Можно ли молиться за людей. За всех ли можно молиться? Молитва преподобным Ксенофонту и супруге его Марии когда от детей нет известий

Часто люди впервые приходят в храм, когда начинаются проблемы у их родных или близких. И тогда неизбежно звучит вопрос: что делать? В этом вопросе и боль, и надежда, и любовь, и отчаяние в собственных силах. Конечно, священник отзовется и поговорит и утешит, как сможет, но и самим приходящим надо понимать некоторые очевидные для православного человека вещи, но, увы, не всегда очевидные для большинства современных людей, не живущих церковной жизнью и до поры до времени не стремящихся к ней.

Во-первых, надо понять, что если человек в какой-то крайней нужде бросается к Богу, то Бог его не оставит. Но это не значит, что помощь будет именно такой, какой мы ждем. Например, у кого-то родственник оказался в реанимации, состояние критическое… Его родные приходят в храм и спрашивают: что делать?! Конечно, надо молиться, и Церковь в лице священника в этом добром деле первый помощник и участник. Но мы не знаем, что именно полезно человеку для спасения его души – болезнь или здоровье, жизнь или кончина. Поэтому, когда мы молимся о нашем близком и просим молиться других, мы должны знать, что мы всецело предаем человека в руки Бога, который Один знает, что по-настоящему нужно человеку с точки зрения вечности, в чем он нуждается. Конечно, мы молимся именно о здоровье, о благополучии, но непременно добавляем в конце: «да будет воля Твоя».

Я это потому говорю, что часто люди, приходящие в храм в каких-то отчаянных обстоятельствах, просят и ожидают от Бога, чтобы все разрешилось именно и только так, как кажется хорошо самим приходящим. При этом мы забываем, что наше понимание добра очень относительно и обычно связано только с понятиями житейского, земного благополучия. Мы мало заботимся о жизни души, о ее вечной участи и спасении. Словом, приходя в храм и прося у Бога благ для своих близких, мы должны и веру иметь, что Бог, знающий, что есть действительное благо, управит именно так, как полезно с точки зрения духовной, а не только с житейской и бытовой. Приходя в храм и прося Бога войти в нашу жизнь, в жизнь наших близких, нужно быть готовым это посещение Божие принять, а для этого нужна и решимость, и вера.

Кроме того, вот что нужно понять. Мы просим Бога с болью и крайним рвением о благополучии своего близкого. Но много раз в Писании и Сам Господь, и Его ученики говорят нам о том, что наша молитва, ее действенность напрямую зависит от образа нашей жизни – условно говоря, от того, насколько мы сами слышим и слушаемся Господа. Это очень важно понять! Потому что в беспечности своей мы иногда годами, день за днем, час за часом последовательно и сознательно отвергаем правду христианской жизни, не хотим ее знать, и когда случается беда или наступает проблема в нашей жизни или в жизни наших близких – это бывает следствием такого постепенного и методического удаления человека от Бога. И когда человек кричит Богу: «Помоги мне!» – он, конечно, должен твердо осознавать свое действительное положение – положение человека, отвергавшего Бога на протяжении многих лет, может быть не с явной и сознательной дерзостью, но своими поступками, своей беспечностью, своим нехристианским поведением в самых разных обстоятельствах, своим небрежением к призыву Божиему. Это как если бы мы отступали шаг за шагом от Бога спиной к обрыву, слышали увещевания об опасности, уговоры остановиться, но не верили им и продолжали свое движение. И вот однажды неизбежно наступает момент «последнего шага», когда события развиваются с катастрофической стремительностью. Но и здесь есть место для покаяния, для сердечной молитвы и прошения о помиловании. И мы из Библии знаем много примеров такого покаяния уже после падения и знаем, что и такое покаяние принимается Господом и милосердие Его, если можно так сказать, «смягчает» даже совершившееся уже падение и сглаживает его последствия.

Об этом обязательно надо вспомнить и, конечно, из глубины сердечной попросить прощения с обещанием положить начало исправлению. Без этого всякая молитва будет всего лишь дерзостью человека, который привык только требовать, не желая ничем жертвовать взамен. Итак, приходя в храм и прося Бога о милости к своему ближнему, находящемуся в трудных обстоятельствах, нужно начать менять и свою жизнь – и начать менять незамедлительно.

В первую очередь, конечно, нужно как можно более ответственно и серьезно подготовиться к исповеди и причастию. Это займет несколько дней, а затем надо потихоньку начать выстраивать образ жизни, сообразный с православной верой. Именно потихоньку, без рвения, несмотря на желание моментальной и кардинальной перемены, которое возникает иногда от воспламенения в душе благочестивой ревности. Но все нужно делать понемногу, с рассуждением. В первую очередь надо осмыслить и рассмотреть свою жизнь на предмет наличия в ней тяжких, смертных грехов, и если таковые присутствуют – приложить все усилия, чтобы от них избавиться. Смертными грехами мы называем крайнее проявление любой страсти. Блуд, гордость, лихоимство, гнев… любая страсть в своем свободном и полном развитии разрушает человека и становится действительно опасной, смертной.

Кто-то из опытных духовников сказал, что тот, кто хочет помочь своему близкому, должен стать подвижником. Это суровая правда. Обычно просят помолиться, заказывают сорокоусты «в трех церквях», просят какую-то «специальную молитву», спрашивают, какому святому молиться, не понимая, что не в самой молитве, не в тех или иных словах заключается главная сила, а в готовности для спасения близкого человека жертвовать собой, своим покоем, своими греховными привычками, образом жизни. И только тогда боль о родном человеке, молитва о нем может быть действенной, если эта боль и молитва подкреплена личным подвигом или, по крайней мере, коренным изменением безбожной и далекой от христианской нормы жизни (а именно об этом приходится говорить в большинстве случаев).

