Житие иоанна молчальника. Преподобный иоанн молчальник. Смотреть что такое "иоанн молчальник" в других словарях

Пре-по-доб-ный Иоанн Мол-чаль-ник (за-твор-ник) ро-дил-ся око-ло 454 го-да в го-ро-де Ни-ко-по-ле Ар-мян-ском в се-мье во-е-на-чаль-ни-ка Ен-кра-тия и су-пру-ги его Ев-фи-мии. Маль-чик ра-но на-чал изу-чать Свя-щен-ное Пи-са-ние и всем серд-цем по-лю-бил уеди-не-ние и мо-лит-ву.

На до-став-шу-ю-ся ему по-сле смер-ти ро-ди-те-лей часть име-ния юно-ша Иоанн по-стро-ил цер-ковь во Имя Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. С 18 лет Иоанн вме-сте с де-ся-тью ино-ка-ми жил при церк-ви в по-сте, мо-лит-ве и воз-дер-жа-нии. По прось-бе граж-дан го-ро-да Ко-ло-нии мит-ро-по-лит Се-ва-стий-ский ру-ко-по-ло-жил 28-лет-не-го Иоан-на в епи-ско-па Ко-ло-ний-ской Церк-ви. При-няв цер-ков-ное прав-ле-ние, пре-по-доб-ный не из-ме-нил стро-го ас-ке-ти-че-ско-го об-ра-за жиз-ни. Под вли-я-ни-ем свя-ти-те-ля жи-ли по-хри-сти-ан-ски и его близ-кие - брат Пер-га-мий (при-бли-жен-ный им-пе-ра-то-ров Зе-но-на и Ана-ста-сия) и пле-мян-ник Фе-о-дор (при-бли-жен-ный им-пе-ра-то-ра Юс-ти-ни-а-на).

На де-ся-том го-ду епи-скоп-ства Иоан-на власть в Ар-ме-нии при-нял Па-зи-ник, муж сест-ры свя-ти-те-ля - Ма-рии. Но-вый пра-ви-тель стал власт-но вме-ши-вать-ся в ду-хов-ные и цер-ков-ные де-ла. В Церк-ви на-ча-лись не-стро-е-ния. То-гда свя-той Иоанн от-пра-вил-ся в Кон-стан-ти-но-поль и че-рез ар-хи-епи-ско-па Ев-фи-мия про-сил им-пе-ра-то-ра Зе-но-на за-щи-тить Ар-мян-скую Цер-ковь от гру-бых по-ся-га-тельств.

Удру-ча-е-мый мир-ской бра-нью, Иоанн тай-но оста-вил епи-ско-пию и от-плыл в Иеру-са-лим. Со сле-за-ми мо-лил он Бо-га ука-зать ме-сто, где ему жить и спа-стись. Яви-лась яр-кая звез-да, ко-то-рая при-ве-ла Иоан-на в Лав-ру пре-по-доб-но-го Сав-вы. Иоанн, скрыв-ший свое епи-скоп-ское до-сто-ин-ство, был при-нят в чис-ло бра-тии про-стым по-слуш-ни-ком. По по-ру-че-нию свя-то-го игу-ме-на Сав-вы (па-мять 5 де-каб-ря) пре-по-доб-ный Иоанн бо-лее 4-х лет вы-пол-нял са-мые тя-же-лые ра-бо-ты на стро-и-тель-стве стран-но-при-им-но-го до-ма и мо-на-сты-ря для но-во-на-чаль-ных мо-на-хов. Ви-дя сми-ре-ние и тру-до-лю-бие Иоан-на, свя-той Сав-ва счел его до-стой-ным ру-ко-по-ло-же-ния во пре-сви-те-ра. Свя-ти-те-лю при-шлось от-крыть тай-ну пат-ри-ар-ху Иеру-са-лим-ско-му Илии (494-517). По бла-го-сло-ве-нию пер-во-и-е-рар-ха Иеру-са-лим-ской Церк-ви пре-по-доб-ный Иоанн при-нял обет мол-ча-ния. Вско-ре Гос-подь от-крыл тай-ну Иоан-на свя-то-му Сав-ве. Че-ты-ре го-да про-вел пре-по-доб-ный Иоанн в кел-лии, ни-ко-го не при-ни-мая и не вы-хо-дя да-же в цер-ковь.

Же-лая еще боль-ше-го уеди-не-ния и су-гу-бо-го воз-дер-жа-ния, пре-по-доб-ный Иоанн по-ки-нул Лав-ру и уда-лил-ся в пу-сты-ню, где про-вел бо-лее де-вя-ти лет, пи-та-ясь тра-ва-ми. Здесь он пе-ре-жил опу-сто-ши-тель-ный на-бег са-ра-ци-нов и не по-гиб толь-ко по-то-му, что Гос-подь по-слал ему за-щит-ни-ка - сви-ре-по-го льва, при ви-де ко-то-ро-го вра-ги, не раз хо-тев-шие убить пре-по-доб-но-го, в стра-хе раз-бе-га-лись. Пре-да-ние рас-ска-зы-ва-ет о мно-гих чу-де-сах, яв-лен-ных по мо-лит-ве свя-того Иоан-на во вре-мя его жиз-ни в пу-сты-не.

Ко-гда свя-той игу-мен Сав-ва, на-дол-го ухо-див-ший в Ски-фо-поль, вер-нул-ся, он уго-во-рил пре-по-доб-но-го Иоан-на оста-вить пу-сты-ню и вновь по-се-лить-ся в оби-те-ли. По-сле это-го Гос-подь чу-дес-ным обра-зом от-крыл всем на-сель-ни-кам Лав-ры, что Иоанн - епи-скоп.

Ко-гда пре-по-доб-но-му Иоан-ну бы-ло семь-де-сят лет, скон-чал-ся свя-той и Бо-го-нос-ный отец, игу-мен Сав-ва. Свя-ти-тель глу-бо-ко скор-бел об усоп-шем. Свя-той Сав-ва явил-ся ему в ви-де-нии и, уте-шив, пред-ска-зал, что Иоан-ну пред-сто-ит мно-го по-тру-дить-ся в борь-бе с ере-сью. И, дей-стви-тель-но, Иоанн дол-жен был по-ки-нуть свою кел-лию, что-бы укре-пить бра-тию в борь-бе с ере-сью ори-ге-ни-тов.

Пре-по-доб-ный Иоанн Мол-чаль-ник про-вел в Лав-ре пре-по-доб-но-го Сав-вы Освя-щен-но-го 66 лет. Не-устан-ным ино-че-ским по-дви-гом, не-усып-ной мо-лит-вой, сми-рен-но-муд-ри-ем стя-жал Иоанн бла-го-дать Свя-то-го Ду-ха: по его мо-лит-ве со-вер-ша-лись мно-гие чу-де-са; тай-ные мыс-ли лю-дей бы-ли для свя-ти-те-ля яв-ны-ми; он ис-це-лял боль-ных и бес-но-ва-тых; еще при жиз-ни сво-ей спа-сал от не-ми-ну-е-мой ги-бе-ли при-зы-вав-ших его имя; из се-ме-ни смо-ков-ни-цы, бро-шен-но-го свя-ти-те-лем в сухую поч-ву, про-из-рос-ло пре-крас-ное де-ре-во и при-нес-ло пло-ды.

