Значение имени аарон. Путеводитель по библии Аарон библия

20.04.2015

Точное значение имени Аарон не известно, есть лишь предположения, по которым оно относиться к египетскому происхождению, и возможно, переводится, как «Великое имя».
По приданию Святой был сыном Амрама, а также считается потомком Левия. У него был брат и сестра. Сестру звали Мариами, и она была старше Аарона, брата звали Моисей, который был младше Аарона на 3 года. Жена Спасителя, Мариами (дочь Аминадава), родила ему 4-х сыновей. Назвали их: Авиуд, Ифамар, Навад и Елеазар.

В свое время после призвания Моисеем, Аарон стал вождем и боролся за освобождение Израиля. Таким образом, Бог сделал его в 83 года устами Моисея. Он должен был разговаривать с людьми вместо своего брата, который не любил вести разговоры с людьми.

Первое упоминание об Святом встречается в «Исходе». В этом писании он выступает под именем Аарон Левитянин. Из «Исхода» можно понять, что Священник отправился навстречу своему брату Моисею, который ушел в Египет после разговора с Богом.

Аарон в свое время был очень достойным человеком, однако он страдал из-за своего слабого характера. Довольно часто ему приходилось действовать по указанию других и весьма редко по изъявлению собственного желания. О слабости характера Святого свидетельствует, например, и такой факт, что в то время когда не было Моисея, он легко поддался требованиям людей при Синае, и изготовил специально ему тельца из золота.

Также был момент, когда Священник присоединился к своей сестре и начал нехорошо говорить о Моисее, но после перешел на сторону брата, когда тот ослушался указания Божьего и несколько раз посмел ударить по скале. Совершив это деяние, они были навсегда лишены счастья, ступить в земли обетованные.

Аарон прожил 123 года и умер на глазах у множества людей, которые сильно горевали об его кончине. Смерть настигла Святого на горе Ор. Гробница, расположенная на этой горе, сегодня арабами признается как сама погребальная Священника. Однако многие данные свидетельствуют о том, что она появилась намного позднее кончины Святого.

Священство Аарона – установление

Считается, что установление в священство является самым важным посвящением, которое когда-либо давал Господь людям. Говориться, что дается оно для сохранения религии во всем мире и является самым величайшим и вернейшим условием присутствия ее на земле, и впоследствии она даст духовное спасение человечеству.

Естественно, священничество было распространено и ранее. Роль служителя выполнял самый старейший в роду. Однако после было введено так, что необходимо перевести из этого неопределённого состояния и устройства священничества в новое учреждение, в котором существовал ряд правил и канонов, и отделялось оно от общей массы людей.

В обязанности служения теперь входило даже ношение определенного вида одеяния. Естественно, многие в патриархальном обществе были очень недовольны такими новыми решениями и нарушением старых устоев. Это негодование возросло в массах настолько, что Богу пришлось совершить чудо, чтобы в головах людей запечалилась истинная сущность нового учреждения.

Прообраз Иисуса Христа в образе Аарона

Положив начало священничеству, Святой Аарон, по праву может считаться прообразом Божественного начала, созданного для спасения, а именно можно проследить образ Иисуса Христа в прообразе и деятельности Святого. Такое заключение может напрашиваться после проведения параллелей между Иисусом Христом и Священником на основе двух заветов.

О том соотношении учит уже сам Павел, а после него остальные отцы и учителя церкви. Сам апостол в своих учениях указывает на очень близкое сходство между Христом и сыном Амрама, как в их образах, так и самом учении и священничестве. Никто самовольно не может присваивать звание священника ни Иисус, ни Аарон. Оба они были назначены на службу самим Богом. Но, несмотря на то, что оба получили свое благословение служить людям от Всевышнего, прослеживалось явное превосходство Христа. Так, Аарон мог только подготавливать и совершать спасение, которое окончательно завершал Иисус.

После Павла еще многие отцы превозносят напоминания о божественном признании Аарона. Кирилл Александрийский отмечал, что прослеживается в Святом прообраз Иисуса в духовном плане. Так, разделив Христа и Аарона при повелении следовать за Моисеем, было показано тем самым несовершенство и слабость Ветхого завета. Таким образом, можно судить о бесполезности и несовершенстве Моисеевых постановлений, в которые веруют некоторые иудеи отказавшихся от Первосвященника Иисуса Христа.

Аарон являлся человеком весьма красноречивым и, являясь прообразом Первосвященника, был дарован Богом Моисею в помощь для освобождения Израиля. Без помощи Священника, Моисею не удалось бы освободить город, ведь он был косноязычен в словах. Закон, существовавший в то время, был слишком маловажным и слабым, чтобы помочь в освобождении. В связи с этим, Бог даровал человечеству Иисуса, который и проводит спасение мира через священничество.

И вот, наконец, Аарон, посвящённый в священники, получает отличительное одеяние и священнические отличительные знаки от самого Создателя. Епископ Кирилл более подробно рассказывает в своих писаниях об одеянии Первосвященника. Из рассуждений следует, что спаситель носил первое имя означающее, что именно он является Первым Спасителем, а второе имя Христос указывает на принадлежность Спасителя к священникам, которые проводили служение. В итоге, оно так и есть, что Иисус и есть Аарон в своем начальном священническом обличии, являются продолжением одного.

Само писание не дает полного совершенного изображения Святого, а наоборот, она дает некоторую критику и подчеркивание несовершенства первого священника Израиля.

В свое время Моисею пришлось заниматься выманиванием прощения у Бога. Он просил его для своего народа и своего сподвижника. Таким образом, Моисеем и Аароном впервые был проделан круг откровения. Бог проявил милость к Святому и даровал ему прощение, которое после в полной мере проявилось в деяниях Иисуса Христа.



