Собор костромских святых. Костромские святые. Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский

Собор Костромских святых. Православный календарь на 5 февраля Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня 5 февраля (23 января по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Вторник 37-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать седьмой недели после великого двунадесятого праздника Пятидесятницы - Святой Троицы). Поста нет. В Русской Православной Церкви сегодня совершается празднование Собору Костромских святых, воспоминание VI Вселенского Собора, а также память 11 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них. * * * Собор Костромских святых. Среди городов, основанных на заре древнерусской государственности, Кострома занимает особое место. Именно отсюда в 1613 году от Рождества Христова был призван на царство 16-летний Михаил Романов, что положило конец Смутному времени. Костромская земля славится своими древними храмами и монастырями. И конечно, целым сонмом духовных подвижников, которым в 1981 году в Русской Православной Церкви было установлено отдельное празднование - Собор Костромских святых. Соль Земли Русской: 5 февраля – собор Костромских Святых Праздник был установлен по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и приурочен ко дню памяти преподобного Геннадия Костромского. И уже 5 февраля 1982 года во многих православных храмах впервые было совершено богослужение в честь Небесных покровителей града Костромы. Первым по времени Костромским святым является преподобный Авраамий, победивший язычество в пределах Ростова Великого и Костромы. В соборе - десятки средневековых подвижников и, конечно, целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия, включая Царственных страстотерпцев. И каждому из нас необходимо хотя бы раз в жизни посетить эти благословенные земли, имеющие особое значение для России. Чтобы ощутить уникальное чувство исторической памяти и непременно поклониться Костромским святым, которые являются заступниками не только Костромы и её окрестностей, но и всей Русской Земли. * * * Воспоминание VI Вселенского Собора. Этот собор созвал в 681 году от Рождества Христова в Царьграде Ромейский император Константин Погонат, царствовавший в 668-685 годах. Соборные деяния были направлены против монофелитской ереси, приверженцы которой уничижали Человеческую Волю Христа. Около 170 соборян утвердили исповедание православной веры о двух истинных волях во Христе - Божественной и человеческой. VI Вселенский Собор. Фото: www.pravoslavie.ru Священномученик Климент и мученик Агафангел. Святые страдальцы, учитель и ученик, принявшие многие мучения за верность Христу и Его Церкви в период жесточайших антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Точная дата мученической гибели святого Агафангела неизвестна, святитель же Климент был усечён мечом язычниками после совершения Божественной литургии в 312 году от Рождества Христова, незадолго до прекращения в Римской империи гонений против христиан. Священномученик Климент Анкирский. Фото: www.pravoslavie.ru Преподобный Мавсима (Маисима) Сирин. Сирийский святой IV столетия от Рождества Христова, добровольно принявший на себя подвиг нищенства и служения ближним. Несмотря на крайнюю бедность, в своей хижине праведник всегда держал полными два сосуда: с хлебом и маслом. Двери дома никогда не закрывались, и любой голодный и нуждающийся мог получить пищу из рук этого святого. Преподобный Саламан молчальник. Святой IV столетия, первым из угодников Божиих взявший на себя очень тяжелый подвиг молитвенного молчальничества. На протяжении многих лет преподобный Саламан общался только с Господом и отошёл к Нему в 400 году от Рождества Христова. Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский. Святой IV-V столетий, в молодости сделавший прекрасную светскую карьеру, став римским сенатором, после чего принял Христа и решил посвятить Ему свою жизнь. Он раздал имущество бедным и во всём помогал сиротам и нуждающимся. В конце IV века святого Павлина избрали епископом Ноланским. Однажды, не имея возможности выкупить пленных у вандалов, святитель сам пошёл к ним в рабство в обмен на сына бедной вдовы. Когда вандалы узнали, кого взяли в плен, то освободили старца, но он уговорил отпустить с ним и других христиан. Скончался святитель Павлин на 79-м году своей земной жизни в 431 году от Рождества Христова. Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Один из самых почитаемых святых Костромской земли, в честь которого было установлено празднование Собору Костромских святых. Преподобный Геннадий родился в Белой Руси в городе Могилёве, откуда в поисках монашеских духовных подвигов отправился в Московскую и Новгородскую Русь, а затем в Вологодские и Костромские пределы. На костромском Сурском озере святой Геннадий вместе с преподобным Корнилием Комельским основал монашескую пустынь, впоследствии ставшую Геннадиевым монастырём. Скончался старец в 1565 году от Рождества Христова. Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Фото: www.pravoslavie.ru Перенесение мощей святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского. Русский святой, возглавлявший архиерейскую кафедру Великого Новгорода в первые годы XIV столетия. Немало сделав для восстановления и благоукрашения храмов и монастырей, владыка Феоктист оставил архипастырское служение и уединился для монашеских духовных подвигов в Благовещенской обители, взяв на себя обет безмолвия. Отошел ко Господу в 1310 году от Рождества Христова. Честные мощи этого святого были перенесены в город Юрьев в 1786 году. Преподобномученик Серафим (Булашов), преподобномученицы Евдокия (Кузьминова) и Екатерина (Черкасова), мученица Милица Кувшинова. Православный игумен, насельницы монашеских обителей и мирянка, пострадавшие за веру в период советских богоборческих гонений и принявшие мученический венец в этот день в кровавом 1938 году. Прославлены в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. * * * Поздравляем православных христиан памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

5 февраля (23 января по «старому стилю» - церковному юлианскому календарю). Вторник 37-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать седьмой недели после великого двунадесятого праздника Пятидесятницы - Святой Троицы). Поста нет . В Русской Православной Церкви сегодня совершается празднование Собору Костромских святых , воспоминание VI Вселенского Собора , а также память 11 известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

Собор Костромских святых . Среди городов, основанных на заре древнерусской государственности, Кострома занимает особое место. Именно отсюда в 1613 году от Рождества Христова был призван на царство 16-летний Михаил Романов, что положило конец Смутному времени. Костромская земля славится своими древними храмами и монастырями. И конечно, целым сонмом духовных подвижников, которым в 1981 году в Русской Православной Церкви было установлено отдельное празднование - Собор Костромских святых.