В воз-расте 104 лет пре-по-доб-ный Иоанн Мол-чаль-ник с ми-ром ото-шел ко Гос-по-ду.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молчаливый1, неумолкающих похвал достойный, святой и преподобный отец наш Иоанн родился в Никополе Армянском2, от отца Енкратия и матери Евфимии, в четвертой год царствования благочестивого императора Маркиана3, в восьмой день января, и был просвещен святым крещением. Родители Иоанна были благоверные христиане, и по своему богатству и значению славились во всей Армении; отец его был воеводой и имел большую власть у царя, так как пользовался его полным благоволением: сыном столь славного отца был блаженный Иоанн. Сие сказано не для того, чтобы прославлять и похвалять Иоанна за знатность (ибо святые прославляются за добродетели, а не за знатность), но дабы известно было, от какой славы и до какого смирения дошел сей угодник Божий.
Иоанн был воспитан с своими братьями в добрых примерах и вполне усвоил себе Божественные Писание. Он был еще юн, когда родители его отошли к Господу, оставив детям своим много имения. Когда это имение было разделено между братьями, блаженный Иоанн на свою часть построил в городе Никополе церковь во имя Пречистой и Преблагословенной Девы Марии. Отказавшись затем от мира, он, в восемнадцатой год жизни своей, принял иноческий образ и жил при этой церкви с другими десятью иноками, подвизаясь подвигом добрым. В течение всей юности своей он прилагал великое старание, чтобы плоть поработить духу, не быть рабом чрева и не дозволить страстям, особенно гордости, обладать собой. И был он мужем дивным в добродетелях, добрым и искусным наставником и игуменом своим братиям.
Когда Иоанну минуло двадцать восемь лет, скончался епископ города Колонийского4. Граждане отправились к митрополиту Севастийскому5 и просили его о поставлении нового епископа. Во время избрания лица, которое было бы достойно этого сана, у всех на устах было имя Иоанна, игумена Никопольского монастыря, как достойного занять престол Колонийской церкви. Знавшие великое его смирение полагали, что он не пожелает принять епископский сан; поэтому митрополит послал за ним под предлогом некоего церковного дела, и когда святой пришел, то убедил его быть епископом. Тогда его посвятили и возвели на престол Колонийской церкви. Приняв церковное правление, Иоанн не изменил своего иноческого правила и подвигов. Так, он никогда не входил в баню, и даже не омывал тела своего, из опасения, чтобы не только кто из посторонних не видал наготы тела его, но даже чтобы и самому не видеть себя когда либо нагим: он помнил наготу Адамову6. Благоугождать Богу постом, молитвами, чистотой телесной и душевной, очищать все свои помышление, смирять в себе всякую гордость, противящуюся разуму Божию, и отдавать раэум в послушание Христу (2Кор.10:5), - вот в чем заключались все попечение Иоанна. Так добродетельно живя, он был и для других примером доброго жития; взирая на него, и прочие исправлялись и начинали жить добродетельно. В числе таких был Пергамий, брат его по плоти, муж славный и находившийся в большом почете у царя Зенона, также и у Анастасия, царствовавшего после Зенона7. Видя, что брат его, блаженный Иоанн, живет свято, Пергамий умилялся душою и прилагал великое старание, чтобы угодить Богу. Также и племяннику Иоанна Феодору, который впоследствии был в великом почете у благочестивого царя Юстиниана8, послужило на пользу Ангелоподобное житие дяди его. Феодор со всеми домашними своими жил Богоугодно, и был так добродетелён, что и сам царь и бояре дивились честному житию его и разуму, правой вере и милосердию. Во всем этом Феодор успел, имея пример непорочного житие в блаженном дяде своем Иоанне.
Десятый год уже епископствовал божественный и богоносный отец Иоанн, управляя ко благу Церковью Христовой, когда правителем Армении сделался муж сестры его Марии, по имени Пасиник. По наущению беса, он начал смущать вверенную Иоанну церковь и причинять ей зло, а блаженному огорчение: вмешиваясь в церковные дела, он силою извлекал из храмов тех, кто искал там защиты от наказания9, и не дозволял служителям и строителям Церкви заботиться о церковных делах. Много раз блаженный Иоанн со смирением просил его - не входить в церковные дела и не причинять Церкви зла и насилия. Но правитель оставался неумолимым и не исправлялся; по отшествии же из мира сестры блаженного, стал поступать еще хуже. Глубоко болея сердцем о причиняемом Церкви зле, святой вынужден был отправиться в Царьград к царю Зенону и здесь нашел себе поддержку в архиепископе Царьградском Евфимии10, который своим ходатайством помогал ему у царя.
Видя суету и мятеж мира сего, блаженный Иоанн замыслил оставить епископство и, удалившись во святой град Иерусалим, в безмолвии трудиться для Бога. Совершив божественную службу, он отпустил бывших с ним пресвитеров и клириков, а сам, тайно от всех, удалился на берег моря, сел на корабль и отплыл в святой град Иерусалим. Придя в первую больницу святого города, при которой был молитвенный дом во имя святого великомученика Георгия, он пребывал здесь некоторое время, под видом нищего. При виде суеты народной, Иоанн сильно скорбел, желал безмолвного места и со слезами молил Бога, да покажет ему место безмятежное, располагающее и удобное ко спасению. Однажды ночью, во время усердной о сем молитвы, взглянул он вверх и увидел внезапно явившуюся пресветлую звезду, наподобие креста; она приближалась к нему, и от сияния звездного услышал он голос: "Если хочешь спастись, следуй за сим сиянием".
Преподобный тотчас радостно пошел и был приведен звездою в великую лавру преподобного и богоносного отца нашего Саввы11, на тридцать девятом году жизни своей, в бытность Саллюстии патриархом Иерусалимским12.
Иоанн обрел преподобного Савву во главе ста сорока братий пустынножителей, пребывавших в великой нищете телесной, но во многом богатстве душевном. И принял преподобный Савва блаженного Иоанна, и поручил эконому возложить на него монастырские труды, не ведая, какое сокровище божественной благодати скрывалось в Иоанне. Хотя святой Савва и обладал даром прозорливости, но Бог утаил от него тайну, что Иоанн - епископ, что он оставил для Бога свою епископию и пришел к нему, как простой человек. Пусть никто не дивится тому, что и прозорливые не всегда провидят: ибо они провидят и пророчествуют лишь то, что Бог им открывает, а чего не открывает, о том и не ведают. Поэтому и пророк Елисей сказал слуге своему о Соманитянке: "оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне" (4Цар.4:27) 13.
Принятой в лавру, Иоанн с полной покорностью и усердием исполнял назначаемые ему экономом различные послушания. В то время созидался в лавре странноприимный дом, и блаженный Иоанн был приставлен служить работавшим. Он варил им пищу, носил воду, подавал камни и принимал участие во всех работах, производившихся в здании.
Чрез два года после прибытия в лавру, Иоанну было поручено принимать странников; и здесь со смирением, кротостью и любовью послужил он ближним. Потом преподобный Савва начал созидать киновию14 для поступающих в иночество, дабы те, кои желают отречься мира, сначала наставлялись в киновии, а потом уже принимались в лавру.
- Как плоду предшествует цвет, - говорил святой, - так жизни пустынной должна предшествовать жизнь киновийская; пусть поступающий процветет, как дерево посаженное, начатками трудов в киновии, а плоды совершенных подвигов принесет в лавре.
Лавра преподобного была в пустыне, киновия ближе к миру, и когда созидалась, то блаженный Иоанн опять был приставлен служить при работах. Тогда две службы одновременно нёс преподобный трудолюбец: странникам служил в странноприимном доме, а строителям киновии носил на плечах своих хлебы и различные яства; киновия же отстояла от странноприимного дома более, чем на десять стадий15. Когда в такой службе он потрудился один год, добре послужив братии, преподобный Савва дал ему келлию для безмолвия; в ней блаженный Иоанн прожил три года. Пять дней в неделю он пребывал в келлии безвыходно, ничего не вкушал в эти дни и никому не показывался, только с одним Богом имея общение, в субботу же и воскресенье раньше всех приходил в церковь и стоял со страхом и умилением; потоки слёз непрестанно исходили из очей его во время божественной службы, и вся братия дивились такому в нем дару слёз. В те два дня он принимал и пищу с братиею. Через три года блаженный Иоанн был поставлен экономом; трудами и служением его, при благословении Божием, благосостояние лавры весьма умножилось, ибо Бог во всем споспешествовал ему.
Видя, что Иоанн исполнил ко благу службу эконома, преподобный Савва пожелал поставить его во пресвитера, как инока достойного и достигшего совершенства. Он отправился с ним во святой град Иерусалим, рассказал патриарху Илии16 (преемнику Саллюстия) о добродетельном житии Иоанна и просил рукоположить Иоанна в пресвитера. Патриарх призвал Иоанна в церковь и хотел рукоположить. Видя, что ему нельзя избежать сего, Иоанн сказал святому патриарху:
- Пречестнейший отче, есть у меня некая тайная речь к твоей святыне; повели мне наедине переговорить с тобой, и если признаешь меня достойным сана пресвитера, то отказываться не буду.