Святой Николай или, как его звали при жизни – Николай Толентинский появился на свет в 1245 году. Считается монахом – августинцем, кроме того, его причислила к лику святых Католическая церковь. По разным источникам, ...

Аарон
[Еврейское Ахарон ]
Значение имени точно не установлено, возможно соответствует египетскому «великое имя». Аарон был потомком Левия, сыном Амрама и Иохаведы (Исх 6:20 ; Чис 26:59 ). Он был моложе своей сестры Мариами и на три года старше брата Моисея (Исх 7:7 ). Аарон был женат на Елисавете, дочери Аминадава и сестре Наассона из колена Иуды (Чис 1:7 ). Она родила ему четырех сыновей – Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх 6:23 ). Призвав Моисея быть вождем и освободителем Израиля, Бог назначил Аарона говорить к народу вместо его косноязычного брата. Аарон должен был стать «устами» Моисея (Исх 4:16 ) и его пророком (Исх 7:1 ). Братья встречаются в пустыне (Исх 4:27 ), выступают перед старейшинами Израиля (стихи 28-31) и перед фараоном. При разговоре с фараоном и при первых трех казнях египетских Аарон владеет жезлом (Исх 7:9,19 ; Исх 8:5,17 ), который позднее действует только в руках Моисея. Аарон и Моисей получают Божье позволение на исход из Египта (Исх 12:31 ) и руководят народом в период странствования по пустыне (глава 16). Когда Моисей молится во время битвы израильтян с амаликитянами, Аарон вместе с Ором поддерживает его руки (Исх 17:12 ). Аарон вместе с Моисеем восходит на гору Синай (Исх 19:24 ), сопровождает вождя с двумя своими сыновьями, Надавом и Авиудом, и 70 старейшинами при торжественном заключении завета с Господом (Исх 24:1,9 ). Когда Моисей вновь восходит на гору Синай, то назначает вместо себя Аарон и Ора, которым на время своего отсутствия поручает вершить суд (стих 14). В последующие 40 дней Моисей получает от Бога среди прочих и повеление посвятить Аарона и его сыновей в священники (главы 28; 29). Потомки Аарона получили право наследовать первосвященство (Исх 29:29 ). Предназначение священников и их обязанности, права на жертвоприношения и их обеспечение – все это устанавливается Самим Богом (Чис 4:18 ). В то время как Моисей находится на горе, Аарон уступает давлению народа и воздвигает изваяние быка (золотой → ). Здесь Аарон проявляет себя человеком слабовольным, не имеющим авторитета вождя. Но вину за свою беспомощность и отпадение от Бога он перекладывает на народ (Исх 32). Моисей своим заступничеством спасает брата от гнева Божьего (Втор 9:20 ) и по сооружении скинии собрания посвящает Аарона и его сыновей в священство в соответствии с волей Господа (Лев 8). Особое положение Аарона подчеркивает прежде всего наперсник с 12 драгоценными камнями, а также урим и туммим. В день посвящения старшие сыновья Аарона Надав и Авиуд «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им»; за такое своеволие они были наказаны смертью (Лев 10:1 и следующие). О том, как строго Бог относится к священническому служению, свидетельствует не только их внезапная смерть, но и то, что Аарон, как первосвященник, не смел выражать свое личное горе, иначе ему тоже грозила смерть (стих 6). Наказуя, Бог остается верен Своему слову: «в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь» (стих 3). На втором году странствования по пустыне Аарон вместе с Мариамью выступил против Моисея. Они упрекали Моисея за «жену Ефиоплянку» и усомнились в его особом положении перед Богом. Можно предположить, что инициатива в этом выступлении принадлежала Мариами, которую Господь наказывает проказой. Аарон заступается за нее перед Моисеем, и, благодаря молитве последнего, ей даруется исцеление (Чис 12). Восстание Корея, Дафана и Авирона направлено не только против власти Моисея, но и против закрепления права на священство за Аароном и его сыновьями. Когда народ обвиняет Моисея и Аарона в смерти бунтовщиков, Господь посылает на израильтян поражение, которое Аарон предотвращает посредством жертвенного воскурения. Затем Господь вновь подтверждает священство Аарона: жезл Левия, на котором было написано имя Аарона, зазеленел и расцвел (главы 16; 17). В дальнейшем этот жезл был помещен в ковчег завета (Евр 9:4 ). В Кадесе Аарон оказывается причастным к вине Моисея, дважды ударившего жезлом по скале, тогда как ему следовало ограничиться словом. За это они оба теряют право войти в землю обетованную (Чис 20). Вскоре Господь отзывает Аарона. Моисей, по указанию Господа, восходит на гору Ор вместе с Аароном и Елеазаром. Там он снимает с Аарона первосвященнические одежды и облекает в них его сына Елеазара, который занимает место своего отца. Аарон умирает в возрасте 123 лет (Чис 33:39 ), и его оплакивают в течение 30 дней (Чис 20:23-29 ). Аарону недостает самостоятельности, в своих поступках он сильно зависим от других – Моисея, Мариами, народа. Значение Аарона как личности в том, что именно его Бог призвал в первосвященники Израиля. Но служение Аарона ограничено, что особо символизируется фактом сложения им перед смертью первосвященнические одеяния. В Евр 7:1 – Евр 9:1 подчеркивается ограниченность во времени и несовершенство Ааронова священства по сравнению с мессианским священством «по чину Мелхиседека» (Евр 5:6 ; Евр 7:11 ). Священников Израиля впоследствии обозначали как «сыновей Аарона». «Сыны Садока», служившие священниками в Иерусалимском храме с момента его освящения при Соломоне и до 171 года до Р.Х. (за исключением периода вавилонского плена), тоже принадлежат к потомкам Аарона.

Превратился в змея, а затем поглотил змеев, в которых превратились жезлы египетских волхвов) и вместе с Моисеем участвовал в ниспослании некоторых из десяти египетских казней .

