Меч кладенец реликвия россии. Меч-кладенец Куда кладут меч

А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?

    Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.

    Меч-кладенец оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
    придавать владельцу непобедимость.
    Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.

    Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.

    Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
    что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
    лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень клад обычно связывают со словом класть, то есть с идеей чего-то спрятанного.
    Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
    Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.

    Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
    носителем смерти.

    В былине Святогор и Илья Муромец два главных персонажа во время путешествия находят
    гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
    - впору.

    Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
    опоясывает железная полоса.

    Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:

    А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
    А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу.

    Другой обладатель меча-кладенца Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
    Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
    Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится

    Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова укладный, что попросту означает стальной возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

    А так его ковали:

    Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский уклад.

    Другие версии:

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея. Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.

    Есть и другие не менее интересные версии.

    А такое определение дает мифологический словарь:

    МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название Аспид-змей, наделн чертами оборотня.

  1. меч - Кладенец, самоск в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название Аспид-змей и наделен чертами оборотня (превращается в змея) . Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря
  2. Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь
  3. Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.

    Корень данного эпитета КЛАД обычно связывают со словом КЛАСТЬ, то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова УКЛАДНЫЙ, что попросту означает СТАЛЬНОЙ возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову гладкий.

    В Сказании о Вавилоне-граде он носит прозвание Аспид-змей и может обращаться в змея.
    Также его называют Самоск так как он мог рубить сам.
    В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в меч-колунец.

    УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали) . Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.

    Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что е наваривали на лезвие (укладывали) . Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".

    Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.

    Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
    chiarenza (блеск, сияние) благодаря Повести о Бове переработанному итальянскому роману тринадцатого века Buovo dAntone одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
    "Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
    То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.

    А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьм.

    Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.

    Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .

    Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.

  4. кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.

И придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника.

Меч-кладенец
Добрыня Никитич . Фрагмент картины Виктора Васнецова «Богатыри »
Информация и данные
Автор фольклор
Общая информация
Тип волшебный меч
Предназначение холодное оружие

Название

Пишется с маленькой буквы через дефис : меч-кладенец .

Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах , относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия , конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру , а всего лишь определением некоторой категории клинков.

В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея . Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец » .

Владельцы

В поздних сказках, возникших намного позже героических былин, меч-кладенец становится уже практически обязательным атрибутом главного героя:

В современной культуре

  • Также меч-кладенец фигурирует в некоторых романах жанра фэнтези, таких как «Остров Русь » (Юлий Буркин , Сергей Лукьяненко).
  • В кинофильме 2017 года «Последний богатырь » сюжет строится вокруг поиска меча-кладенца - отыскать его сумел лишь истинный сын богатыря, коим оказался главный герой Иван.

Меч-кладенец – это мощное информационное оружие, он отличался от обычных мечей тем, что по всей его поверхности шла руновязь (на клинке, а иногда и на рукояти), т.е. определённые заклинания. Руновязь создавала особую энергетическую структуру, силу вокруг меча. То есть, меч-кладенец – это оружие как бы магического воздействия, или как сейчас сказали бы «волшебный меч». Он пробивал любую отрицательную энергетическую защиту, потому что нет ничего мощнее славянских .

Меч-кладенец нужен был для победы над Кощеями — правителями . В сказках Кощей всегда в доспехах, т.е. защитных одеяниях (Серые всегда любили защиту себе устраивать), и простое оружие эти доспехи не берёт: «Ни калена стрела его не берёт, ни меч на травах закаленный его не сечёт, а берёт его только меч-кладенец» , он пробивает энергетическую защиту.

Понятия «Бес-смертный» и «Безсмертный»

Наши Предки чётко определили, что Кощей – это бес, и он всегда смертный (бес смертный), но поскольку раньше всё писали слитно, позднее так и начали воспринимать «бес-смертный», а в ХХ веке господин Луначарский вообще развёл бесовщину, ввёл слово «бессмертный», хотя в руском языке было понятие «БЕЗсмертный», и эти два понятия различны: есть Бес-смертный , т.е. бес и он всегда смертный, рано или поздно умрёт, а есть понятие Безсмертный , т.е. вечный.