Когда же патриарх отошел с ним в сторону, преподобный Иоанн повергся к стопам богоугодного Илии, заклиная его, да не поведает никому тех слов, которые он будет ему говорить. Патриарх обещал хранить тайну. Иоанн сказал:
- Отче! я был епископом Колонийским; по множеству грехов моих, оставил я епископию, бежал и, будучи крепок телом, осудил себя на служение братиям, дабы их молитвы помогали немощной душе моей.
Ужаснулся патриарх Илия, услышав это, призвал преподобного Савву и сказал:
- Иоанн поведал мне о сокровенных делах своих, которые препятствуют ему быть пресвитером; пусть отныне он безмолвствует, и никто да не докучает ему.
Так сказал патриарх, и отпустил обоих.
Весьма опечалился преподобный Савва. Удалившись от великой лавры своей за тридцать стадий в некую пещеру, он повергся на землю пред Богом со слезами и говорил: "За что, Господи, презрел Ты меня, утаив от меня жизнь Иоанна? Обманулся я, считая его достойным сана пресвитера! Открой мне о нем хотя ныне, Господи: "душа Моя скорбит смертельно" (Мф.26:38; Мрк.14:34). Неужели сосуд, который считал я избранным, святым, потребным и достойным принять в себя миро, - пред Твоим величием и непотребен и недостоин?"
Так всю ночь со слезами молился преподобный Савва. Тогда явился ему Ангел Божий и сказал: "Иоанн есть не непотребный, а избранный сосуд, но он - епископ, и не может быть поставлен в пресвитера".
Так сказал Ангел и стал невидим. А преподобный Савва радостно поспешил к Иоанну в келлию, обнял его и сказал:
- Отче Иоанн! Ты утаил предо мною, какой в тебе дар Божий, но Бог открыл мне его.
- Скорблю о сем отче, - отвечал Иоанн - я желал, чтобы никто не знал тайны сей, но вы узнали ее. Не могу жить в сей стране.
Савва поклялся Иоанну, что никому не поведает его тайны. От того времени блаженный Иоанн начал безмолвствовать, пребывая в келлии. Он не выходил даже в церковь, ни с кем не беседовал, и к нему не входил никто, кроме одного служившего ему послушника. Однажды только, в праздник Пречистой Богородицы Приснодевы Марии, во имя Коей была освящена лаврская церковь, когда прибыл в лавру на праздник патриарх Илия, Иоанн вышел из келлии своей поклониться патриарху. Патриарх любил Иоанна и весьма почитал его за смирение. Четыре года безмолвствовал Иоанн. Потом преподобный отец Савва отправился в страну Скифопольскую17 и замедлил там, а блаженный Иоанн, стремясь к уединеннейшему пустынному житию, удалился, на пятидесятом году от рождения своего, в пустыню, называемую Рува18, и провел в ней девять лет, питаясь травой, которая растет в той пустыне и зовется мелагрия19. В первое время своей пустынной жизни, собирая однажды эту траву на пищу себе, Иоанн заблудился в дебрях и стремнинах, не нашел убежища своего и, в изнеможении от ходьбы, упал едва живым; но внезапно, невидимою Божиею силою, как некогда пророк Аввакум20, был восхищен и поставлен в убежище своем. Со временем преподобный исследовал пути той пустыни и узнал, что расстояние от убежища его до того места, где он заблудился, составляло пять поприщ21. После того пришел к нему один брат и прожил с ним немного времени. Приближался праздник Пасхи, и сказал брат старцу:
- Отче, пойдем в лавру, отпразднуем там день Пасхи, и потом возвратимся. Такой великий праздник, а у нас здесь нечего есть, кроме сих мелагрий!
Святой Иоанн не хотел идти, потому что преподобный Савва еще не возвратился в лавру из стран Скифопольских, и на зов брата ответил:
- Брат! нам не должно уходить отсюда. Будем веровать, что Тот, Кто в течение сорока лет питал в пустыне шестьсот тысяч народа Израильского, - и нас здесь напитает и в праздник Пасхи пошлет нам не только необходимое, но и изобильное. В Писании сказано: "Не оставлю тебя и не покину тебя" (Евр.13:5); и в Евангелии: "Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф.6:31-33). Терпи, чадо, и шествуй путем скорбей; покой телесный и ослабление в мире сем рождают вечную казнь, а умерщвление тела готовит покой бесконечный.
Не послушал брат сих увещаний преподобного, оставил его и ушел в лавру. По его уходе, явился к преподобному некий человек, совершенно неизвестный ему; осёл его был навьючен многим добром: были здесь хлебы чистые и тёплые, вино и елей, сыры свежие, яйца и ведро мёда. Всё это пришедший человек положил перед Иоанном и тотчас удалился. Видя в сем Божие посещение, преподобный радостно благодарил Бога. Брат же, ушедший в лавру, сбился с дороги, три дни блуждал по пустыне и непроходимым местам, весьма устал и, голодный и жаждущий, в изнеможении от трудной ходьбы, едва мог найти снова убежище преподобного. Удивился он обилию брашен и питий, ниспосланных от Бога на праздник преподобному; стыдясь своего маловерия, не смея смотреть в глаза святому старцу; он упал к ногам его и просил прощения. Святой простил его и сказал:
- Убедись, брат, что Бог может уготовать трапезу и в пустыне рабам Своим.
В то время Аламундарь, вождь сарацынский22, подвластный Персии, вторгся в Аравию23 и Палестину, с великим ожесточением нападая на жителей и захватывая их в плен. Множество варваров рассеялось тогда по пустыне, где пребывал Иоанн, и прошла весть по монастырям, чтобы были готовы встретить нашествие варваров. Отцы великой лавры дали знать о варварах Иоанну Молчальнику и советовали ему возвратиться в лавру и пребывать в его келлии. Но блаженный Иоанн, хотя отчасти и боялся варваров, всё же не хотел оставить безмолвного своего пребывания в пустыне. Он говорил в себе: "Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?" (Пс. 26:1). Если же Господь не защищает меня, ни заботится обо мне, то зачем мне и жить?"
И, в таком уповании на помощь Вышнего, он остался на месте своем без колебания. Бог же, пекущийся всегда о рабах Своих и сохраняющий их во всех путях их, пожелал и сего угодника Своего соблюсти здравым и невредимым, и послал ему стражем льва великого и страшного, который неотступно днем и ночью стерег его; и сколько раз варвары ни нападали на святого, всегда этот лев с великой яростью устремлялся на них, поражал и обращал в бегство, а блаженный Иоанн благодарил Бога, "ибо не оставит [Господь] жезла нечестивых над жребием праведных " (Пс. 124:3).
Когда преподобный Савва возвратился в лавру свою, то пришел к блаженному Иоанну в пустыню и сказал ему:
- Вот Господь сохранил тебя от нашествие варваров, дав тебе видимого стража. Но всё же ты должен поступить, как и другие люди: собирайся и беги, как и прочие отцы пустынные сделали.
Много и другого говорил Иоанну в увещание преподобный и убедил его оставить пустыню. Приведя его в великую лавру, он дал ему келлию, - и снова блаженный Иоанн стал жить в лавре, на пятьдесят шестом году от рождения своего.
Кроме святейшего патриарха Илии и преподобного Саввы, никто не знал тайны Иоанна, что он епископ, - а те скрывали ее. Но прошло много времени, и Бог благоволил открыть о том всем братиям. Произошло это так. Прибыл из страны Асийской некий муж, именем Еферий, почтенный саном архиепископа; поклонившись животворящему древу креста Господня и святым местам и раздав много золота нищим и монастырям, он решил возвратиться в отечество свое, оставил святой град и сел на корабль. После недолгого плавания, поднялся в море противный ветер, принудивший Еферия вернуться в Аскалон24. Пробыв здесь два дня, он хотел снова начать плавание, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал:
- Прежде, чем поплывешь в отечество свое, ты должен возвратиться в святой град и пойти в лавру аввы25 Саввы, там найдешь авву Иоанна Молчальника, мужа праведного и добродетельного, епископа, для Бога всё оставившего и смирившего себя добровольною нищетою и послушанием.
Пробудившись, Еферий возвратился в Иерусалим, пришел в лавру преподобного Саввы и спросил об Иоанне Молчальнике; ему указали келлию Иоанна. Он вошел и пробыл у него два дня, моля его и заклиная именем Божиим открыть ему о своем роде, отечестве и епископстве. Усматривая в сем волю Божию, Иоанн рассказал всё подробно. С того времени стало известно всей лавре, что Иоанн Молчальник - епископ, и все весьма дивились великому смирению его.
В семидесятый год жития Иоанна26, в 5-й день декабря преподобный и богоносный отец Савва отошел ко Господу. Не пришлось Иоанну быть при разлучении души от тела Саввы преподобного, и он весьма скорбел о том духом и плакал. Но преподобный Савва явился ему в видении и сказал:
- Не скорби об отшествии моем, отче Иоанне: если телесно я и разлучен с тобою, то духом с тобою пребываю.
Иоанн сказал ему:
- Моли Господа, отче, да возьмет и меня с тобою.
- Ныне сего быть не может, - отвечал Савва, - ибо великое испытание ожидает лавру; Богу же угодно, чтобы ты послужил к укреплению тех, кто за благочестивую веру будет стоять против еретиков.
Это видение и беседа с преподобным Саввою исполнили духовною радостью блаженного Иоанна, сердце же его скорбело о предстоящем испытании. Потом явилось у него желание видеть, как душа разлучается с телом; и когда он молился о том Богу, был восхищен умом в святой Вифлеем27, и видел преставление жившего при тамошней церкви странника, душу которого Ангелы с сладким пением возносили к небу. Видел это блаженный Иоанн умственными очами. Тотчас отправился он в Вифлеем и нашел тело преставльшегося мужа, лежавшее при церкви, как было открыто ему в видении: муж сей преставился в тот час, в который Иоанн, сидя в келлии, видел душу его возносимую Ангелами с песнопением к небу. С любовью обняв тело и облобызав, Иоанн похоронил его на том же месте и возвратился в келлию свою.
