Собор белорусских святых. Шесть православных святынь беларуси Житие белорусских святых

Куда поехать туристу, чтобы погрузиться в историю белорусского православия

1. Крест Евфросинии Полоцкой

Эта женщина, в миру Предислава, - наиболее чтимая белорусская преподобная. Она родилась в самом начале XII века в семье витебского князя, но беззаботной придворной жизни уже в 12 лет предпочла монастырь. Есть предположение, что она не только внучка Владимира Мономаха, но еще и дальний потомок Владимира Крестителя.

Однажды во сне к Евфросинии пришел ангел, отвел в небольшую деревеньку Сельцо близ Полоцка и сказал всего четыре слова: «Здесь надлежит тебе быть!». Когда видение повторилось трижды, Евфросиния начала строительство в Сельце Спасского монастыря. Позже там появился и храм, а Евфросиния тем временем пополняла местную библиотеку, сочиняла музыку и вела летописи.

А еще – открыла ювелирные и иконописные мастерские. И именно в одной из них в 1161 году был создан умельцем Лазарем Богшей шестиконечный крест высотой почти в 52 сантиметра. Основа его выполнена из кипариса, крест отделан золотыми и серебряными пластинами и драгоценными камнями.

Довольно быстро он стал символом полоцкого православия: святыня немало путешествовала, была вывезена в Смоленск, оттуда, спустя три века, отправилась в Москву. Еще позже крест взял с собой в поход на Полоцк Иван Грозный, пообещав вернуть его на родную землю в случае победы, и слово свое сдержал. Так крест Евфросинии оказался в Софийском соборе Полоцка. До Великой Отечественной войны реликвия покидала Беларусь лишь на небольшое время. А после нашествия фашистов… пропала! ООН искала ее в США, многочисленные историки и исследователи – на всей когда-то оккупированной части СССР, но успехом эти поиски не увенчались…

Копию креста создали лишь в 1997 году, она хранится в том месте, ради которого когда-то сотворили и оригинал – в Спасо-Преображенской церкви.

2. Софийский собор в Полоцке

Одно из основных мест паломничества для христиан всего православного мира. Он был религиозным центром Полоцкого княжества и скопирован строителями-византийцами со знаменитого одноименного собора в Константинополе. В Древней Руси было еще только два его аналога – в Киеве и Новгороде.

В соборе располагалась усыпальница с 16 древними саркофагами и богатейшая библиотека.

От первоначальной постройки XI века до нас дошли старинный фундамент, части стен и столбы, а самое главное – уникальные фресковые росписи.

При Петре I здесь был склад боеприпасов и амуниции для солдат, принимавших участие в Северной войне. Спустя век тут, в специальной нише в стене, прятали Крест Евфросинии Полоцкой. Еще через полтора столетия тут расквартировались фашисты...

Каждая война оставляла после себя разрушения, собор перестраивали в XVIII веке, но ряд его архитектурных особенностей удалось сохранить: семиглавие храма, использовавшиеся при первоначальном строительстве необработанные камни-валуны, копия «Тайной вечери» да Винчи и изображение Спаса Нерукотворного.

Где находится: Витебская область, город Полоцк, набережная Западной Двины, точный адрес – улица Замковая, 1.

Как добраться:
самый экономный способ – на поезде из Минска, ходят они часто, но все – во второй половине дня или вечером. Время в пути – 4-7 часов, цена билета в плацкартный вагон от 1000 рублей. Доехать можно и из столицы России. Поезд «Москва-Рига» дороже – от 3000 рублей.

Что еще посмотреть : Прямо возле собора стоит Борисов камень, ему 800 лет и на нем выбиты древние православные надписи и изображения крестов. Здесь находится и копия креста Евфросинии Полоцкой, и несколько связанных с Преподобной сооружений: Спасский монастырь, Спасо-Преображенский храм и Крестовоздвиженский собор. Неподалеку – домик Петра I и памятник букве «Ў», которая есть только в белорусском алфавите.

3. Минская икона Божией Матери

500 лет эта икона была одной из святынь православного Киева. По преданию, писал ее сам святой апостол Лука, а в русские земли ее привезли из Херсонеса. В конце XV века захвативший Киев татарский хан Махмет Гирей устроил в городе погром; с древней иконы сорвали ризу и бросили в Днепр. Но утопить ее не удалось. Через 18 лет, в 1500-м, жители Минска увидели яркий свет, исходивший из реки Свислочь...

Образ Богородицы остался жить в Минске: Минской Божией Матери молились об избавлении от нашествия врагов, исцелении болезней; икона помогала справляться со скорбью и искушениями.

