Жрицы рима. Храм весты - олицетворение мощи и незыблемости вечного города. Девственность как залог божественной чистоты

Весталками в древнем Риме были 6 !!! женщин жриц, посвященных богине Весте, богине огня каждого римского дома и всего римского государства. Да, всего лишь 6 !!!

Выбирались в жрицы Весты девочки в возрасте 6-10 лет. У них не должно было быть физических недостатков. Их родители должны были быть свободными гражданами Рима и быть живы.

С этого момента юная жрица обретала новый дом и покидала свою семью. Она переезжала в самое сердце Рима, в Atrium Vestae на Форуме.

Теперь ее жизнь разделялась на три этапа. Первый, когда она обучалась жреческому ремеслу. Второй, когда выполняла свои жреческие обязанности. И третий, когда уже она обучала молодых весталок.

Если жрица Весты отличилась в заслугах перед городом и пользовалась большим уважением, то в ее честь в атриуме могли установить ее статую. Такие мраморные статуи сохранились до наших дней. И мы можем посмотреть в лицо этим удивительным женщинам и попытаться разгадать тайну их жизней.

Рим открывал перед избранной девой великое будущее. Для нее это был уникальный шанс выйти из под опеки отца и не попасть под власть мужа. Получить привилегии влиять не только на общественную жизнь, но и на политическую.

Судьей и владыкой ей был только главный жрец города Pontifex Maximus -Великий Понтифик. Первым, известным нам по имени понтификом, был Нума Марций живший в Риме в 712 году до нашей эры.

После исчезновения языческих жрецов, Римские Папы взяли себе этот титул. Таким образом Pontifex Maximus существует, как минимум, с 8-го века до нашей эры и до сегодняшнего дня непрерывно.

А самый первый понтитфик, возможно, провел ритуал еще при закладке города. Так это описал Плутарх.

“…вырыли круглую яму и сложили в неё первенцев всего, что люди признали полезным для себя в соответствии с законом, и всего, что сделала необходимым для них природа, затем каждый бросил туда же горсть земли, принесённой из тех краёв, откуда он пришел, и всю эту землю перемешали”

Видимо сработало, раз город столько столетий жив и неплохо себя чувствует. А я всегда говорю, что Ватикан много чего знает, но молчит. И титул, произнесенный 20 столетий назад, титул Великого Понифика и главного жреца города Рима и Римской империи, до сих пор произносится на этой земле с почетом и уважением. Хоть и принадлежит теперь католической вере. В непрерывности и древности сила?



Но вернемся к жрицам Весты и их привилегиям.

Весталки могли передавать наследство по завещанию и свидетельствовать в суде. А это была привилегия только свободных мужчин. Поэтому воспринимали ли их как женщин в римском обществе? Или все-таки для граждан римской империи они были существа без пола? Не женщины, но девушки, которые были по правам подобны мужчинам?

Об этом может многое рассказать их одежда.

Платье весталок соединяло элементы девичьего наряда невесты, жены-матроны и даже юноши. По описаниям из римских текстов и найденным мраморным изображениям весталок мы знаем, что в одеянии весталок были стола, палла, витта, инфула, суффибулум и золотая булла.

Стола это туника до пят, которую одевали матроны поверх нижней туники. Снизу ее обшивали оторочкой instita , а шейный вырез обшивали пурпурной каймой. Рукава столы достигали до локтей, но не были сшиты, а скреплялись с помощью застежек. Столу подпоясывали поясом, создавая красивые складки. Этот пояс назывался strophium и по примеру матрон носился старшими весталками выше талии. Такие пояса можно увидеть на скульптурах.

Стола римской матроны была символом ее законного брака. Femina stolata стала даже почетным титулом замужней женщины, которая имеет право носить это одеяние, в отличии от иноземок, гетер и рабынь.