Два ученика блаженного Иоанна, Феодор и Иоанн, поведали монаху Кириллу, описавшему житие его, следующее:
- По преставлении преподобного Саввы, мы были посланы отцом нашим с одним поручением в Ливиаду28. При переходе через Иордан, встретили нас некие люди и сказали: берегитесь, впереди вас лев. Мы же помыслили: силен Бог сохранить нас молитвами отца нашего, по повелению которого путешествуем. Так мы сказали, и пошли дальше. Вдруг увидели мы страшного льва, который шел на встречу. Устрашились мы, оставила нас сила наша, так что бежать мы не могли и были как бы мертвые. И вот внезапно явился между нами отец наш прёподобный Иоанн, повелевая нам не бояться. Тогда лев, как бы прогнанный ударом бича, бежал от нас, а отец стал невидим. Отдохнув, мы двинулись в путь, невредимые. Исполнив повеленное нам послушание, мы возвратились к отцу, и он при встрече сказал: видите, чада, что я оказался в послушании с вами, да и здесь усердно молил Бога о вас, и Он сотворил с вами милость.
Вот что еще поведал Кириллу один ученик Иоанна. Сей великий воздержник много лет питался одним только хлебом, вместо же соли обыкновенно употреблял пепел, и с пеплом ел хлеб свой. Однажды забыл он затворить оконце келлии во время трапезы своей; ученик приник ко оконцу и увидел, как Иоанн ел хлеб с пеплом. Опечалился старец, что видели таковое пощение его, ученик же, желая утешить его, сказал: "не ты один делаешь так, отче, но и многие отцы этой лавры исполняют слово Писание: "Я ем пепел, как хлеб" (Псал. 101:10), – и этим утешил старца.
В то время возникла ересь Оригена. Многие прельщались ею и смущали Церковь Божию, а иные твёрдо противились ереси, и таковые нашли себе поддержку в преподобном Иоанне Молчальнике, который тогда оставил безмолвие и словом уст своих, как мечем, поражал еретиков, посекая и истребляя хульные учение Оригена. Об этом-то испытании, долженствовавшем постичь лавру, и было предсказано Иоанну Саввою преподобным в видении: ибо немалое гонение от еретиков было на лавру, так что даже мвогие из отцов-подвижников, заразившись еретическими учениями, впадали в сомнение и колебались умом. Вот ради чего благоизволил Бог, чтобы Иоанн здравствовал в лавре той, к утешению малодушных и укреплению немощных. В то время пришел к нему из Скифопольского округа Кирилл, который впоследствии описал житие его. Кирилл повествует о себе самом так:
- Когда я хотел оставить дом мой и идти к святому граду Иерусалиму, чтобы там в каком либо монастыре воспримет иноческое житие, христолюбивая мать моя заповедала мне, чтобы
без совета и повеление блаженного Иоанна не начинал я никаких дел для спасение души моей, "чтобы не поддаться тебе как-нибудь - сказала она - ереси Оригена и не пасть в начале подвига твоего". Достигнув Иерусалима, я пришел в лавру святого Саввы, поклонился достоблаженному Иоанну, открыл ему мысль мою и просил у него полезного совета. Он сказал мне:
- Если хочешь спастись, иди в монастырь великого Евфимия.
Отошел я от него и, как юный и неразумный, не послушал повеления его, но, достигнув Иордана, вошел в монастырь, называемый Арундинитский (тростный). Путь мой не был благоприятным; я впал в тяжкую болезнь, овладели мною скорбь и тоска о том, что я - странник и немощен телом. Тогда явился мне во сне преподобный Иоанн и сказал:
- Так как ты ослушался меня, то и наказан этою болезнью. Теперь встань и иди в Иерихон29; там в странноприимном доме аввы Евфимия найдешь некоего старого инока, следуй за ним в монастырь Евфимия - и спасешься.
Тотчас пробудившнсь, я почувствовал себя вполне здоровым и пошел, по повелению святого отца, в Иерихон; там нашел, как он и сказал мне, инока старого, добродетельного и благоразумного, который привел меня в монастырь Евфимия великого, где я поселился. Часто приходил я и в лавру святого Саввы к преподобному Иоанну и получал от него великую пользу душе моей. Раз я был смущен и обременен помыслами сатанинскими, но когда исповедал их преподобному, то молитвами его святыми немедленно получил облегчение, и мир возвратился в сердце мое.
Так поведал о себе инок Кирилл. Сего-то Кирилла преподобный Иоанн посылал в лавру Сукийскую с книгами к преподобному Кириаку отшельнику30.
Однажды Кирилл сидел у оконца келлии преподобного Иоанна. И вот пришел некий человек, именем Георгий, ведя сына своего, мучимого бесом, поверг его перед оконцем и сам отошел. Святой Иоанн познал, что лежащий и плачущий отрок одержим духом нечистым; движимый милосердием, он сотворил молитву и помазал его святым елеем, и тотчас дух нечистой оставил отрока, и он с того часа стал здоров.
Авва Евстафий, подвизавшийся после Сергия в пещере преподобного Саввы, муж духовный и благочестивый, поведал о себе:
- Некогда нашел на меня дух хулы и весьма смущал меня помыслами хульными на Бога и божественное, и был я в великой скорби. Пришел я к блаженному Иоанну Молчальнику, рассказал ему беду мою и прибег к помощи святых его молитв. Иоанн помолился обо мне Богу и потом сказал мне: Благословен Бог, чадо мое! Помысл хульный уже не приблизится более к тебе. Слова старца исполнились, ибо с того времени я не испытывал в себе помысла хульного.
Некая женщина родом из Каппадокии31, по имени Василина, диаконисса32 святой Константинопольской церкви, пришла в Иерусалим с племянником своим, человеком знатным; это был муж поистине добродетельный, хотя держался неправомыслия Севера33 и потому не находился в общении с святой кафолической Церковью. Благочестивая диаконисса прилагала много старания, чтобы обратить его к благоверию и присоединить к святой Церкви, и усердно просила каждого из святых отцов помолиться о нем Богу. Услышав о святом Иоанне, она пожелала и ему поклониться; когда же узнала, что женщины не входят в лавру, призвала Феодора, ученика Иоанна, и просила его, чтобы он пришедшего с нею человека отвел к святому старцу. Она веровала, что Бог молитвами Иоанна смягчит жестокосердие неправомыслящего и сотворит его достойным общение с кафолическою Церковию. Феодор взял поврежденного ересью мужа, пришел с ним к старцу, поклонился по обычаю и сказал:
- Благослови нас, отче!
Тогда старец сказал ученику:
- Тебя благословлю, но пришедшему с тобою нет благословения.
- Нет, отче, - возразил ученик, - обоих нас благослови.
Старец отвечал:
- Нет, не благословлю другого, пока не отречется он от злого еретического мудрования и не обещается присоединиться к Кафолической Церкви.
Неправомыслящий подивился благодатному прозрению старца; чудо это произвело в нем перемену, и он действительно обещался присоединиться к правоверным. Тогда старец благословил его, боговдохновенными своими наставлениями разрешил все сердечные сомнения его, приобщил его Пречистых Таин и отпустил его с миром, обратив к правоверию. Узнав о сем, благочестивая диаконисса Василина прониклась еще сильнейшим желанием видеть своими очами святого старца. Она задумала надеть мужеские одежды, прийти к нему в лавру и исповедать свои помышления. Извещенный Ангелом о намерении Василины, старец послал к ней сказать:
- Знай, что если и так придешь ко мне, как задумала, - всё же не увидишь меня; поэтому не трудись, но оставайся на месте, где теперь находишься, я же явлюсь тебе в сновидении, выслушаю, что ты хочешь сказать мне, и сам скажу, что Бог укажет мне возвестить тебе.
Ужаснулась диаконисса такой прозорливости преподобного Иоанна, что он издалека провидит помышления человеческие, и осталась, ожидая явления его. В одну из ночей явился ей в сновидении преподобный и сказал:
- Вот Бог посылает меня к тебе; скажи же мне, чего ты хочешь?
Она исповедала ему помышления свои, и приняла от него подобающее врачевание душевное. Преподав ей наставление, преподобный стал невидим, а Василина, пробудившись, воздала благодарение Богу.
Место, где стояла келлия преподобного, было каменисто и сухо; жесткость почвы, совершенно лишенной влаги, не позволяла там расти ни дереву, ни траве. Однажды преподобный взял семя смоковное34 и сказал ученикам своим Феодору и Иоанну:
- Слушайте меня, чада: если, по благодати Божией, семя это даст ростки на сем твёрдом камне, пустит ветви, и принесет плод, то знайте, что Бог дарует мне место упокоения в Царствии Небесном.
Сказав сие, он посадил семя на камне близ келлии своей. Бог же, по изволению Коего процвел сухой жезл Аарона, дал влагу твёрдому камню, и семени смоковному - произрастение, дабы показать, какую имеет у Него благодать верный раб Его. Из земли выросла смоковница и, понемногу поднимаясь, достигла даже до кровли келлии, потом и всю келлию покрыла ветвями своими, и со временем принесла плод - три смоквы. Сняв их, старец со слезами благодарил Бога, облобызал и вкусил их с учениками. По вкушении смокв тех, начал он приготовляться к кончине, уже будучи в глубокой старости35.
Прожив всех лет жизни своей сто четыре, он скончался36 в Господе Спасителе нашем, Ему же слава во веки. Аминь.