Больше четырех веков она оставалась в Минске, пока не была изъята советскими властями в 1936 году. Пролежав несколько лет в запасниках, она попала в руки немцев, но почти сразу же благочестивая православная жительница Минска выпросила у оккупантов икону. Ее имя – Варвара Слабко – осталось в истории, а подвиг - сохранил реликвию для белорусов. В 1945 года святыню перенесли в Свято-Духов кафедральный собор, там она хранится и по сей день.

Где находится : город Минск, улица Кирилла и Мефодия, 3

Как добраться : если вы уже в Минске, то проще всего взять такси. Выйдет недорого, откуда бы вы ни поехали – это самый-самый центр города. Собор открыт с раннего утра и до позднего вечера, а на случай сомнений можно записать телефон дежурного: +375 17 3276609

4. Туровские каменные кресты

Еще одна история, которую надо рассказывать с самого момента Крещения Руси. Вскоре после него, как утверждают летописцы, в город Туров из Киева по Днепру и Припяти приплыли против течения десятки каменных крестов. Стоило местным жителям их достать, как воды реки окрасились в красный цвет...

Это сейчас Туров – небольшой городок, население которого едва переваливает за 3 000 человек. Тогда же он был столицей у дреговичей, имел важное геополитическое значение и готовился стать столицей Туровского княжества.

Кресты так и оставили на берегу по всей Туровщине, целое тысячелетие им поклонялись, носили монеты и мясо, ходили к ним крестным ходом. Пока советская власть не расправилась с реликвиями: часть, говорят, сломали, часть сбросили в воду, а один отправили в музей в Гомель. Но спустя какое-то время утопленные кресты снова появились в реке.

В итоге несколько из них удалось сохранить силами прихожан, а один… Один растет из-под земли на Борисоглебском кладбище. Загадка эта скорее геологическая: еще тогда – в 30-х – местный житель увидел утопленный крест в реке, достал его, и чтобы советские власти снова до него не добрались, закопал неподалеку, на погосте. Вроде как этот каменный крест и карабкается уже два десятилетия к солнцу и воздуху – и успешно.

Где находится: Гомельская область, город Туров, Туровская Церковь всех святых, улица Ленинская, 99. Там хранятся два двухметровых креста.

Если надо посмотреть все, то придется заглянуть в деревушки Погост и Вересница (по 10 км от Турова в разные стороны) и добраться до Гомельского областного краеведческого музея (Гомель, площадь имени Ленина, 4). И, конечно, растущий крест на Борисоглебском кладбище. Местные проводят.

Как добраться : Непросто. Сначала из Минска поездом до Гомеля (5 часов, 1100 рублей за билет в плацкартный вагон, купе вдвое дороже), а потом автобусом до Турова – это еще 5 часов.

Что еще посмотреть : Есть сохранившийся фундамент церкви, построенной еще в XII веке. Он простоял около 60 лет и был разрушен землетрясением. То было самое крупное религиозное сооружение в западной части Древней Руси.

Зато в Гомеле, если поедете, загляните в местный дворцово-парковый ансамбль. Собственно, краеведческий музей – его составная часть. Его построили еще в XVIII веке, и там можно узнать многое из истории областного центра на полмиллиона жителей.

5. Жировицкая (Жировичская) икона Божией Матери

По преданию, икону когда-то нашли юные пастухи в ветвях грушевого дерева, недалеко от деревни Жировичи. Пастухи отдали находку своему хозяину Солтону, а тот запер ее в ларец. Решив на следующий день похвастать перед гостями такой красотой, он иконы в ларце не обнаружил. Зато обнаружили пастухи: на том же дереве. Пораженный Солтон пообещал построить (и построил) на этом месте церковь.

Спустя почти век церковь сгорела. Икона, как решили местные жители, тоже. Но затем крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидели невероятной красоты деву, сидящую на камне возле сгоревшего храма. В руках у нее была та самая икона. Дети побежали рассказывать об этом родителям, а когда вернулись, девы уже не было. Зато икона осталась.

Реликвия пережила несколько войн, все это время творя чудеса: лечила от чахотки и беспамятства, немоты и ревматизма, даже помогала рожать и избавляла от аллергии. К ней приезжали молиться монархи Польши и Речи Посполитой...

Сейчас она - в иконостасе Царских врат главного храма монастыря.

Где находится : Гродненская область, деревня Жировичи, Успенский собор Свято-Успенского Жировицкого монастыря, улица Соборная, 57. Есть сайт (http://zhirovichi-monastery.by) , на котором можно подсмотреть контакты.