Он был первым первосвященником и основателем единственного законного рода еврейских священнослужителей - коэнов . Священнический сан стал наследственным в его роде - против чего безуспешно восстал Корей , представитель левитов , со своими сообщниками. Избрание Аарона подтвердил Бог, когда его жезл чудесным образом расцвёл. Во время богослужения Аарон и его сыновья давали народу Аароново благословение . Аарон был также верховным судиёй Израиля и учителем народа. Во время пребывания Моисея на Синае Аарон, соблазняемый народом, сделал для него золотого тельца и за это народ был поражён Господом (Исх. ).

В Библии особенно отмечаются в характере Аарона черты примирительности, кротости и мягкости.

В христианстве

Потомками Аарона были отец и мать Иоанна Крестителя праведные Захария (так как он был священником) и Елизавета (Лк. ). Апостол Павел говорит о том, что священство Аарона преходяще, «ибо с ним сопряжён закон» (Евр. ), ему на смену идёт Иисус Христос - священник по чину Мелхиседека . В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец , ряд месяцесловов отмечает его память 20 июля вместе с днём Ильи-пророка и ряда других ветхозаветных пророков. Западная память Аарона - 1 июля , коптская - 28 марта .

В исламе

В исламе Аарон почитается под именем Харуна ибн Имрана, брата Мусы. Как и в Библии, отмечаются черты его характера - Аарон имеет прозвище Абул-Фарадж («отец утешения»). Мусульмане почитают могилу Аарона на горе Аарона (на арабском Джебль-неби-Харун , то есть Гора пророка Аарона ).

В искусстве

Изображение Аарона есть в алтарной части Киевской Софии . В византийском и древнерусском искусстве изображение Арона иногда встречается в иконах богородичного цикла («Богоматерь Неопалимая Купина» , «Похвала Богоматери»). С середины XVI века изображение Аарона встречалось обычно в составе пророческого ряда иконостасов .

Распространённые изобразительные сюжеты:

  • Восстание Корея
  • Расцветший жезл

См. также

Источник

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Напишите отзыв о статье "Аарон"

Ссылки

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  • // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . - М ., 1891-1892.

Примечания

Отрывок, характеризующий Аарон

– Mais, mon prince, [Но, князь,] – говорила Анна Михайловна, – после такого великого таинства дайте ему минуту покоя. Вот, Пьер, скажите ваше мнение, – обратилась она к молодому человеку, который, вплоть подойдя к ним, удивленно смотрел на озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны и на перепрыгивающие щеки князя Василья.
– Помните, что вы будете отвечать за все последствия, – строго сказал князь Василий, – вы не знаете, что вы делаете.
– Мерзкая женщина! – вскрикнула княжна, неожиданно бросаясь на Анну Михайловну и вырывая портфель.
Князь Василий опустил голову и развел руками.
В эту минуту дверь, та страшная дверь, на которую так долго смотрел Пьер и которая так тихо отворялась, быстро, с шумом откинулась, стукнув об стену, и средняя княжна выбежала оттуда и всплеснула руками.
– Что вы делаете! – отчаянно проговорила она. – II s"en va et vous me laissez seule. [Он умирает, а вы меня оставляете одну.]
Старшая княжна выронила портфель. Анна Михайловна быстро нагнулась и, подхватив спорную вещь, побежала в спальню. Старшая княжна и князь Василий, опомнившись, пошли за ней. Через несколько минут первая вышла оттуда старшая княжна с бледным и сухим лицом и прикушенною нижнею губой. При виде Пьера лицо ее выразило неудержимую злобу.
– Да, радуйтесь теперь, – сказала она, – вы этого ждали.
И, зарыдав, она закрыла лицо платком и выбежала из комнаты.
За княжной вышел князь Василий. Он, шатаясь, дошел до дивана, на котором сидел Пьер, и упал на него, закрыв глаза рукой. Пьер заметил, что он был бледен и что нижняя челюсть его прыгала и тряслась, как в лихорадочной дрожи.
– Ах, мой друг! – сказал он, взяв Пьера за локоть; и в голосе его была искренность и слабость, которых Пьер никогда прежде не замечал в нем. – Сколько мы грешим, сколько мы обманываем, и всё для чего? Мне шестой десяток, мой друг… Ведь мне… Всё кончится смертью, всё. Смерть ужасна. – Он заплакал.
Анна Михайловна вышла последняя. Она подошла к Пьеру тихими, медленными шагами.
– Пьер!… – сказала она.
Пьер вопросительно смотрел на нее. Она поцеловала в лоб молодого человека, увлажая его слезами. Она помолчала.
– II n"est plus… [Его не стало…]
Пьер смотрел на нее через очки.
– Allons, je vous reconduirai. Tachez de pleurer. Rien ne soulage, comme les larmes. [Пойдемте, я вас провожу. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы.]
Она провела его в темную гостиную и Пьер рад был, что никто там не видел его лица. Анна Михайловна ушла от него, и когда она вернулась, он, подложив под голову руку, спал крепким сном.
На другое утро Анна Михайловна говорила Пьеру:
– Oui, mon cher, c"est une grande perte pour nous tous. Je ne parle pas de vous. Mais Dieu vous soutndra, vous etes jeune et vous voila a la tete d"une immense fortune, je l"espere. Le testament n"a pas ete encore ouvert. Je vous connais assez pour savoir que cela ne vous tourienera pas la tete, mais cela vous impose des devoirs, et il faut etre homme. [Да, мой друг, это великая потеря для всех нас, не говоря о вас. Но Бог вас поддержит, вы молоды, и вот вы теперь, надеюсь, обладатель огромного богатства. Завещание еще не вскрыто. Я довольно вас знаю и уверена, что это не вскружит вам голову; но это налагает на вас обязанности; и надо быть мужчиной.]
Пьер молчал.
– Peut etre plus tard je vous dirai, mon cher, que si je n"avais pas ete la, Dieu sait ce qui serait arrive. Vous savez, mon oncle avant hier encore me promettait de ne pas oublier Boris. Mais il n"a pas eu le temps. J"espere, mon cher ami, que vous remplirez le desir de votre pere. [После я, может быть, расскажу вам, что если б я не была там, то Бог знает, что бы случилось. Вы знаете, что дядюшка третьего дня обещал мне не забыть Бориса, но не успел. Надеюсь, мой друг, вы исполните желание отца.]
Пьер, ничего не понимая и молча, застенчиво краснея, смотрел на княгиню Анну Михайловну. Переговорив с Пьером, Анна Михайловна уехала к Ростовым и легла спать. Проснувшись утром, она рассказывала Ростовым и всем знакомым подробности смерти графа Безухого. Она говорила, что граф умер так, как и она желала бы умереть, что конец его был не только трогателен, но и назидателен; последнее же свидание отца с сыном было до того трогательно, что она не могла вспомнить его без слез, и что она не знает, – кто лучше вел себя в эти страшные минуты: отец ли, который так всё и всех вспомнил в последние минуты и такие трогательные слова сказал сыну, или Пьер, на которого жалко было смотреть, как он был убит и как, несмотря на это, старался скрыть свою печаль, чтобы не огорчить умирающего отца. «C"est penible, mais cela fait du bien; ca eleve l"ame de voir des hommes, comme le vieux comte et son digne fils», [Это тяжело, но это спасительно; душа возвышается, когда видишь таких людей, как старый граф и его достойный сын,] говорила она. О поступках княжны и князя Василья она, не одобряя их, тоже рассказывала, но под большим секретом и шопотом.