В духовной жизни действует простой закон: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов» (Гал. 6: 2). Вот это ношение тягот и есть какой-то духовный труд, подъятый ради спасения своего близкого. И кто еще может этот труд подъять, как не близкий, родной человек. Да, и молитвы священника, а наипаче молитвы, приносимые в храме, на Божественной литургии, важны, но есть какая-то та инственная связь между родными людьми и в плане спасения, так что иногда именно близкий, а не кто-то другой должен принять на себя какой-то сугубый духовный труд. К слову, тот труд, который надо предпринять человеку (зачастую далекому от веры), на поверку оказывается не каким-то сугубым подвигом, а всего лишь возвращением к нормальной христианской жизни, к тому, какой эта жизнь должна быть в повседневности, и только наша многолетняя беспечность удаляет нас от этой нормы настолько, что она начинает нам казаться какой-то непосильной ношей.

И еще вот о чем хочется сказать. Действительно, бывают, и даже нередко, внезапные и чудесные избавления наших близких от тех или иных болезней, опасностей и напастей. И случается тогда видеть сияющие благодарные глаза родственников… Но так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще человек, приходящий в храм и просящий молитв о своем близком, желающий ему помочь, должен запастись терпением и понимать, что некоторые запутанные обстоятельства, запущенные болезни и страсти не разрешаются моментально, а исправление той или иной тягостной ситуации требует многого терпения, смирения и постоянного приложения сил для изменения в лучшую сторону. Да и то еще есть такие трудные обстоятельства, что даже при изменении личной жизни, при постоянстве в молитве и благочестии плоды нашей веры и упования бывают не видны годами, а иногда не видны и вовсе в этой земной жизни. Но то, что они не видны, не значит, что их нет.

Есть такой хороший американский фильм «Эта замечательная жизнь». Так вот, главный герой этого фильма – действительно добрый человек – впал однажды в горькое уныние, потому что ему показалось, что все его добро напрасно и бесполезно. И тогда ему было показано, каким был бы мир, если бы он не совершал это свое повседневное и «неприметное» добро.

Да, бывает и так, что плоды наших трудов не видны, и к этому тоже нужно быть готовым, потому что разрешение всей нашей жизни и результаты наших трудов мы можем узнать только по исходе из этого мира, в свете Божиего суда и Его правды. Так что никогда ни при каких обстоятельствах нельзя говорить, что наша вера и труды и молитвы напрасны, только потому, что они не дают видимых результатов. Напротив – ни одно доброе дело, ни одно сердечное воздыхание не останется забвенным у Господа, только не всегда нам полезно видеть плоды Божиего милосердия здесь, на земле, – и это серьезный вопрос веры. Будем помнить, что многие праведники здесь, на земле, были гонимы и презираемы даже до последнего своего издыхания и так и не увидели триумфа, каких-то явных, с точки зрения житейской правды, плодов своего благочестия. Но ни один из них не остался забытым у Господа, и ни один из них не лишился радости пребывания с Ним. Так же и все, о ком они молились при жизни или по успении, не лишатся плодов этих молитв, если только сами хоть что-нибудь приложили доброго к молитвам святых ходатаев.

Ну, и нельзя никак обойти стороной «практическую сторону», потому что чаще всего приходящие в храм с болью о своих близких спрашивают, что именно нужно читать, какую молитву.

Хорошо читать Псалтирь по своему близкому человеку, добавляя на каждой «Славе» прошения о здравии (или об упокоении, если человек преставился). Чтение Псалтыри удивительным образом успокаивает человека, занимает его болезненно напряженный ум молитвой, позволяет отвлечься от тревожных, панических, тягостных дум и соединяет с Господом, который Один знает, как разрешить наши проблемы и трудности.

К счастью, в наше время широко распространены так называемые «полные молитвословы», где напечатаны молитвы на разные случаи жизни. Думаю, человек сам может выбрать любую молитву, подходящую по смыслу к его прошению, и читать ее терпеливо, ежедневно, добавляя в утренние и вечерние молитвы, и если эта молитва будет произноситься от всего сердца, с болью и любовью, если она будет подкреплена благими изменениями собственной жизни – то нет никакого сомнения, что Господь внемлет такой молитве и подаст именно то, что полезно нам и нашим близким для спасения души во времени и в вечной жизни.

Здравствуйте, батюшка! Христос Воскресе! Помогите разобраться, пожалуйста... Мне знакомые сказали, что за других лучше не молиться, так как мы не того духовного уровня и силы духа у нас недостаточно. Якобы, если молиться за других, то своей семье и себе хуже делаешь, притягивая болезни и беды. Поэтому молиться желательно только за родных. Так как темные силы могут мстить, а мы не того духовного уровня, чтобы им противостоять... Как к этому относиться? Как это понимать? Что-то я не знаю, что и думать по этому поводу. С одной стороны, подумать, что могу молиться за других - вроде как гордыню проявить. Вроде как "я могу" и духа во мне хватит. Ведь духовно на Господь укрепляет и силы дает на помощь другим и на молитвенную в том числе. А с другой стороны, вроде как смиренно подумать, что и правда куда я лезу, кем я себя возомнила, что могу за других молиться... Разъясните, пожалуйста. Екатерина.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Екатерина!

А по подобным вопросам будьте готовы, что мнения будут неизбежно разными. Но лично на мой взгляд, такие опасения граничат с суевериями. И вообще это совсем не христианский подход, а какой-то эгоистичный, эгоцентричный: не дай Бог, чтобы мне плохо было, если я вдруг за кого-то помолюсь и приму участие в боли какого-то человека. Вам бы приятно было, если бы в ваших нуждах и скорбях к Вам отнеслись точно так же? Не думаю… Поэтому будьте смелее, увереннее в себе и не слушайте, кто чего скажет, а старайтесь слушать только Бога и Его волю постигать. И тогда по вере вашей и будет Вам!

