Храм василия блаженного предназначение. Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история. Правда ли, что Иван Грозный выколол глаза строителям храма

(храм Василия Блаженного) - яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

Архитектура

Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду. Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной - придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

Высота собора составляет 65 метров.

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один - над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) - над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 - 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

История Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи , который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного - в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. - легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник - один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

После распада Советского Союза - с 1991 года - здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих - Барму и Постника, - чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми - Иваном Бармой и Постником Яковлевым - или это был один человек - Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён - если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного "зашифрован" образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: "Лазарь, поставь на место!" - и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного - одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России - и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России - слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Китай-Город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Во всём мире знают один из главных символов России и её столицы - "игрушечный" Храм Василия Блаженного. Кто бывает в Москве обязательно идёт на Красную площадь и фотографируется на его фоне. Но я уверена, что внутрь заходили не многие. А между прочим Храм работает как музей и постоянно открыт для посещения. И внутри он не менее удивителен чем снаружи. В первый раз я была в нём лет в 15-16, ничего не помню, только сам факт. Второй раз случился неделю назад. Накануне празднования 456-летия Храма (12 июля) нас позвали на уникальную экскурсию, с посещением помещений не доступных в обычные экскурсионные дни.

Итак, как известно, Храм Василия Блаженного имеет второе название - Покровский собор. Возведён в 1555-1561 гг. по указу царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

Обратите внимание на дерево "в кадке". Это маркер реального уровня земли у храма до реставрационных работ.

Икона на стене за деревом крупным планом.

Для меня стало открытием, что Храм Василия Блаженного - это не одна церковь, а много разных приходов, объединённых одним зданием. На протяжении всей истории Храм постоянно менялся: перестраивался, достраивался, рушился, горел и до наших дней дошёл с 12ю церквями и Церковь, а точнее придел, святого Василия Блаженного, не самая большая. На сегодняшний день все 12 церквей открыты для посещения и в 2х из них ведутся службы. Ежедневно - в центральной Церкви Покрова Пресвятой богородицы, а в Приделе Василия Блаженного - по праздникам.

Экскурсию для нас проводила директор музея Храма Василия Блаженного Татьяна Сарачева. Спасибо ей за это огромное!

Первым делом мы осмотрели колокольню Храма.
Колокольня, возведенная при Иване Грозном, не сохранилась. В 17 веке выстроили новую. На стене икона с одним из чудес, совершённых Василием Блаженным - спасение мореплавателей. Оригинал хранится внутри.

Нам повезло подняться на верх!

Колокольню собора показывал нам главный звонарь Игорь Васильевич Коновалов. Конечно, мы услышали и мелодию колоколов, которые оживают здесь, в основном, только по праздникам.

Вот такие мощные балки для крепления.

Конус колокольни.

Колокола сегодня здесь разные, привезенные из других церквей и даже стран. Ведь в советское время церковный металл шёл на нужды государства.

Гигант. Брат колокола со Спасской башни, голос которого все мы слышим в Новогоднюю ночь. Отлит в 18 веке.

Подняться на колокольню желающим можно только во время лекций "Исторические встречи в Покровском соборе", которые проходят раз в 2 недели с сентября по апрель. Информация здесь www.facebook.com/groups/1643181205973035/?fref=ts.

Далее нас провели на открытую круговую галерею, расположенную на уровне куполов. Сюда вход для посетителей закрыт. В основном по условиями безопасности. Виды здесь потрясающие. Ооочень красиво и непривычно смотреть в таком ракурсе на Красную площадь.
Хотела сначала вставить сюда много видовых фото, но лучше сделаю отдельным постом. Вот он .
Сейчас покажу только одно фото. С этого мостика раньше снимали все парады. С развитием техники появились разные "летающие" камеры и площадка для этих целей стала неактуальной.

Экскурсовод обратила наше внимание, что называть главы Храма куполами неверно.

Отреставрированная роспись на стенах.

Прорисовка кирпича. Собор сегодня весь кирпичный, но после реставрации был нанесён такой узор.

А это оригинальный фрагмент росписи 17 века, расположен он на нижней галереи, куда нас тоже пустили. Туристам вход закрыт. Там узко и сохранилась подлинная краска, которая может быть утеряна. Сейчас эти фрагменты помогают реставраторам подобрать цвета при восстановительных работах.

Заходим внутрь Храма.

Сразу поражают сказочные галереи-переходы между церквями.

Металлические скобы держат потолок. Наверху в "техническом" помещении огромные металлические крепления.

Мастерство архитекторов и строителей, конечно, восхищает. Кирпичный свод потолка.

Переходы первого яруса-подклета.