1 Молчальниками или безмолвниками назывались преподобные мужи, давшие и исполнившие обет добровольного безмолвия. Из строгих хранителей безмолвия, кроме преподобного Иоанна, известен еще преподобный Исихий, основатель афонского скита исихитов, безмолвствовавший в течение 12 лет (память его 3 го Октября) О важности подвига словесного воздержания см. в Мф. 1:36, Ефес. 4:29; 5:3-4, Иак. 3:2 и др.
2 Армения - область, находящаяся к западу от Малоазийского полуострова, к югу от Иверии, или Кавказа, к северу от Тигра и Евфрата Никополь - один из главных городов Армении
3 Маркиан, восточно-римский император, царствовал с 460 г. по 457. Следовательно, Иоанн родился в 454 году.
4 Колония - город в Римской Армении..
5 Севастия - главный город Армении, находившийся недалеко от истоков реки Галион.
6 Кн. Бытие гл. 3, ст. 7,10,11. Сознание наготы явилось у Адама следствием грехопадения; потомкам Адама оно служит вместе с тем напоминанием о грехе праотца и о печальных последствиях этого греха для всего человечества.
7 Зенон, греческий император, царствовал с 474 по 491 г.; Анастасий - с 191 по 627 г.
8 Юстиниан Великий царствовал с 627 г. по 566.
9 Речь идет о существовавшем в древности праве преследуемых и осужденных искать убежища в церквах.
10 Евфимий - патриарх Константинопольский с 490-496 г.
11 Лавра прп. Саввы освященного, память коего празднуется 5-го Декабря, находилась в 12 верстах на Восток от Иерусалима
12 Саллюстий - патриарх Иерусалимский с 486-494 г.
13 4 кн. Царств. гл. 4, ст. 27. У одной женщины из Сомана, оказывавшей гостеприимство пророку Елисею, умер сын. Пораженная горем, она отправилась к пророку на гору Кармил. Увидав ее издали, Елисей послал слугу своего Гиезия встретить ее и спросить о здоровье мужа и детей. Когда она подошла, и, не говоря ни слова, в великой скорби упала к ногам Елисея, а Гиезий хотел отстранить ее, - Елисей обратился к нему с приведенными выше словами, показывавшими, что пророк видел скорбь женщины, но не знал о причине ее.
14 Киновиями - (от греч. общий, жизнь) называются общежительные монастыри, в которых братия не только стол, во и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды представляют обязательно на общую потребу монастыря. Жизнь в этих монастырях не так трудна, как жизнь в пустыне, связанная с полным отречением от всяких удобств.
15 Стадия - мера длины у греков, равняющаяся приблизительно 88 нашим саженям.
16 С 494-617 г.
17 Скифополь - город лежавший в 620 стадиях от Иерусалима. В то время он был в цветущем состоянии и назывался Воротами рая, городом пальм и маслин. Теперь это - бедная деревня среди бесплодной пустыни.
18 Иудейская пустыня, в которой спасался Иоанн, разделялась на несколько частей. Внутренняя часть ее у северо-западных берегов Мертвого моря называлась Рува.
19 Мелагрия - малоизвестное пустынное растение Палестины горьковатого вкуса.
20 Дан. 14:39. Пророку Аввакуму было повеление от Бога - доставить пищу Даниилу, томившемуся во рве львином. Аввакум был чудесно перенесен для сего Ангелом из Иудеи в Вавилон и подобным же образом возвращен в Иудею.
21 Поприще - немного более нашей версты.
22 Сарацинами обыкновенно называются арабские разбойнические племена, кочующие в Аравии. Иногда же этим именем означаются все вообще мусульманские народы.
23 Аравия занимает обширный юго-западный полуостров Азии, омываемый водами Персидского залива.
24 Аскалон - палестинский город с гаванью, лежавший на Восточном берегу Средиземного моря, в 520 стадиях от Иерусалима.
25 Авва - отец; это наименование присваивалось
преимущественно начальникам монастырей.
26 Преподобный Савва преставился в 532 г.
27 Вифлеем - город, в котором родился Иисус Христос, к югу от Иерусалима.
28 Ливиада - местность на восток от Иордана.
29 Иерихон - один из самых древних городов Палестины -находился в расстоянии 6 часов пути от Иерусалима, на западном берегу Иордана.
30 Память его сентября 29-го.- Лавра Сукийская (по Сирскому наименованная, а по-гречески - Старая Лавра) была основана преп. Харитоном в первой половине IV в., и находилась в дикой отдаленной местности в пустыне Иудейской.
31 Каппадокия - самая восточная провинция Малой Азии, родина великих отцов и учителей Церкви: Григория Назианзина, друга его Василия Великого и Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.
32 Диаконисса - с греч. языка. Так назывался особый род служебных лиц в церкви, учреждение которых восходит ко временам Апостольским (Посл. к Римл. гл. 16, ст. 1. Сн. 1 Тимоф. 5, 3-10). На должность диаконисс, избирались пожилые (не моложе 40 л.) девственницы или вдовы. Обязанностями их было наставлять обращающихся жен и девиц, как они должны держать себя во время крещения, прислуживать епископу при их крещении и вместо него совершать помазание других частей тела, кроме чела, и т. д., наблюдать за порядком и благочинием среди женщин во время богослужения, посещать больных, бедствующих, заключенных в темницы, служить исповедникам и мученикам, содержимых под стражей, помогать неимущим и т. под. При Константинопольской церкви полагалось до 40 диаконисс. Относительно диаконисс есть несколько канонических правил, а именно: 4-го Вселенского Собора правило 15, 4-го правило 14 и св. Василия Великого правило 44-е.
33 Север - патриарх Антиохийский с 512-618 г. - один из умеренных представителей монофизитской ереси, признававший во Христе только одну природу Божественную, которая будто бы совершенно поглотила в Нем человеческое естество. Но Север, настаивая на единой природе Христа, допускал, однако, в ней различие свойств божеских и человеческих и признавал, что плоть Христова до воскресения была, подобно нашей тленной.
34 Смоковница - очень распространенное в Иудее дерево, с широкими листьями, дававшее очень вкусные плоды - смоквы.
35 Преп. Иоанн Молчальник скончался в 658 году. Мощи его, как бы живого, видел, русский паломник, игумен Даниил, в монастыре Саввы Освященного в начале XII века.
36 Когда святой достиг глубокой старости, ученик его отворил его келлию, чтобы служить ему. "Тогда я - повествует он, - вошедши к нему и видя страшное чудо с растением, внимательно обдумывал, как оно укоренилось, и нет ли трещины в камне, но не мог ее пойти, так что в удивлении сказал: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!" (Рим. 11:33), ибо долгое время живущие в лавре знают, что ни на открытом, ни на закрытом месте не растет смоковница или какое-либо другое дерево, по причине большого жара и сухости воздуха лавры. Если кто укажет на деревья малой киновии лавры, что при дороге, тот да знает, что они суть дело молитвы блаженного Саввы, нашедшего глубокую землю и обильные воды зимнего потока, равно и дело отцов киновии, доныне во всю зиму напояющих эти деревья водою из потока; притом многие старались над деревьями у потока, где была глубокая земля и, напояя их в продолжение целой зимы, едва в год могли получить произрастание, по причине сухости и большого жара".

ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иоанн Безмолвник (Молчальник), Савваит (ок. 454 - 558), б. епископ Колонийский, затворник, преподобный.

Родился около 454 года в городе Никополе Армянском в семье военачальника Енкратия и супруги его Евфимии. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву.

На доставшуюся ему после смерти родителей (472 г.) часть имения юноша Иоанн построил церковь во имя Пресвятой Богородицы. С 18 лет Иоанн вместе с десятью иноками жил при церкви в посте, молитве и воздержании.

По просьбе граждан города Колонии, митрополит Севастийский рукоположил в 482 году 28-летнего Иоанна в епископа Колонийской Церкви. Приняв церковное правление, преподобный не изменил строго аскетического образа жизни. Под влиянием святителя жили по-христиански и его близкие - брат Пергамий (приближенный императоров Зинона и Анастасия и племянник Феодор (приближенный императора Юстиниана).

На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник, муж сестры святителя - Марии. Новый правитель стал властно вмешиваться в духовные и церковные дела. В Церкви начались нестроения. Тогда святой Иоанн отправился в Константинополь и через архиепископа Евфимия просил императора Зинона защитить Армянскую Церковь от грубых посягательств.

Бегство с кафедры. Лавра Саввы Освященного

Удручаемый мирской бранью, Иоанн в 491 году тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Со слезами молил он Бога указать место, где ему жить и спастись. Явилась яркая звезда, которая привела Иоанна в Лавру преподобного Саввы. Иоанн, скрывший свое епископское достоинство, был принят в число братии простым послушником. По поручению святого игумена Саввы преподобный Иоанн более 4-х лет выполнял самые тяжелые работы на строительстве странноприимного дома и монастыря для новоначальных монахов. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счел его достойным рукоположения во пресвитера. Святителю пришлось открыть тайну патриарху Иерусалимскому Илии. По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве. Четыре года провел преподобный Иоанн в келлии, никого не принимая и не выходя даже в церковь.

Желая еще большего уединения и сугубого воздержания, преподобный Иоанн покинул Лавру и удалился в пустыню, где провел более девяти лет, питаясь травами. Здесь он пережил опустошительный набег сарацинов и не погиб только потому, что Господь послал ему защитника - свирепого льва, при виде которого враги не раз хотевшие убить преподобного, в страхе разбегались. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве святой Иоанна во время его жизни в пустыне.

Возвращение в обитель

Когда святой игумен Савва, надолго уходивший в Скифополь вернулся, он уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным об разом открыл всем насельникам Лавры, что Иоанн - епископ.

Когда преподобному Иоанну было семьдесят лет, скончался святой игумен Савва. Святитель глубоко скорбел об усопшем. Святой Савва явился ему в видении и, утешив, предсказал, что Иоанну предстоит много потрудиться в борьбе с ересью. И, действительно, Иоанн должен был покинуть свою келлию, чтобы укрепить братию в борьбе с ересью оригенитов.

Преподобный Иоанн Молчальник провел в Лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. Неустанным иноческим подвигом, неусыпной молитвой, смиренномудрием стяжал Иоанн благодать Святого Духа: по его молитве совершались многие чудеса; тайные мысли людей были для святителя явными; он исцелял больных и бесноватых; еще при жизни своей спасал от неминуемой гибели призывавших его имя; из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды.

В 558 году в возрасте 104 лет преподобный Иоанн Молчальник с миром отошел ко Господу.

Самый древний перевод жития Иоанна Безмолвника на слав. языке — в супрасльской Минее XI в.

Использованные материалы

http://www.days.ru/Life/life740.htm

http://www.days.ru/Life/life3059.htm

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК
    (Савваит) — преподобный (454—558 г.). После смерти богатых родителей своих (472) И. все богатство свое частью роздал бедным, частью употребил …
  • ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Савваит) ? преподобный (454?558 г.). После смерти богатых родителей своих (472) И. все богатство свое частью роздал бедным, частью употребил …
  • ИОАНН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (благодать Божия) - имя различных лиц, упоминаемых в Свящ. Писании Ветх. и Нов. Завета, именно: 2Езд 8:38 - сын Акатана, …
  • ИОАНН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Римский император в 423-425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ИОАНН в биографиях Монархов:
    Римский император в 423—425 гг. Иоанн был первым секретарем при императоре Гонории. После его смерти он захватил власть (Сократ: 7; …
  • ИОАНН КОНСТ. ПАТРИАРХИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    имя 14 константинопольских патриархов, из которых замечательны:И. II — патриарх константинопольский, прозванный "каппадокийцем", по месту рождения; избран в 518 г. …
  • МОЛЧАЛЬНИК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Человек, к-рый дал обет молчания из религиозных побуждений (устар.). 2. Молчаливый человек, а также (неодобр.) человек, …
  • ИОАНН
    ИО́АНН ФИЛОПОН (5-6 вв.), греч. философ и христ. богослов. Предст. александрийской школы неоплатонизма, автор многочисл. комментариев к Аристотелю. В учении …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СОЛСБЕРИЙСКИЙ (Johannes Saresberiensis)(ок. 1120-80), философ, предст. шартрской школы, епископ (с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН СКОТ ЭРИУГЕНА (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erigena) (ок. 810 - ок. 877), философ, по происхождению ирландец; с нач. 840-х …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН РИЛЬСКИЙ (ок. 876-946), монах-пустынножитель, святой Болг. церкви, основатель Рильского …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ПАВЕЛ II (Joannes Paulus) (р. 1920), папа Римский с окт. 1978. С 1964 был архиепископом Кракова. В 1967 получил …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕСТВИЧНИК (до 579 - ок. 649), визант. церк. писатель, монах-отшельник, в конце жизни настоятель монастыря на Синае. Автор популярного …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЛЕЙДЕНСКИЙ, Ян Бокелзон (Jan van Leiden, Jan Beukelszoon) (ок. 1509-36), голл. анабаптист, вождь Мюнстерской коммуны (1534-35). …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КУКУЗЕЛЬ, см. Кукузель …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРОНШТАДТСКИЙ (в миру Ив. Ил. Сергиев) (1829-1908), церк. деятель, проповедник, духовный писатель. Протоиерей и настоятель собора Андрея Первозванного в …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча), в христианстве предвозвестник прихода Мессии, предшественник Иисуса Христа; назван Крестителем по обряду крещения, к-рый он …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН КРЕСТА, см. Хуан де ла Крус …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ИТАЛ (2-я пол. 11 в.), визант. философ, ученик Михаила Пселла. Тяготение к традициям аристотелизма привело его к конфликту с …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ЗЛАТОУСТ (между 344 и 354-407), один из гл. отцов Церкви, архиепископ Константинополя (с 397), представитель греч. церк. красноречия. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДУНС СКОТ (Joannes Duns Scotus) (ок. 1266-1308), философ, ведущий предст. францисканской схоластики. Его учение (скотизм) противостояло доминиканской схоластике - …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ДАМАСКИН (ок. 675 - до 753), визант. богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греч. патристики; ведущий идейный противник …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ВОРОТНЕЦИ, см. Ованес Воротнеци …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БОГОСЛОВ (Евангелист Иоанн), в христ-ве один из двенадцати апостолов, любимый ученик Иисуса Христа. Присутствовал при воскресении Христа, его преображении, …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕССТРАШНЫЙ (Jean sans Реur) (1371-1419), герцог Бургундии с 1404. Глава бургиньонов. Организовал в 1407 убийство герцога Людовика Орлеанского, после …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН БЕЗЗЕМЕЛЬНЫЙ (John Lackland) (1167-1216), англ. король с 1199; из династии Плантагенетов. В 1202-04 потерял значит. часть англ. владений во …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН ХХIII (Giovanni) (1881-1963), папа Римский с 1958. В 1962 созвал 2-й Ватиканский собор, наметивший пути модернизации культа, организации и …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II Добрый (Jean II le Воn) (1319-64), франц. король с 1350; из династии Валуа. В ходе Столетней войны 1337-1453 …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН VI Кантакузин (ок. 1293-1383), визант. император в 1341-54. Будучи с 1341 регентом малолетнего имп. Иоанна V, возглавил мятеж феод. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН IV (?-1165/66), митрополит Киевский с 1164. После "церковной смуты" при Клименте Смолятиче и Константине I и фактич. расколе митрополии …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II (1087-1143), визант. император с 1118; из династии Комнинов. Одержал победы над печенегами (1122), сербами (ок. 1124), венграми (1129), …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН II (?-1089), митрополит Киевский с 1076/77. Основал Владимиро-Волынскую (ок. 1085) и Туровскую (1088) епископии. Автор "Послания" к папе Римскому …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН I (гг. рожд. и смерти неизв.), митрополит Киевский (до 1013 - сер. 30-х гг. 11 в.). Заложил новый дерев. …
  • ИОАНН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИО́АНН (в миру Стефан Митропольский) (1827-1914), церк. деятель, миссионер, проповедник. В 1870-77 епископ Алеутский и Аляскинский, в 1889 епископ Аксайский. …
  • ИОАНН в Словаре Кольера:
    (англ. John Lackland, фр. Jean sans Terre) (1167-1216), прозванный Безземельным, английский король из династии Плантагенетов. Иоанн, младший из пяти сыновей …
  • МОЛЧАЛЬНИК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    молча"льник, молча"льники, молча"льника, молча"льников, молча"льнику, молча"льникам, молча"льника, молча"льников, молча"льником, молча"льниками, молча"льнике, …
  • МОЛЧАЛЬНИК в словаре Синонимов русского языка:
    безмолвник, молчун, …
  • МОЛЧАЛЬНИК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. разг. Молчаливый, неразговорчивый человек. 2. м. устар. Монах, отшельник, давший обет …
  • МОЛЧАЛЬНИК в Словаре русского языка Лопатина:
    молч`альник, …
  • МОЛЧАЛЬНИК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    молчальник, …
  • МОЛЧАЛЬНИК в Орфографическом словаре:
    молч`альник, …
  • МОЛЧАЛЬНИК в Словаре русского языка Ожегова:
    PejorColloq молчаливый человек, а также человек, предпочитающий из осторожности не высказывать своего мнения, отмалчиваться молчальник! молчаливый человек молчальник Obs …
  • МОЛЧАЛЬНИК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    молчальника, м. (церк.). Человек, давший обет молчания из религиозных …
  • МОЛЧАЛЬНИК в Толковом словаре Ефремовой:
    молчальник 1. м. разг. Молчаливый, неразговорчивый человек. 2. м. устар. Монах, отшельник, давший обет …