Как правильно молиться за другого человека? Какая молитва Богу будет приносить наибольшую пользу?

Многие верующие люди с большим огорчением смотрят за тем, как их близкие люди, родственники или просто хорошие знакомые не знают Бога и не получают от Него помощь в трудных обстоятельствах, надеясь исключительно на свои собственные силы.

Каким образом можно помочь такому человеку, даже если он не хочет ничего слышать о Боге?

Начинайте за него молиться, просите Господа наставить его на путь истинный и открыть ему глаза на вещи, о которых тот даже не подозревает и в которые не хочет верить.

Каждый верующий человек молится о себе, о своем благополучии, о здоровье и счастливой жизни. Иногда молитвы Бог слышит сразу, если у вас крепкая и живая, сильная вера. Но часто происходит так, что вы молитесь, а результата не видите.

Главное – не прекращать молитву и погружаться в Святое Слово, которое помогает нам узнать все духовные законы, установленные Богом для человека.

Как только человек рождается свыше, он входит в семью Божью и сразу же получает себе в помощники Святого Духа .

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божьего».

С этого момента ваши обстоятельства начнут изменяться, если вы начнете руководствоваться советами Святого Духа.

А что происходит, когда вы просите за кого-то? В этом случае вы начинаете не просто молиться, а совершать настоящий молитвенный подвиг.

Вы можете молиться за спасение другого человека, за его исцеление от тяжелой болезни или за финансовое благополучие. Когда вы это делаете, вы ходатайствуете перед Господом, проявляя любовь.

Такая молитва в глазах Бога является самым большим проявлением любви на земле. Ваши старания не останутся тщетными, потому что подвиг такой молитвы поможет не только тому человеку, за которого вы просите, но и вам самим.

Когда вы молитесь в духе, то применяете духовную силу.

Молитва позволяет огромной силе, которая существует в духовном мире, высвобождаться.

И это связывает злые силы (демонов), побеждая их и освобождая вас или того, за кого вы молитесь.

Например, станет трудно подбирать слова, они начнут почему-то забываться самым непонятным образом. Или у вас могут политься слезы. Иногда вас может охватить внезапная дрожь, проходящая по всему телу, от макушки головы до кончиков ног.

Что же происходит и почему такого с вами не случалось раньше?

Бог во время ходатайственной молитвы начинает изливать поток Духа Святого. Это сложно понять, но легко почувствовать. Господь через верующего изливает силу, которая и будет источником чудес и совершенно необъяснимых случаев. Чудеса будут происходить с вами и с тем человеком, за которого вы просите!

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».

Ходатайственная молитва позволяет течь живой воде к тем людям, которые не знают Бога, чтобы в них зародилась вера.

Даже если вы пока не видите никаких изменений, все равно продолжайте молиться, принимайте на себя молитвенный подвиг и крепко стойте в вере.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Почему нельзя прекращать молиться за других людей?

Потому что не только Господь смотрит на вас, чтобы вознаградить вас за такой молитвенный подвиг.

За вами очень внимательно наблюдает и дьявол, этот враг всего человечества.

Злые духи ввели в заблуждение очень многих людей, заставили их любить не Бога, а религию, которую придумали люди. Они ослепили умы, обманули их, заставили поверить, что чудес больше нет, что невозможно получить помощь от Бога.

Как только вы начинаете молиться за кого-то, то ваша молитва будет приносить свет к этому человеку, а дьявол сделает все, чтобы этого не произошло. Его задача – это обмануть и увлечь людей в свое темное царство.

Ваша молитва возрождает любовь и чудесную силу, которая приносит истину в сердце погибающего человека.

Господь хочет, чтобы каждый человек пришел к Нему через это рождение свыше и не попал в руки дьявола.

Сатана, конечно, будет сопротивляться вашему молитвенному подвигу за другого человека изо всех сил. Об это надо обязательно помнить!

Как только вы вступите на этот молитвенный подвиг и начнете за кого-то молиться, то с самого начала почувствуете непонятное сопротивление. Сначала вы можете обнаружить, что время, которое вы уже предназначили для такой молитвы, исчезает. А у вас внезапно появляются совершенно неотложные дела, о которых вы даже не подозревали.

Чьи это проделки, понятно, ведь демоны сделают все, чтобы принести вам забывчивость, лишь бы только помешать вам встать на молитву.

Причем, такая забывчивость – это самый простой способ, чтобы вас отвлечь. На какие уловки идет дьявол, чтобы помешать верующему человеку, мы напишем подробно, чтобы помочь людям, которые ничего не знают про это и удивляются, что это такое происходит?

Молитесь обязательно Святому Духу , потому что Он – ваш главный помощник.

Читайте другие статьи на сайте «Живая вера», регистрируйтесь, чтобы стать нашими партнерами. За всех партнеров мы каждый день молимся особой молитвой.

Copyright © 2009 - Webdesign aus Tirol – All Rights Reserved.

Joomla Templates Joomla 1.5 Template by pc-didi..

NWA – Network World Alliance NWA – Webdesign by Webdesign PC-DIDI

Научимся молиться о других людях…

Молитва – это милостыня людям

Митрополит Лимассольский Афанасий

Господи! Услышь меня.

Я прошу немного у тебя.

Пред святой иконою молЮ.

Защити всех тех, кого люблю.

Всех родных моих и всех друзей

Хлебом накорми и обогрей.

В трудный час им Ангела пошлИ,

Чтоб сберёг их на краю пути.

Дай им счастья, радость и покой.

Все грехи прости и успокой.

Научи себя не потерять.

Научи любить их и прощать.

Сделай так, чтоб те, кто дорог мне

Погостили дОльше на Земле.

А когда захочешь их забрать,

Тяжких мук, не дай ты им принять.

Господи! Немного я прошу.

Сбереги всех тех, кого люблю.

