1 подвиг сергия радонежского краткое содержание. Житие сергия радонежского в пересказе бориса зайцева. Шаблоны технологической карты

Сергий Радонежский родился 3 мая 1314 года в селе Варницы под Ростовом. При крещении будущий святой получил имя Варфоломей. В семь лет родители отдали его учиться грамоте. Сначала обучение давалось мальчику очень плохо, однако постепенно он изучил Святое писание, заинтересовался церковью. С двенадцати лет Варфоломей начал строго поститься, много молился.

Основание монастыря

Примерно в 1328 году будущий иеромонах вместе с семьей переехал в Радонеж. После смерти родителей Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном ушли в пустынные места. В лесу на холме Маковец они построили небольшой храм Троице.

В 1337 году, в день памяти мучеников Сергия и Вакха, Варфоломей принял постриг под именем Сергий. Вскоре к нему стали приходить ученики, на месте церкви образовалась обитель. Сергий становится вторым игуменом и пресвитером обители.

Религиозная деятельность

Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского – Троице-Сергиев монастырь. Узнав о возникновении обители, вселенский патриарх Филофей прислал игумену грамоту, в которой отдавал должное его деятельности. Преподобный Сергий был высокоуважаемой личностью в княжеских кругах: он благословлял правителей перед битвами, примерял их между собой.

Кроме Троице-Сергиевого за свою краткую биографию Радонежский основал еще несколько монастырей – Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Почитание памяти

Сергий Радонежский был причислен к лику святых в 1452 году. В произведении «Житие Сергия», основном первоисточнике жизнеописания иеромонаха, Епифаний Премудрый писал, что за свою жизнь святой Радонежский множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека.

Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении. 25 сентября, в день смерти святого, верующие празднуют день его памяти.

Другие варианты биографии

  • В «Житие Сергия» рассказывается, что Варфоломей научился читать и писать благодаря благословению святого старца.
  • Среди учеников Сергия Радонежского были такие известные религиозные деятели, как Авраам Галицкий, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, преподобный Андроник, Пахомий Нерехтский и многие другие.
  • Жизнь святого вдохновила многих писателей (Н. Зернова, Н. Костомарова, Л. Чарскую, Г. Федотова, К. Случевского и др.) на создание художественных произведений о его судьбе и деяниях, в том числе ряда книг для детей. Биография Сергия Радонежского изучается школьниками в 7-8 классах.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Радонежского поможет вам лучше усвоить материал.

Подвиги Сергия Радонежского

8 октября Православная церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Вспоминаем 7 его подвигов, укрепляющих веру и вдохновляющих на ее дела.

ПОБЕДЫ НАД БЕСАМИ И ПРИРУЧЕНИЕ ЗВЕРЕЙ

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие «прикоснуться» к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. »Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется», — говорится в житии этого святого.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОНАХОВ НА ВОЙНУ

Это событие — одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война — «две вещи несовместные», но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский «отправил» Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

НАСТОЯЩЕЕ ПРИЧАСТИЕ

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. «Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду…» Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

ВОСКРЕСЕНИЕ МАЛЬЧИКА

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет». Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

ПОДВИГ СКРОМНОСТИ

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!»
Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: «Я не достоин».

ХЛЕБА ДЛЯ МОСКВЫ

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. «Скажи, отец, откуда вы?» — спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: «Мы - воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы». Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: «Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде».

ПОДБРОШЕННЫЙ ЦАРЬ

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья имели троих дочерей, но не имели наследника. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество — пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей. У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней — преподобный Сергий. Далее житие повествует: «Он приблизился к Великой княгине - и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим». Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.

Имя Сергия Радонежского и краткая биография преподобного знакомы не только верующим людям, но и любителям истории. Исследователи по-разному относятся к чудесам, творимым святым при жизни и после смерти, признавая или отрицая наличие у него божественного дара. Но с тем, что этот мудрейший человек внёс огромный вклад в объединение русских земель, развитие культуры и укрепление позиций православия на Руси, соглашаются все учёные.

Рождение и детство

Основным источником сведений о биографии Сергия Радонежского является произведение Епифания Премудрого, ученика преподобного старца. Точной информации о том, в каком году родился Сергий, в «Житие» не представлено. Исследователи, основываясь на труде Епифания, называют следующие даты: 1314 г., 1319 г., 1322 г.

Известно, что младенец появился на свет в благородной семье, жившей под Ростовом, предположительно в селе Варницы. При крещении ребёнку было дано имя Варфоломей. Его родители, Кирилл и Мария, были людьми верующими и часто брали сына с собой в храм или на церковную службу.