Палла имела форму квадратной или прямоугольной ткани, часто с вышивкой. Сначала палла была нижней одеждой, но уже с времен ранней республики она становится верхней одеждой. В этот кусок ткани закутывались, а во время жертвоприношений даже укрывали голову. Наверное этот вид одежды в чем-то напоминает индийское сари.

Прическа весталок six crines из шести кос , подчеркивала жреческий стан и напоминала о том, что весталок всего шесть. Прическа six crines украшала так же голову невесты в день ее бракосочетания, возможно чтобы подчеркнуть ее чистоту и невинность. Кто был первым с six crines невесты или весталки неизвестно. Но все же число 6 указывает на жриц, как первоисточник.

Витта это священная повязка которую могли носить жрицы, весталки и свободные женщины Римской империи. Снова символ чистоты. У девушки такая повязка была одиночная и она была частью убранства невесты, а замужние женщины носили две. Женщины легкого поведения не могли носить ни 6 кос ни витту.

У весталки была одна витта, как у невесты.

Инфула это шерстяная повязка , от 4х до 7ми витков, которой весталки обматывали несколько раз голову во время проведения ритуалов. Инфула также украшала голову невесты.

Золотая булла. Рим.

Голова старшей весталки покрывалась покрывалом-суффибулум (suffibulum). Прямоугольный белый кусок ткани накидывался на голову, превращаясь в капюшон, который спадал на плечи и мог закрепляться брошью -фибулой.

Необычным маскулинным артефактом весталки была золотая булла . Это амулет, который одевался мальчику, ребенку римских граждан на девятый день после рождения и носился им до достижения совершеннолетия.

Давайте посмотрим на весталку обобщая то, что мы о ней знаем:

Она может оставить свое имущество по завещанию, как мужчина.

Она носит золотую буллу амулет, как несовершеннолетний мальчик.

Она может свидетельствовать в суде, как мужчина.

Она носит одну повязку витту, как невеста.

У нее прическа из шести кос, как у невесты.

Во время ритуалов ее голову украшают 4-7 витков повязки инфулы, как и у невесты.

Она повязывает пояс, как замужняя матрона.

Она носит столу, как замужняя матрона.

С ее головы на плечи ниспадает плат-суффибулум белого цвета.

Все ее одежды белого цвета, отображающие ее чистоту.

Будучи девственницей, она выполняет ритуалы, которые должны обеспечить плодородие.

Ее обувь также белого цвета и сделана из кожи жертвенных животных.

Она не меняет цвет одежды для траура, когда покидает мир, кто-то из ее родственников. Она формально вне любой семьи и родственных отношений.

Единственный раз, когда весталка одевает черную одежду, это если она нарушила обет чистоты и ее закопают заживо.

Так выглядел храм Весты.




Столь строгое отношение к чистоте весталок было связано с тем, что их считали ответственными за жизнь и безопасность Рима. Ведь эти дамы заботились о ларах и пенатах государства, которые были эквивалентами домашним божествам, что находились в каждом доме Римской империи.

Они принимали участие не только в праздниках Весты и своего святилища, но и во многих других ритуалах и процессиях. Но главное, они были причастны к каждому жертвоприношению в городе и не только. Ведь любое жертвоприношение сопровождалось посыпанием соленой мукой жертв. И эту муку, для всех религиозных церемоний, как раз и готовили весталки.

Важнейшим было участие понтифика и весталок в празднике Eordicidia или Hordicidia - празднике заклания стельной коровы (лат. forda). Здесь проводились ритуалы для обеспечения в наступающем году плодородия и благополучия. Его справляли на Капитолии и в тридцати куриях. Пепел неродившийся телят, который хранили весталки, использовался для очищения на празднике Парилий 21 апреля.

Амулет fascinus. Хранителями таких амулетов были весталки.

Поэтому столь строго следили за чистотой жриц. У них в руках был инструмент для очищения всего города. Но, несмотря на запреты, мы знаем о 15 случаев нарушения закона.

