Женщина в церкви да молчит толкование. Как понимать «жены в церквах да молчат. В христианстве женское монашество не только получило право на существование, но и приобрело особую значимость. А ведь существование монастырей, монашеская жизнь во многом являе

В 324 году христианство окончательно утвердилось в Грузии. Святой Нине, по ее молитвам, было открыто, где сокрыт Хитон Господень, и на этом месте воздвигли первый в Грузии христианский храм в честь 12-ти святых Апостолов, именуемый , что означает «Животворящий Столп». Святая Нина мирно отошла ко Господу на 67-м году жизни после 35 лет апостольских подвигов.

О существует множество разных точек зрения . Как же женщинам понимать и ощущать свою роль в Церкви – протоиерей Александр Немчинов , руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы, муж и духовный наставник главного редактора православного женского журнала «Самарянка» – матушки Екатерины Немчиновой .

Пример вырванности из контекста

– Так когда, где и как нужно молчать женщине?

– Слова апостола Павла «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34) из его Послания к Коринфянам касаются самого церковного собрания и священнодействия – в древности это было связано неразрывно. К личной жизни и быту они никакого отношения не имеют. Хотя и являются примером, когда апостольские слова вырывают из контекста и трактуют в широком смысле или применимо к ситуации.

70-е правило Шестого Вселенского Собора также подтверждает, что речь идет о молчании женщин именно на богослужении:

«Не позволительно женам во время Божественныя литургии глаголати, но, по слову Апостола Павла, да молчат. Не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет. Если же чему научиться хотят: в дому своих мужей да вопрошают».

Святая равноапостольная Нина ведь тоже не была проповедницей за церковными богослужениями. И даже матушки-игуменьи, которые входят в алтарь, носят священнический крест, не читают проповеди в церкви. Но это не касается учительства как такового.

И то, что сказал Ангел у Гроба Господня женам-мироносицам – это не призыв к миссионерству, это более целевое призвание. Ангел сказал сообщить апостолам о воскресении Иисуса Христа. А уже апостолы понесли эту весть «во все концы вселенной».

«Теперь пойдите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он Воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее. Там Его увидите, как Он сказал вам» (ср.: Мк. 16:6-7). Возможно, еще цель слов Ангела была в том, чтобы апостолам стало стыдно. Потому что кроме Иоанна все разбежались «страха ради иудейска». А женщины были возле Креста, пришли, не побоялись. А потом взяли благовония и пришли ко гробу, хотя с политической точки зрения это было опасно.

О жертвенной природе и уравновешивающем факторе

– Какое же место женщины в Церкви?

– Да такое же, как и в жизни: жертвенная природа женщины – очень важный уравновешивающий фактор. И женщина своим присутствием исполняет именно эту функцию. Идеал олицетворения женского начала в Церкви, конечно же, Богородица. Она присутствовала еще в апостольском собрании в ранней Церкви. В дальнейшем в ее лице воплощается высший христианский образ материнства.

В христианском монашестве впервые нашлось место для женщин. Монашество ведь существовало задолго до христианства. Неким языческим преддверием монашества можно назвать Пифагорейские аскетические общины VI-IV вв. до Рождества Христова, куда принимали только юношей. А во время индийского похода Александр Великий и многие его воины находились под большим впечатлением, когда узнали про индуистских и буддистских монахов, их аскетизм, уединенное созерцание.

В греко-индийских царствах, созданных после завоевания, существовали даже греческие монашеские общины. Но монахами, как в буддизме, так и в индуизме, в ту пору могли быть только мужчины. В иудействе прамонашеским явлением можно назвать назореев, ессеев, терапевтов (ферапевтов), где также не было женщин.

В христианстве женское монашество не только получило право на существование, но и приобрело особую значимость. А ведь существование монастырей, монашеская жизнь во многом является более деятельной, плодотворной и потому убедительной проповедью боголюбия.

Еще пример первичной роли женщины в Церкви – евангельские Марфа и Мария. И вроде как, с одной стороны, Господь укорил Марфу: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея» (Лк. 10:41-42). Тем не менее, и эта функция тоже очень важная. Это и есть служение любви своими руками в Церкви.

В то же время интересен образ Марии – ее привлекало само Слово Божье. А человек, который воспринял Слово Божье, евангельскую проповедь и является носителем евангельской добродетели в своей жизни – это уже миссия в этом мире.