Праздник был установлен по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) и приурочен ко дню памяти преподобного Геннадия Костромского . И уже 5 февраля 1982 года во многих православных храмах впервые было совершено богослужение в честь Небесных покровителей града Костромы.

Первым по времени Костромским святым является преподобный Авраамий , победивший язычество в пределах Ростова Великого и Костромы. В соборе - десятки средневековых подвижников и, конечно, целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия , включая Царственных страстотерпцев. И каждому из нас необходимо хотя бы раз в жизни посетить эти благословенные земли, имеющие особое значение для России. Чтобы ощутить уникальное чувство исторической памяти и непременно поклониться Костромским святым, которые являются заступниками не только Костромы и её окрестностей, но и всей Русской Земли.

Воспоминание VI Вселенского Собора . Этот собор созвал в 681 году от Рождества Христова в Царьграде Ромейский император Константин Погонат, царствовавший в 668-685 годах . Соборные деяния были направлены против монофелитской ереси, приверженцы которой уничижали Человеческую Волю Христа. Около 170 соборян утвердили исповедание православной веры о двух истинных волях во Христе - Божественной и человеческой.

VI Вселенский Собор. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Климент и мученик Агафангел . Святые страдальцы, учитель и ученик, принявшие многие мучения за верность Христу и Его Церкви в период жесточайших антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Точная дата мученической гибели святого Агафангела неизвестна, святитель же Климент был усечён мечом язычниками после совершения Божественной литургии в 312 году от Рождества Христова, незадолго до прекращения в Римской империи гонений против христиан.

Священномученик Климент Анкирский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобный Мавсима (Маисима) Сирин . Сирийский святой IV столетия от Рождества Христова, добровольно принявший на себя подвиг нищенства и служения ближним. Несмотря на крайнюю бедность, в своей хижине праведник всегда держал полными два сосуда: с хлебом и маслом. Двери дома никогда не закрывались, и любой голодный и нуждающийся мог получить пищу из рук этого святого.

Преподобный Саламан молчальник . Святой IV столетия , первым из угодников Божиих взявший на себя очень тяжелый подвиг молитвенного молчальничества. На протяжении многих лет преподобный Саламан общался только с Господом и отошёл к Нему в 400 году от Рождества Христова.

Святитель Павлин Милостивый, епископ Ноланский . Святой IV- V столетий , в молодости сделавший прекрасную светскую карьеру, став римским сенатором, после чего принял Христа и решил посвятить Ему свою жизнь. Он раздал имущество бедным и во всём помогал сиротам и нуждающимся.

В конце IV века святого Павлина избрали епископом Ноланским. Однажды, не имея возможности выкупить пленных у вандалов, святитель сам пошёл к ним в рабство в обмен на сына бедной вдовы. Когда вандалы узнали, кого взяли в плен, то освободили старца, но он уговорил отпустить с ним и других христиан. Скончался святитель Павлин на 79-м году своей земной жизни в 431 году от Рождества Христова.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский . Один из самых почитаемых святых Костромской земли, в честь которого было установлено празднование Собору Костромских святых. Преподобный Геннадий родился в Белой Руси в городе Могилёве, откуда в поисках монашеских духовных подвигов отправился в Московскую и Новгородскую Русь, а затем в Вологодские и Костромские пределы. На костромском Сурском озере святой Геннадий вместе с преподобным Корнилием Комельским основал монашескую пустынь, впоследствии ставшую Геннадиевым монастырём. Скончался старец в 1565 году от Рождества Христова.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский. Фото: www.pravoslavie.ru

Перенесение мощей святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского . Русский святой, возглавлявший архиерейскую кафедру Великого Новгорода в первые годы XIV столетия. Немало сделав для восстановления и благоукрашения храмов и монастырей, владыка Феоктист оставил архипастырское служение и уединился для монашеских духовных подвигов в Благовещенской обители, взяв на себя обет безмолвия. Отошел ко Господу в 1310 году от Рождества Христова. Честные мощи этого святого были перенесены в город Юрьев в 1786 году .

Преподобномученик Серафим (Булашов), преподобномученицы Евдокия (Кузьминова) и Екатерина (Черкасова), мученица Милица Кувшинова . Православный игумен, насельницы монашеских обителей и мирянка, пострадавшие за веру в период советских богоборческих гонений и принявшие мученический венец в этот день в кровавом 1938 году . Прославлены в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

В день памяти преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского чудотворца (+1565) совершается память святых, в Костромской земле просиявших. Среди них числе цари и простолюдины, великие князья и епископы, священники и монахи. Всех их объединило одно – жизнь во Христе.

В сослужении духовенства епархии епископ Костромской и Галичский Ферапонт совершил Всенощное бдение и торжественную Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе города Костромы.

Среди молившихся за праздничной литургией в главном храме епархии присутствовали участники международного православного молодежного фестиваля "Братья".

Соборный праздник святых Костромской земли был установлен в 1981 году, по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Празднование было определено на 23 января - день памяти преподобного Геннадия Костромского, наиболее почитаемого в наших краях.