В семь лет мальчика отдали в школу. В отличие от своих братьев, старшего Стефана и младшего Петра, учёба давалась ему с трудом. Задания учителей Варфоломей выполнял медленно и никак не мог освоить грамоту. Родители и педагоги старались повлиять на него, но их попытки не увенчались успехом. Только благодаря терпению, старанию и труду мальчик не только научился читать, но и весьма преуспел в этом. С большим интересом он стал изучать Священное Писание .

Есть и другая версия того, каким образом ребёнку, изначально не проявлявшему таланта к чтению, удалось в короткие сроки освоить грамоту. Однажды отец отправил Варфоломея искать затерявшихся в поле лошадей. Выполняя поручение, мальчик случайно увидел странника, одетого в чёрную ризу, прилежно молящегося Господу.

Ребёнок, доверчиво рассказав старцу о том, что хочет научиться читать, но никак не может освоить эту науку, и попросил незнакомца обратиться к Богу, чтобы тот помог ему в изучении грамоты. Святой старец исполнил просьбу мальчика и предсказал, что теперь он будет учиться лучше своих братьев и других сверстников. Так и произошло.

К удивлению родителей, Варфоломей стал с лёгкостью читать псалмы, чего ранее у него никак не получалось. Таинственный старец сообщил родителям мальчика, что их сын избран Богом и ему суждено помочь многим людям понять заповеди Божьи.

Ближе к двенадцати годам Варфоломей совершил свой первый духовный подвиг. Он стал строго соблюдать церковный пост. По средам и пятницам мальчик и вовсе отказывался от еды. Часто он не спал ночами, проводя время в молитвах. Матери не нравилось такое поведение сына, но повлиять на него она не могла.

Истории о чудесном научении грамоте и строгом соблюдении поста юным Сергием Радонежским описаны Епифанием в «Житие». Иные сведения и факты о детстве и отрочестве святого неизвестны.

Монашеский постриг

В 1328 году (в других источниках встречаются 1330, 1334 и 1341 годы) семья переезжает жить в город Радонеж. После смерти родителей Варфоломей принимает судьбоносное решение. Он оставляет свою часть наследства Петру и уходит в Покровский Хотьковский монастырь, где уже находился его старший брат.

Спустя некоторое время он уговаривает Стефана отправиться вместе с ним на пустынное жительство. В «Житие» есть сведения, что братья после длительных поисков нашли подходящее место в чаще леса, где был источник питьевой воды. Там они соорудили келью, а затем и маленькую церковь, которую освятили во имя Святой Троицы.

Вскоре Стефан понял, что жизнь одинокого отшельника, полная лишений и трудностей, ему не подходит. Он покидает своего брата и поселяется в Богоявленском монастыре. Позже он был облечён в сан священника и стал игуменом.

Варфоломею же пустынная жизнь пришлась по вкусу. Он принимает постриг и нарекается именем Сергий. Через некоторое время рядом с ним начинают селиться другие монахи, ставшие позже его учениками. Число их постепенно увеличивалось.

Игуменство и основание монастырей

В 1354 году Сергий становится игуменом основанного им монастыря и начинает устанавливать там свои порядки. Он вводит правило, согласно которому все иноки должны были усердно трудиться и самостоятельно обеспечивать себя. Просить подаяния запрещалось.

Дела не всегда шли успешно. Случалось, что монахам не хватало еды. Сергий своим примером показывал, как нужно стойко сносить все трудности, проводя время в труде и молитвах. Ситуация изменилась, когда Радонеж стал вотчиной князя Владимира Андреевича. С тех пор обитель регулярно снабжалась продуктами.

Сергий вводит в монастыре общежитие вместо привычного особножительства. Теперь всё необходимое (еду, одежду и прочее) монахи получали от обители, но лишались личного имущества и права собственности. С новыми правилами многие были несогласны. Из-за возникающих конфликтов Сергий временно поселился на реке Киржач, где основал монастырь, ныне известный как Благовещенский.

Всего преподобный основал пять обителей. В их число, кроме Троицкого и Благовещенского монастырей, входят:

  • Старо-Голутвин (около Коломны);
  • Высотский;
  • Георгиевский (на Клязьме).

Настоятелями в монастырях Сергий ставил своих учеников. Те, в свою очередь, основали около сорока обителей.

Деяния на благо отечества

Сергий обладал удивительной способностью оказывать плодотворное влияние на других людей. Своим тихим спокойным голосом он мог смягчить самое жестокое сердце. Существуют сведения, что он не раз примирял враждующих князей и призывал их подчиниться Москве. В том, что во время Куликовской битвы почти все князья объединились и признали главенство Дмитрия Иоанновича, есть огромная заслуга Сергия.