Но, при этом сама мать основателей Рима, Ромула и Ремуса, по легенде была весталкой королевской крови.

Еще одна весталка девственница дала жизнь шестому правителю Рима по имени Servius Tullius. По преданию из царского очага появился бесплотный фалос. Вот от него жрица и забеременела.

Так как под опекой весталок находились культовые амулеты fascinus-фалосы, то не удивительно, что такая история стала восприниматься как реальная.

При Августе, к обычным привилегиям для жриц, добавились почетные места на играх и в театрах. Что было очень статусно по тем временам.

Древнейший в Римской истории культ весталок просуществовал почти 1000 лет и дожил до 4-го столетия нашей эры, пока император Феодосий (346-395 гг), последний император единой страны, не погасил священный огонь Весты и опустошил ее храм, упразднив жреческий клан хранительниц лар и пенатов.

Может поэтому Римская империя и развалилась на две части, чтобы исчезнуть с лица мировой истории, как единая древняя держава Ромула и Ремуса, детей весталки?

Когда насильно уничтожают культ Богини хранительниц домашнего очага и разгоняют ее жриц, то что может ожидать правителя и его государство?

Страна распалась, сначала на Восточную и Западную. А затем Великая Римская Империя канет в лету.

Реконструкция одежды римских жещин Judith Sebesta 1990 год. На основе изображений nodus Herculaneus. Девушка, невеста, матрона и вдова.

Примечания:

Лары и пенаты – боги и хранители домашнего очага. В каждом доме был алтарь, где им приносились жертвы. Мы до сих пор говорим “вернуться к родным пенатам”.

Пенатов изображали две фигуры, которые хранились в специальном шкафу, возле очага. Возможно хранители того, что спрятано в кладовой.

Лары связывались с самим очагом, хотя были и лары перекрестков, фамилии (рода), моря, земли, частные и государственные. Были даже лары путешественников. Алтари им существовали и вне дома. Особенно им поклонялись на перекрестках. Более всего это похоже на духов-хранителей и защитников связанных с пересечением каких либо порогов и дверей.

Интересный обычай может характеризовать этих божеств. Так римская невеста брала три монеты, одну она подносила ларам дома мужа, одну ларам на перекрестке, а третью отдавала мужу.

Покидая дом пенаты брали с собой. А лары охраняли дом в отсутствии хозяев. Может это подобие домового?

Культ ларов и пенатов, также как и культ Весты имел долгую историю и был запрещен указами того же Феодосия. Но мы до сих пор говорим “вернутся к родным пенатам”. Возможно духи домашнего очага вечны, пусть даже сменили имя. Домовой? Не так ли их теперь зовут?

Copyright©Эжени МакКвин 2017

Литература:

Н. А. Кун. Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях. М.: Республика, 1996.

Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1964

Адрес: Италия, Рим, Римский Форум
Координаты: 41°53"30.2"N 12°29"10.2"E

Содержание:

Краткое описание

Храм Весты (Tempio di Vesta) – одно из наиболее древних и значимых культовых сооружений Рима . Это некогда величественное строение, от которого к настоящему времени остались одни развалины, было возведено на знаменитом Римском Форуме и посвящено богине Весте, хранительнице домашнего очага.

Общий вид храма Весты

Римский Форум (Forum Romanum) – площадь в центральной части Древнего Рима – служил в те времена местом сосредоточения всей общественной жизни горожан и постепенно обрастал все большим количеством значимых для них монументов, зданий и сооружений. Храм Весты стал одним из них и расположился в его юго-восточной части неподалеку от храма Цезаря.