Как добраться: Из Минска лучше ехать на маршрутке. Они ходят с вокзала, доезжают прямо до ворот монастыря. Время в пути – не больше 2,5 часов. Если одного дня не хватит, то есть гостиница для паломников в 400 метрах от монастыря. В областной центр – Гродно – по пути заехать не получится. Далеко (150 км) и в другую сторону, чем Минск. Так что если в планах есть и этот город, то его надо посещать отдельно. Тем более, что есть повод.

6. Борисоглебская (Коложская) церковь

Построена в 1140-1180-х годах на берегу Немана то ли самими гродненскими князьями Борисом и Глебом, то ли их детьми. Храм построен в стиле чернорусского зодчества (Черной Русью называли все русские земли, оказавшиеся во власти Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского), и это единственный сохранившийся памятник этого стиля.

В XIII веке церковь разрушали крестоносцы, в XV – войска Ивана III, спустя век ее восстановили, а спустя еще один она оказалась в запустении. Потом было обрушение стен... И несмотря ни на что - подобных построек в мире больше нет. Потому Беларусь настаивает на внесении Коложской церкви во всемирный список наследия ЮНЕСКО. Сейчас храм отреставрирован, в нем проводят богослужения.

Где находится: Гродненская область, город Гродно, улица Коложа, 8. Есть сайт (http://kalozha.by), там можно найти телефоны и адреса электронной почты

Как добраться: Поезд Минск-Гродно (5-6 часов в пути, 1500 рублей за место в плацкартном вагоне) или маршруткой из Минска (ехать примерно столько же, цена вопроса - 500 рублей), они отходят примерно каждый час от железнодорожного вокзала.

Что еще посмотреть : Гродно – это город-памятник, в котором сохранилось немало артефактов прошлого. Тут и королевские замки, и дворцы магнатов, и католические святыни, и синагога. На все это стоит потратить время, да и простая прогулка по почти нетронутым кварталам XIX века наверняка доставит туристам немало удовольствия.

Вениамин Лыков

Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Собор Белорусских святых — праздник Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли — отмечается в 3-ю неделю по Пятидесятнице. В 2017 году его празднование приходится на 25 июня.

Праздник был установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева).

Первыми известными белорусскими святыми были правящие архиереи древнейших белорусских кафедр — Полоцкой и Туровской: Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские, жизнь и просветительская деятельность которых приходилась на 12 и 13 века.

В этот же период свой монашеский подвиг свершали преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая, Елисей Лавришевский, благоверный Ростислав, князь Киевский и Смоленский. Последний построил много храмов и монастырей на белорусских землях, а своей жизнью являл личный пример благочестия и добродетельности.

В 13–14 столетиях христианская вера не всегда мирно распространялась на северно-западных землях Великого княжества Литовского. Здесь совершили свой мученический подвиг святые Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские — первые на Беларуси мученики ради Христа.

В этот период Господь прославил праведную деву Иулианию Ольшанскую, о земной жизни которой почти не существует сведений. В ее образе воплощена память о многих белорусских женщинах-христианках, праведно и благочестиво свершавших свой христианский подвиг.

Испытанием для Православия стал период унии. Своей стойкостью и преданностью вере православной в это время прославились праведная София Слуцкая, преподобномученики Афанасий Брестский и Макарий Пинский.

Как небесный защитник детей-христиан почитается мученик младенец Гавриил Белостокский.

В период унии во главе Могилевской епархии стоял святитель Георгий (Конисский), прославившийся в истории своим просветительским служением направленным на преодоление унии и возвращения духовенства и народа из унии в Православие.

1917-м годом начинается период гонений на церковь, когда мученичество ради Христа приняли тысячи людей, из числа которых известны судьбы лишь 23-х новомучеников и исповедников Минской епархии, прославленных Белорусской Православной Церковью в 1999 году, а также новомучеников Витебской епархии, прославленных в 2007 году.

В последние годы в Собор Святых земли Белорусской вошли священномученики Павлин, епископ Могилевский, прославленный в 2000 году, а также Макарий, митрополит Киевский и всея Руси (убит татарами в 1497 году под Мозырем); Митрофан, архиепископ Астраханский; Гавриил, архиепископ Рязанский; Иоанн, архиепископ Рижский, прославленные в 2002 году.