Большинство преподобных отцев Костромского края были учениками Аввы Земли Русской - преподобного Сергия Радонежского - и, неся Христову истину в леса далеких от Москвы земель, принесли обильные плоды молитвы и доброделания.

В освоении Костромского междуречья трудились преподобные подвижники Геннадий Костромской (память 5 февраля), Авраамий Чухломский (память 2 августа), Макарий Писемский (память 22 января), Павел Обнорский (память 10 января), Кирилл Новоезерский (память 16 февраля), Адриан Монзенский (память 17 мая), Ферапонт Монзенский (память 25 декабря) и многие другие.

Святые преподобные Костромской земли почитаются соборно и отдельно и в других областях нашей Родины, история которых - через княжеские междоусобицы и реформы - неразрывно связана с распространением Православной веры и созиданием Церкви земной, прообраза Церкви Небесной.

Молитвы к преподобным, Костромского края покровителям:

Тропарь, глас 4:

Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/ в пределех бо земли Костромския,/ яко звезды светозарныя, возсиявше,/ чудесы своими вся озарили есте/ и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/ Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/ за град Кострому и всяк град, и страну, и люди,/ верою и любовию вас почитающия,/ и о спасении душ наших.

Кондак, глас 8:

Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся,/ отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас,/ священный ваш собор почитающих/ и с любовию вопиющих:/ радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.

Величание:

Ублажаем вас, преподобне отче наш Геннадие и всех святых отцев собор, Костромского края покровителей, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Фото - Николай Розин

Собор костромских святых

Соборный праздник святых Костромской земли был установлен в 1981 году, по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена. Празднование было определено на 23 января/5 февраля — день памяти преподобного Геннадия Костромского. Более 30 угодников Божиих подвизались в монашеском подвиге на Костромской земле. Они принесли они в край Костромской строгое монашеское общежитие и утвердили здесь христианство; построили 18 монастырей, которые стали центрами духовной культуры края. Среди костромичей были широко распространены иконы этих святых.

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы
память 8 (21) февраля и (21) июня

Святой великомученик Феодор Стратилат с древних времен является покровителем града Костромы. Собор во имя великомученика Феодора Стратилата был одним из первых костромских храмов. До наших дней он не сохранился, однако известно, что именно в этот храм в середине 13 в., была принесена чудесно обретенная костромским князем Василием Ярославичем, младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, Феодоровская икона Божией Матери. Свое название эта великая всероссийская святыня, уже без малого восемь веков пребывающая в нашем городе, получила как раз благодаря тому, что долгие годы хранилась в храме великомученика Феодора Стратилата. В «Сказании о Феодоровской иконе Божией Матери» говорится, что накануне ее явления князю Василию в костромском лесу многие горожане видели, как эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в воинскую одежду и удивительно похожий на изображение Феодора Стратилата в соборном храме его имени. В 1994 году совместным попечением Костромской епархии и администрации области на воинском кладбище Костромы по проекту Л.С. Васильева была возведена часовня во имя великомученика Феодора Стратилата. В 2002 году на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы великомученику Феодору был установлен памятник, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Преподобный Авраамий Галичский
память 20 июля (2 августа)

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий – ученик преподобного Сергия Радонежского. Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. По благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области). Вскоре после прибытия преподобного Авраамия на Галичское озеро, в 1350 году, совершилось чудесное обретение им иконы Божией Матери «Умиление». С этого времени почитание преподобного Авраамия и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» становятся неразделимы. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще 3 монастыря: Авраамиеву Великую пустынь в честь Положения пояса Пресвятой Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского района Костромской области), Авраамиеву Верхнюю пустынь в честь Собора Пресвятой Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского района), Аараамиев Городецкий монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы на северном берегу Чухломского озера (с. Ножкино Чухломского района). В 16-19 веках преподобный Авраамий Галичский являлся одним из наиболее почитаемых святых костромской земли, в это время и крае существовало несколько десятков храмов с престолами в его честь. Первые три из четырех монастырей, основанных преподобным Авраамием, в 18 веке были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь по уважению к покоящимся в нем мощам преподробного Авраамия закрыт не был. Рака преподобного была изъята в 1922 году, но святые мощи в советское время никогда не вскрывались.

Преподобный Адриан (в миру Амос) родился в Костроме и был учеником преподобного Ферапонта Монзенского. Преподобный Адриан считается основателем Благовещенского монастыря, получившего впоследствии имя Адриановой пустыни. Преподобный Адриан преставился в 1619 году и был погребен в Воскресенском храме Благовещенского монастыря. В 1764 году Благовещенский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь (ныне это Благовещенский храм с. Ферапонтово Буйского района Костромской области). В 1937 году Благовещенская церковь была закрыта, древние иконы преподобного были утрачены, однако мощи святого не вскрывались и продолжали оставаться под спудом. Богослужения в Благовещенском храме были возобновлены в 1998 году.