Он составил единый архитектурный комплекс с Домом Весталок и был функционально и топографически объединен с резиденцией Великого понтифика – Регией. В нем вечно горел Священный огонь, и хранились важнейшие святыни Римского государства, по преданиям, доставленные сюда из Трои Энеем. Главной из них была деревянная статуя Паллады, которую в римской мифологии отождествляют с богиней Минервой, а в греческой – с Афиной. И которая, являясь по сути талисманом для места, в котором хранится, служила оберегом для этого города во время Троянской войны. Этот античный палладиум и другие, священные для римлян предметы, с тех времен были надежно спрятаны в тайнике храма Весты (предположительно в глубине его подиума), попасть в который было возможно только из святилища. Изображения самой богини Весты в этом культовом месте никогда не было, ее олицетворял здесь вечно горящий Священный огонь .

Вид храма со стороны храма Диоскуров

Культ Весты в Древнем Риме

Богиня Веста – покровительница домашнего очага и хранительница жертвенного огня (в греческой мифологии известная под именем Гестия). Ее культ в Риме по разным преданиям возник благодаря основателю и первому царю этого города Ромулу или, что вероятнее всего, его второму царю – Нуме Помпилию, правившему с 715 по 673 год до н. э., и построившему здесь посвященный Весте храм с жертвенником, огонь в котором символизировал силу и бессмертие Вечного города, незыблемость Римского государства и неизменность его порядков и устоев. Поэтому, чтобы Священный огонь не потухал, он постоянно поддерживался сначала дочерьми царя, затем шестью жрицами богини – девственницами-весталками.

Каждый год 9 июня в Риме отмечался праздник Весты, римляне босиком приходили в храм, приносили своей богине жертвы, просили у нее покровительства и заступничества для своего города и своих домашних очагов. В этот праздник было запрещено заставлять работать ослов, так как по преданиям крик этого животного разбудил богиню в тот момент, когда ей грозила опасность (ее намеревался обесчестить Приап).

В своих крайне редко встречающихся скульптурах богиня Веста представлена в виде молодой, богато одетой девушки с покрытой головой. Несколько чаще ее изображения можно было встретить на монетах: с палладиумом, факелом, скипетром, патерой (блюдом для жертвоприношений).

Вид храма со стороны Дома весталок

Весталки – самые почитаемые жрицы Древнего Рима

Главной обязанностью весталок было поддержание жертвенного огня в храме Весты . Считалось, что пока он горит, с городом не может произойти ничего плохого. За потухшее пламя весталки жестоко наказывались плетьми. Лишь раз в год этот огонь намеренно гасился и тут же зажигался вновь – на Новый год (он отмечался тогда в Риме 1 марта), тогда же весталками обновлялись ветви лавра в храме. От нового пламени римляне зажигали огонь в очагах римских курий.

Помимо этого весталки отвечали за проведение посвященных богине ритуалов и были главными хранительницами священных символов города и государства. В дни празднования в честь Весты (весталии) они торжественно выносили из храма пепел от Священного огня и сбрасывали его в Тибр.

Для посвящения в жрицы богини Весты выбирали исключительно девочек благородного происхождения в возрасте 6-10 лет, без пороков и изъянов. Они должны были исполнять возложенные на них обязанности в течение следующих трех десятков лет: первый десяток обучались, второй – служили, третий – обучали других. Подчинялись они непосредственно верховному жрецу, который возглавлял Коллегию понтификов.

Звание жрицы Весты приносило весталкам множество бонусов положения: они имели в Риме большой почет, уважение и влияние в обществе – им доверяли на хранение ценности и документы, они могли даровать жизнь осужденным на смерть и побежденным гладиаторам (в отсутствие на бое императора). Плюс такие материальные блага и привилегии, как дом с садом, приличное состояние, места в императорской ложе, передвижение по городу на колеснице и др. За особые заслуги весталкам ставились статуи, а за их оскорбление посягнувшему на их честь и достоинство грозила смертная казнь. Расплачивались они за то, что имели, обетом целомудрия на весь срок службы. За его нарушение весталкам полагалась жестокая смерть – лишившуюся девственности жрицу заживо хоронили (закрывали в специально вырытой землянке с небольшим количеством еды и питья), а ее сообщника пороли до смерти. Но по окончании 30 лет службы в храме весталки получали право жить обычной жизнью и при желании могли выйти замуж.