А этот портал специально открыли от штукатурки, что было видно сколько форм кирпича использовалось при строительстве.

Выносные фонари, которые раньше несли во время Крестных ходов.

А это уже алтарь Церкви Киприана и Иустины. Обратите внимание на хоругви, которые также раньше участвовали в Крестных ходах.
Алтари почти во всех церквях набраны при рестоврации из собранных из других храмов икон. Из оригинальных икон, сохранилось лишь 2, которые находятся в витринах музея.

Из-за того, один харугв весил очень много нёс его не 1 человек, а трое.

Церковь Великого образа Николая Чудотворца.

Под центральным шатром - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Какой пол!

Церковь Входа Господня в Иерусалим.

В 1917 году в эту Церковь попал снаряд, о чём свидетельствует специально оставленная реставраторами отметина на стене.

В Церкви Александра Свирского ансамбль духовной музыки "Дорос" исполнил для нас а капелла несколько композиций. Певцы выступают ежедневно во время работы музея. Послушать может любой желающий.

Чтоб попасть в придел Василия Блаженного, надо спуститься со второго яруса по узенькой лестницы или зайти с улицы.

Здесь мы видим раку. Но сама могила находится где-то под полом церкви.

Обратите внимание на чугунный пол. Возможно, скоро его закроют, так как он создает немало хлопот для сохранности здания - в узорах скапливается вода с обуви посетителей и от влажности страдают уникальные стены и предметы.

Невероятной красоты алтарь.

С 2011 года площадь первого яруса увеличилась в три раза. Открыты 6 новых помещений. Сегодня здесь можно увидеть постоянную экспозицию по истории Покровского собора, в которой находятся только подлинные предметы. Впервые представлены разделы: археологические исследования, история реставрации, Московские юродивые в истории Покровского собора.

Слюда с окон.

Фрагмент покрытия с Церкви Варлаама Хутынского. Железо, ковка. Снято при реставрации в середине 20в.

Сегодня покрытие из меди толщиной в 1 мм.

Кстати, а вы знали, что у стен Покровского собора кроме Василия Блаженного захоронен и второй юродивый - Иоанн Блаженный? Церковь, носящая его имя, также располагается в нижнем ярусе Собора. В 2016 году прошла её реставрация и скоро она будет открыта для посетителей.

Экскурсия наша длилась больше 3х часов. Конечно, всё что услышали и увидели не пересказать. Очень интересно.
И, конечно, благодаря тому, что мы ходили уже после закрытия музея, отсутствие других посетителей, полупустой Храм - всё это создавало особую атмосферу погружения в историю.

На самом деле, если вы не были еще в Храме Василия Блаженного, то обязательно сходите!
Билет для взрослых стоит 500 рублей, семейный (папа, мама, 1-2 ребёнка до 16 лет) - 600, пенсионеры, студенты и льготники идут по 150. Фото - бесплатно.
Заказ различных экскурсий на

Собор Покрова Богородицы, что на рву - именно так называется этот храм на Красной площади. Но в народе его чаще называют собором Василия Блаженного. Есть ещё и те, кто вспоминает название Троицкий собор, существовавшее в XVI веке. Этот храм высотой 65 метров замыкает перспективу Большой Дмитровки. А прежде, до строительства в Москве высоких домов на рубеже XIX - ХХ веков, собор был виден в перспективе больших участков Покровки, Тверской, Мясницкой, Петровки. Его по праву называли главным храмом московского посада.

Собор построен в 1555-1561 годах рядом с кремлёвским крепостным рвом. Можно сказать, на кромке рва, отсюда и его название - что на рву. Заказчиком строительства собора стал царь Иоанн Грозный. Собор строился как память о взятии столицы Казанского ханства, города Казани. Осада Казани началась 15 августа 1552 года и завершилась штурмом на праздник Покрова. Решено было построить собор с 9 престолами, или 9 церквей, в честь тех праздников, на которые пришлись важные моменты осады и штурма города.

Центральный, завершённый шатром храм - Покрова Богородицы. Вокруг него церкви: с востока - Троицы, западный храм - Входа в Иерусалим, Николы Великорецкого, Киприана и Иустины (позже был переосвящён во имя Адриана и Наталии), Павла, Александра и Иоанна Константинопольских (позже - Иоанна Милостивого), Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Службы в каждой из церквей совершались только в их престольные праздники. Все церкви, кроме центральной, Покровской, завершены цветными узорчатыми луковичными главами. Они появились в конце XVI столетия вместо старых шлемовидных куполов. Все церкви стоят на объединяющем их высоком подклете, как на постаменте. Вокруг всех церквей есть круговые проходы. В XVI веке наружная галерея вокруг храмов была открытой, а обработка стен на уровне галереи у всех церквей имела вид широкой полосы арочек и карнизов, зрительно объединяющих всю постройку. Сегодня эту обработку стен можно увидеть в интерьере галереи, у юго-восточного угла собора. Из-за московских климатических условий в середине XVII века галерею перекрыли сводами, а над крыльцами поставили каменные шатры. Тогда же впервые на фасадах собора появилась яркая декоративная роспись. Чуть раньше, в 1670-е годы, вместо звонницы была построена шатровая колокольня.