Преподобный Александр Вочский
память 30 августа (12 сентября)

Преподобный Александр был основателем и игуменом Александровской пустыни на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич. Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов. Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровное, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. Молва о святости преподобного Александра всегда привлекала к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался «источником неисчерпаемых чудес боготочных» и «кладезем чудес неистощимых». Александр положил основание обители «Александровской пустыни на реке Воче». В 1764 году из упраздненной обители образовался сельский приход села Коровного. Преображенский сельский храм над могилой преподобного был закрыт в 30-е годы 20 столетия и вскоре разрушен, однако мощи святого вскрыты не были.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский
память 23 января (5 февраля)

Преподобный Геннадий, в миру Григорий, родился в городе Могилеве. Григорий принял постриг с именем Геннадий. Для своих сподвижников преподобный Геннадий был истинным образцом кротости, смирения и трудолюбия. Еще при жизни Господь удостоил преподобного дара чудотворения. Он был погребен в созданном им Спасском монастыре. После событий 1917 года Спасо-Геннадиев монастырь был упразднен, мощи – кощунственно вскрыты. Ныне эта обитель (находящаяся в пределах Ярославской епархии, на границе Костромской и Ярославской областей, недалеко от города Любима) пока пребывает в запустении. День памяти преподобного Геннадия с 1983 года стал и днем празднования Собора Костромских святых. В располагающемся рядом со Спасо-Геннадиевым монастырем Троицком храме села Сандогора (Костромская епархия) с давних времен сохраняется благочестивая традиция 1 сентября совершать ежегодное местное празднование преподобному Геннадию.

Преподобный Иаков Железноборовский
память 11 (24) апреля и 5 (18) мая

Преподобный Иаков родился в 14 веке в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. Еще в юном возрасте лишившись родителей, он раздал все свое имущество нуждающимся и принял монашеский постриг в обители игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Возвратившись в родной край он поселился на берегу реки Тебзы вблизи села Железный Борок, недалеко от города Буя. На этом месте преподобным Иаковом была устроена общежительная монашеская обитель. Святые мощи угодника Божия впоследствии прославились многими чудотворениями и исцелениями больных и страждущих.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России
память 31 марта (13 апреля) 28(15) июня

Святитель Иона родился в конце 14 века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в дворянской семье дворянина. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте в одном из галичских монастырей. Позднее он перешел в московский Симонов монастырь где и был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии и был избран митрополитом всея Руси. Именно с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата. В костромском крае память святителя Ионы более всего почиталась на родной для него солигаличской земле. В деревне Одноушево до наших дней сохранилась часовня, построенная над родником, у которого, по преданию, будущий святитель в детские годы уединялся для молитвы.

Преподобный Кирилл Новоезерский
память 4 (17) февраля

Преподобный Кирилл Новоезерский родился в Галиче, происходил из дворянского рода. Тайно оставив родительский дом, удалился в Комельские леса к преподобному Корнилию, от которого принял иноческий постриг. 10 лет подвизался под руководством преподобного Корнилия, а затем по его благословению 7 лет пустынножительствовал. Затем поселился на Красном острове у Нового озера (Белое озеро), построил 2 храма: во имя Воскресения Христова и во имя иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Был посвящен в сан священника. Мощи преподобного Кирилла были обретены нетленными в 1649 году.

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский
память 25 июля (7 августа)

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он принял монашество в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре. Впоследствии преподобный Макарий переселился на берег реки Волги, где близ озера Желтые Воды основал обитель во Имя Живоначальной Троицы. В 1439 году Желтоводский монастырь был разрушен татарами; после этого преподобный Макарий отправился на реку Унжу, где основал свой третий монастырь. В 1444 году он был погребен в стенах обители, которая впоследствии стала именоваться Свято-Троицким Макариево-Унженским монастырем и являлась одной из наиболее почитаемых святынь костромской земли. В конце 1929 года обитель преподобного Макария подверглась закрытию и пребывала с того времени в запустении. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря, находились в музее г. Юрьевца. Возвращение их Церкви состоялось лишь в 1990 году. С 1993 года обитель преподобного Макария возобновлена как женский монастырь.

Преподобный Макарий Писемский
память 10 (23) января

Родился святой в середине 14 века; по преданию, его родиной было село Данилово на реке Письме (левом притоке реки Костромы), а сам он по происхождению принадлежал к старинному боярскому роду. Еще в молодости святой ушел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где и был пострижен в монашество с именем Макарий. По благословению игумена земли Русской преподобный Макарий вернулся на свою родину – в Галичское княжество. Здесь он поставил келью и небольшую часовню на берегу Письмы. Со временем на Письме возникла иноческая обитель, в 2000 году от Рождества Христова торжественно отметившая свое 600-летие. Мощи святого находятся в Преображенском храме Макариево-Писемского монастыря, который на протяжении веков привлекал к себе многочисленных паломников. Священномученик Никодим (Кротков),архиепископ Костромской и Галичский память 23 января (5 февраля) и 8 (21) августа Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Ко-стромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника. С 1932 по 1936 годы Никодим управлял Костромской епархией. Многое претерпел архипастырь в это тяжкое время. В 1934 году был взорван Костромской Успенский кафедральный собор, где около шести веков пребывал чудотворный образ Феодоровской иконы Божией Матери. Однако сама святыня была спасена стараниями архипастыря.

Преподобный Никита Костромской
память 15 (28) сентября

Преподобный Никита был учеником преподобного Сергия Радонежского. Родился святой в XIV веке в Подмосковье. Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В начале 20-х годов 15 века преподобный Никита покинул Высоко-Покровскую обитель и направился на север, в Кострому, где в то время на окраине города основал Богоявленский монастырь.

Преподобный Паисий Галичский
память 23 мая (5 июня)

Преподобный Паисий, небесный покровитель древнего града на Галичском озере, в конце 14 века пришел в Галичский Успенский монастырь и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева. Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Овиновской. Обретенная им икона была поставлена в монастырском храме и прославилась впоследствии многими чудотворениями и исцелениями: многие безнадежно больные избавлялись от своих недугов, только прикоснувшись к святому образу. В 1434 году великий князь Московский Василий Темный, воевавший с галичским князем Юрием Дмитриевичем, взял приступом Галич и увез Овиновскую икону Пресвятой Богородицы в Москву. Однако святыня чудесным образом сама, по воздуху, вернулась в монастырь.