«Иной раз безмолвие – красноречивее многословия»

– Имеют ли женская миссия и служение ограничения?

– Слова «… а учить жене не позволяю» (1 Тим. 2:11-15) из Послания апостола Павла к Тимофею – послания пастырского – тоже касаются внутренних правил молитвенных собраний, а не общей концепции женщины в Церкви. В контексте этой главы говорится и о внешнем виде женщины, и об украшениях, и ее поведении.

Другое дело, что часто эти слова используют как ссылку на безупречно авторитетный источник. Например, когда мужу надо заставить жену замолчать. Поскольку полнее эта фраза звучит «…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Но при этом, как правило, муж не очень хочет вспоминать слова того же автора: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:25,28).

Да и вообще, если уже дело дошло до семейного конфликта, то возникает вопрос: «Неужели все библейские предписания являются руководящими правилами в жизни самого мужа?!»

А в семье, где верующая жена и неверующий муж, именно женщина может своей жизнью, своим примером не то что уговорить и привести мужчину в Церковь, а пробудить его к вере.

«Ибо неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 1:14). И это лучшее назидание и миссия. А Церковь – это тоже семья.

Иной раз безмолвие бывает более красноречивым, чем многословие. И зачастую без слов, но личным примером можно объяснить и доказать больше.

«Видимо, не всё так безусловно…»

– А как же женщины, которые выбирают своей профессией работу со словом? Что делать женщине с даром говорить и писать? Насколько она может реализовать себя в Церкви и рассчитывать на поддержку?

– Работа со словом не является проповедью церковной. Женщина может заниматься миссионерской деятельностью, поскольку это не касается церковных собраний. И жены-мироносицы помогали апостолам в их миссионерской работе.

Здесь следует несколько слов сказать о служении диаконисс, которое существовало с I и предположительно до IX века. «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской… ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим. 16:1,2). Диакониссы готовили женщин ко крещению и помогали в совершении этого таинства, наблюдали за порядком в женской части храма во время богослужения, распределяли пожертвования среди нуждающихся женщин, посещали больных и беременных женщин со Святыми Дарами и причащали их.

К тому же есть большая разница между деятельностью журналистской, культурно-церковной, культурно-просветительской и богословской. Богословие – не совсем женское дело, но и тут есть исключения.

Например, иконописание – это же богословие. А сейчас много женщин-иконописцев – и монахинь, и мирянок. Или гимнография. Византийская монахиня, святая преподобная Кассия (Икассия) известна как автор многих церковных песнопений: стихир, канонов (Четверопеснец Великой Субботы, канон о упокоении усопших). К тому же, если учесть, что известны лишь очень немногие авторы церковных песнопений – большинство из них анонимны, то можно предположить, что некоторые песнопения, и уж тем более акафисты написали женщины.

Также женщины преподают в семинариях и духовных академиях, правда – не догматическое богословие. Хотя у греков и это уже есть. Высшее богословское образование у них светское. Видимо, не всё так безусловно, и имеет свои какие-то частности – временные и географические особенности.

Исторический опыт в Церкви неизбежно вносит определенные коррективы – ничто не стоит на месте, многое меняется. К примеру, певчими на клиросе женщины стали не так-то давно – в конце XIX века. В женских монастырях наверняка сестры пели, но чтецов-женщин не было. А сегодня подавляющее большинство чтецов в церкви – женщины.

Священное Писание определяет грань допустимого

– Насколько глубокими могут быть изменения женского участия в церковной жизни?

– Какие бы перемены ни наблюдались в церковной истории, всё-таки Священное Писание определяет грань допустимого. Если и расширился диапазон женского служения в Церкви, это не значит, что женщины могут становиться священницами и епископами. То, что происходит в протестантских и реформатских деноминациях – существенное нарушение принципа «жена в церкви да молчит».

И в ветхозаветной Церкви не могло быть и речи о том, чтобы женщина была священником. А пророчицы были. Пророческое служение женщины есть и в ветхо-, и в новозаветной Церкви. К примеру, Евангелие в событии Сретения Господня упоминает Анну-пророчицу, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37).

Да, служение в Церкви женщины несли и несут. Но речь идет о разграничении функций: пророческое – можно, священническое – нет.