Решением Синода Белорусской Православной Церкви (2002) к Собору Белорусских Святых причтен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), который был официальным представителем Константинопольского Патриарха в Великом княжестве Литовском и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года. Его твердая личная позиция стала причиной многочисленных гонений со стороны католической власти, которые закончились мученической кончиной архидиакона.

В 2002 году в состав Собора Белорусских Святых вошли святые, которые подвизались в более давние времена.

Благоверный Борис, князь Туровский был сыном великого князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха. В 1155 году он стал князем Туровским и Пинским. Скончался он в 1158 году и был погребен в церкви святых мучеников на Нерли в Кидекши, которую построил его отец Юрий. Положенное в каменную раку тело более чем пять столетий покоилось в той же монастырской церкви. В 1675 году случайно через отверстие в гробнице была засвидетельствована его нетленность.

Благоверная княгиня Евпраксия Псковская происходила из Полоцка, получила образование в Полоцком Спасском монастыре. Была убита в 1243 году в Пскове своим пасынком.

Преподобный Геннадий Могилевский родился в Могилеве. Был пострижен в монашество и подвизался в костромских лесах. Почил в 1565 году. Нетленные мощи святого Геннадия покоятся в Костроме.

Преподобный Феодор Острожский происходил из рода князей Турово-Пинских. Будучи князем, защищал Православие в Великом княжестве Литовским. В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и почил в 1483 году. Нетленные мощи святого Феодора находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Преподобная Харитина, княжна Литовская, происходила из рода князей Литовских. Из-за междоусобиц переселилась в Новгород, а затем приняла постриг в Свято-Петро-Павловском женском монастыре под Новгородом. Почила в 1492 году, Нетленные мощи святой Харитины находятся в Новгородской церкви Петра и Павла.

В последние годы, благодаря архивным поискам, пополнился собор новомучеников и исповедников Православной веры.

К числу белорусских святых присоединен святитель Иоасаф (Жевахов), который в 1934 году возглавлял Могилевскую епархию, а в 1937 году был осужден и расстрелян.

В 2004 году в храме святителя Николая города Петрикова состоялось церковное прославление священномученика Иоанна (Пашина), уроженца тех мест, который в сане викарного епископа служил на Гомельщине и принявший мученическую кончину за веру в 1930-е годы.

6 февраля 2006 года состоялось прославление в числе святых угодницы Божией блаженной Валентины Минской, которая в тяжелейшие времена общего безверия сохраняла в душах людей сокровище веры

11 августа 2007 года была прославлена преподобная Манефа Гомельская, которая несмотря на телесную немощь и трагические жизненные обстоятельства сохранила и пронесла через всю жизнь дар глубокой веры, молитвенной и милосердия, за что получила от Господа способность посредством молитвы исцелять больных и укреплять немощных.

15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение присоединить к Собору белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси.

На состоявшемся 12 января 2012 года заседании Синода Белорусского экзархата в Собор Белорусских святых включены имена двух прославленных угодников Божиих: святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского (1784-1840), ректора Могилевской духовной семинарии и настоятеля Кутеинского Богоявленского монастыря священномученика Николая Гаварина, пресвитера (1870-1938), клирика Свято-Софийского кафедрального собора,

Всего Собор всех Белорусских святых насчитывает более 80 имен.

Является передвижным праздником и отмечается в третью неделю после Троицы. В 2015 году празднование попадает на 21 июня по новому стилю.

История Православия в Белоруссии
История христианства на Белорусской земле насчитывает множество столетий, так как проповедь веры Христовой совершалась там задолго до Крещения Руси. По преданию, первым проповедником стал святой апостол Андрей Первозванный, и, таким образом, уже в первые десятилетия существования Церкви христианское учение было принесено на территорию современной Белоруссии. После Крещения Руси жители города Полоцка также пожелали принять христианскую веру, и около 922 года возникла Полоцкая епархия, положившая начало Православию в Белоруссии.
В числе святых, подвизавшихся на Белорусской земле, особо известны и почитаемы такие угодники Божии как преподобная Евфросиния Полоцкая, ставшая основательницей одного из самых древних монастырей, святитель Кирилл Туровский, прославленный средневековый богослов, получивший за свои литературные труды имя Златослова. Известны также святые епископы Мина, Дионисий и Симеон, которые управляли Полоцкой кафедрой в период с 1116 по 1280 годы.
На долю Православия в Белоруссии выпало множество испытаний, первым из которых стало нашествие Батыя, которое привело к разделению на две митрополии доселе единой Русской Церкви. Это произошло в XV веке, когда от Киевской кафедры отделилась Литовская митрополия. В результате различных политических событий православный народ оказался на территории Великого княжества Литовского и стал подвергаться сильному давлению со стороны католической власти. Многие притеснения приходилось испытывать тем, кто отказывался перейти в католическую веру или стать униатом, однако лучшие чада Церкви оставались верны истинной вере, не страшась даже смерти за свои убеждения. В это время просияли такие святые как праведная София Слуцкая и преподобномученик Афанасий Брестский.
Однако во второй половине XVIII века ситуация начала меняться. С приходом на Могилевскую кафедру святителя Георгия Конисского открывается Могилевская семинария, а также типография, в которой появилась возможность печатать православную литературу. А в 1839 году совершилось еще одно знаменательное событие: воссоединение униатов с Православной Церковью.
Страшные гонения, обрушившиеся на христиан в XX веке, не обошли стороной и Белорусскую Церковь, и в настоящее время в сонме белорусских святых насчитывается более 20 новомучеников.