Существует легенда, по которой Рея Сильвия, мать основателей Рима Ромула и Рема, тоже была весталкой и поплатилась жизнью за то, что нарушила данный ею обет целомудрия.

Первоначально (в VII в до н.э.) храм Весты на Римском Форуме был построен в полном соответствии с духом и стилем римских жилищ того времени – представлял собой глинобитное сооружение, покрытое соломой и тростником . История существования храма насчитывает множество случаев, когда он подвергался опасности разрушения, разграбления и пожаров, а потому неоднократно перестраивался и восстанавливался. Историками выделяется семь этапов в его существовании и, соответственно, семь вариантов самого строения. Первым считается храм из глины, вторым – из кирпича. Он был серьезно поврежден в результате пожара в 390 г. до н. э. и отстроен уже из камня в комбинации с деревом, но и ему не удалось избежать разрушения, виной которому – пожар 241 г. до н.э. Восстановленный в очередной раз, храм снова едва не сгорел в 210 г. до н.э., когда во время пожара пострадало множество зданий вокруг него. Своим спасением храм Весты тогда оказался обязан 13-ти рабам, получившим свободу за этот свой подвиг. В таком виде сооружение просуществовало более 200 лет, после чего снова пострадало в огне, а затем было перестроено на этом же месте, но уже в мраморе. Еще раз храм практически полностью сгорел в великом пожаре 64 г. н. э., после чего спустя всего лишь год был вновь восстановлен Нероном.

И последний раз храм богини Весты после очередного сильного пожара в 191 году был подвергнут реконструкции, осуществленной Юлией Домной, женой римского императора Септимия Севера. С этого момента храм стал представлять собой то круглое каменное сооружение в форме толоса на высоком подиуме, с колоннадой и коническим куполом из металла, развалинами которого мы сегодня и любуемся на Римском Форуме. Храм Весты перестал действовать в 394 году, когда последний император единой Римской империи, Феодосий I Великий, наложил запрет на языческое вероисповедание. С того времени он медленно, но верно приходил в упадок.

Храм был обнаружен и идентифицирован итальянским археологом Родольфо Ланциани в результате раскопок 1877 года. В ходе дальнейших раскопок конца XIX века были обнаружены подиум и различные архитектурные фрагменты стен, колонн, пилястров, относящиеся к последней реставрации Юлии Домны. Эти находки вместе с монетами и рельефами, изображающими храм Весты, позволяют достаточно точно реконструировать это античное сооружение . Храм был беломраморным, имел 20 колонн в римско-коринфском стиле, соединенных между собой металлическими решетками, а также облицованный мрамором подиум и куполообразную крышу с отверстием посередине для выхода дыма от Священного огня.

Веста Веста

(Vesta). Римская богиня семейного очага, соответствовавшая греческой Гестии. Но культ ее в Риме носил главным образом общественный характер. В ее святилище, находившемся в центре города, поддерживался постоянно священный огонь шестью жрицами, называемыми весталками. Главный надзор за культом Весты принадлежал “великому понтифику” (Pontifex Maximus), который наказывал жриц, если по их оплошности погасал огонь. Весталки были девы и за нарушение обета целомудрия подвергались погребению заживо. В первый день марта возобновлялся священный огонь неизвестным образом. В каждом доме Весте поклонялись вместе с Ларами и Пенатами.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ВЕСТА