Так что о роли женщины в Церкви нужно говорить в общем контексте всего Священного Писания. И в своих толкованиях исходить надо из духа, а не из буквы, рассматривать текст согласно общему контексту.

Священное Писание, каноны и традиции Церкви дают ограничения в служении женщины: постом, молитвой, руками своими Господу служить – можно. А это значит, что и на клиросе петь, и учительствовать, и журналистикой церковной заниматься, и катехизаторством и миссионерством, всем этим женщинам заниматься не то что можно – нужно. Ведь сколько женщин это делают, и хорошо делают, и никто им этого не запрещает.

И небо ни разу не пало на землю, и земля не разверзлась, и Чаша у священника не расплавилась, когда он причащал учительниц воскресной школы, православных катехизаторов и журналистов. А уж если бы это было богопротивно, то уж что-нибудь подобное точно бы произошло.

Для женщин и мужчин

Работа над выпуском нового номера журнала «Самарянка»

– А как вы отнеслись к тому, что ваша матушка стала издавать женский православный журнал «Самарянка»?

– Идею журнала матушка Екатерина вынашивала еще с начала 90-х. У меня, как ко всему новому, было настороженное отношение – а вдруг не получится.

Конечно, я не перечил и не противодействовал, но мне казалось невероятным: печатное СМИ, журнал?! У нас?! Да вы что!

Но серьезная подготовительная работа к выпуску издания началась в 2006 году, и потихоньку дело пошло.

«Самарянка» – не церковная проповедь. Там может быть опубликована проповедь, но проповедуют не женщины. Это издание частично миссионерское, но прежде всего – культурно-просветительское. И хотя журнал ориентирован на женщин, это совсем не исключает мужской читательской аудитории. А мужчин среди читателей «Самарянки», судя по читательским письмам и вопросам – не меньше, чем женщин. Как, впрочем, и мужчин, которые причастны к изданию журнала.

Подготовила Марина Богданова

Написал ответ одному человеку, оставившему комментарий к статье о Кей Артур. Думаю, что это достаточно актуально для современных церквей, где порядок, устройство и учение Апостольское в сильном пренебрежении и дух времени, дух феминистической моды, вытесняет все здравое и истинное. Поэтому я решил его привести как постинг.
Начинается с аргументации Вадима, а после — мой ответ.

Vadym 02.14.09 at 16:09

1-е Тимофею 2
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

11 стих
A woman (gunh употребляется в значении, как женщина, так и жена)

must learn (другими словами, manyanetw - receive instructions, т.е. получать обучение, указания, быть информированной, увеличивать знания)

quietly (hsucia — спокойствие, исходящее изнутри, воздержание от суеты или речи, не вторгаться в дела других)

with all submissiveness gunhenhsuciamanyanetw(5720)enpashupotagh

Почему Павел повелевает всем женщинам обучаться Слову Божьему? Потому что у евреев женщины НЕ изучали Закон, поэтому Павел акцентировал на том, чтобы в Новом Завете женщины его изучали. При этом он указывает, КАК должны женщины обучаться: со спокойствием, исходящим изнутри, без суеты, не вторгаясь в дела других. Ибо он знал суетливость женщин. А также со всякою покорностью (upotagh), производное от хупотассо, - это военный термин повиновения, как в армии.

12 стих
But I do not allow a woman to teach or exercise authority over a man. She must remain quiet.
didaskein (5721)degunaikioukepitrepw (5719)oudeauyentein (5721)androvalleinai (5750)enhsucia

Павел говорит: «Но я не позволяю женщине учить или властвовать (принимать позицию независимого авторитета, отдавать приказы и диктовать) над мужем. Она должна оставаться в безмолвии.

Для заинтересовавшихся сюда net.bible.org/verse.php?b….=2&verse=12
Как видим, слова Павла относятся к женщинам в том контексте, чтобы они НЕ УЧИЛИ и НЕ ВЛАСТВОВАЛИ (не принимали позицию независимого авторитета, не отдавали приказы мужу и не диктовали мужу, ЧТО ему делать) над мужьями, а пребывали в безмолвии (hsucia см выше), т. е. в тихой, спокойной манере вести себя.
В этом стихе Павел не запрещает женщинам учить вообще!!!, а предостерегает женщин, чтобы они не властвовали над мужьями. Ни больше, ни меньше.
По поводу изначального страстного желания женщины властвовать над мужем смотрите Быт. 3:16, исследуйте это и поймете ОТКУДА исходит это желание… Но это уже тема отдельного исследования.