Установление праздника
Праздник Собора белорусских святых является достаточно новым. Этот день начал отмечаться в 1984 году по предложению митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Вначале было канонизировано 14 святых, однако со временем в число Собора было включено множество угодников Божиих, подвизавшихся на территории Белоруссии. Среди прославляемых в день Собора поминаются также те святые, которые были связаны с Русской Православной Церковью, однако жили и трудились в Белоруссии.

Праздничная икона
Композиция иконы Собора святых имеет свою особенность: центром любого образа является храм, символизирующий собой Православную Церковь, которую окружают прославляемые угодники Божии. На иконе Собора белорусских святых среди фигур святителей, иноков и мирян изображают также святого младенца Гавриила Белостокского, который принял мученическую кончину от руки иудейских сектантов.
В жизни любого христианина иконы святых имеют большое значение, напоминая о связи Церкви земной и небесной. Икона святого несет глубокий богословский смысл, говоря о победе над грехом и вечной смертью и призывая верующего следовать примеру тех людей, которые прошли нелегким путем к спасению и достигли Царствия Небесного.

Тропарь, глас 5:
Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.

Кондак, глас 3:
Божии угодницы Белорусския земли ныне со дерзновением предстоят Престолу Святыя Троицы и невидимо за ны молятся Богу, о крае нашем, прося нам мир и велию милость.

Величание:
Величаем вас, /святии Белорусския земли, /и чтим святую память вашу, /вы бо молите о нас /Христа Бога нашего.

Молитва:
Владыко небеси и земли, Предвечный Боже! Ты весь мир сотворил премудростию Твоею и Духом Святым всех просвещаеши, оживляеши и укрепляеши. Ты людской род тако возлюбил, что и Сына Своего Единороднаго на землю послал, дабы все, кто уверовал в Него, стали чадами Твоими и наследниками Небеснаго Твоего Царствия. Смиренно молим Тебе, Владыко, заступи землю нашу Белорусскую и народ ея, остави нам прегрешения наша вольная и невольная, ниспосли нам дар смирения, рассуждения и страха Твоего и избави от бед и искушений. Низпосли, Господи, мир Твой на предержащие власти страны нашея и на всех, живущих в ней. Не предаждь нас служити суете и неправде, но да призрим на вся заповеди Твоя и потщимся ко исполнению их. Даруй благодать и ревность о имени Твоем и о правде Твоей и вся ко временному житию потребная, предстательством и покровом Пречистыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, молитвами в земле Белорусстей просиявших, святителей: Мины, Дионисия и Симеона Полоцких; Кирилла и Лаврентия Туровских; Георгия Могилевскаго; преподобныя и богоносныя матери нашея Евфросинии, игумении Полоцкия; священномученика Макария, митрополита Киевскаго, священномучеников архиепископов: Павлина, Гавриила, Иоанна и Митрофана; святых преподобномучеников: Афанасия Брестскаго, Макария Пинскаго; Серафима Жировицкаго; священномученика архидиакона Никифора; преподобных: Мартина Туровскаго, Елисея Лавришевскаго, Геннадия Могилевскаго, Феодора Острожскаго; святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских; мученика младенца Гавриила Белостокскаго; святаго праведнаго Иоанна Кормянскаго; святых и праведных Софии Слуцкия и Иулиании Ольшанския и святых новомучеников и исповедников земли Белорусския, и всех святых Твоих, с ними же вкупе Тебе славу, благодарение и поклонение возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Жыровіцкая ікона Божай Маці, прп. Ефрасіння Полацкая, прп. Кірыл Тураўскі, Тураўскія крыжы, Мінская ікона Божай Маці, прп. Сафія княгіня Слуцкая, Баркалабаўская ікона Божай Маці, Крупецкая ікона, св. Георгій Магілеўскі (Каніскі), мч. Гаўрыіл Беластоцкі, Пустынскі Свята-Успенскі манастыр...