Поэтому если даже мы и сознаем себя крайне ничтожными, крайне падшими, крайне немощными, но если уж, действительно, нас кто-то просит:

Это значит, что мы не ставим себя выше его (что мы вроде бы лучше его).

А «помяни, Господи…» можно и вслух, можно и молча (про себя) сказать.

Можно помолиться так: «Господи, помоги рабу Твоему… (или рабе Твоей…) и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!»

Вот и все - в этом нет ничего из ряда вон выходящего.

Хотя бы даже так сказать - мысленно или вслух, но нельзя вовсе отринуть этого прошения, потому что мы не знаем скорби и веры просящего.

По слову Священного Писания, какой мерой будем мерить мы сами, такой возмерят и нам.

Если мы не ответим сердечным состраданием на скорбь нашего ближнего, не возопием ко Господу хотя бы краткой молитвой, то когда у нас случится скорбь, и мы будем кого-то о чем-то просить, нас тоже не послушают.

А уже браться кого-то «тянуть», вымаливать - это совсем другое дело. Чтобы начать вымаливать конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) - для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться.

Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.

По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит.

Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице):

кто-то сказал пли сделал что-то нехорошее,

неподобающее – мы должны помолиться об этом человеке Христу.

Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести :

"Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!"

И это уже будет молитва.

Монах Константин

Беседа о молитве

– А как можно молиться за всех людей, чтобы это была краткая, но действенная молитва?

А как можно молиться за весь мир? В какой форме? Как это угодно Богу? "Я, – говорит, – начал просить Господа: "Господи, вразуми, помоги". И вот однажды пришел в храм, стою, молюсь. Служба еще не началась. В это время заходит старушка – такая благоговейная – и прикладывается к иконам. Делает поклон у иконы и говорит:

Я послушал-послушал и думаю: какие глубокие слова!

Православный молитвослов

  • Молитвы на каждый день
  • Молитвы о счастии брака
  • Молитвы о мире в семье
  • Молитвы родителей о детях
  • Молитвы о здравии
  • Молитвы о вразумлении
  • Молитвы о даровании любви
  • Молитвы об усопших
  • Молитвы о мире
  • Молитвы о других людях
    • Богородичное молитвенное правило св. Серафима Саровского
    • Краткая молитва о другом человеке

Самая сильная молитва ходатайственная – это молитва за другого человека

Молитва Собору 12 апостолам,

оберегающая от беды и проблем

Освятии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые и помозите нам, рабам Божии (имена), вашим мощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохра-няти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Православная молитва при семейных неурядицах – это хороший способ устранить неприятную ситуацию с Божьей помощью. Поэтому верующие непременно пользуются такой возможностью опереться на поддержку Бога.

Церковная молитва об устранении семейных неурядиц святым мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву

Молитва: О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощникам и теплым молитвенникам, мы, немощнии и недостойнии, прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблудшия, исцелите страждущия и скорбяшия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровители супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще. Защитите, о многомощныя исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим. Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати, и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

В речах Иисуса Бог описан как принимающий грешника лучше, чем праведника, - парадоксальная избирательность любви, которой его слушатели с полным правом удивляются: Царство принадлежит, прежде всего, малым детям, блудницам, грешникам. «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лук. 18:17).

«Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лук. 15:7). «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Map. 2:17).

Поэтому давайте иметь надежду и любовь ко Христу и научимся молиться о других людях, о всем мире, о почивших, о всяком человеке, испытывающем нужду и находящемся в затруднении, знакомом и незнакомом. Давайте молиться о нуждах братий, и эта духовная милостыня возвратится в душу нашу как Божественное вознаграждение.

Как молиться за других Иисусовой молитвой

В произведении архимандрита Иерофея (Влахоса) “Одна ночь в пустыне Святой Горы” афонский старец дает наставления о том, как молиться о других людях Иисусовой молитвой.

Старец также обращает наше внимание на то, что при творении Иисусовой молитвы за других людей нужно избегать образов, и имя того, за кого молимся, упоминать лишь в начале, чтобы в последствии не отвлекаться от самой молитвы.

Наставления по Иисусовй молитве за других (отрывок из произведения):

Да, старче, до сих пор мы не говорили о молитве о других. Как это делать?

В миру, отец мой, велико неблагополучие, заблуждение, неведение Бога, которое, по словам отцов, является величайшим грехом. И наш долг - плакать и молиться. Святой Иоанн Лествичник составил слово к пастырю, точнее, к игумену, укрепляющее, однако, любого епископа и духовника, который представляет собой епископа каждой души. Там говорится, в частности, следующее. Подобно пастуху, который, когда отдыхают овцы, отпускает на свободу по загону сторожевых собак, чтобы они охраняли стадо от волков, поступает и иерей. В час, когда христиане спят, он бодрствует, предоставляя своему уму (как сторожевой собаке) свободу и заставляя его бдеть и взывать к Богу о народе Его. Сколь многие в тот час распутничают! Сколь многие готовы покончить с собой! Сколько готовых совершить ужасные злодеяния! Сколько разочарованных и отвратившихся от добра! За них всех читайте молитву. “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих” или “раба Твоего”, если имеете в виду определенный случай.

Хочу задать Вам вопрос. Недавно Вы говорили, что молитва должна идти без образов. Ныне же сказали, что следует молиться за всех, имеющих столь крупные проблемы. Не развивается ли в таком случае фантазия и не возникает ли причина рассеиваться уму, тогда как нужно стремиться сосредоточить его в себе и в сердце?