Далее перейдем к 1-му Посланию к коринфянам 14
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить (lalein), а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить (lalein) в церкви.

34 стих
the women should be silent in the churches, for they are not permitted to speak (lalein (5721)). Rather, let them be in submission, as in fact the law says.

aigunaikeventaiv3588>ekklhsiaivsigatwsan (5720)ougarepitrepetai (5743)autaiv846>lalein (5721)allaupotassesywsan (5744)kaywvkaionomovlegei (5719)

Согласитесь, что Библию нужно читать в контексте, поэтому посмотрите на 29 стих. Там сказано, чтобы прочие рассуждали о пророчестве. И далее мы видим (34 стих), чтобы жены при этих рассуждениях молчали и не перебивали рассуждения, а были в подчинении у своих мужей, как Закон говорит. А что Закон говорит?

Что муж будет господствовать над женою, а не жена над мужем (Быт 3:16).

Более того, давайте разберем слово lalein (5721) - говорить, издавать звук, голос. Павел указывает женщинам, чтобы они не издавали звуки, не говорили во время служения, НО отнюдь он не говорит, чтобы женщины не УЧИЛИ. Учить и говорить - разные вещи.

Так же и в 35 стихе Павел продолжает свою мысль и тоже употребляет слово lalein (5721)

Лично я не сторонник того, чтобы женщины были пасторами, но это лишь мое субьективное мнение. Как видим, Писание не запрещает женщине учить в церкви.

У кого есть контраргументы изложенному выше, говорите.

Мой ответ…….

2 admin 03.10.09 at 00:50

Вадим, приведу свои контраргументы.

1. Использование греческого языка в толковании и места из Посл. к Тимофею и Посл. к коринфянам не дают никакой пользы в сравнении с переводом русским. В действительности вы не доказали, что дает греческий перевод в пользу вашей позиции.

«Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» (1Тим.2:11–13).

Во-первых, греческий язык не дает основания говорить, что акцент Павла в этом предложении на «да учится», а не на «в безмолвии». Сам контекст говорит, о цели написания этого и последующих стихов: разъяснить некоторые ОГРАНИЧЕНИЯ для женщины в церкви и обосновать их. И эти ограничения весьма недвусмысленно описаны.

Во-первых, учиться в БЕЗМОЛВИИ

1 . спокойствие, покой;

2. тишина, безмолвие, молчание.

Вы это как-то мягко обошли и не объяснили, зачем же и почему женщины, в отличии от мужчин, должны учиться в безмолвии. Причем переводчик в синодальном русском очень хорошо перевел «учится в молчании», то есть МОЛЧА, ТИХО.

И возникает вопрос: почему, что за дискриминация кажущаяся? Вы пытаетесь вставить другой смысл, что Павел говорил не о молчании или тишине, а об отсутствии некой суеты, не затрагивая буквального молчания, но это не соответствует использованию этого слова в НЗ. Поищите, где используется это слово греческое, и везде вы увидите - безмолвие или тишина РЕЧИ. Вот пример из Деяний: «Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли» . Он сказал (Деян.22:2) слово «УТИХЛИ», то же слово h;suci/a

Итак, Павел хочет, чтобы женщины в месте, где они учатся, УТИХАЛИ, МОЛЧАЛИ. Причем это согласуется с учением Ап. Павла в других посланиях: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1Кор.14:34). Причем тут он использует другое слово, но означающее то же самое.

1 . перех. умалчивать, замалчивать;

2 . неперех. молчать, умолкать.

Смысл один и тот же: женщины пусть молчат, утихнут, будут в безмолвии.

Причем и в том, и другом месте Павел обосновывает ПОДЧИНЕННОЕ положением женщины перед мужчиной. Не униженное, а ПОДЧИНЕННОЕ в Божественном определении.

Далее вы пропустили, что же на практике будет означать для женщины «быть в подчинении», как это выражается в церкви. Как-то вы обошли мягко, хотя, если мы принимаем это как Апостольское истинное слово, мы должны посмотреть, как это практикуется в церкви.