(Vesta), в римской мифологии богиня священного очага городской общины, курии, дома. Соответствует греческой Гестии. Культ В., восходящий к древнейшим индоевропейским традициям, один из исконных в Риме, был тесно связан со святынями города: палладием, привезённым Энеем и хранившимся в храме В. как залог мощи Рима, и регией - жилищем царя. Жрицы В. - весталки избирались из числа девочек 6-10 лет; они должны были сохранять девственность в течение 30 лет, за нарушение этого запрета замуровывались живыми. Весталки поддерживали в очаге храма В. постоянный огонь как символ государственной надёжности и устойчивости (Serv. Verg. Aen. X 228), участвовали в обрядах, изготовляли смеси из муки, соли, пепла жертвенных животных во время жертвоприношений (т. н. mola salsa; Serv. Verg. Buc. VIII 820). Хотя угасание огня В. считалось дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево, а от него зажигались огни очагов курий; одновременно хранившиеся в храме священные лавры заменялись на новые (Маcrob. Sat. I 12, 6). В частных домах В. посвящался вход в дом - вестибул (Serv. Verg. Aen. II 469). Впоследствии В. отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром, с огнём как чистейшим элементом (Ovid. Fast. VI 218 след.; Serv. Verg. Aen. II 296), её причисляли к пенатам Рима, т. к. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и В. (Macrob. Sat. Ill 4, 6). Изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.
е. м. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Веста

Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся "Пен" (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и весталки - жрицы богини Весты. Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. Они поступали в обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой провинностью весталки было "осквернение огня Весты" - нарушение данного ею обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью - ее зарывали живой в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную особу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей. За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена. Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась. Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо важные услуги, воздвигались статуи(1). Старшая по возрасту среди них называлась главной весталкой и руководила всеми остальными. В Риме ежегодно 9 июня справлялись празднества в честь богини - хранительницы государства и семейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами и жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и масла. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч. (1. Подобных статуй было найдено несколько, и хотя лица их повреждены, но прекрасно сохранились все детали одежды и головных уборов этих жриц.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

ВЕСТА

в римской мифологии хранительница огня, горящего в очаге. Римляне даже называли очеаг по её имени - "веста". Веста почиталась и как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся «Пен» (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и шесть весталок - жриц богини Весты. Римляне считали, что огонь чист и непорочен, поэтому служить Весте могли только девственницы. Самой тяжкой провинностью весталки было «осквернение огня Весты» - нарушение обета целомудрия. Согрешившая весталка каралась жестокой смертью - ее живой зарывали в землю. Во время казни весь город был погружен в глубокую печаль. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел огромное значение в жизни римского государства. Пока в святилище пылал огонь Весты, а в храме хранились священные предметы, Рим оставался крепкой и могучей державой.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Синонимы :

Смотреть что такое "Веста" в других словарях:

    - (лат. Vesta). 1) богиня целомудрия, у древних римлян, старшая дочь Сатурна и Реи; у греков Гестия. 2) одна из планет, вращающаяся между Марсом и Юпитером; открыта астрономом Ольбером, в 1807 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка

    Ы, жен. Заимств.Производные: Весточка; Вета.Происхождение: (В римск. мифологии: Веста богиня домашнего очага и огня. От греч. hestia домашний очаг.) Словарь личных имён. Веста ы, ж. Заимств. Производные: Весточка; Вета. [В римск. мифологии: Веста … Словарь личных имен

    Веста - (Уссурийск,Россия) Категория отеля: Адрес: Ленинградская Улица 52 Б, Уссурийск, Россия … Каталог отелей

    Гестия Словарь русских синонимов. веста сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) богиня … Словарь синонимов

    веста - ы, ж. veste f. 1. В средние века куртка с узкими длинными рукавами, не сшитыми, а скрепленными по локтевому шву в нескольких местах. Мерцалова 1 525. 2. Вид камзола. Культ. 18 в. 1981 60. По окончании обеда, дал он <Суворов> мне весьма… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В римской мифологии богиня домашнего очага, культ которой отправлялся жрицами весталками. Соответствует греческой Гестии …

    Одна из крупнейших (диаметр 555 км) малых планет (.4), открыта В. Ольберсом (Германия, 1807). Расстояние Весты от Солнца изменяется от 2,2 до 2,6 а. е … Большой Энциклопедический словарь