Преподобный Пахомий, игумен Нерехтский
память 5 апреля (28 мая)

Преподобный Пахомий Нерехтский родился во Владимире в начале 14 века в семье священника. В возрасте 21 года он принял иноческий постриг во Владимирском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы. В поисках удобного места для пустынножительства он выбрал место близ Нерехты на берегу реки Солоницы; издавна оно носило название Сыпаново. При помощи нерехтчан преподобный Пахомий вначале воздвиг храм во Имя Живоначальной Троицы, а затем создал при нем монастырь. Ныне святые мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в возрожденном в 1993 году после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре.

Преподобный Тимон, старец Надеевский
память 21 января (3 февраля)

Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии. Его духовным отцом стал великий святой Русской земли – преподобный Серафим Саровский. Он принимал участие в строительстве городецкого Богородице-Феодоровского монастыря – обители, в стенах которой до 1239 года пребывала великая святыня костромской земли чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. После рукоположения в иеромонахи преподобный Тимон переселился в Надеевской пустыни Костромской губернии. По велению Господа он занимался возведением Надеевской пустыни, которая к тому времени пришла в запустение. Он построил каменный Успенский храм с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и во имя преподобного Макария Унженского, выкопал вблизи монастыря источник, освятив его в честь святителя Николая. Земные труды преподобный Тимон сочетал с подвигами духовными. Господь наградил святого благодатными дарами прозорливости и чудотворений. И по сей день молитвами преподобного Тимона на источнике совершаются исцеления больных.

Молитвы

Тропарь, глас 4
Днесь град Кострома вельми вами хвалится: в пределех бо земли Костромския, яко звезды светозарныя, возсиявше, чудесы своими вся озарили есте и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие, Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями за град Кострому и всяк град, и страну, и люди, верою и любовию вас почитающия, и о спасении душ наших.
Кондак, глас 8
Костромского края благочестия подвижники и за грады и веси страны Российския теплыя предстатели явистеся, отцы преблаженнии, Христа Бога молите о нас, священный ваш собор почитающих и с любовию вопиющих: радуйтеся, отцы предивнии, Костромского края и всея России похвале и утверждение.
Величание
Ублажаем вас, преподобне отче наш Геннадие и всех святых отцев собор, Костромского края покровителей, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский, Городецкий – ученик преподобного Сергия Радонежского.
Место рождения и мирское имя преподобного Авраамия неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, преподобный Авраамий первоначально подвизался и нижегородской Печерской обители, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь. Спустя некоторое время, в поисках места для уединенной монашеской жизни, преподобный Авраамий по благословению преподобного Сергия Радонежского ушел в Костромские пределы, в Галичское княжество, где основал первую в галичской стороне обитель – Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы на северо-восточном берегу Галичского озера (ныне – село Умиление Галичского района Костромской области).

Преподобный Адриан Монзенский

Преподобный Адриан (в миру Амос) родился в Костроме и был учеником преподобного Ферапонта Монзенского. В молодости он оставил родительский дом и подвизался в Толгском, Геннадиевом, Спасо-Каменном и Павло-Обнорском монастырях. По указанию преподобного Ферапонта Адриан поселился близ устья реки Монзы (правого притока р. Костромы) и приступил к строительству Благовещенского монастыря, получившего впоследствии имя Адриановой пустыни.

Преподобный Александр Вочский

Преподобный Александр был основателем и игуменом Александровской пустыни на реке Воче, левого притока реки Костромы, близ города Солигалич. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал. Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как «подражатель» в подвигах и даже как «собеседник» преподобного Авраамия Чухломского, скончавшегося в 1375 году, и не позднее начала XVI века, так как в царствование Василия Ивановича III (1505-1553) Александровская пустынь уже существовала и получила от этого царя во владение целую волость.
Юность преподобного в службе воспевается так: «От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев». Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил «свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню.

Преподобный Варнава Ветлужский

Преподобный Варнава жил в XIV-XV веках; вначале он был приходским священником в Великом Устюге, а после кончины супруги принял монашество.
После пострига преподобный удалился от суетной мирской жизни и поселился в безлюдном месте на Красной горе близ реки Ветлуги. Здесь, как повествует житие святого угодника, он «работал Богу в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым».
Двадцать восемь лет преподобный Варнава провел в подвиге отшельничества на Красной горе. Несмотря на то, что в ближайших окрестностях этого места не было людского жилья, о благодатном пустыннике стало известно обитателям древнего Ветлужского края; к угоднику Божию стали обращаться те, кто искал духовного совета, вразумления и утешения. Сохранились свидетельства о пророчествах святого старца, предрекавшего, что по его преставлении ко Господу на Красной горе возникнет иноческая обитель, и «умножит Бог житие человеков».

Священномученик Василий Разумов, иерей Сыпановский

Священномученик иерей Василий Разумов родился в 1879 году в деревне Кучино близ города Судиславля в бедной крестьянской семье. В начале 30-х годов ХХ века он служил священником в Красносельском районе; в 1932 году отец Василий был арестован и приговорен к 5 годам заключения в лагере, откуда его по состоянию здоровья досрочно освободили в 1935 году.
Управлявший в то время Костромской епархией священномученик Никодим, архиепископ Костромской и Галичский, назначил отца Василия на служение в Свято-Троицкую церковь села Троица Нерехтского района – бывший монастырский храм Троице-Сыпановой Пахомиево-Нерехтской обители. В скорбные годы гонений на Церковь и веру Христову священномученик Василий, укрепляемый своим наставником и духовным другом – священномучеником Никодимом, ревностно защищал истину и чистоту Православия, утверждал свою паству в стоянии за правду Божию, оберегал храм от попыток закрытия и поругания.