В Лысых Горах, имении князя Николая Андреевича Болконского, ожидали с каждым днем приезда молодого князя Андрея с княгиней; но ожидание не нарушало стройного порядка, по которому шла жизнь в доме старого князя. Генерал аншеф князь Николай Андреевич, по прозванию в обществе le roi de Prusse, [король прусский,] с того времени, как при Павле был сослан в деревню, жил безвыездно в своих Лысых Горах с дочерью, княжною Марьей, и при ней компаньонкой, m lle Bourienne. [мадмуазель Бурьен.] И в новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он также продолжал безвыездно жить в деревне, говоря, что ежели кому его нужно, то тот и от Москвы полтораста верст доедет до Лысых Гор, а что ему никого и ничего не нужно. Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум. Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развивать в ней обе главные добродетели, до двадцати лет давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении. Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту. С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек. Несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему и точно так же, как архитектор, садовник или княжна Марья, дожидался назначенного часа выхода князя в высокой официантской. И каждый в этой официантской испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигурка старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз.


  • Исцелитель - берет на Себя заботу о благосостоянии народа при условии, что народ будет Ему верен.

  • Податель жизни в виде , исторжении воды из камня: только Господь Промыслом Своим чудесным образом ведет народ по пустыне.

  • Победитель - в , преградивших путь народу Божию. Одерживают победу те, кто обращается к Богу с молитвой (Моисей стоял в молитве, с воздетыми руками).

  • Третья книга Пятикнижия - Левит говорит об освящении человека, о полной отдаче его Богу. Основная мысль книги:«Итак, будьте святы, потому что Я свят, говорит Господь».

    Четвертая книга Моисея, Числа, посвящена судьбам Церкви и народа Божия. Еврейское название "Вай-Едаввер" ("и сказал"), или "Бемидбар" ("В пустыне") дано по первой строке "И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской...". Латинское название "Numeri", греческое "Аритмой" и русское "Числа" связано с обилием в ней исчислений народа по коленам и родам. Книга Чисел рисует общину, сосредоточенную вокруг святыни. Основные темы: служение Господу как необходимости для осуществления будущего спасения; соблюдение порядка в народе Божием; предостережение от заблуждений и неверия.

    Перепись населения и посвящение левитов

    После сооружения скинии по указанию Господа была произведена народная перепись - как знак близости сражений за землю обетованню: "И было всех вошедших в исчисление сынов Израилевых - по семействам их, от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля ... шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят". (Числ.1:45-46) При этом левиты не были исчислены в общей переписи, т.к. их служение было не воинским, а молитвенным, духовным. Во время Бог дал заповедь о посвящении Ему всех первенцев мужского пола; теперь Господь объявил представителей колена Левия принадлежащими Себе и замещающими первенцев из других колен Израиля.

    "Языческие жрецы рассматривались как существа, одаренные магической властью, происходящие от богов, владеющие сокровенными знаниями и силами. Иначе понимается священство в ветхозаветной Церкви.Потомки Аарона и все прочие левиты предлагаются Богу как жертва и дар , как замена первенцев, посвященных Творцу. Поскольку весь Израиль еще не в состоянии быть «царством священников», некая часть народа (левиты) замещает его перед лицом Ягве. Тем самым левиты становятся предстоятелями народа Божия , совершителями от лица Церкви жертвы-трапезы и других видов богослужения.