Значение слова, обозначающего библейское понятия святости, восходит к значению «отделенный, отрезанный», или в переносном значении - «избранный»: «вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Пет. 2,9).

В более широком контексте святыми - избранными - назывались люди и предметы, посвященные Богу, и поэтому отделенные, отчужденные от мира, лучшие, непорочные.

Люди, исходя из положений будничной, земной логики, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ним. "Какие такие святые? Они же простые люди, необразованные. Да нам и не нужны посредники, мы с Богом напрямую желаем общаться!". Эти слова яснее всего показывают, какая пропасть лежит между святостью и грехом, между религиозным и обыденным сознанием.

Именно поэтому для нас так ценен опыт святых - тех людей, которые путем преодоления своих страстей и недостатков сподобились богообщения, приблизились к Богу, отдаленному от нас не расстоянием, а нашей невнимательной жизнью.

Чтобы явить нам благодать подвижника, дабы была замечена всеми, Господь одаряет Своих избранных при жизни или по смерти чудотворениями.

Но чудеса могут твориться и диаволом. И человек не имеет иной возможности отличить одни от других, кроме как в сравнении этих чудес с теми, что сотворил Сам Иисус и которые описаны в Евангелии.

Чудотворения и иные дары Святого Духа могут быть явлены после кончины подвижника и уже сами по себе свидетельствовать о святости умершего.

Первое из них - нетление тела подвижника. «Мощами» называется не подвергшееся тлению тело умершего святого, прославившееся чудотворениями. Само значение и происхождение слова указывает на то, что мощи способны - «мощны» - совершать Божией волей чудеса, чаще всего - чудо исцеления или защиты от опасности; в любом из этих случаев Господь по молитве святых через их чудотворные мощи отпускает человеку грехи, за которые прежде посланы были болезни и несчастья.

Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания: чудесами этими проявляется их угодность богу. Зачастую лишь после соборного церковного свидетельства о чудесах от мощей проводилось исследование жизни подвижника, затем составлялось его житие, слагались духовные служебные песнопения и создавалось его иконографическое изображение.

Официальное причисление к лику святых - канонизация - явление довольно позднее: раннехристианская Церковь не знала особых актов канонизации или прославления. Мученику, пострадавшему за Христа, сразу после его смерти молились, на его гробнице совершали Литургию. Поэтому до сих пор канонизация происходит вследствие всенародного почитания святого.

Какую же пользу святые приносят Отечеству?

Они напоминают нашему быстро теряющему веру поколению о том, что для человека нет пользы уподобляться животным, заботясь лишь о собственном благе. Нельзя жить только ради кармана и желудка и называться при этом человеком. Все усилия неверующих ученых доказать, что человек потомок обезьянок, разбиваются о высочайшую человечность подвига новомучеников, о свидетельство того, на какую несоизмеримую нравственную высоту поднимается жизнь человека, поставившего во главу своей жизни и смерти верность Богу!

3 апреля 1984 года по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Белорусских Святых в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в третий воскресный день после праздника Святой Троицы.

Вскоре в здании Минского Епархиального Управления был освящен храм в честь Собора Белорусских Святых. Собор состоит более чем из 70 имен, из них около 30 - имена новомучеников, пострадавших за свои религиозные убеждения и деятельность в недалекие времена.

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Преподобная Евфросиния Полоцкая
(+1173, память 23 мая)

Святитель Кирилл, епископ Туровский
(+1183, память 28 апреля)

Преподобный Мартин Туровский
(+1150, память27 июня)

Преподобный Елисей Лавришевский
(+1250, память 23 октября)

Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские
(+1347, память 14 апреля, 13 июля)

Величаем вас, святии Белорусския земли, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.

Собор Белорусских святых - праздник Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Отмечается в 3-ю неделю по Пятидесятнице, в 2015 году - 21 июня.

Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В то время на всей белорусской земле насчитывалось не более трех с половиной сотен православных приходов и был лишь один Свято-Успенский Жировичский монастырь. Время перемен тогда ещё не наступило, и единственным упованием и отрадой церковного народа было предстоящее в 1988 году празднование 1000-летия Крещения Руси. Именно этот великий праздник и стал для Матери-Церкви началом возрождения веры, нового этапа устроения Православной Церкви в Беларуси.