Солигаличские новомученики

Священномученики протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский и мученик Иоанн Перебаскин.
Протоиерей Иосиф Смирнов родился в 1864 году. Закончив Костромскую Духовную семинарию, с 1885 по 1896 год преподавал в Солигаличском приходском училище. В 1886 году был рукоположен во священника собора Рождества Пресвятой Богородицы; состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковно-приходских школ Солигаличского уезда. В сентябре 1905 году был назначен настоятелем собора. Избирался депутатом городской думы и Солигаличского уездного собрания, состоял членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 году возведен в сан протоиерея. Сведения из послужного списка и материалы периодической церковной печати показывают нам отца Иосифа как образованного, достойного священнослужителя, человека безупречной христианской нравственности, пользовавшегося среди горожан глубоким уважением.

Священномученик Василий (Преображенский),епископ Кинешемский

Епископ Василий (Преображенский Вениамин Сергеевич) родился в 1876 году в г. Кинешма Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.
Родители его, люди благочестивые и набожные, проводили свою жизнь почти по-монашески. Лишь по необходимости, они выходили из дома, за стены которого не проникали ни новости, ни сплетни, ни праздные разговоры. Это отсутствие житейской суеты привило мальчику сосредоточенность. Он получил высшее светское и высшее духовное образование, защитил диссертацию, получив степень магистра богословия. Однако жизнь свою он хотел устроить, как светский человек. Но Бог готовил ему иную судьбу. Каждое лето Вениамин приезжал домой.

Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский

Преподобный Геннадий, в миру Григорий, происходил из семьи русско-литовских бояр Иоанна и Елены; родился он в городе Могилеве. С детства отрок любил посещать храм Божий, и, наконец, решившись поступить в какую-либо из обителей в Русской земле, тайно покинул родительский дом, обменял богатую одежду у нищих на рубище и в таком виде дошел до Москвы. Здесь он познакомился со своим будущим духовным другом по имени Феодор, также стремившимся к иноческим подвигам. Не найдя себе прибежища в московских краях, подвижники отправились в новгородскую землю; здесь они встретились с преподобным Александром Свирским, который благословил друзьям идти в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому.
Святой Корнилий предсказал Феодору, что его участь – мирская жизнь (действительно, вскоре Феодор вернулся в Москву, имел большую семью и дожил до глубокой старости), а Григория оставил в своей обители, где тот по прошествии долгого времени послушнических трудов принял постриг с именем Геннадий.

Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский

Родился в г. Галиче Костромской губернии, принадлежал к знатному роду бояр Лопотовых. В обители Рождества Богородицы на Галичском озере принял иноческий постриг, удостоен сана священника. Основал на реке Пельшме Вологодскорй губернии монастырь. Скончался 127-летним старцем 30 сентября 1442 года.

Священномученик Димитрий (Добросердов), архиепископ Можайский

Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где трудился до 1889 года. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтове Тамбовской губернии и был назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы.
Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. Оставшись один, он уехал из Тамбовской губернии и в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 году со степенью кандидата богословия он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии.

Преподобный Иаков Брылеевский

Преподобный Иаков жил в ХV веке, происходил из рода дворян Брылеевых. Был учеником преподобного Иакова Железноборовского, послушником его монастыря. Основал малый иноческий скит, известный под именем Троицкой Брылеевской пустыни, в четырех верстах от Иаково-Железноборовской обители, где и скончался.

Преподобный Иаков Железноборовский

Преподобный Иаков родился в XIV веке в благочестивой семье галичских дворян Аносовых. Еще в юном возрасте лишившись родителей, он раздал все свое имущество нуждающимся и принял монашеский постриг в обители игумена земли Русской – преподобного Сергия Радонежского.
Стремление к высшему подвигу иночества – отшельнической жизни – побудило преподобного Иакова возвратиться в родной край. Получив благословение святого Сергия, он поселился на берегу реки Тебзы вблизи села Железный Борок, недалеко от города Буя, и пребывал там в уединенной молитве и монашеских трудах.

Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский

Святитель Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии в старинной дворянской семье, получил прекрасное домашнее образование, закончил Военное инженерное училище. В 1827 году вышел в отставку по состоянию здоровья, жил в Александро-Свирском монастыре, в Оптиной пустыни, Дионисиево-Глушицком монастыре.
28 июня 1831 года принял постриг с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца, рукоположен в сан иеромонаха, затем назначен настоятелем и строителем Пельшенского Лопатова монастыря. 28 января 1835 года, за усердные труды по возрождению обители, святой Игнатий был возведен в сан игумена, затем в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни близ Санкт-Петербурга.

Святитель Иона, митрополит Московский и всея России

Святитель Иона (его мирское имя неизвестно) родился в конце XIV века в деревне Одноушево, находившейся в нескольких верстах от Соли Галицкой (Солигалича), в семье дворянина Феодора Одноуша. Согласно житию, будущий святитель принял монашество в 12-летнем возрасте «в одном из монастырей Галичской страны» – по современным данным, в Благовещенском Унорожском монастыре вблизи реки Вексы в нескольких километрах к северо-западу от Галичского озера. Через некоторое время он перешел в московский Симонов монастырь и около 1430 года был рукоположен во епископа Рязанского. После кончины в 1431 году митрополита Фотия святитель Иона стал управлять делами всей Русской митрополии. В декабре 1448 года собор русских епископов избрал епископа Иону митрополитом всея Руси; с этого времени Русская Православная Церковь фактически стала автокефальной, независимой от Константинопольского Патриархата.