На вопрос А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ? заданный автором Лика лучший ответ это
Хороший вопрос. Но на него ни кто Вам не даст ТОЧНОГО ответа.
Меч-кладенец - оружие нескольких русских богатырей. Мог быть волшебным и
придавать владельцу непобедимость.
Дается в руки лишь такому герою, который может им владеть.
Есть несколько версий, почему МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ так называется.
Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, с разными персонажами, указывает,
что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, а всего
лишь определением некоторой категории клинков.
Корень - «клад… » - обычно связывают со словом «класть» , то есть с идеей чего-то спрятанного.
Меч мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой.
Меч, принадлежавший мертвым, имеет особые силы.
Прикоснувшись к миру мертвых, богатырь приобретал сверхестественую силу, становясь сам
носителем смерти.
В былине «Святогор и Илья Муромец» два главных персонажа во время путешествия находят
гроб, который оба решают примерить. Илье Муромцу гроб оказывается велик, а Святогору
- впору.
Он просит младшего товарища взять его меч-кладенец и ударить по крышке, отчего гроб
опоясывает железная полоса.
Оружие отходящий в мир иной богатырь оставляет Илье:
«А теперь прощай, владай моим мечом-кладенцом,
А добра коня моего богатырскаго привяжи к моему гробу. »

Другой обладатель меча-кладенца - Еруслан Лазаревич, в поисках оружия, которым он сможет сразить царя Огненного Щита, заезжает на бранное поле, посреди которого возвышается голова великана-богатыря. Голова рассказывает Еруслану, где спрятан меч:
«…Ответила голова величиной с пивной котел, промеж глаз целая пядь:
- Я не жива, не мертва. Добрый человек, русский богатырь Еруслан Лазаревич, ты едешь к царю Огненный Щит Пламенные Копья, поедешь по бранному полю, увидишь мое туловище, под ним мой меч-кладенец, в нем секрет таится, он тебе пригодится… »
Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «укладный» , что попросту означает «стальной» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. В связи с этим хочу привести мнение человека, который занимался этой проблемой:

А так его ковали:
«Брали толстую полосу чистого железа, особым образом отделяли тонкие пластинки 2-3 мм толщиной, укладывали в железное корытце друг на друга. Края корытца загибались, пластинки нагревались в горне и подвергались многократной сварке под молотом, а потом этот пакет сваривался с железными пластинами. До XII в. особо славился суздальский «уклад» .

Другие версии:
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея. Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.

Есть и другие не менее интересные версии.

А такое определение дает мифологический словарь:
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ, самосек - в русском фольклоре - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне-граде меч носит название «Аспид-змей» , наделён чертами оборотня.
Источник: ссылка
Groos
Гений
(75443)
я старался... спасибо...

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: А почему меч называли КЛАДЕНЕЦ?

Ответ от Ѝйвинд Гроза Фиордов [гуру]
Того же корня слово что и КЛАД. Спрятан он то бишь


Ответ от Наташа [гуру]
меч - Кладенец, самосёк - в русском фольклоре и книжной средневековой традиции чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилоне - граде меч - самосек носит название “Аспид-змей” и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене и т. п. , связанный с представлением о кладе (кладенец) или погребении (меч под головой убитого богатыря


Ответ от Ѝлитный боевой Слон [эксперт]
кладенец - потому что клад. Сейчас много в огородах обрезов, наганов и прочих калашей закопано. А раньше мечи закапывали. Когда придумают супербластер сказки будут про калаш-кладенец.