«…а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12).

Там написано: » А УЧИТЬ НЕ ПОЗВОЛЯЮ», черным по белому, «И НИ ВЛАСТВОВАТЬ». А вы пишите, что там сказано: учить или властвовать. Разница большая. Учить — это не одно и тоже, что властвовать, но Апостол запрещает и то, и другое. Если бы кто-то сказал, я учу, но не властвую, то апостол не дает такого выбора. Связка «ни властвовать» имеет греческое слово

и не, также не, (и) даже не;

при повторении: ни. . . ни.

То есть И НЕ, или И ДАЖЕ НЕ… там и в помине нет ИЛИ

А потом вы делаете совершенно не аргументированный вывод: Павел не говорил, что женщинам нельзя учить.

Вы меня извините, но что же тогда черным по белому тут написано - «УЧИТЬ ЖЕНЕ НЕ ПОЗВОЛЯЮ». Причем перед этим он ясно выразился, чтобы жена была в безмолвии, чтобы она замолкала и пребывала в тишине. Как можно понять в этом контексте, что Павел имел что-либо другое, как не то, что жене не прилично УЧИТЬ в церкви, учить мужчин, потому что это не соответствует Божиему Устроению. И добавка «ни властвовать» как раз поясняет определенную смысловую связь публичного учения и власти. Он запрещает СЛОВЕСНОЕ ВЛАСТВОВАНИЕ, потому что УЧИТЬ это уже возвышаться на теми, кого ты учишь. А это женщинам неприлично. Павел сам говорит в другом месте: «ибо неприлично жене говорить в церкви». То, что Ап. Павел имел в виду именно это, можно подтвердить и учением другого Божественного Апостола Петра: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1Пет.3:1–5).

Апостольское Слово недвусмысленно подчеркивает КРАСОТУ женской молчаливости, кротости и послушания. Причем молчаливость женщины христианки названа драгоценностью.

Далее текст из Послания к коринфянам: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34–35).

Из всего, что вы сказали по поводу этого стиха, я понял, что вы хотите сказать, что Павел не говорит о том, можно или нельзя учить женам в церкви, а лишь о том, чтобы они не издавали звуки.

Но разве можно в церкви женщине учить без ЗВУКА? Как можно учить публично в церкви так, что бы приэтом не было никакого звука?

Объясните, батюшка, что значат слова из послания 1-го к Коринфянам 14:34: «Жены ваши в церквах да молчат...». Это нужно понимать в прямом смысле слова?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Это место из Послания святого апостола Павла почти всегда приводят неточно. Если мы прочтем текст и рассмотрим контекст этого стиха, то придем к выводу, что святой апостол не устанавливает здесь общее правило, а говорит о коринфских женщинах. Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить (1Кор.14:34). Из предшествующих слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения. Возможно, причина исходила от женщин. А то, что женщина может говорить в Церкви, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла: ..И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову.. (1 Кор. 11:5). Пророчествовать в апостольский век означало учить.

Сам святой апостол поясняет: а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1Кор.14:3). У святого апостола Филиппа сказано в книге Деяний святых апостолов: ...были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян.2:9). Где они могли пророчествовать? Разумеется, не дома, а в церковном собрании. Еще пример. Уже в I веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апостол Павел упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Значит, они не могли молчать в Церкви.

Именно апостолу Павлу принадлежат слова из Писания: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34,35); «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью» (1Тим.2:11); «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12).

Это дает повод некоторым верующим говорить, что апостол Павел был на стороне мужчин, что ему не нравились женщины. Более того, что он был женоненавистником и его послания ограничивают права женщин. Чтобы разобраться, так ли это, приводим примеры женщин-служителей, о которых говорит Павел в Библии. Учитель и пастор Рик Реннер в книге «Женщины в служении» рассуждает на эту тему.

Фива

«Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите её для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чём она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим.16:1-2).

Кто была эта Фива? Почему она была так известна, и почему сам апостол Павел относился к ней с почтением?

Греческое слово, переведённое как «представляю», означает «стоять рядом с кем-то», «стоять за кем-то». Сказать это слово в отношении какого-либо человека означало дать ему лучшую рекомендацию. Эту фразу можно перевести ещё и так: «Я стою за сестрой Фивой и даю ей самую лучшую рекомендацию, которую только можно дать».