Преподобный Кирилл Новоезерский

Родился в Галиче, происходил из дворянского рода Белых или Белого. Тайно оставив родительский дом, удалился в Комельские леса к преподобному Корнилию, от которого принял иноческий постриг. 10 лет подвизался под руководством преподобного Корнилия, а затем по его благословению 7 лет пустынножительствовал. В 1507 году поселился на Красном острове у Нового озера (Белое озеро), построил 2 храма: во имя Воскресения Христова и во имя иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Был посвящен в сан священника. Скончался 4 февраля 1532 года. Мощи преподобного Кирилла были обретены нетленными в 1649 году.

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский

Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он принял монашество в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, а затем, по благословению настоятеля обители святого Дионисия, поселился на берегу реки Лух, воздвигнув там церковь во имя Богоявления Господня и создав монастырь. Впоследствии преподобный Макарий переселился на берег реки Волги, где близ озера Желтые Воды основал обитель во Имя Живоначальной Троицы. В 1439 году Желтоводский монастырь был разрушен татарами; после этого преподобный Макарий отправился на реку Унжу, где основал свой третий монастырь.

Преподобный Макарий, миссионер Алтайский

Преподобный Макарий (в миру Глухарев Михаил Яковлевич) родился 8 ноября 1792 года. Обучался в Вяземском Духовном училище и Смоленской Духовной семинарии, после окончания которой был оставлен в ней преподавателем латинской грамматики. В 1817 году закончил Петербургскую Духовную академию со степенью магистра богословия. 18 июня 1817 года назначен инспектором Екатеринославской Духовной семинарии. 24 июня 1818 года пострижен в монашество, 28 июня – рукоположен во иеромонаха.
С 20 февраля 1821 года был назначен ректором Костромской Духовной семинарии. 21 декабря 1821 года возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем костромского Богоявленского монастыря. Попечением преподобного Макария угловая юго-западная башня обители с написанной на ней чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в сохранившуюся до наших дней Смоленскую церковь.

Священномученик Макарий (Кармазин), епископ Екатеринославский

Священномученик Макарий (в миру Григорий Яковлевич Кармазин) родился 1 октября 1875 года в Подольской губернии. 23 августа 1893 года по окончании Подольской Духовной семинарии был рукоположен во священники и служил на приходах Подольской епархии.
В 1902 году отец Григорий Кармазин стал священником 8-го запасного кавалерийского полка, 4 мая 1912 года числился военным священником 152-го пехотного Владикавказского полка. Во время Первой мировой войны был ранен и дважды контужен. За личное мужество и пастырские труды был возведен в сан протоиерея и получил назначение в 729-й пехотный Новоуфимский полк. В качестве военного священника отец Григорий Кармазин служил в Брест-Литовске, Галиции, Риге и других местах, с 1918 по 1922 год – служил на разных приходах Киевской епархии.

Святитель Митрофан, епископ Воронежский

Святитель Митрофан (в миру Михаил) родился 6 ноября 1623 года в с. Антилохово Владимирской области. До 40-летнего возраста жил в миру, был женат, имел сына Иоанна, служил приходским священником в с. Сидоровское недалеко от г. Шуи. Лишившись супруги, в 1663 году принял постриг в Золотниковой пустыни с именем Митрофан. 10 лет был игуменом Яхромской Косминой пустыни. Его заботами в обители был воздвигнут храм в честь Спаса Нерукотворного.
В течение 7 лет, с 1675 по 1682 год, святитель Митрофан был настоятелем Макариево-Унженского монастыря, основанного в пределах костромского края преподобным Макарием Унженским. В годы игуменства святого Митрофана в обители 1680 году был возведен Благовещенский храм с колокольней.

Преподобный Макарий Писемский.

О жизни и трудах преподобного Макария известно очень немногое. Родился святой в середине XIV века; по преданию, его родиной было село Данилово на реке Письме (левом притоке реки Костромы), а сам он по происхождению принадлежал к роду бояр Писемских. Еще в молодости отказавшись от всех преимуществ сословного положения, святой ушел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где и был пострижен в монашество с именем Макарий – в честь преподобного Макария Египетского.
По благословению игумена земли Русской преподобный Макарий, пройдя суровую школу иноческих трудов и подвигов, вернулся на свою родину – в Галичское княжество. Здесь он поставил келью и небольшую часовню на берегу Письмы (это место находится примерно в километре от возникшего позднее монастыря и впоследствии именовалось «старая пустыня преподобного Макария»).

Священномученик Никодим (Кротков), архиепископ Костромской и Галичский.

Архиепископ Костромской и Галичский Никодим (в миру Николай Васильевич Кротков) родился 29 ноября 1868 года в с. Погрешило Середского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области) в семье священника.
С ранних лет его отличало исключительное благочестие и любовь к Святой Церкви. По окончании в 1889 году Костромской Духовной семинарии в течение нескольких лет был он учителем приходской школы. В 1896 году будущий святитель поступил в Киевскую Духовную академию. Здесь 13 августа 1899 г. он принял монашеский постриг с наречением имени в честь праведного Никодима. В следующем году, после успешного завершения академического курса со степенью кандидата богословия, иеромонах Никодим направлен смотрителем Владикавказского духовного училища. Еще через два года он переведен в Кутаиси на должность инспектора духовной семинарии, в 1905 году назначен ректором Псковской Духовной семинарии.

