели доступ к людям, обладающим властью и к богатствам. Имея такую власть, они умело манипулировали людьми как в личных целях, так и в целях политических.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

История Древнего мира - история языческой культуры, в рамках которой в обществе выделилась такая часть населения, как жрецы. Избранные в качестве посредника между людьми и богами, жрецы с течением времени превращались в привилегированное сословие. А роль жрецов начала сводиться к обману и стяжательству, к манипулированию сознанием людей. Если вас попросят: "Объясни значение слова жрец", - что вы ответите?

Кто такие жрецы?

Если обратиться к толковому словарю, то жрецы - это служители культа, занимавшиеся отправлением религиозных обрядов, например жертвоприношениями, молитвами, заговорами. История жречества насчитывает много тысячелетий. Это явление зародилось еще в эпоху первобытного общества в период неолита. Значение слова "жрец" связано с его однокоренным словом "жертва", и это не случайно. Ведь ни один древний языческий обряд не совершался без принесения жертвы: от цветов до человека. И собственно смысл слова "жрец" означает не что иное, как "приносящий жертву".

Жрецы в первобытном обществе

Родовые отношения в первобытном обществе регулировались общим собранием всей мужской части общины, племени. На собрании избирались вожди, старейшины и жрецы. Первоначально жрецы не имели никаких дополнительных преимуществ. Они, как и прочие соплеменники, трудились для коллектива. Власть жрецов определялась уважением к нему соплеменников, доверием, его заслугами и авторитетом. Первобытные жрецы - это "аккумуляторы" опыта, навыков и умений племени, а также особенностей мировоззрения и веры соплеменников. Они передавали накопленную информацию от поколения к поколению.

Жречество Древнего Египта

Жрецы в Древнем Египте играли важную роль в духовно-нравственной жизни общества. Жречество как важная составляющая жизни египтян была узаконена государством. Жрецы были официальными представителями фараонов - детей бога Солнца Амон-Ра и исполняли культовые обряды в святилищах, куда более не было доступа никому, кроме них и фараона. Во всех храмах одновременно фараон совершать таинства не мог, потому его заменяли поставленные им для этого жрецы.

Существовали в Древнем Египте и жрицы, которых почитали как служанок бога. Они обычно служили в храмах богинь, которые почитались как праматери всего сущего - Хатхор и Нейт. Чаще всего женщины состояли жрицами в храмах богинь, но случались и исключения из правил: жриц можно было обнаружить и в храме Мина, Птаха, Амона, Гора. Зачастую жрицами становились дочери жрецов или желающие стать ими египтянки.

Жрицы вели затворническую непорочную жизнь. При этом выглядели очень внушительно: они носили дорогие одежды и драгоценности, парики и головные уборы, отличавшие их от обычных египтянок, пусть даже и знатных. Они владели певческими, танцевальными способностями, умели играть на музыкальных инструментах. Очень часто изображения жриц с систрами в руках встречаются на древнеегипетских фресках.

Античные жрецы и их роль в жизни общества

Жрецы в Древней Греции играли не менее важную роль, чем в культуре Древнего Египта. Первоначально обряды мог отправлять любой грек, так как все его окружающее обожествлялось. Греки общались напрямую с живыми духами природы.

История такого явления, как жречество, связана с изменением в верованиях древних греков - с того времени, когда они стали воспринимать своих богов как антропоморфных созданий, создавать для них специальные храмы и украшать их скульптурными изображениями, выполняющими роль идолов. В этих храмах требовались служители, которыми и стали жрецы. Сначала храмы считались лишь "домом" для бога, а не местом для молитвы обычных людей. Место для жертвоприношений и молитв населения располагалось на площадях, где были установлены жертвенники. В храмах богов посредниками между людьми и богом были жрецы-мужчины, а в храмах богинь - женщины.

Функция жрецов в храме Аполлона в Дельфах сводилась не только к принесению жертв и отправлению религиозных обрядов, но и к трактовке пророчеств, которые Пифии вещали со своего золотого трона-треноги, установленного над расщелиной. По сути, и сами Пифии являлись жрицами бога солнечного света. Находились они под длительным наркотическим воздействием от испарений расщелины (по древнему мифу исходящих от разлагающегося змея Пифона, убитого Аполлоном и замурованного в скале), испарений священного источника и воды, которой они утоляли жажду и совершали омовения, и лавра, на подстилке из которого спали и листья которого жевали вместо еды в течение трех дней до обряда. Сидя под золотым коническим колпаком, под которым концентрировались пары и который усиливал и искажал звучание голоса жриц, они говорили малосвязные тексты, которые интерпретировали - "переводили" рядом стоящие жрецы бога Солнца. Постепенно "прорицаниями" Пифий стали пользоваться власть имущие и известные военачальники с политическими целями.

Жрецы этого храма, в ведении которого было и огромное количество золота, приносимого в дар Аполлону посетителями и хранящегося в специальных зданиях-дарохранилищах по дороге к храму, были еще и божьими казначеями. Они постепенно приобрели особый вес, как и жрецы храма Асклепия.

Брахманизм как проявление жречества в Древней Индии

В культуре Древней Индии особое место занимала варна брахманов - жрецов бога Брахмы, рожденных из его уст. Потому считалось, что они владели особым даром совершения молитв - посреднического обращения к богу от людей. Чтобы стать брахманом, недостаточно родиться внутри варны. Было необходимо долго учиться. Жизнь брахмана проходила три основных этапа: учение, служение, отшельничество.

На первом этапе мальчики с 7 лет отправляются в дом брахмана, где не только учатся, но и живут, а за обучение и проживание выполняют необходимую домашнюю работу в доме учителя. Кроме того, ученик брахмана осваивал и "кодекс" общения с брахманом-учителем. Когда ученику исполнялось 18 лет и обучение заканчивалось, его родители дарили Учителю корову в знак благодарности.

Среди брахманов бывают и женщины. В отличие от мужчин-брахманов, которым запрещено выполнять обычную работу, женщины-брахманки могут делать несложную домашнюю работу и работать в поле. Именно брахманы являлись собирателями древнейших знаний индийских племен. Именно из этих знаний и была образована священная книга индийцев - "Веды", а точнее ее древнейшая часть "Ригведа".

Не важно, к какой именно культуре принадлежали те или иные жрецы. Все они осуществляли посредничество между людьми и богами и имели доступ к людям, обладающим властью и к богатствам. Имея такую власть, они умело манипулировали людьми как в личных целях, так и в целях политических.