Он её уважал, ценил и называл своей помощницей. Он так ей доверял, что, написав Послание к Римлянам, он отправил его не с мужчиной, а поручил Фиве доставить письмо по назначению - в Римскую церковь. , что на протяжении некоторого времени Фива была пастором самого апостола Павла.

Значение имени Фива - «яркая, сияющая» - указывает на то, что она была ярким примером того, какой должна быть женщина-христианка.

Павел также называет её сестрой. А это свидетельствует о том, что она входила в круг его близких друзей.

И ещё он называет её диаконисой. Слово «диакониса» мы встречаем и в книге Деяния, 6-й главе, где говорится о том, как были избраны первые дьяконы. Тогда ими стали только мужчины. Теперь мы видим, что в Кенхрейской церкви дьяконское служение было возложено на женщину.

Город Кенхрея был восточным портом, находящимся неподалёку от Коринфа. Это была очень влиятельная область, поэтому то, что происходило в церквях той местности, распространялось и по другим церквям. И в этой влиятельной церкви женщина по имени Фива играла далеко не последнюю роль. Если была одна женщина-диакониса, то можно предположить, что были и другие женщины, служившие диаконисами. И это удивительно, так как в той местности господствовали мужчины, женщины же занимали низкое положение.

В Коринфе обитало немало блудниц, и мужчины рассматривали женщин как вещь, которой можно попользоваться и выбросить за ненадобностью. И тот факт, что Фива была уважаема в том регионе, указывало на то, что у женщин появилась свобода и стало отходить бесправие. То, что Фива была диаконисой, ещё раз подтверждает истину, что в Иисусе Христе нет различия между мужским и женским полом.

Греческое слово, переведённое как «примите», означает «принять, не задавая вопросов». Мнение Павла о Фиве было настолько высоким и он настолько в неё верил, что написал: «Примите её и не задавайте вопросов. Если я её уважаю, то уважайте и вы». Это не похоже на мужчину, который против женщин, не так ли?

Греческое слово, переведённое как «помочь», означает «стоять рядом с кем-то», «быть рядом с кем-то». Перефразируем этот фрагмент его письма: «Эта женщина нуждается в вашей поддержке и помощи. Примите её и поддержите, как только сможете». И далее он пишет нечто вообще поразительное: «...в чём она будет иметь нужду у вас...». «Нужда» - это неточный перевод. В Новом Завете на греческом языке написано, что если «она будет иметь какое-то дело у вас...». То есть Павел написал: «Помогите ей в любом деле, которым она будет заниматься, находясь у вас».

«Ибо и она была помощницей...». Словом «помощник/помощница» в то время называли человека, помогавшего людям из другой страны. Возможно, Фива оказывала помощь миссионерам, путь которых пролегал через их область.

Прискилла и Акила

«Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе» (Рим.16:3).

Вы заметили порядок упоминания имён? Сначала Павел говорит про Прискиллу, а потом про Акилу. Но так было не всегда. Раньше о них упоминалось так: «После сего Павел, оставив Афины, пришёл в Коринф; и, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его...» (Деян.18:1-2). Вначале Лука пишет про Акилу, потом, как бы между прочим, упоминает и Прискиллу: «Там был человек по имени Акила. Ну и была ещё его жена. Как же её звали? А, Прискилла».

Акила был иудеем. Он родился в Понте, том же регионе, где и апостол Павел. И, возможно, у него было такое же мнение о женщинах, как и у всех иудеев. До встречи с апостолом Павлом они оба не понимали роли женщины в служении. Но после общения с ним они поняли, что Бог избирает для служения не только мужчин, но и женщин. И Прискилла стала выдающимся служителем! С тех пор, когда шла речь об этой супружеской паре, сначала упоминали Прискиллу, потом вспоминали и про Акилу.

Мне приходит на память Мэрелин Хикки и её муж. Она - помазанный служитель и известный во всём христианском мире учитель Библии. Он - пастор поместной церкви, известный только своим прихожанам.

В раннехристианской церкви Прискилла считалась одной из лучших среди проповедников. Её откровения и способность толковать Писание настолько уважалось другими служителями, что даже сегодня многие богословы полагают, что именно она написала Послание к Евреям.

Юния и Андроник

«Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа» (Рим.16:7).