Преподобный Никита Костромской.

Преподобный Никита – ученик, и как говорится в старинных синодиках, сродник преподобного Сергия Радонежского. Родился святой примерно в 60-е годы XIV века в Подмосковье (не случайно в некоторых списках учеников Радонежского игумена он именуется Серпуховским или Боровским).
Монашеский путь преподобного Никиты начался в Высоцком Богородицком Зачатьевском монастыре близ Серпухова. В 1396 году святой стал игуменом обители, а около 1415 года из-за болезни глаз оставил монастырь и удалился на покой в Высоко-Покровский монастырь близ города Боровска. Здесь он являлся духовным наставником преподобного Пафнутия Боровского – будущего основателя Пафнутиево-Боровского монастыря.

Преподобный Павел Обнорский (Комельский).

Преподобный Павел родился в Москве в 1317 году (эта дата считается традиционной, однако историки полагают, что рождение святого могло совершиться и позднее – в 30-х годах XIV столетия). Когда отец и мать решили женить своего сына, он тайно покинул родительский дом и ушел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где принял монашеский постриг. Пройдя все монастырские послушания, преподобный Павел решился на подвиг безмолвия и по благословению Радонежского игумена удалился вначале в пустынное место вблизи монастыря, а затем, спустя 15 лет – в северные леса.
Придя на костромскую землю, святой поселился вначале вблизи основанной преподобным Авраамием Городецким Ризоположенской Великой пустыни, а затем перешел к другому монастырю преподобного Авраамия – Покровскому на берегу Чухломского озера. Через некоторое время угодник Божий удалился оттуда на небольшую речку Письму, где около 20 лет подвизался вместе с другим учеником святого Авраамия – преподобным Макарием Писемским.

Преподобный Паисий Галичский

Преподобный Паисий, небесный покровитель древнего града на Галичском озере, в конце XIV века пришел в Галичский Успенский монастырь (именовавшийся тогда Никольским) и подвизался в нем на протяжении 70 лет, став впоследствии настоятелем обители. Уже при жизни святого старца монастырь получил именование Паисиева; тем самым наши благочестивые предки свидетельствовали свое почитание высокой духовной жизни преподобного. Многие труды приложил угодник Божий для благоустроения монастыря, для утверждения в нем правил подвижнической иноческой жизни.
Во время настоятельства преподобного Паисия, в 1425 году, в обители совершилось чудесное явление иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Овиновской. По соседству с монастырем находились земли благочестивого галичского боярина Иоанна Овина. Желая воздвигнуть в обители новый храм вместо обветшавшего старого, в один из воскресных дней боярин пришел в монастырь, чтобы выбрать место для постройки церкви.

Блаженный Симон Юрьевецкий, Христа ради юродивый, родился в селе Оделеве бывшего Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – Приволжского района Ивановской области) в благочестивой семье крестьян Родиона и Марии Шитовых.
В юном возрасте, тайно уйдя из родительского дома, блаженный Симон, принял на себя подвиг юродства во Христе. Он поселился в лесу около села Елнати. Жители села сообщили о нем местному священнику Иосифу и тот взял блаженного в свой дом. Зимою и летом святой ходил босой, в одной рубашке, претерпевая насмешки и унижения, нередко подвергался избиениям.

Преподобный Тимон, старец Надеевский

Преподобный Тимон (в миру Тихон Федоров) родился в 1766 году в городе Балахне Нижегородской губернии, в семье диакона одного из местных храмов Феодора и его супруги Анисии. Обученный отцом, мальчик уже в семилетнем возрасте свободно читал церковные книги, отличаясь при этом любовью к уединению и молитве.
Получив образование в Нижегородском Духовном училище, Тихон вернулся в родительский дом к уже тяжело больному отцу. В этот период своей жизни юноша часто совершал паломнические путешествия по монастырям Нижегородской, Костромской, Владимирской и Тамбовской епархий.

Преподобный Тихон Луховский

Преподобный Тихон (в миру Тимофей) родился в первой половине ХV века в пределах литовского княжества. В одном из московских монастырей он принял монашеский постриг и отправился в пределы Костромского края. В 3-х верстах от города Луха, в местечке Копытово, преподобный начинает свою отшельническую жизнь. Вскоре на этом месте возникает Никольский мужской монастырь – впоследствии Тихонова пустынь.

Скончался преподобный Тихон 16 июня 1503 года. В 1570 году он причислен к лику святых. Житие преподобного составлено в 1649 году. Святые мощи преподобного Тихона пребывают в Свято-Никольской Тихоновой мужской пустыни Ивановской области.

Преподобные Герасим и Фаддей Луховские

Преподобные Фаддей и Герасим Луховские жили в ХVI веке и были учениками преподобного Тихона Луховского. Их имена вместе с именами двух других подвижников, преподобных Филарета и Фотия, сохранились в древнем синодике Тихоновой пустыни и на древней иконе преподобного Тихона. Мощи преподобных Герасима и Фаддея почивают в Свято-Никольской Тихоновой мужской пустыни Иваново-Вознесенской епархии.

Святой великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель Костромы

Святой великомученик Феодор Стратилат с древних времен является покровителем града Костромы.
Феодор Стратилат (греч. «полководец, главнокомандующий») был правителем Ираклии Понтийской в Малой Азии. При императоре Лицинии в 319 году он за исповедание веры во Христа принял мученическую смерть – после жестокого бичевания его распяли на кресте, а затем усекли мечом голову. Страдания Феодора были описаны его слугой Уаром.
Собор во имя великомученика Феодора