Вы хорошо сделали, задав такой вопрос. Ибо разъяснение необходимо. Когда мы молимся о других, мы делаем это внешне. Т.е., желая какое-то время приносить молитву о тех, кто имеет в ней нужду, мы читаем первый раз “Господе Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих” или “раба Твоего” (и поминаем их имена), но затем произносим “раба” или “рабов Твоих” безымянно, и ум, не помышляя о них, не отвлекается. Господь знает, за кого мы молимся. Также не следует вникать в проблемы, занимающие человека, но говорить “раба Твоего”, и Бог пошлет ему Свою благодать. Если тот окажется достойным принять ее, она поможет ему в его деле. Благодать Божия, отец мой, подобна воде, которая бежит по почве, впитывается корнями и дает каждому дереву то, чего оно желает. Не это ли наблюдаем мы и за Божественной литургией? Мы молимся о всяких нуждах, и народ отвечает: “Господи, помилуй!” Поэтому, когда приходит милость Божия, она дает человеку то, в чем он имеет действительную нужду . Но молитва о других является необходимым пастырским деланием и по другой причине.

Мне хотелось бы услышать об этом.

Молясь о другом, мы почти тотчас получаем известие от Бога о том, какую особую нужду тот имеет, и, таким образом, можем эффективно подействовать на его спасение.

Свежие статьи

Последние комментарии

Что нам дает молитва за других людей

Молитва за близких - дело любви

31.05.2011 | Category: Блог | 1 комментарий

Желать спасения каждому человеку на земле, молиться не только о родных и близких, но и о незнакомых нам людях и даже о врагах – Святое Евангелие называет это делом любви и вменяет в обязанность всякому христианину.

У многих из нас, к сожалению, существует неверное представление о молитве за ближних. Нам представляется, будто молитва за ближних далеко не столь полезна, как молитва за себя, будто она имеет гораздо меньшее значение. Мы воспринимаем молитву за других людей, как некую трудную обязанность – и только. Однако если бы мы знали, насколько важна, насколько необходима молитва за ближних – и для тех, за кого молятся, и для тех, кто молится, – если бы мы это понимали, то охотно, с большой радостью молились бы всякий раз, когда нас об этом попросят. Более того, мы сами просили бы у своего духовника разрешения молиться за любого человека, нуждающегося в молитвенной помощи.

Преподобный Силуан Афонский говорил, что Бог даёт нам молитву за других людей для того, чтобы помиловать их: «Душа моя испытала и видела великие милости надо мной и над теми, за которых она молилась; и я понял, что когда Господь даёт скорбь о ком-нибудь и желание молиться о нем, то это значит, что Господь хочет помиловать того человека. Поэтому если кому придет скорбь о ком-либо, то надо молиться за него, потому что Господь, ради тебя, хочет помиловать его. И ты молись. Господь услышит тебя, и ты прославишь Бога» . Он говорил об этом неоднократно, значит, это являлось его глубоким, опытным убеждением.

Богу угодно, чтобы мы молились не только за себя, но и за других людей. Поэтому каждый раз, когда мы чувствуем тревогу за какого-то человека, например, за дитя, которое болеет или скорбит, – это знак того, что Господь хочет подать помощь этому человеку через нас, через наши молитвы.

Нужно заметить, что молитва за ближних для нас - это не просто одно из возможных проявлений любви, но наша обязанность. Ведь любовь к ближнему - это заповедь Господня. И молитва за других – это высшее проявление любви, это духовная милостыня. Есть милостыня телесная, но духовная – несравненно выше, настолько, насколько и душа выше тела. Если мы не молимся о ближних, не радеем о такой молитве, то тем самым отвергаем возможность наилучшим образом исполнить заповедь о любви к ближнему.

Заповедь о молитве за других людей содержится, в первую, очередь в Евангелии. Сам Господь в молитве, которую Он дал Своим ученикам, заповедует, чтоб мы молились не за себя только, но и за других, ведь мы говорим «Отче наш» , а не «мой» . В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос говорит: «Молитеся за творящих вам напасть и гонящия вы» (Мф 5:44 ) . Спаситель заповедал нам молитву о врагах, но не значит ли это, что мы тем более должны молиться за наших друзей?

Ни один человек не должен думать: «Я не могу молиться за других людей, это выше моей меры» . Это ошибочное мнение, если Бог заповедал нам молиться за других, то это нам и по силам.

Подтверждают эту мысль и высказывания преподобного Силуана Афонского: «Возможно, что кто-нибудь подумает: как же я буду молиться за весь мир, когда сам за себя не могу молиться? Но так говорят те, кто не познал, что Господь слушает наши молитвы и приемлет их. Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько Милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь»… «Раньше я думал, что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешному сотворит Господь чудо, как только смирится душа его» .

Итак, главное, чтобы наша молитва совершалась со смирением, с надеждой не на наше личное преуспеяние, а на милость Божию. Так молиться способен каждый из нас, и к такой молитве и нужно себя понуждать.

Беседа о молитве

Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят?

Можно ли (и как) молиться за всех, о ком просят?

- Ходят большие разногласия по поводу: молиться или не молиться о людях, которые просят молитвенной помощи за себя и за своих близких? Некоторые отговаривают друг друга от такой молитвы на том основании, что якобы «мы слишком немощны, а нападения слишком сильны», и рассказывают, какие искушения им после этого были. Ведь обычно просят молиться за кого? Один отступил от Церкви, другой - наркоман, третий - алкоголик… И у всех такая скорбь! Люди рассказывают, и скорбишь вместе с ними, а вот помолиться… Иногда начнешь, но боишься, потому что у тебя свои какие-то страсти, свои немощи, свое несовершенство. И не знаешь, как правильно поступить…

Вся беда в том, что мы забыли, что во всех случаях жизни мы должны руководиться Христовыми заповедями, должны уподобляться Христу. Потому и возникают у нас такие недоумения, смущения, запинания.