Все святые, которых Церковь призывала в молитвах, незримо встали рядом, чтобы ежедневно и ежечасно помогать роду христианскому.

Святость

Смысл библейское понятие святости, восходит к значению «отделенный, отрезанный», или в переносном значении - «избранный»: «вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел» (1 Пет. 2,9).

В более широком контексте святые - избранные - это люди и предметы, посвященные Богу, и поэтому отделенные, отчужденные от мира, лучшие, непорочные.

Среди сонма святых выделяют: равноапостольских (тех, кто, подобно апостолам, просветили светом Христовым целые народы); мучеников и страстотерпцев; святителей - (церковных иерархов: святых патриархов, митрополитов, епископов), преподобных (монахов, благой жизнью своей наиболее уподобившихся Христу, отрекшихся от суетных благ земных) и праведных (проявлявших любовь христианскую в миру, отрекшихся от мирских искушения). Среди же праведных выделяют святых юродивых, которые, по слову апостола Павла (1 Кор. 1, 18-21) восприняли подвиг сознательного самоуничижения.

Люди, исходя из представлений земной логики, часто могут не увидеть праведника, живущего рядом с ним. И, чтобы явить благодать подвижника, чтобы она была замечена всеми, Господь одаряет Своего избранника при жизни или по смерти чудотворениями.

Чудотворения и иные дары Святого Духа могут быть явлены после кончины подвижника и уже сами по себе свидетельствуют о святости умершего. Первое из них - нетление тела подвижника, подтвержденное словами Писания: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия своего» (Прем. 2.23). Не подвергшееся тлению тело умершего святого, прославившееся чудотворениями именуют «мощами». Мощи способны - «мощны» - совершать Божией волей чудеса, чаще всего - чудо исцеления или защиты от опасности. Господь по молитве святых через их чудотворные мощи отпускает человеку грехи, за которые прежде посланы были болезни и несчастья. Именно поэтому чудотворения при мощах праведников являются главным условием для начала их почитания: чудесами этими проявляется их угодность богу. Зачастую лишь после соборного церковного свидетельства о чудесах от мощей проводилось исследование жизни подвижника, затем составлялось его житие, слагались духовные служебные песнопения и создавалось его иконографическое изображение. Но, к примеру, святые мученики сразу причислялись к лику святых уже в силу самого их подвига - очищения мученической смертью.

Белорусские святые

Самыми древними в Беларуси являются Полоцкая и Туровская епархии, поэтому и первыми известными белорусскими святыми были Полоцкие и Туровские правящие архиереи: святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские. Они почитаются как первые архипастыри, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению веры Христовой в первые века после Крещения Белорусской земли. Их святительская деятельность проходила в XII и XIII столетиях.

В этот же период свой монашеский подвиг свершали преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая, Елисей Лавришевский.

В XII столетии существовала еще одна древняя епархия, в состав которой входили белорусские земли, - Смоленская. Здесь прославился своей добродетелью и праведностью благоверный Ростислав, князь Киевский и Смоленский. Им были построены множество храмов и монастырей на белорусских землях, своей жизнью он являл личный пример благочестия и добродетельности.

В XIII–XIV столетиях христианская вера распространялась на северно-западных землях Великого княжества Литовского. Не всегда это проходило мирно. Именно здесь совершили свой мученический подвиг святые Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские - первые на Беларуси мученики ради Христа. И, по-видимому, не случайно после их исповеднического подвига на землях Великого княжества Литовского установился почти 200-летний период укрепления Православной Церкви и расцвета просвещения и образования. В этот период Господь прославил праведную деву Иулианию Ольшанскую, о земной жизни которой почти не существует сведений. Но в ее образе воплощена память о многих белорусских женщинах-христианках, праведно и благочестиво свершавших и ныне свершающих свой христианский подвиг.

Тяжелым испытанием для Православия стал период унии. Своей стойкостью и преданностью вере православной в это время прославились праведная София Слуцкая, преподобномученики Афанасий Брестский и Макарий Пинский.

Как небесный защитник детей-христиан почитается мученик младенец Гавриил Белостокский.

В период унии на территории Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой, осталась только одна православная епархия с центром в Могилеве. Во главе этой епархии стоял святитель Георгий (Конисский). Он вел активную просветительскую деятельность. Своим служением архиепископ Георгий готовил благодатную почву для дальнейшего возвращения духовенства и народа из унии в Православие.

В истории Церкви Христовой мирные созидательные периоды чередуются с периодами испытаний и гонений. Соответственно с этим в мирные времена наиболее проявляется подвиг праведности и добродетельности, а во времена гонений свершаются подвиги мученичества и исповедничества.