    Такое понимание священства удержалось и в новозаветной Церкви, но с одним важным изменением.«Царственное священство всего Израиля оставалось обетованием» (прот. Н. Афанасьев "Церковь Духа Святого"). Левиты постепенно превратились в замкнутую, наследственную касту. Между тем благодатный дар Нового Завета заключался в исполнении обетования. Все члены Церкви, «живые камни» ее здания (1 Петр 1,5) - ее «священство святое». Иерархический же строй ее обусловлен различием дарований (1 Кор 12,28) и необходимостью сохранения порядка в общине. Священник как предстоятель Церкви в таинстве Евхаристии может быть избран не только из определенного колена: им имеет право стать любой, кто поставлен Церковью." (А.Мень. Исагогика. Введение в Ветхий завет)
    ***

    Израиль покидает Синай и отправляется в путь

    После проведения переписи, посвящения левитов и празднования второй в истории Пасхи, в 20-й день второго месяца второго года после (и спустя год после дарования ) израильтяне покидают Синай и отправляются в странствование по пустыне, получив знак от Бога в виде поднявшегося над скинией облака присутствия Божия : "В тот день, когда поставлена была скиния, облако покрыло скинию откровения, и с вечера над скиниею как бы огонь виден был до самого утра. ...По повелению Господню отправлялись сыны Израилевы в путь, и по повелению Господню останавливались: во все то время, когда облако стояло над скиниею, и они стояли; и если облако долгое время было над скиниею, то и сыны Израилевы следовали этому указанию Господа и не отправлялись" (Числ.9:15-23)

    Израильтяне начали ощущать себя как войско: представители каждого колена шли под своим знаменем в определенном порядке, а во главе шествия левиты несли . "Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!" (Числ.10:35-36).

    Слова этой молитвы Моисея в новозаветную эпоху повторяются в православной молитве Честному Животворящему Кресту Господню : "Да воскреснет Бог, и рассеются враги Его , и да бегут от лица Его все ненавидящие Его..."

    Ропот против Моисея

    Разобщенные и соперничающие колена, а также примкнувшие к ним иноплеменники с трудом привыкали к мысли о единстве и пониманию своей миссии и цели, а тяготы странствия по пустыне (где они питались одной лишь ) начали вызывать массовое недовольство Моисеем и ропот на самого Господа. Положение в стане исторгает из души Моисея молитву-жалобу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят: «дай нам есть мяса». Я один не могу нести всего народа сего » (Числ.11:11-14).


    Даже родные брат и сестра Моисея, Аарон и Мариам начинают оспаривать его авторитет: «Одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам?» . Сам Бог ответил на это, противопоставляя пророческому дару, которым могли наделяться и другие израильтяне, Свою особую близость с Моисеем, величайшим среди пророков Ветхого Завета: "И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит ; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?" (Числ.12:1-8)

    Происходит наказание за ропот: в стане возникает пожар (но огонь стихает по молитве Моисея), затем Бог посылает в пустыню стаю перепелов, но вожделенное мясо не идет людям на пользу и многие погибают. Мариам на семь дней поражает проказа - знак отделения от общины (по закону, прокаженные находились «вне стана»).

    Разведка Земли обетованной и ее последствия

    Когда израильтяне достигли пустыни Фаран в северо-восточной части Синайского полуострова, Моисей посылает в Ханаан 12 разведчиков - предводителей каждого колена:"Народ, в лице своих самых авторитетных представителей - князей, должен был убедиться в том, что действительно исполняется обетование о даровании ему наилучшей, наиплодороднейшей из всех земель. Люди, постоянно во всем сомневающиеся, должны были наконец своими глазами узреть Святую землю - и возблагодарить Господа, заранее «вкушая верой» ее плоды. ...Именно вере, т. е. доверию Богу и Его обетованиям, учился Израиль в пустыне . То же относится и к каждому верующему в его земных странствиях" (Щедровицкий)

    Возглавил отряд Осия из колена Ефрема (сына ). До этого он уже проявил себя как военачальник в и как помощник Моисея (вдвоем они поднимались на гору Синай для получения ), а сейчас Моисей дал ему особое благословение, изменив его имя с Осия на Иисус Навин (Навин = cын Нава, или Нуна):

    "Ошеа, Гошва или Осия означает "освобождение / спасение" . К этому термину Моисей присоединяет имя Иеговы, "Иаг" , предуказывая в Иисусе Навине Божие орудие для спасения Израиля . Имя Иагошеа ("Господь спасает") произносится также как Иешуа. Наше чтение Иисус взято из греческого перевода. По разуму св. отцов и учителей Церкви, преемник Моисея, введший Израиль в землю обетования, былпрообразом Иисуса Христа , отверзшего верующим в Него врата Царства Небесного" (Лопухин. Толковая Библия).

    В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа: Iosue (англ. Joshua - "Джошуа " ) вместо Iesus (англ. Jesus -"Джизус" ), в то время как в греческой (и русской) православной традиции оба имени произносятся как "Иисус " (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как в западной традиции это излишне). (спасибо вики).

    Еврейская транскрипция Йехошу́а бин-Нун ; по-арабски Йуша бин Нун. Знатокам Стамбула имя Йуша может быть знакомо, и вот почему: "Гробница святого Юши (тур. Hazret-i Yuşa Türbesi) на вершине Холма Юши на азиатском берегу Босфора является местом паломничества турецких суфиев, полагающих, что Юша - это Иисус Навин. Вопрос о том, как могила пророка Юша оказалась в Бейкозе, остаётся открытым (любителям "Новой хронологии" на радость, ведь они полагают, что Голгофа находится именно там, а Иерусалим = Константинополь). Традиционное расположение гробницы Иисуса Навина - в Палестине .

    Но вернемся к развед.миссии израильтян: "И послал их Моисей высмотреть землю Ханаанскую и сказал им: пойдите в эту южную страну, и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? и какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? и каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях? и какова земля, тучна ли она или тоща? есть ли на ней дерева или нет? будьте смелы, и возьмите от плодов земли. Было же это ко времени созревания винограда." (Числ.13:18-21).

    Через сорок дней разведчики вернулись, осмотрев южные земли Ханаана в районе Хеврона, где

    "срезали виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое" - этот сюжет с гигантской виноградной кистью впоследствии пользовался популярностью у живописцев:

    Никола Пуссен, "Осень. Дары земли обетованной"

    Результаты разведки привели к замешательству израильтян, а призванные вдохновить народ разведчики начали сеять панику: "Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед , и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие... Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее . А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас ." (Числ.13:28-34 ).