Ответ от I"ll be better [гуру]
Большое количество упоминаний меча-кладенца в сказках и былинах, относящихся к различным персонажам, ясно указывает, что кладенец - не было именем собственным оружия, конкретного единственного меча, подобного, к примеру, Экскалибуру, а всего лишь определением некоторой категории клинков.
Корень данного эпитета - «КЛАД… » - обычно связывают со словом «КЛАСТЬ» , то есть с идеей чего-то спрятанного, добытого из клада или погребения. Но словарь Свода Русского фольклора издания РАН указывает на происхождение от слова «УКЛАДНЫЙ» , что попросту означает «СТАЛЬНОЙ» - возможно, в какие-то времена стальные мечи производили впечатление своей редкостью. Тем не менее, ясности в этимологии слова нет, некоторые ищут его истоки на западе: отмечают связь со староирландским словом claideb (меч) и валлийским cleddyf (меч) , и лат. gladius (меч) и, возможно, восходит к слову «гладкий» .
В «Сказании о Вавилоне-граде» - он носит прозвание «Аспид-змей» и может обращаться в змея.
Также его называют «Самосёк» - так как он мог рубить сам.
В некоторых поздних диалектах превратился в устной речи в «меч-колунец» .
УКЛАД - это разновидность дамаска (и технология получения полуфабриката стали). Это когда тонкие пластинки, отколотые от крицы, сортируются по виду (он разный в зависимости от содержания углерода) , укладывыаются в форме и проковываются.
Качественную сталь называли УКЛАДОМ, потому что её наваривали на лезвие (укладывали). Отсюда возникли такие названия как "укладной нож", "укладной топор".
Уклад понимался как некий материал, а не изделие (по крайней мере в какой-то период времени) : есть много упоминаний о "печах для уклада", "молотах для уклада", о поставках как сырья уклада в ряду с железом, сталью и т. д.
Есть версия, что словосочетание ведет историю от итал.
chiarenza («блеск, сияние») благодаря «Повести о Бове» - переработанному итальянскому роману тринадцатого века «Buovo d’Antone» - одну из вариаций темы о Ланселоте, главный герой которого владеет мечом по имени Chiarenza, Сlаrеnса (Точно также персонаж Пуликане оттуда стал Полканом) .
"Добудь ты мне доброго коня и меч-кладенец, железную палицу и доспехи крепкие, и щит... "
То есть, судя по контексту, речь не идет о чем-то необычном, речь идет просто о хорошем дорогом, но обычном оружии. Иначе и палица была бы какая-нибудь само-лупилка.
А вот в послемонгольских сказаниях меч приобретает уже откровенно сказочное значение. В "Сказке о богатыре Еруслане Лазаревиче" это волшебный меч для борьбы с волшебниками же, да и сопровождается он Огненным щитом да Пламенным копьём.
Однако, в толковых и этимологичеких словарях (в т. ч. Фасмера) "КЛАДЕНЕЦ" толкуют как слово, происходящее от слов "клад" или "класть". С прилагательным "укладен" никто его не связывает.
Меч-кладенец дается в руки лишь такому герою, который может им владеть. Он мог быть скрыт в земле, замурован в стене, спрятан под плитой. В одной из былин мать прячет от сына подарок отца под печью и отдает лишь тогда, когда выросший ребенок в силах его поднять (ср. Тесей, которому мать указывает камень, под которым его отец, уходя, спрятал меч) .
Стоит отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из могилы, кургана. Такое оружие, принадлежавшее мертвым, имеет особые силы. Прикоснувшись к миру мертвых, он приобретал сверхъестественную силу, становясь сам носителем смерти.


Этимология – удивительная наука, позволяющая на основе сравнительно-исторического языкознания легко и быстро определить происхождение того или иного слова. Однако в ее законы, как считают ученые, зачастую вмешиваются любители и пытаются установить связи по своему разумению. Даже специалистам, исследовавшим изменения морфологии слова, установить смысловую составляющую порой бывает непросто, а уж несведущим в этом деле и подавно. Отсюда и рождаются разного рода мифы.

Версии из области народной этимологии

.

Однако любая из версий имеет право на жизнь. Наиболее часто встречающаяся - сравнение слова «кладенец» с глаголом «класть» или кладом. Первая возникла из ассоциации с могуществом меча, который кладет (рубит) головы недругов налево и направо.
Версия про клад имеет несколько разъяснений:

Меч, украшенный драгоценными камнями, но на Руси драгоценности не называли кладом, да и украшений на нем никаких не было;
- меч, в сталь которого добавляли какие-нибудь примеси;
- сам меч настолько редкостный, что обладать им равносильно кладу, поскольку качественного стального оружия на Руси не знали.