Господь сказал: «Просящему у тебе - дай» (Мф. 5:42). Поэтому если даже мы и сознаем себя крайне ничтожными, крайне падшими, крайне немощными, но если уж, действительно, нас кто-то просит: «Помолись за меня!», - нужно сказать: «Господь Бог да помилует нас обоих». Это значит, что мы не ставим себя выше его (что мы вроде бы лучше его). А «помяни, Господи…» можно и вслух, можно и молча (про себя) сказать. Можно помолиться так: «Господи, помоги рабу Твоему… (или рабе Твоей…) и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» Вот и все - в этом нет ничего из ряда вон выходящего. Хотя бы даже так сказать - мысленно или вслух, но нельзя вовсе отринуть этого прошения, потому что мы не знаем скорби и веры просящего.

В данном случае мы должны поступить по заповеди: «Просящему у тебя - дай» (Мф. 5:42). Ведь, по слову Священного Писания, какой мерой будем мерить мы сами, такой возмерят и нам. Если мы не ответим сердечным состраданием на скорбь нашего ближнего, не возопием ко Господу хотя бы краткой молитвой, то когда у нас случится скорбь, и мы будем кого-то о чем-то просить, нас тоже не послушают.

Так что это нужно запомнить раз и навсегда. А уже браться кого-то «тянуть», вымаливать - это совсем другое дело. Чтобы начать вымаливать конкретного человека с конкретной страстью (например, со страстью неверия или пьянства) - для этого нужно взять благословение у духовника, который нас знает и может дать совет, как нам подобает поступить в данном случае и как мы должны молиться. Тогда уже будет покрывать благодать благословения на это дело.

Нужно еще сказать, что очень большая проблема в этом отношении возникает у нас от неправильного образа мыслей. Мы обычно думаем, что мы кого-то вымаливаем. А ведь не мы вымаливаем этого человека, но Господь его спасает , как и нас. Распявшись за всех, Господь взял на Себя грехи всего мира - начиная от Адама и кончая последним человеком, который будет жить на Земле. Грехи всего мира уже искуплены Кровию Христовой. И потому не мы вымаливаем, не мы вытаскиваем, не мы этому человеку помогаем, а Христос помогает, извлекает его изо рва страстей и спасает. Мы же только - как соучастники Христовы в деле извлечения этой души. И если мы испытываем какое-то бесовское наваждение, то это по причине, что Господь дает нам немножко ощутить это соучастие. И в этом - проявление нашей любви ко Христу и к человеку.

Мы же этого не понимаем и не хотим ничего такого понести, и потому как бы отделяемся от Тела Христова (ибо Церковь есть мистическое Тело Христово: Христос - глава, а мы все - члены). Христос ради любви к роду человеческому взял на Себя грехи всего мира, понес всю их тяжесть, а мы не хотим понести даже и малого. Хотя это - лишь ничтожное обозначение той тяжести… Очень редко Господь попускает нам это… А если и попускает чуть-чуть, то для того, чтобы мы поняли, что и мы должны принять участие в Христовых трудах по избавлению этой души от ада преисподнего. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - сказал Господь (Ин. 15:13). Потому не до лжно нам ужасаться искушений от бесов или людей - но смиряться, терпеть и молиться, познавая свою немощь и сочувствуя ближним.

Однако, говоря об этом, нужно отметить, что часто такие искушения отнюдь не бывают связаны с молитвой за кого-то . Зачастую мы сами себя искушаем: сами впадаем в какие-то страсти, а думаем, что это произошло потому, что мы за кого-то помолились - вот в чем дело. И это будет 95 % от всех таких случаев.

Но иногда, действительно, такое бывает. Особенно, когда идет однообразная жизнь в обычном порядке, и вдруг видишь, чувствуешь, что появилась какая-то брань особого рода. Тогда уже идешь, исповедуешься и спрашиваешь: «Как мне быть? Продолжать ли мне молиться за этого человека или оставить на время?» Но это не значит, что оставить совсем. Просто Господь показывает в данном случае: по твоей немощи, для твоего смирения, тебе надо знать, что ты еще сам подобострастен этому человеку. Хотя ты и молишься за него для избавления его от какой-то страсти, но, тем не менее, ты сам немощен и должен понять, что и его, и тебя спасает и несет на Своих плечах только Христос . А не то, что «я сам твердо стою, потому могу вытащить и другого». Нет, никто из нас не устоит, если не будет с нами благодати Святого Духа, если не поможет нам Подвигоположник Христос, Который победил диавола и все его козни.

Вот именно с этими чувствами - смирением, любовью и состраданием - мы должны относиться к нашим ближним.

По чувству сострадания мы должны молиться за людей даже тогда, когда нас об этом никто и не просит. Скажем, увидели мы в церкви (в монастыре, на улице): кто-то сказал или сделал что-то нехорошее, неподобающее - мы должны помолиться об этом человеке Христу. Я не говорю, что нужно сразу начинать читать за него Псалтирь. Но хотя бы одну фразу сказать, хотя бы один вздох сердечный вознести: «Господи, помоги ему! Избави его от сетей вражиих, имиже веси судьбами устрой его спасение, и святыми его молитвами и меня окаянного помилуй!» И это уже будет молитва.

Ведь мы должны понять, что мы - сотелесники Христовы: как и Апостол говорит, что все мы - тело Христово (ср.: Рим. 12:5). Потому нам нельзя оставаться безучастными к страданиям ближних, а нужно как-то им помогать - хотя бы молитвой (если нельзя помочь чем-то другим). Это - наш христианский долг.

Но только чтобы не было самонадеяния - чувства, что «я лучше других, я уже чего-то достиг». Потому что именно за это чаще всего мы и страдаем (Господь попускает, чтобы мы осознали, что мы не лучше других ). Только мы этого не осознаем, а думаем, что искушение пришло за что-то другое. А если будем благоразумны, то даже и в этом случае мы просто смиримся, попросим у Господа помощи и избавления - и все. Претерпим это, окажем любовь к ближним, помолимся о них и сами приобретем смирение. И если случится, что сами мы когда-нибудь попадем в какую-то яму, то и за нас кто-то помолится.