Церковный календарь. 16 декабря (3 декабря ст. стиль).

Продолжается Рождественский пост.

Сегодня Церковь празднует память: прор. Софонии, жившего в VII веке до Р. Х. Прп. Феодула Цареградского, подвижника V века. Прп. Иоанна Молчальника, епископа Колонийского VI века. Сщмч. Феодора, архиепископа Александрийского VI - начала VII веков. Прп. Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца XIV-XV веков. Прп. Георгия Черникского XVIII века.

Святых XX века: сщмчч. Андрея Косовского, Николая Ершова, пресвитеров; исп. Георгия Седова.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы поразмыслим о духовной ценности молчания с помощью святого, для которого оно стало основным деланием.

Преподобный Иоанн Молчальник родился около 454 года в городе Никополе Армянском в семье военачальника Енкратия и его супруги Евфимии. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву. На доставшуюся ему после смерти родителей часть имения юноша Иоанн построил церковь во имя Пресвятой Богородицы.

С 18 лет Иоанн вместе с десятью иноками жил при церкви в посте, молитве и воздержании. По просьбе граждан города Колонии митрополит Севастийский рукоположил 28-летнего Иоанна во епископа Колонийского. Приняв церковное правление, преподобный не изменил строгого, аскетичного образа жизни. Под влиянием святителя жили по-христиански и его близкие: брат Пергамий (приближенный императоров Зенона и Анастасия) и племянник Феодор (приближенный императора Юстиниана).

На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник, муж сестры святителя. Новый правитель стал властно вмешиваться в духовные и церковные дела. В Церкви начались нестроения. Тогда святой Иоанн отправился в Константинополь и через архиепископа Евфимия просил императора Зенона защитить Армянскую Церковь от грубых посягательств.

Удручаемый мирской бранью, Иоанн тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим. Со слезами молил он Бога указать место, где ему жить и спастись. Явилась яркая звезда, которая привела архиерея в лавру преподобного Саввы. Иоанн, скрывший свое епископское достоинство, был принят в число братии простым послушником. По поручению святого игумена Саввы преподобный Иоанн более четырех лет выполнял самые тяжелые работы по строительству странноприимного дома и монастыря для новоначальных монахов.

Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счел его достойным рукоположения во пресвитера. Святителю пришлось открыть свою тайну Патриарху Иерусалимскому Илии. По благословению Первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве. Четыре года провел преподобный Иоанн в келье, никого не принимая и не выходя даже в церковь.

Желая еще большего уединения и сугубого воздержания, преподобный Иоанн покинул лавру и удалился в пустыню, где провел более девяти лет. Здесь он пережил опустошительный набег сарацинов и не погиб только потому, что Господь послал ему защитника - свирепого льва, при виде которого враги, не раз хотевшие убить преподобного, в страхе разбегались. Предание рассказывает о многих чудесах, явленных по молитве святого Иоанна во время его жизни в пустыне.

Когда святой игумен Савва, надолго уходивший в Скифополь, вернулся, он уговорил преподобного Иоанна оставить пустыню и вновь поселиться в обители. После этого Господь чудесным образом открыл всем насельникам лавры, что Иоанн - епископ.

Когда преподобному было семьдесят лет, скончался святой и богоносный отец - игумен Савва. Святитель Иоанн глубоко скорбел об усопшем. Святой Савва явился ему в видении и, утешив, предсказал, что ему предстоит много потрудиться в борьбе с ересью. И действительно, Иоанн должен был покинуть свою келью, чтобы укрепить братию в борьбе с ересью оригенитов.

Преподобный Иоанн Молчальник провел в лавре преподобного Саввы Освященного 66 лет. Неустанным иноческим подвигом, неусыпной молитвой, смиренномудрием стяжал Иоанн благодать Святого Духа: по его молитве совершались многие чудеса; тайные мысли людей были для святителя явными. Он исцелял больных и бесноватых, еще при жизни спасал от неминуемой гибели призывавших его имя. Из семени смоковницы, брошенного святителем в сухую почву, произросло прекрасное дерево и принесло плоды. В возрасте 104 лет преподобный Иоанн Молчальник с миром отошел ко Господу.

Для того, чтобы подчеркнуть сложность подвига молчания, хочется вспомнить слова из Послания святого апостола Иакова: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело. Вот, мы влагаем удила в рот конЯм, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть (Иак. 3, 1-10). И старая пословица гласит: «Слово - серебро, а молчание - золото».