Но все эти варианты ученые считают ничем иным, как этимологией, выдуманной народом. Хотя версия с добавками в сталь считается близкой к правде. Принимается наукой и то, что стальная заготовка для меча предварительно укладывалась кузнецом в землю. Но это как раз свидетельствует о том, что русские кузнецы умели делать оружие особенного качества.

Чтобы изготовить меч-кладенец, умелец брал стальные пруты разной прочности и скручивал их между собой. Затем заготовка растягивалась и расплющивалась, после чего скручивалась еще несколько раз. Когда мастер полагал, что сделал достаточное количество скруток, будущий меч погружался в почву с особым составом.

Закладывание меча представляло собой настоящий ритуал, а на поверхности земли воздвигался холм с валуном. По разным данным заготовка для меча могла храниться в земле от 5 лет до сотни, после чего меч подвергался окончательной ковке.

О чем свидетельствует древнерусский словарь

.

Если обратиться к древнерусскому словарю, то можно найти «уклад» - сталь. А «укладный» - соответственно стальной. Называли «Кладенец» на Руси не только меч воина, но и большой стальной нож для разделывания скотины. Некоторые специалисты языкознания стараются найти связь между появлением этого слова в древнерусском из других языков. Так, есть некоторое созвучие с древнеирландским claided и с латинским gladius, но эти версии достаточно спорны.

Специалисты уверены, что на Руси были кузнецы-оружейники, которые владели технологией изготовления особенных, прочных мечей из сварочного булата. Для этого чередовали укладывание стали на железо несколько раз, а затем ковали, многократно перекручивая. Если после обжига некоторые кусочки стали откалывались, то мастер укладывал их особым образом и проделывал операцию ковки еще и еще раз. На это уходило много времени и сил, но и меч-кладенец получался отменный.

Видео по теме

Источники:

  • Меч-кладенец
  • Русский язык: этимология слова "меч-кладенец"
  • Легендарный клинок непобедимости

Меч-кладенец - название грозного оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Как правило, это был древний меч правды и возмездия, который давался в руки не каждому, лишь тому, кто сможет с ним совладать. Частое упоминание меча-кладенца в сказках и былинах, где фигурируют разные персонажи, свидетельствует о том, что слово «кладенец» является не его собственным именем, а определением некоторой категории клинков. Существует несколько версий происхождения этого слова.

Инструкция

Корень «клад» имеет отношение к слову «класть» и идее чего-то надежно спрятанного, взятого из тайника или погребения. Меч мог быть закопан в земле, замурован в стене, скрыт от посторонних глаз под тяжелой плитой. Необходимо отметить случаи, когда богатырь выкапывает меч-кладенец из или могилы. Оружие, принадлежавшее мертвым, обретало сверхъестественную силу и само становилось носителем смерти. Примером служит «Святогор и Илья Муромец». Желая ради шутки примерить гроб, богатырь Святогор лег в него, и не смог выйти на белый свет. Чувствуя приближение гибели, герой завещает Илье Муромцу свой меч.

Другой владелец меча-кладенца, богатырь по имени Еруслан Лазаревич, пребывал в поисках оружия, которым он мог бы сразить царя Огненного Щита. Заехав на поле брани, он обнаружил там говорящую голову исполинских размеров. Голова рассказала ему, что искомый меч находится под ней. Это событие также отражено в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Там голова настроена агрессивно и нападает на Еруслана (Руслана).

Князь Петр Муромский, соотечественник Ильи Муромца и муж Февронии, герой «Повести о Петре и Февронии», убил змея, пытавшегося совратить жену его брата Павла. Меч-кладенец Петр нашел спрятанным в монастыре. Ранее это оружие принадлежало Агрику - сыну и преемнику царя иудеев Ирода.