    - (иноск.) цѣломудренная дѣвица, хранительница прекраснаго, чистаго, священнаго огня. Ср. Ты моя муза, говорилъ Александръ Надинькѣ: будь Вестою этого священнаго огня, который горитъ въ моей груди; ты оставишь его и онъ заглохнетъ навсегда.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Греческая богиня Гестия (в римской мифологии - богиня Веста ) есть олицетворение домашнего очага, на котором всегда горит священный небесный огонь, поддерживаемый всеми членами семьи. Этот очаг есть центр семейной жизни: семья, собираясь вокруг него, укрепляла свои узы. И вместе с тем очаг - это место, куда античная семья ставила своих домашних богов. Тут, вокруг священного очага, вдали от суетной и шумной общественной жизни, семья находила мир и покой; тут должны были существовать только согласие, любовь и чистые, целомудренные нравы. И все это могла даровать богиня Гестия (Веста), и она же должна была охранять семейный очаг от всего дурного.

Богиня Гестия (Веста) была старшей дочерью бога Кроноса (Сатурна) и богини Реи. Проглоченная отцом, Богиня Гестия (Веста) только впоследствии увидала свет, когда бога Кроноса (Сатурна) принудили вернуть проглоченных детей.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Священной стихией люди издавна считали огонь. Это свет, тепло, пища, то есть основа жизни. С почитанием огня связана у древних богиня Веста и ее культ. В храме Весты в Древнем Риме горел вечный огонь как символ семьи и государства. У других индоевропейских народов неугасимый огонь тоже поддерживался в храмах огня, перед идолами, и в священных очагах домов.

По легенде она родилась от бога времени и богини пространства, то есть возникла первой в мире, предназначенном для жизни, и, наполнив энергией пространство и время, дала старт эволюции. В отличие от других божеств римского пантеона, богиня Веста не имела человеческого облика, она была олицетворением светоносного и животворного пламени, в ее храме не было статуи или иного изображения этого божества. Считая огонь единственной чистой стихией, римляне представляли Весту девственной богиней, не принявшей брачных предложений Меркурия и Аполлона. За это верховный бог Юпитер наделил ее привилегией быть самой почитаемой. Однажды богиня Веста едва не стала жертвой эротических желаний бога плодородия Приапа. Пасущийся неподалеку осел громким ревом разбудил задремавшую богиню и тем спас ее от бесчестия.

С тех пор в день празднования Весталий ослов было запрещено запрягать в работу, а на светильнике богини была изображена голова этого животного.

Очаги Весты

Ее пламя означало величие, процветание и устойчивость Римской империи и не должно было погаснуть ни при каких обстоятельствах. Самым священным местом в римском городе был храм богини Весты.

Считается, что обычай зажигать вечный огонь в честь защитников своей родины берет начало из традиции почитания этой богини. Поскольку римская богиня Веста была покровительницей государства, храмы или алтари ее возводились в каждом городе. Если его жители уезжали из города, они увозили с собой пламя с алтаря Весты, чтобы зажечь его там, куда прибудут. Вечный огонь Весты поддерживался не только в ее храмах, но и в других публичных зданиях. Здесь устраивали встречи заграничных послов, пиры в их честь.

Весталки

Так назывались жрицы богини, которые должны были поддерживать священный огонь. Девочек на эту роль отбирали тщательно. Они должны были быть представительницами самых знатных домов, обладать несравненной красотой, нравственной чистотой и целомудрием. Все в них должно было соответствовать образу великой богини. Свою почетную службу весталки несли тридцать лет, все это время проживая при храме. Первое десятилетие было посвящено постепенному обучению, в другие десять лет они скрупулезно исполняли ритуалы, а последнее десятилетие обучали своему ремеслу молодых весталок. После этого женщины могли вернуться в семью и выйти замуж. Тогда их называли «Не вестами», тем самым подчеркивая право на замужество. Весталок чтили с тем же пиететом, что и саму богиню. Почет и уважение к ним были такими сильными, что в силах весталок было даже отменить казнь приговоренному, если он во время их шествия встречался им на пути.