Так, с упокоением в 1917 году праведного Иоанна Кормянского связывается окончание мирного периода в истории Церкви в Беларуси. После этого начинается период гонений, когда мученичество ради Христа приняли тысячи людей. Из их числа Господь открыл судьбы 23-х новомучеников и исповедников Минской епархии, прославленных Белорусской Православной Церковью в 1999 году, а также новомучеников Витебской епархии, прославленных в 2007 году.

В последние годы в Собор Святых земли Белорусской вошли священномученики Павлин, епископ Могилевский, прославленный в 2000 году, а также Макарий, митрополит Киевский и всея Руси (убит татарами в 1497 году под Мозырем); Митрофан, архиепископ Астраханский; Гавриил, архиепископ Рязанский; Иоанн, архиепископ Рижский, прославленные в 2002 году.

Деянием Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к Собору Белорусских Святых причтен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), который был официальным представителем Константинопольского Патриарха в Великом княжестве Литовском и проявил мужество, защищая Православие на Брестском Церковном соборе 1596 года. Его твердая личная позиция стала причиной многочисленных гонений со стороны католической власти, которые закончились мученической кончиной архидиакона.

Также в 2002 году в состав Собора Белорусских Святых вошли святые, которые подвизались в более давние времена.

Благоверный Борис, князь Туровский был сыном великого князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха. В 1155 году он стал князем Туровским и Пинским. Скончался он в 1158 году и был погребен в церкви святых мучеников на Нерли в Кидекши, которую построил его отец Юрий. Положенное в каменную раку тело более чем пять столетий покоилось в той же монастырской церкви. В 1675 году случайно через отверстие в гробнице была засвидетельствована его нетленность.

Благоверная княгиня Евпраксия Псковская происходила из Полоцка, получила образование в Полоцком Спасском монастыре. Была убита в 1243 году в Пскове своим пасынком.

Преподобный Геннадий Могилевский родился в Могилеве. Был пострижен в монашество и подвизался в костромских лесах. Почил в 1565 году. Нетленные мощи святого Геннадия покоятся в Костроме.

Преподобный Феодор Острожский происходил из рода князей Турово-Пинских. Будучи князем, защищал Православие в Великом княжестве Литовским. В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и почил в 1483 году. Нетленные мощи святого Феодора находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Преподобная Харитина, княжна Литовская, происходила из рода князей Литовских. Из-за междоусобиц переселилась в Новгород, а затем приняла постриг в Свято-Петро-Павловским женском монастыре под Новгородом. Почила в 1492 году, Нетленные мощи святой Харитины находятся в Новгородской церкви Петра и Павла.

В последние годы, благодаря архивным поискам, пополнился собор новомучеников и исповедников Православной веры.

К числу белорусских святых присоединен святитель Иоасаф (Жевахов), который в 1934 году возглавлял Могилевскую епархию, а в 1937 году был осужден и расстрелян.

В 2004 году в храме святителя Николая города Петрикова состоялось церковное прославление священномученика Иоанна (Пашина), уроженца тех мест, который в сане викарного епископа служил на Гомельщине и принявший мученическую кончину за веру в 1930-е годы.

6 февраля 2006 года состоялось прославление в числе святых угодницы Божией блаженной Валентины Минской, которая в тяжелейшие времена общего безверия сохраняла в душах людей сокровище веры

11 августа 2007 года была прославлена преподобная Манефа Гомельская, которая несмотря на телесную немощь и трагические жизненные обстоятельства сохранила и пронесла через всю жизнь дар глубокой веры, молитвенной и милосердия, за что получила от Господа способность посредством молитвы исцелять больных и укреплять немощных.

15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси.

На состоявшемся 12 января 2012 года заседании Синода Белорусского экзархата в Собор Белорусских святых включены имена двух прославленных угодников Божиих: святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского (1784-1840), ректора Могилевской духовной семинарии и настоятеля Кутеинского Богоявленского монастыря священномученика Николая Гаварина, пресвитера (1870-1938), клирика Свято-Софийского кафедрального собора,

Всего Собор всех Белорусских святых насчитывает более 80 имен.

Собор святых, просиявших в Земле Белорусской продолжает расти.

Святость человека в православной аскетической традиции, Доклад профессора МДА А.И. Осипова pravoslavie.ru

Cобор Белорусских святых blagobor.by

Cобор Белорусских святых azbyka.ru

Александр А. Соколовский