А если мы приобретем иное свойство - навыкнем не сострадать нашим ближним, то с нами может получиться так, как было показано в одном видении…

Ангел вытаскивал одну такую самолюбивую душу из ада - ее вымолили родственники. И когда он ее поднимал, за нее начали хвататься другие души. Видя такое дело, самолюбивая душа пришла в негодование, начала кричать и стряхивать с себя тех, кто пытался за нее ухватиться: «А ну отцепитесь! Это меня только вытаскивают, а не вас!» И когда она так отряхивала других, то и сама оборвалась и полетела обратно в адскую пропасть…

Этот случай наглядно показывает нам, что если мы не приобретем сострадания, то мы просто-напросто не сможем попасть в Рай. «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Если мы не будем сострадать ближним, то, следовательно, и сами мы лишимся сострадания - и от людей, и от Бога.

Вот какой это существенный момент в деле нашего спасения. Поэтому каждый человек за время своей земной жизни обязательно должен научиться сострадать подобострастным ему людям. Сострадать с сердечной болью, без уничижения, без осуждения, а именно с той мыслью, с тем внутренним настроем своей души, что «Христос пришел на землю грешников спасти ОТ НИХЖЕ ПЕРВЫЙ ЕСМЬ АЗ» .

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

94. Можно ли молиться о младенцах, ставших жертвой аборта? И если можно, то как? Приведем два ответа. Один из них принадлежит проф. А. И. Осипову. «Меня удивляет, что спрашивают о судьбе абортированных младенцев, а не о судьбе матери. Странная постановка вопроса. При чем тут

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

98. Можно ли молиться в церкви о неправославных христианах? Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, как однажды к нему во сне явилась девочка-протестантка. Эта девочка просила о ней молиться, потому что ее родители молиться о ней не будут. Не потому, что они плохие,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

Где и когда можно молиться Богу Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути. Домашняя молитваХристианин обязан молиться ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела.

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

12. Можно ли молиться за некрещеных? Вопрос:Можно ли молиться за некрещеных родственников, друзей - живых или умерших - и как? Ведь в семьях часто бывает и так: отец у тебя некрещеный, креститься не хочет, но очень хороший человек. Как за него помолиться: в храме, дома? А можно

Из книги О грехе самоубийства и самоубийцах автора Шаховской Иоанн

1. Можно ли молиться о животном? Вопрос: Можно ли молиться о животном?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь

Из книги Для Чего мы живем автора

2. Можно ли молиться о животном? Вопрос:У меня умерла любимая собака и мне очень хочется помолиться за упокой ее души. Пока она болела, я молился святому Власию Севастийскому, да и теперь, когда она умерла, я молюсь ему за нее. Но правильно ли я делаю? Или я по своему незнанию

Из книги автора

Можно ли молиться за тех людей, которые тебя об этом не просили? Можно ли жить супружеской жизнью и зачинать детей в Святки? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Молиться за других - дело любви. Поэтому можно вписывать их имена (если крещены) в

Из книги автора

Можно ли молиться за совершивших в помешательстве самоубийство? иеромонах Иов (Гумеров)Дорогая Анна! Как убийство бывает преднамеренное и ненамеренным, таковыми бывают и самоубийства. Это различие проводится в 14-м правиле святителя Тимофея Александрийского:«Вопрос. Аще

Из книги автора

Можно ли молиться Богу своими словами? Иеромонах Иов (Гумеров)Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной

Из книги автора

Можно ли в святки молиться за усопших? Иеромонах Иов (Гумеров)В этот период поминовение усопших не совершается за богослужением. Однако остается молитва за усопших во время Божественной литургии на проскомидии и дома. Святитель Афанасий (Сахаров) так комментирует устав:

Из книги автора

Христос говорил не просить для себя, молясь. Почему же православные в своих молитвах просят обо всем, о чем только можно? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря1. Обвинение православных людей в идолопоклонстве за почитание святых икон часто звучит

Из книги автора

Можно ли молиться о животном? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряЖивотные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что

Из книги автора

Можно ли протестанту молиться Блаженной Матроне? архимандрит Тихон (Шевкунов)Конечно, можно! Лучше сами поезжайте с ней к Блаженной Матроне. Объясните своей подруге, что значит для нас храм, что такое крестное знамение, с которым мы подходим к святым мощам - что это особая

Из книги автора

II. Можно ли молиться за самоубийц? «Милость должна сретаться с истиною» (Из писем святителя Феофана Затворника)Можно ли молиться за самоубийц? По какому-то недоразумению вопрос этот некоторыми считается у нас как бы доселе не имеющим определенного решения в нашей Церкви

Из книги автора

Можно ли молиться за души самоубийц? Из дневника архиепископа Никона (Рождественского)Удивительное время мы переживаем! Поднимаются вопросы, тысячу лет назад уже решенные; переоцениваются ценности, веками оцененные; пересматриваются решения, от первых веков

Из книги автора

Можно ли молиться, чтобы кто-нибудь явился во сне? «Нет, любопытства не должно быть, а вообще о снах принято так думать: если старцы и вообще святые люди являются нам во сне, то это знак того, что они помогают нам, это бывает перед каким-либо важным событием в жизни. А если

Молитва за ближних

Верующий человек должен молиться о ближних и страждущих, особенно если нет возможности помочь другими действиями.

Ближние - это все люди, с которыми мы имеем дело:

  • родственники
  • друзья
  • коллеги по работе
  • соседи
  • все те, кто нуждается в нашей помощи

Любого из них можно помянуть в молитве.

За некрещеных можно ставить свечи перед иконами и молиться дома своими словами.

Если человек вам не знаком, но очевидно нуждается в молитвах, узнайте его имя и крещен ли он. Если крещен, о нем можно подать записку в храме.

Молитвы за ближних будут услышаны и приняты Господом только в том случае, если совершаются с любовью и искренней благожелательностью . Такие молитвы равноценны подвигу, и Господь прощает за них грехи молящихся.