    Иными словами, народ встретился с новым искушением - страхом перед неизвестностью и активными действиями. Иисус Навин пытался призвать сородичей к безоговорочному доверию Богу (которое одно только и может прогнать страх): "если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию и даст нам ее - эту землю, в которой течет молоко и мед; только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь ; не бойтесь их" (Числ.14:8-9).

    Народ упорствует, звучат призывы восстать против Моисея, Аарона и Иисуса, вернуться в Египет - после чего Бог уже во второй раз (после ) грозит уничтожить маловеров, чтобы произвести новый избранный народ от Моисея: "доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?" , и снова Моисей в молитве просит сохранить израильтян, несмотря на их угрозы побить его камнями: "Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе".

    Молитва Моисея услышана: "прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, искушали Меня уже десять раз , и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их ; все, раздражавшие Меня, не увидят ее". В Землю Обетованную, к которой подошли так близко, не войдет никто из поколения вышедших из Египта, за исключением тех, кто младше 20 лет, а также оставшихся верными Иисуса Навина и Халева (также участника разведки из колена Иудина). Разведчики, распространявшие демотивационные речи в народе, "умерли, быв поражены Господом".

    Поскольку народ Израиля оказался не готов, морально и духовно, освободиться от психологии рабства, взять за себя ответственность и сражаться за свое будущее, уповая на Бога, своего Избавителя - Бог назначает срок, за который народ должен будет обрести эту зрелость и веру: "По числу сорока дней , в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною." (Числ.14:20-34). Число сорок символически означало "срок, достаточный для совершения чего-либо"; фактически странствования продлились еще 38 лет, но вместе с предшествующим периодом от начала Исхода - как раз сорок лет.

    Еще один интересный комментарий: "Эту ночь великого ропота и противления, ночь с 8 на 9 число месяца Ав (соответствует июлю-августу), Бог назначил для поста и плача всем поколениям сынов Израиля, вплоть до окончательного избавления в конце времен. В эту ночь при каждом последующем отступлении народа возобновлялся также и прежний гнев Божий и свершались новые кары: именно в ночь на 9 Ава был разрушен вавилонянами первый Храм (586 г. до н.э.), а римлянами - второй Храм (70 г. н.э.). За разрушением Храма всякий раз следовало лишение народа государственности и изгнание из Святой земли." (Щедровицкий)

    Упомянутые десять раз, когда народ роптал против Господа : 1) при Чермном море; 2) в Мерре (где была горькая вода); 3) в пустыне Син (где жаловались на голод, перед явлением манны и перепелов); 4) при несоблюдении закона о неоставлении манны до утра; 5) при несоблюдении закона о несобирании манны в субботу; 6) в Рефидиме (где жаловались на жажду, и Моисей извлек воду из скалы); 7) при Синае (золотой телец); 8) в Тавере (где ропот был наказан пожаром в стане); 9) в Киброт-Гаттааве (где пали евшие перепелов); 10) в Кадес-Варни (откуда были посланы разведчики).

    Поскольку с первого раза евреи категорически не понимали волю Господа, они решились на военную вылазку в сторону Ханаана вопреки прямому указанию Господа и предупреждению Моисея, и без благословения в виде Ковчега завета (который всегда должен был сопутствовать израильтянам); были разбиты войсками амаликитян и ханаанеев и вернулись с поражением.

    Восстание Корея и расцветший жезл Аарона

    Новая волна политической борьбы возмущения в народе и оспаривания духовной власти Моисея и первосвященнической - Аарона началась с восстанием левита Корея, которого поддержали также "и Дафан и Авирон... сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди них Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? " (Числ.16:1-3 ).

    "«Все общество, все святы» … Весьма интересно, что подобными методами пропаганды из века в век пользуются тоталитарные властители: они без устали повторяют, что якобы народ в целом «безгрешен», «всегда прав» или «угоден Богу». Все это им «дает основание» попирать нравственные заповеди - «во имя народа». То же относится ко всякого рода лжеучителям, внушающим своим приверженцам уверенность в их особой избранности и святости…" (Щедровицкий)

    И снова по молитве Моисея и Аарона Бог не поражает весь народ, но подчеркнуто сверхъестественная кара постигает зачинщиков: Корей, Дафан и Авирон проваливаются под землю, а их сподвижников поглощает огонь из кадильниц, которые они воскурили, посягнув на право, данное только священническому роду Аарона.


    Чтобы еще раз наглядно показать, что Богу угодно видеть своими священниками только Аарона и его потомков, был поставлен "божественный эксперимент": в скинии перед Ковчегом завета возложено по жезлу (сухому деревянному посоху) от каждого колена, а жезл Аарона представлял левитов. На следующий день жезл Аарона"расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали ", и впоследствии, как явственное свидетельство богоизбранности рода Аарона, хранился в Ковчеге завета вместе с другими святынями.

    Образ "неоплодотворенного плодоношения" жезла Аарона в Средние века сделал миндаль символом девственной чистоты. Интересно (и для меня довольно неожиданно!) христианское толкование этого образа: чудесно процветший Ааронов жезл считается символом Богородицы и часто встречается в иконографии и гимнографии, являясь атрибутом как Аарона, так и Иосифа Обручника (по св. Иерониму, Иосиф был избран в мужья для Марии по аналогичному жребию - его жезл, оставленный в Храме, расцвел).

    Расцветший жезл Аарона как прообраз Пресвятой Богородицы:


    • рождение Девы Марии от безплодных родителей (в католической традиции - через непорочное зачатие): «произрастение сухого жезла указало Израилю предъизбрание священника; и ныне преславное рождество Девы от безплодной чудно являет светлое достоинство родивших». «Из корене прозябшая Давидова и Иессеова, Анна ныне растити начинает Божественный жезл, прозябший Таинственный Цвет - Христа, всех Зиждителя» .