Это тоже были муж и жена и родственники Павла. Он написал, что они прославились между апостолами. Это значит, что Павел был не единственным апостолом в их родне. Эти супруги тоже были апостолами. Более того, они стали апостолами ещё до того, как Павла признали апостолом.

Но не заблуждайтесь, что если муж является апостолом, то автоматически и его жена тоже - апостол. Или что если муж пастор, то и жена - пастор. Я нередко замечаю, что жену пастора тоже называют пастором. Дар служения одного супруга не передаётся другому супругу посредством акта бракосочетания. Есть много пасторов, чьи жёны не помазаны Богом на пасторство.

Но как чудесно, когда жена человека, являющегося, например, апостолом, пророком, пастором или учителем, тоже призвана Богом к служению.

Юния, даже если бы она не была женой апостола Андроника, всё равно была бы апостолом, потому что к этому служению призвал её Бог. Это подтверждает то, что и женщины могут быть апостолами. Может, в вашей церкви не заведено, чтобы женщина была пастором или апостолом, однако женщины могут быть и теми, и другими или нести какое-нибудь другое служение, и это не возбраняется Библией и не противоречит Новому Завету.

В православной церкви так же, как и в других христианских церквях, есть запреты, которые касаются только женщин. Примечательно, что подобные ограничения не зафиксированные на документально: в православии не существует догматов, которые относятся только к мужчинам; и нет учений о женской природе, как о природе, которая отличается от мужской.

В Евангелии Спаситель говорит: «Все вы... во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе". (Гал.3:26–28).

Итак, что же мужчинам делать можно, а женщинам – нельзя?

Запреты, касающиеся поведения

Мужчинам, в отличие от женщин, можно в церкви снимать головной убор, а женщина еще перед входом в храм обязана покрыть голову платком или палантином. Причем, традиция эта строго соблюдается в РПЦ, но совершенно необязательна в Греческой православной церкви.

Кроме этого, женщина обязана в храм одеваться скромно и только в женскую одежду.

«Женщина в церкви да молчит»

Эти слова апостола Павла расценивают, как запрет женщине иметь собственное мнение по богословским вопросам. Однако это высказывание не стоит трактовать буквально. Иеромонах Иов (Гумеров) говорит, что это скорее относилось только к коринфянам. Поскольку в истории известно не мало случаев, когда женщины проповедовали.

Сам апостол Павел в Послании к Римлянам упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Также у апостола Филиппа сказано в книге Деяний святых апостолов: "...были четыре дочери девицы, пророчествующие" (Деян.21:9). Также были и женщины-святые, которые проповедовали Христа – это святая Нина, которая проповедовала в Грузии, или Мария Магдалина, которая беседовала с императором Тиберием о Воскресении Спасителя.

Ей нельзя входить в алтарь

Женщине действительно нельзя входить в святая святых православного храма – в алтарь. Однако это запрещено делать также и мужчине. Шестой Вселенский (Трулльский) собор определил: "Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря..."

Если говорить о монахинях, то входить в алтарь могут только пожилые монахини по благословению правящего архиерея.

Женщина не может быть священником

Игумен Нектарий (Морозов) говорит, что это обусловлено замыслом Творца в отношении мужчины и женщины и разным предназначение мужчин и женщин. Протоиерей Максим Козлов говорит, что женское священство невозможно, поскольку "для Православия священство – это не род административного служения и личного жизненного призвания, но соотнесение этого служения с первосвященством Господа Иисуса Христа".

Однако во время бедствий, в отсутствие священников и мужчин, православная женщина, даже мирянка, может произвести над младенцем или над человеком, находящимся при смерти, Таинство Святого Крещения.

Не имеет права посещать Афон

Как это ни парадоксально, но женщинам действительно нельзя ступать на Афон – в место, которое посвящено самой совершенной и чистой из всех когда-либо живших на Земле женщин – Пресвятой Богородице, которая почитается выше Ангелов и Архангелов. Причем запрет этот, по преданию, установлен самой Девой Марией.

С 1953 года по законам Греции женщине, нарушившей закон, грозит тюремное заключение от двух до 12 месяцев.Те же, кто рисковал преступить запрет, потом раскаивались в этом – их начинали преследовать несчастья, которые прекращались только после исповеди и принятия наказания.