Как молиться о ближних в нужде

У христиан принято в случае болезней, скорбей, житейских трудностей просить друг друга о молитве. Можно и можно (она также называется келейной). Но важно, чтобы тот, за кого молятся, сам хотел принять помощь и спастись.

Церковная молитва о ближнем

В храме можно ставить свечи и о здравии или упокоении близких людей. Записки пишутся у свечного ящика, который, как правило, расположен в храме около самого входа. Там же можно купить свечи.

Ставить свечи можно о здравии как православных христиан, так и некрещеных либо представителей других конфессий. Купленную свечу нужно поставить в один из подсвечников около икон. Ставя свечу, попросите своими словами у Бога здоровья, сил, душевного покоя для того, о ком вы молитесь.

Не ставьте свечу о здравии на канун - столик с распятием, который обычно стоит в левой стороне храма: там ставятся свечи об упокоении!

Записки пишутся только о православных христианах: имена, упомянутые в записке, зачитываются священником во время Литургии, это равноценно личному участию перечисленных людей в общей литургической молитве, что возможно только для верующих.

Записка оформляется так: вверху изображается восьмиконечный православный крест, а под ним пишется заголовок «О здравии» (или «О упокоении»). Ниже, по одному на строке, перечисляются имена в родительном падеже в той форме, в которой имя значится в православном календаре (например, Светлана - Фотиния, Юрий - Георгий). Записку нужно отдать дежурной у свечного ящика.

Домашняя молитва о ближнем

Домашние молитвы о ближних читаются в конце . В текст молитвенного правила, которое приведено в молитвослове, входят краткие и продолжительные молитвы о живых и об усопших.

Существуют особые молитвы о болящих, путешествующих, терпящих какие-то особые скорби и нужды. Их также читают в конце утреннего или . Эти молитвы тоже можно найти в молитвослове.

Для того чтобы перечислить всех, о ком молитесь, и не упустить ни одного имени, их заносят в специальную тетрадку или блокнот - помянник, который используют во время молитвы.

Воспоминание о родных и близких в молитве

Хотя все люди для христианина ближние, существуют те, за которых мы несем больше всего ответственности перед Богом, - наши родные и домочадцы: супруги, дети, родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, свекровь или теща. О них нужно молиться постоянно, каждый день.

Как молиться за родственников

Имена родственников обязательно нужно занести в помянник и читать о них молитву в конце утреннего молитвенного правила.

Каждый раз, приходя в храм на Литургию, заказывайте о них записки. Если требуются особо усердные молитвы, можно заказать сорокоуст - церковное поминовение в течение 40 следующих Литургий.

Как молиться за крестника?

Быть крестным или крестной - большая ответственность. Крестные родители непосредственно младенца, а впоследствии помогают родителям в его христианском воспитании.

В случае смерти родителей крестные заботятся о крестниках как о родных детях.

Помимо перечисленного, крестные обязаны молиться за крестника и научить его самого молиться.

Крестным может быть воцерковленный человек, знающий основы православной веры. В последние несколько лет в храмах совершаются предварительные - так называемые огласительные беседы для родителей и будущих крестных перед крещением.

Наличие двух крестных не обязательно - крестный может быть один, одного пола с ребенком.

Молитва крестной матери и крестного отца во время крещения ребенка – какие молитвы надо знать?

Во время крещения крестный вместо младенца отвечает на вопросы священника, задаваемые по три раза:

- «Отрицаешилися сатаны?» («Отрекаешься ли от сатаны?») - «Отрицаюся», «Отрекохся» («Отрекаюсь», «Отрекся»);

- «Сочетаваешилися Христу?» («Сочетаешься ли со Христом?»): «Сочетаваюся», «Сочетахся» («Сочетаюсь», «Сочетался»).

После этого крестный (или крестная) читает за ребенка .

Можно ли молиться за некрещеных?

Согласно древнему правилу, нельзя гласно молиться (то есть на богослужении в храме) о некрещеных людях.

На Литургии, когда приносится евхаристическая Жертва за членов Церкви, о некрещеных нельзя молиться даже про себя.

Как молиться за некрещеных близких

У многих верующих людей есть некрещеные друзья или родственники. Поминовение их на Литургии невозможно, поэтому записки подавать о них нельзя. Однако можно ставить свечи и поминать в домашней молитве .

Молиться о здравии живых некрещеных родственников дома можно так же, как и о здравии крещеных, добавив к имени слово «некрещеный». Можно также добавить фразу «и сподоби, Господи, его (ее) принять святое крещение», особенно если молитесь о некрещеном младенце.

Молясь , нужно понимать, что они могут не желать вечной жизни с Богом. Поэтому настоятельно не рекомендуется : они сделали свой выбор, и молиться о упокоении их в Царствии Небесном будет насилием.

Существуют молитвы об обращении неверующих или отступивших от православной веры: молящийся просит Бога и Пресвятую Богородицу смягчить сердце заблудшего и привести его к истинной вере.

Как молиться за некрещеных младенцев

О младенцах до их крещения молиться можно и нужно – своими словами в домашней молитве, не только Господу Иисусу Христу, но и Богородице, и святым.

В храме можно подавать записку о здравии, где пишется имя матери (в родительном падеже) и добавляются слова «со чадом».

Можно ли молиться за человека другой веры и как правильно

С точки зрения Православной Церкви, нехристиане, даже если они не атеисты, - это люди, не просвещенные светом Христовым и не относящиеся к . О них молиться следует точно так же, как о некрещеных, можно ставить свечи.

Вопрос о том, как следует молиться об инославных христианах (католиках, протестантах, армянах, коптах) и допустимо ли в некоторых исключительных случаях поминать их во время церковной службы, до сих пор остается открытым. Как среди сторонников, так и среди противников такого поминовения были авторитетные святые.