Перед известным сражением с Мамаем, вошедшим во все учебники истории, князь Дмитрий, позже названный Донским, встречался со старцем и получил его благословение. Однако среди исследователей существует мнение, что этот эпизод относится к битве на реке Воже, а не к Куликовскому сражению.

Есть свидетельства, что Сергий благословил и двух иноков, вызвавшихся сразиться с войском Мамая, хотя существовал строгий церковный запрет на участие монахов в боях. Этими добровольцами стали два представителя боярского рода, обученные военному делу, - Александр Пересвет и Роман (Родион) Ослябя.

Кончина и погребение

Сергий покинул этот мир в 1392 году. Старец предчувствовал свою смерть. За шесть месяцев до этого события он передал игуменстсво своему ученику Никону, а непосредственно перед кончиной собрал всю братию и наставлял оставаться в вере православной, беречь чистоту душевную и иметь страх Божий превыше всего.

Сергий просил похоронить его на монастырском кладбище . Но с согласия митрополита Куприяна он был погребён в церкви. Такое решение было продиктовано особым уважением к мудрому старцу.

Почитать Сергия как святого стали ещё до того, как были созданы правила канонизации. В некоторых источниках содержится информация, что он был причислен к лику святых в 1452 году. Есть исследователи, считающие, что это было сделано по политическим соображениям. Другие (М.Грек) и вовсе сомневаются в святости Сергия. Но народной любви, признанию и уважению мало дела до учёных баталий.

Личностей такого масштаба, которые, по словам Ключевского, «выступили из границ времени», история знает не так уж и много. Именно так можно описать кратко жизнь Сергия Радонежского и его подвиги (молитва, отшельничество, строгий пост).

Видения и чудеса

Людям часто являлся в снах и видениях, предсказывая важные события или помогая справиться с врагом, после своей смерти Сергий Радонежский. Кратко опишем некоторые из таких событий:

  • Небольшой городок, расположенный близ Пскова, был осаждён литовским войском. Жители мужественно оборонялись, сбрасывая с высоких стен на войско неприятеля большие деревья и камни. Но запас «снарядов» подходил к концу. Оставалось только уповать на Бога. Именно тогда во сне простой горожанке явился Сергий и указал, что за алтарём местной церкви лежит множество камней. Та пересказала свой сон воеводам, но они ей не поверили. И лишь нищий, случайно услышавший беседу, отправился к церкви и, раскопав землю, обнаружил огромные каменные глыбы. Город удалось отстоять.
  • Сергий явился во сне настоятелю Троицкой обители Иринарху и сообщил, что враги собираются ночью разорить монастырь, после чего окропил обитель святой водой. Проснувшись, Иринарх передал полученное сообщение монахам. Подготовившись к встрече с недоброжелателями, они смогли предотвратить попытку ограбления.
  • В «Житие» приводятся сведения, что многим жителям Казани, в ту пору принадлежавшей татарам, привиделся Сергий, который ходил по стенам города, осенял его крестом и кропил святой водой. Местные мудрецы истолковали это видение как плохой знак, предвещающий завоевание Русью татарских земель и установление христианской веры. Вскоре Казань была покорена Иоанном Васильевичем, а на её территории были воздвигнуты многочисленные храмы, в том числе монастырь преподобного Сергия.

Епифаний описывает и чудеса, сотворённые самим святым при жизни. Большинство из них касается исцеления больных, есть даже случай воскрешения из мёртвых сына праведника.

Сам старец отрицал факт оживления отрока, объясняя его вполне естественными причинами: замёрзший подросток просто отогрелся в тёплой келье и пришёл в себя. Но отец мальчика был уверен, что произошло самое настоящее чудо.

Исследователи, придерживающиеся материалистических взглядов (например, историк В. Ключевский), считали, что в жизни Сергия не происходило событий, противоречащих законам природы. Другие, напротив, считали, что старец действительно обладал необычными способностями.

В 2014 году патриарх Кирилл, как бы обобщая противоположные точки зрения, сказал, что главным чудом преподобного Сергия Радонежского был он сам, имея в виду преображение и духовное совершенствование личности.

Дни памяти святого

Православная церковь поминает преподобного (день кончины) и 18 июля (обретение мощей). В эти же дни отмечают именины мужчины, крещённые в честь святого. Но есть и другие даты, в которые поминается старец:

  • 5 июня;
  • 6 июля;
  • 19 июля;
  • 8 сентября.

Молитвы преподобному старцу

Сергий считается покровителем всех учащихся. Перед иконой святого часто молятся студенты, надеясь успешно сдать экзамены. Многие утверждают, что чудотворец помогает даже в самых безнадёжных ситуациях.