    • рождение от Девы Марии Господа через непорочное зачатие от Св. Духа:«прозябе жезл иногда Ааронов, прообразующий Чистое Божественное Рождество, яко безсеменно зачнеши и нетленна пребудеши, и по рождестве девствующи явишися, Младенца питающи всех Бога» (Канон в честь введения во Храм Пресвятой Богородицы)

    • непорочность самой Богородицы: «тайный жезл, цвет неувядаемый процветший» , «цвет нетления», «неувядаемый цвет», «отрасли неувядаемые розга (ветвь)».

    Жезл Аарона - лишь один из ветхозаветных прообразов Богородицы . Пример отражения в иконографии: икона"Богоматерь с пророками" : вокруг Марии мы видим Моисея, Исайя, Иакова и Аарона с расцветшим жезлом в руке.
    И еще:"Расцветший жезл - мертвое дерево, вновь обретающее жизнь, - может рассматриваться как центральный символ всей Библии. Ибо это - знак воскресения из мертвых и Мессии, и народа Божьего, и, наконец, души каждого человека. Аарон - прообраз Христа, «Первосвященника вовек» . Именно его жезл и расцвел, что ознаменовало будущее воскресение Мессии." (Щедровицкий)

    Грех Моисея и Аарона

    Среди испытаний, пережитых в районе Кадеса, маловерие коснулось и самих Моисея и Аарона, когда народ снова охватило волнение по поводу нехватки воды.

    "И сказал Господь Моисею, говоря: возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду : и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды , и потекло много воды, и пило общество и скот его.

    И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему ." (Чис.20:7-12)


    Мне вначале было совсем не очевидно, чем именно здесь так сильно провинился Моисей, а тем более Аарон; ниже комментарии, раскрывающие эту тему; кроме того, нужно вспомнить особую духовную связь между этими братьями-пророками, начавшуюся с Исходом, когда Аарон был "устами" Моисея.

    "Теперь Моисей получает повеление «сказать» скале - в отличие от похожего события в Рефидиме, когда он должен был «ударить в скалу» (Исх.17:6). Источающая воду скала - образ «каменного сердца», которое под воздействием Духа становится источником «воды живой». ...Однако Моисей, измученный многолетним противлением отцов (т.е. поколения Исхода), не удержался от того, чтобы излить гнев на их сыновей (нового поколения, выросшего за 40 лет в пустыне). В данном случае - гнев собственный, а не Божий. Это - единственный случай, когда Моисей обратился к народу со своими, а не Господними, словами." (Щедровицкий)


    "Рассматриваемое с точки зрения проявления Божественного Правосудия, осуждение на смерть старца Моисея и Аарона может быть рассматриваемо в то же время и с точки зрения божественного милосердия: влияние смертного начала - плоти стало уже брать в Моисее перевес над его несокрушимым прежде духом. Дальнейшее пребывание устаревшего вождя с молодым, полным сил и необузданной энергии, израильским народом могло бы оказаться и не по силам для законодателя, и не в прежней мере благотворным для народа. То же нужно сказать и об Аароне..." (Лопухин. Толковая Библия).

    В то время (уже на исходе 40-летнего странствия по пустыне) израильтяне приблизились к границам царства Едомского (Едом, или Эдом, к югу от Ханаана и Мертвого моря, где жили идумеи - потомки , сына Авраама и брата Иакова) и попросили у местного царя разрешения пройти по его территории, но он не пропустил их. Можно провести параллель с историей прародителей израильтян и идумеев; подобным образом Иаков, возвращаясь в Ханаан с обретенной на чужбине семьей и стадами, приветствовал своего брата Исава. Идумеи могли бы помочь израильтянам или даже воссоединиться с ними, но не сделали этого; тем не менее, они остаются братским народом, с которым не благословляется война, и израильтяне идут в обход, вдоль юго-восточных границ Едома.

    В этих краях Аарон посвящает в первосвященники своего сына Елиазара и принимает свою смерть на горе Ор - по слову Господа, так и не увидев земли обетованной. Мариам, сестра Моисея и Аарона, умирает еще раньше, в Кадесе.

    Гора Ор находится на территории современной Иордании:




    (Фото: romti.livejournal.com/1644084.html)

    В Исламе Аарон почитается как пророк, была дочерью священника Матфана).

    По слову ап. Павла, Аарон как первосвященник - предшественник Иисуса Христа ; но священство Аарона, основанное на законе - преходяще, ему на смену идёт Иисус Христос - священник "по чину Мелхиседека" (Евр. 7).
    ***

    Медный змей

    У границы царства Едомского хананеи из города Арада выступили против израильтян. Но израильтяне побеждают их по молитве Господу и предают их города "заклятию " (объявленное "заклятым" подлежало уничтожению и не могло быть добычей; впрочем, согласно Щедровицкому , под заклятием подразумевалось не уничтожение народа, а изгнание с захваченной территории).

    Вскоре поднимается очередная волна малодушия: "и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища (т.е. манна небесная!)". Как постоянно подчеркивается в ветхозаветных текстах,восстание против воли Бога всегда приводит к трагическим событиям : на этот раз на стан нападают огненные змеи (евр. "ха нахашим ха серафим" - название может указывать на смертельное воспаление от укусов).