Преподобне отче Иоанне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

(Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит)[греч. ᾿Ιωάννης ὁ ἡσυχαστής] (8.01.454 - 8.01.559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.). Источником сведений об этом святом служит его Житие, написанное при жизни И. М. Кириллом Скифопольским (557), его духовным сыном, а также Жития прп. Саввы Освященного и прп. Евфимия Великого , написанные тем же автором. И. М.- Кирилл Скифопольский точно указывает дату его рождения - происходил из богатой и влиятельной семьи, живущей в г. Никополь Армянский, члены к-рой на протяжении неск. поколений занимали высокие посты в гражданской и военной администрации империи и при дворе. После смерти родителей И. М. раздал имущество и на 18-м году жизни основал небольшую киновию, в к-рой вместе с ним подвизалось 10 иноков. Среди проч. аскетических подвигов И. М. практиковал отказ от омовений, не желая видеть своего обнаженного тела. Через 10 лет митрополит Севастийский рукоположил его во епископа г. Колония. На 9-м году его епископства муж его сестры, назначенный правителем провинции, стал вмешиваться в дела вверенной И. М. епархии, а также нарушать право убежища в церквах, особенно усугубились нестроения после смерти сестры И. М. Преподобный был вынужден отправиться в К-поль (490-491), где нашел защиту от притязаний своего родственника у свт. Евфимия I , патриарха К-польского. Устроив дела епархии, И. М. решил оставить мирскую суету и, дав распоряжения сопровождавшим его священникам, тайно отплыл в Иерусалим, откуда, ведомый небесным знамением в виде креста, отправился в лавру прп. Саввы Освященного. Он скрыл свой епископский сан и нес все обычные для новоначальных иноков послушания: носил воду, помогал на кухне, на строительстве странноприимного дома, затем стал заведовать лаврской гостиницей. Прп. Савва дал ему келью, где он в течение 3 лет пребывал в безмолвии, выходя из кельи только на службу в субботу и воскресенье. Через 3 года И. М. стал лаврским экономом, и по завершении срока его служения прп. Савва решил рукоположить его, для чего отправился вместе с ним в Иерусалим к свт. Илии I (II), патриарху Иерусалимскому. И. М. пришлось открыть Илии, что он уже был рукоположен во епископа, взяв с того обещание не разглашать тайну. Прп. Савва получил откровение о причине отказа Илии рукоположить И. М., но также сохранил все в тайне. И. М. жил в затворе до того момента, когда прп. Савва вынужден был во 2-й раз покинуть мон-рь и уйти в добровольную ссылку (503). И. М. также оставил мон-рь и отправился в пустыню Рува, где в уединении и безмолвии прожил 6 лет. Однажды, собирая траву, к-рая служила ему пищей, преподобный удалился от своего жилища и потерял обратную дорогу. Едва живой от усталости, он был перенесен к своему убежищу Божественной силой. Во время одного из набегов арабов в Палестину Бог послал льва охранять И. М. Вернувшийся из ссылки прп. Савва убедил И. М. вновь переселиться в лавру. Здесь преподобный провел оставшиеся дни жизни, безмолвствуя и не покидая кельи (даже для участия в похоронах прп. Саввы), за исключением тех неск. месяцев, когда власть в лавре была захвачена оригенистами (547).

К И. М. приходили за духовным советом как монахи лавры и близлежащих мон-рей, так и миряне. Еп. Еферий, который был в паломничестве в Иерусалиме и не смог отплыть к себе на родину из-за неблагоприятного ветра, в видении получил повеление пойти к И. М., у к-рого провел 2 дня. И. М. рассказал Еферию о том, что он сам был епископом, от него об этом узнали остальные монахи. Благодаря строгой аскетической жизни И. М. стяжал дар чудотворения, в т. ч. он исцелил бесноватого подростка, свидетелем чему был автор Жития Кирилл. Имея упование на Бога, И. М. посадил прямо на скале семя смоковницы, сказав, что если оно прорастет, то и Бог даст ему Царствие Небесное. Семя дало росток, а через 3 года на нем появились 3 смоквы. И. М. увидел в этом знак скорой смерти и стал готовиться к ней.

И. М. на протяжении всей жизни придерживался строго православных взглядов. Кирилл сообщает, что он был противником несторианина Феодора , еп. Мопсуестийского, и сторонником игумена лавры Геласия в борьбе с монахами-приверженцами оригенизма. Выступал И. М. и против монофизитов, о чем свидетельствует история с обращением из монофизитства в Православие племянника диакониссы Великой ц. Василины.

Почти все греч. рукописи Жития содержат приписку, что И. М. умер 7 дек. (без указания года). Однако перевод Жития на груз. язык, сделанный в кон. VII в., содержит указание, что И. М. скончался в среду 8 янв., т. е. в 559 г. (см. Garitte. 1954). Эту дату как более надежную принимает большинство ученых.

Келья И. М. сохранилась до наст. времени, она находится за пределами совр. территории мон-ря на вост. стороне ручья Кедрон и представляет собой башню, внутри к-рой на разных уровнях находятся собственно келья, цистерна и часовня, где можно было совершать также и Евхаристию. Келья была сооружена, а затем перестроена еще при жизни святого (Patrich. 1993. P. 337). Мощи прп. И. М. видел в мон-ре прп. Саввы рус. паломник игум. Даниил (1107) («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 59).

Визант. синаксари чаще всего помещают память И. М. под 7 дек., в др. греч. календарных и агиографических сборниках его память встречается также под 3, 6, 8, 9 дек., 8 янв. В Римском Мартирологе - 13 мая.

Самый древний перевод Жития И. М. на слав. язык содержится в Супрасльской Минее-Четье (XI в.). В слав. Прологе под 7 дек. помещено сказание об Иоанне Постнике, т. е. И. М. В Великих Минеях-Четьях митр. Макария под 5 дек. помещена синаксарная заметка, посвященная И. М. (названному Иоанном Постником), в котором приводятся важные сведения по церковной истории Палестины. Так, в заметке сообщается, что патриарх Иерусалимский Иоанн III отступил от правосл. положений IV Вселенского Собора в Халкидоне и впал в ересь монофизитства. Он принуждал И. М. присоединиться к ереси. Тот отказался, и, претерпев от патриарха бичевания, вынужден был уехать в К-поль. Затем еретики заключили его в темницу в Халкидоне, где И. М. пребывал 20 дней без хлеба и воды. Найдя его после этого живым, преследователи освободили его и прогнали из города. И. М. вернулся в лавру прп. Саввы, где и скончался, сотворив много чудес и написав неск. книг против еретиков (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 579-580). В основе этого сказания скорее всего лежит греч. оригинал, источником к-рого было несохранившееся пространное Житие. На то, что оно, по всей вероятности, существовало, косвенно указывает ремарка в Житии И. М. Кирилла Скифопольского: «И это, отобрав из много немного, я изложил письменно, опустив рассказ о его борениях за веру... и гонениях, которые он претерпел по Евангелию за апостольские учения. Но рассказать о его подвигах я предоставляю другим писателям - ведь я прекрасно знаю, что многие... после его кончины постараются описать борения, гонения и опасности, которые он претерпел за православную веру...» (Vita Ioannis. P. 221, 18-26).

Ист.: BHG, N 897-898; ActaSS. Mai. T. 3. Col. 14*-18*, 230-236; SynCP. Col. 277, 286-288, 292; MartRom. P. 187. Not. 6; Kyrillos von Skythopolis. Vita Ioannis Hesychastae / Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 201-222. (TU; Bd. 49. H. 2); idem. Vita Euthymii // Ibid. S. 71, 83; idem. Vita Sabae // Ibid. S. 105, 113, 189, 195; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 328; Житие св. Иоанна, епископа и Молчальника // Палестинский патерик. СПб., 1893. Вып. 3; ЖСв. Дек. С. 53-68.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. C. 492; Garitte G. La mort de S. Jean Hésychaste d"après un text georgien inédit // AnBoll. 1954. Vol. 72. P. 75-84; Festugi è re A. Les moines d"Orient. P., 1963. T. 3. 3: Les moins de Palestine. P. 9-33; Berrocchi P. Giovanni il Silenciario // BiblSS. Vol. 6. Col. 904-905; Flusin B. Miracle et histoire dans l"oeuvre de Cyrille de Scythopolis. P., 1983; Aubert R. Jean L"Hésychaste // DHGE. T. 27. P. 135-137; Hirschfeld Y. The Judaean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven, 1992; Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ: the Monasteries of Palestine, 314-631. Oxf., 1994; Patrich J. The Hermitage of St. John The Hesychast in the Great Laura of Sabas // Liber Annuus. 1994. T. 43. P. 315-337; idem. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, 4th to 7th Cent. Wash., 1995; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 231-232; Афиногенов Д. Е. Иоанн III, патриарх Иерусалимский,- православный или монофизит? // ВДИ. 2009. № 3. С. 13-17.

А. Б. Ванькова