В 1588 году к северо-западной части галереи была пристроена невысокая одноглавая церковь над могилой Василия Блаженного (1469 - 1552). Ещё при жизни Василий славился как юродивый и провидец. Во время похорон гроб Василия нёс сам Иоанн Грозный с боярами, а отпевал митрополит Макарий. Со временем Василий стал одним из любимых народом московских святых. Служба в Васильевской церкви совершалась ежедневно, поэтому и весь собор стали называть собором Василия Блаженного.

В начале XVIII столетия в Покровском соборе было уже 18 престолов. Новые престолы освящались в помещениях подклета.

К началу XIX века вокруг собора стояли длинные торговые ряды из небольших лавок, харчевен и распивочных, отгораживающие его от Красной площади. Во время восстановления города после пожара 1812 года решено было территорию очистить, и в 1817 году архитектор Осип Бове построил с запада, юга и востока подпорную стенку. Собор получил сохранившуюся до нашего времени кованую ограду.

Считается, что собор строили мастера Барма и Постник. Некоторые исследователи считают, что это был один человек, Постник Яковлев, по прозвищу Барма. Известны и другие постройки Постника Яковлева, созданные им после строительства собора. Но ни одна из них не имеет сходства с Покровским собором ни в деталях, ни в технике. В архитектуре собора есть много архитектурных форм, которые мог создать только человек, работавший и учившийся в Западной Европе. Но такой человек нам пока не известен.

В 1923 году было принято решение о создании в соборе музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного продолжались до 1929 года. Последний настоятель собора, о. Иоанн Восторгов, был расстрелян по приговору суда в 1918 году, а в 2000 году его причислили к лику святых. С 1991 года собор находится в совместном пользовании музея и православной церкви.

С 1931 года в ограде собора стоит памятник Минину и Пожарскому (1818 год, скульптор Иван Мартос). Памятник перенесён к собору с середины Красной площади, где он стал мешать парадам и массовым демонстрациям, проводившимся дважды в год, 1 мая и 7 ноября.

Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.

История храма Василия Блаженного

Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.

Легенда первая

Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.

Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.

Легенда вторая

Над возведением собора колдовали сразу два мастера - Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.

Легенда третья

Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.

За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.

В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.

В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.

Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».

В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».

По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.

Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.

  • В честь праздника Троицы.
  • Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
  • Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
  • Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
  • Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
  • Александра Свирского.
  • Варлаама Хутынского;
  • Григория Армянского.

Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.

Каждый купол имеет свои разнообразные украшения - кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.

Особое место отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.

В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.

Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.

На том месте, где сейчас красуется собор Василия Блаженного, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Мы знаем, что наши предки просто так имен не давали — здесь и впрямь имел место быть оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Красной площади (а вдоль этого рва — где проводились публичные казни — располагалось еще несколько церквей, которые имели в названиях приставку «на крови»). Засыпан этот ров был только в 1813 году, а на его месте сейчас расположен советский некрополь и Мавзолей. Знаете, друзья, мне пришла в голову мысль — «А, может быть, неспроста здесь образовались эти последние захоронения?» Ведь если заглянуть вглубь истории (аж в XVI век), то в 1552 году у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный — «Христа ради юродивый» — Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам он умер в 1551). Человек этот родился в 1469 году в селе Елохове. Легенда гласит, что с юности Василий был наделен даром ясновидения: он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Его чтил (и даже побаивался) царь Иван Грозный. После кончины Василия с большими почестями похоронили (вероятно, по распоряжению царя) на кладбище при Троицкой церкви, а вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на могиле которого стали совершаться чудесные исцеления.

Покров Василия Блаженного (из интернета)

Но история возведения собора не так однозначна. Из программы школьной истории мы помним, что тот исторический период славен тем, что это были годы большого Казанского похода. Ведь до тех пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Потому Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания данной военной кампании, построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. И пока шла эта война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек — Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник (по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается мастер по имени Постник Барма, которому исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора и Никольского храма в Свияжске, Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Возвращаясь к собору Василия Блаженного, мы теперь понимаем, почему он состоит из девяти церквей на одном фундаменте и почему все церкви разные по виду.