    Это приводит к покаянию : "И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей о народе. И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив." (Чис.21:5-8 )

    У многих народов, включая израильтян, змей был символом темных демонических сил (в частности, искусивший Еву ). Египтяне изображали поверженного змея в знак победы над ним Солнца. Возможно, медный змей, пригвожденный к знамени, был понятным для народа знаком победы над змеями. Впоследствии медный змей, евр. "Нехуштан" , стал одним из символов израильских блужданий по пустыне и спасительного действия Бога . Он хранился в скинии, а после в построенном вместо нее Храме. В какой-то период израильтяне начали поклоняться ему, как идолу, и при царе Езекии он был уничтожен.

    В Новом Завете Христос сравнивает Свой крест с медным змеем, вознесенным в пустыне, подобно знамени спасения: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 3,14). Таким образом, Медный змей - это прообраз Иисуса Христа , принявшего на Себя грехи человечества; укусы змеев представляют раны, которые наносит грех, а исцеление возможно только по вере, при обращении ко Кресту Христову - как получали исцеление израильтяне, глядя на медного змея.


    Федор (Фиделио) Бруни. Медный змий, окончательный эскиз одноименной картины (1839).

    Весь сорокалетний период странствования Израиля по пустыне можно разделить следующим образом:


    • от Египта до Синая - 2 месяца

    • у горы Синай - чуть больше года

    • странствование по пустыне от Синая до степей Моавитских - 38 лет,

    • в степях Моавитских в преддверии Земли обетованной - около 10 месяцев.

    Перечисление мест, где останавливались израильтяне (те, что определены на карте, отмечу курсивом ):

    • Станы в Египте : город Раамсес - исходный пункт; Сокхоф , в дне пути от Раамсеса; Ефам , близ крепости того же имени; Пигахироф, пред Ваал-Цефоном и Мигдолом, близ Чермного моря.

    • Станы по пути к Синаю : Мерра (где была "горькая вода"); Елим; стан у Чермного моря; стан впустыне Син ; Дофка у египетских рудников; Алуш; Рефидим (где случилась битва с амоликитянами); на равнине Эр-Раха у горы Хорив / Синай .

    • Станы по пути от Синая к земле обетованной : Киброт-Гаттаава ("гробы похотения" - где погибли объевшиеся перепелов); Асироф ; Кадес (в пустыне Фаран).


    Осев в северной части пустыни Фаран в оазисе Кадеш (греч. Кадес), израильтяне, вопреки воле Моисея, предпринимают военную вылазку в сторону Негева (южн. Палестина), но встречают сопротивление хананеев. После этого они возвращаются в пустыню к заливу Элат и оттуда, минуя Едом, направляются в Заиорданье, на равнины Моава.


    • Станы во время 38-летнего странствования по пустыне : Фимна; Риммон-Фарец; Ливна; Рисса; Кегелаф; на горе Шафер; Харада; Макелоф; Тахаф; Тарах; Мифка; Хашмона; Мосероф; Бене-Яакан; Хор-Агидгад; Иотвафа; Аврона; Ецион-Гавер ; Кадес

    • Последние станы от Кадеса : у горы Ор, у пределов земли Эдомской; Салмон; Пунон ; Овоф;Ийм-Аварим , на пределах Моава; Дивон-Гад ; Алмон-Давлафаим; на горах Аваримских , пред г.Нево ; на равнинах моавитских , у Иордана, против Иерихона.

    ***Продолжение следует...

    This entry was originally posted at

    ААРОН

    (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный, и имя общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником Еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея (Исх 28:1). Сын Абрама и Иохаведы, он происходил из колена Левина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем Египетским Фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его (Исх 4:16, 7:1); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия Евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых (Исх 6:23). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению (Евр 5:4), Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, Евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей, и когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу Египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх 27:4). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть (Исх 32:1-6). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами (Лев 8). Впрочем, вскоре после посвящения, двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т.е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа (Лев 10:1-7). Книга Чисел (3:4) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертно Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь (Лев 10:3). Незадолго до отбытия Евреев из пустыни Синайской, Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с Эфиопкой. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою (Чис 12 гл.). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся Евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авиана с 250 человек наиболее выдающихся Израильтян из других колен. "Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня (Чис 16:3). говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона (Чис 16:41): "вы умертвили народ Господень," вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14,700 человек. По приказанию Моисея, Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось (Чис 16:42-49). После сего наказания возмутителей первосвященство подтверждено за Аароном следующим знаменательным чудом: от всех 12-ти колен Моисей положил на ночь в скинию 12 жезлов с надписью на каждом имени родоначальника колена; по утру жезл колена Левина, с именем Аарона, расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис 17:8). Сей-то расцветший жезл и хранился долгое время после того при Ковчеге Завета, как явное доказательство того, что священство на веки утверждено Богом за Аароном и его сыновьями. Впрочем Аарон не дожил до вступления Израильтян в землю Обетованную. За недостаток веры во всемогущество Божие, обнаруженный им в пустыне Син, он умер ранее этого торжественного дня (Чис 20:12). В сороковом году по выходе из Египта Господь велел ему вместе с Моисеем, братом его, и Элеазаром, сыном его, взойти на гору Ор, и в глазах всего общества умереть на вершине оной (Чис 20:28). В кн. Второзакония место кончины Аарона называется Мозер (10:6), агора Ор и доселе называется у Арабов горою пророка Аарона (Джебель Гарун). На ней показывают доселе место его погребения. Народ Израильский почтил его кончину тридцатидневным плачем (Числ 20:29). Аарон скончался 123 лет от роду, в первый день пятого месяца. В Иудейском календаре в память его кончины в этот день полагается пост. Первосвященство после него перешло к старшему сыну его, Элеазару. В кн. Псалмов он называется святым Господним (Пс 105:16). Священники в позднейшие времена часто назывались домом Аароновым и сынами Аароновыми, в честь их великого родоначальника. По общей хронологии рождение Аарона было в 1574 г. до Р.Х., призвание в 1491 г., посвящение в 1490 г., и смерть в 1451 г.