Весталки должны были свято хранить и оберегать свою девственность, поскольку нарушение этого правила было сродни падению Рима. Также бедствиями государству грозило угасшее пламя на алтаре богини. Если то или другое происходило, весталку карали жестокой смертью.

История, семья и государство

История и судьба империи была в сознании людей так тесно связана с культом Весты, что падение Рима напрямую связывали с тем, что правитель Флавий Грациан в 382 году от Рождества Христова погасил огонь в храме Весты и упразднил институт весталок.

Понятия семьи и государства в Древнем Риме были наравне, одно считалось средством укрепления другого. Поэтому богиня Веста считалась хранительницей и семейного очага. Исследователи считают, что в древности верховным жрецом Весты был сам царь, подобно тому, как глава семейства был жрецом домашнего очага. Каждая фамилия считала эту огненную богиню и личной своей покровительницей. Пламя отчего очага представители рода поддерживали с той же щепетильностью, что и весталки в храме, так как считалось, что этот огонь означает крепость родственных уз и благо всей семьи. Если пламя вдруг гасло, в этом усматривали дурное предзнаменование, а ошибка тотчас исправлялась: при помощи увеличительного стекла, солнечного луча и двух деревянных палочек, которые терли друг о друга, огонь разжигали вновь.

Под пристальным и благожелательным оком богини Весты проводились брачные церемонии, в ее очаге пекли свадебный ритуальный хлеб. Здесь заключались семейные договоры, узнавали волю предков. Ничего дурного и недостойного не должно было происходить перед священным огнем хранимого богиней очага.

В Древней Греции

Здесь богиня Веста называлась Гестией и имела то же самое значение, покровительствуя жертвенному огню и семейному очагу. Ее родителями были Кронос и Рея, а самым младшим братом — Зевс. Греки не отказывались видеть в ней женщину и изображали ее в виде стройной величественной красавицы в накидке. Перед каждым значимым делом ей приносили жертвы. У греков сохранилась даже поговорка «начинать с Гестией». Главным очагом богини огня считалась гора Олимп с ее небесным пламенем. Античные гимны воспевают Гестию «зеленотравной» владычицей «с ясной улыбкой» и призывают «счастьем повеять» и «здоровьем с целящею дланью».

Славянское божество

Была ли своя богиня Веста у славян? Некоторые источники говорят о том, что так звалась у них богиня весны. Она олицетворяла пробуждение от зимнего сна и начало цветения. Животворный огонь в данном случае воспринимался нашими предками как могучая сила, являющая магическое воздействие на обновление природы и плодородие. Не исключено, что языческие обычаи, в которых задействован огонь, связаны с обожествлением этой богини.

Пригласить в свой дом славянскую богиню весны было не трудно. Достаточно восемь раз обойти жилище по часовой стрелке, приговаривая «Удача, счастье, изобилие». Женщины, которые весной умывались талой водой, имели, по поверьям, шанс долго оставаться молодыми и привлекательными, как сама Веста. Славянская богиня символизировала также и победу света над тьмой. Поэтому ее особо превозносили в первый день нового года.

Кто такие весты у славян

Так называли девушек, знающих премудрости ведения хозяйства и ублажения супруга. Их можно было без боязни выдавать замуж: из вест получались добрые хозяйки, мудрые жены и заботливые матери. В противоположность этому, невестами звали как раз тех молодых особ, которые были не готовы к замужеству и семейной жизни.

Боги и звезды

В марте 1807 года немецкий астроном Генрих Ольберс открыл астероид, который назвал именем древнеримской богини Весты. В 1857 году английский ученый Норман Погсон дал открытому им астероиду имя древнегреческой ее ипостаси — Гестии.