Священник Сергий Якушкин описывает интересный случай, произошедший с ним в 1997 году. К сдаче весенней сессии в Московской духовной семинарии он подготовиться не успел. Следуя негласному правилу, принятому среди учащихся, студент-заочник приложился к раке прп. Сергия Радонежского, помолился своему небесному покровителю и отправился на экзамен. Как утверждает священник, помочь ему могло только чудо.

Взяв билет, он сел на место, прочитал вопросы. Вдруг в голове у него появился чёткий, ясный и подробный план ответа. Священник с лёгкостью смог вспомнить не только последовательность службы, но и тексты песнопений. Совершенной неожиданностью стало то, что он смог ответить даже на дополнительные вопросы, которых не было в программе. Экзамен был блестяще сдан.

Через несколько дней С. Якушкин захотел произвести впечатление на коллег тем, как здорово он знает наизусть службу, но нужные слова никак не вспоминались. Ясность предмета, которая была на экзамене, исчезла. Священник признаётся, если бы ему сказали, что всё произошедшее было всего лишь сном, он бы поверил. Но всё это случилось на самом деле. Что же это, если не очередное чудо Сергия Радонежского, даже после смерти помогающего людям в добрых начинаниях и духовном совершенствовании.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Года в селе Варницах , под Ростовом , в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии , в крещении получил имя Варфоломей.

С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

В течении веков мощи святого Сергия почивали в основанной им Троицкой Лавре , являясь одной из величайших святынь Русской Церкви. Закономерно, они явились одной из первых мишеней анти-церковной борьбы развязанной безбожниками пришедшими к власти после Октябрьской революции в году. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в году, являвшееся одним из главных звеньев широкой кампании властей по вскрытию святых мощей . Когда Лавра была закрыта в году, святые мощи были помещены в музей. Перед этим, священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев по благословению патриарха Тихона тайно от всех сокрыли честную главу преподобного. Лишь в году, после того как Лавра вместе со святыми мощами была возвращена Церкви, честная глава воссоединилась с телом.

Молитвословия

Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4

Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; / темже и вселися в тя Пресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси. / Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посе­щая чад твоих,/ Сергие преподобне, отче наш.

Ин тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв в Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь, глас тойже

В чистоте жития источник слез твоих, / исповедания трудовныя поты совокупил еси, / и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, / омываеши сугубстве, творящим любовию память твою, / скверны обоямы душевныя и телесныя. / Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: / моли, Отче, Святую Троицу о душах наших.

Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает / похвалити тя, Богомудре Сергие, / пречестная же и славная обитель твоя, / юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, / веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обре­тение честных мощей твоих, в земли со­кровенных, / яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Сергие, / моли Святую Троицу спасти души наша.

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне, / и тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси, / и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Ин кондак, глас тойже

Яко безплотным равножитель, / всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, / тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы / и того ради вопием ти: / радуйся, отче преподобне Сергие.

Ин кондак на обретение мощей, глас 8

Днесь яко солнце пресветло, / возсиявши от земли честныя мощи твоя, нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав и добре паствил еси, / о нихже и ныне Троице предстоиши моляся, / да вси вопием ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

Тропарь прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, / Тройческим светом озаряете сердца верных, / сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся, / и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, / и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем, / вся бо демонския скверны отгнавше отсюду / вашими чистыми учении и делы, / добре упасосте стадо, собранное вами, / но и ныне молим вас: посещайте чад своих, / яко имущие дерзновение ко Святей Троице,/ Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, / и молите Христа Бога да спасет души наша.

Кондак прпп. Сергию и Никону Радонежским, глас 8

В постницех приобщившеся Великому Антонию / и Евфимию Иерусалимскому поревновавше в подвизех, / яко ангели, на земли явистеся, / просвещающе, преподобнии, верных сердца / Божественными знамении и чудесы повсегда, / сего ради радостно вас почитаем и любовию вопием вам: / радуйтеся, преподобнии отцы Сергие и Никоне, / постником удобрение и всея Российския земли великое утверждение.

Литература

  • Житие (большое)
  • Житие (большое, разбитое на отдельные страницы-главы)

Использованные материалы

  • Житие (по "Настольной книге священнослужителя"):
  • Полный Тропарион , Изд-во "Троица", 2006, т. 1, с. 71-73, 81, 82.
  • Андроник (Трубачёв) , игум., "Судьба главы преподобного Сергия", ЖМП , 2001, № 4, с. 33-53.

Сергий Радонежский краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Сергий Радонежский краткая биография

Сергий Радонежский - иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

П реподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в благочестивой и знатной боярской семье. При рождении в биографии Сергия Радонежского было получено имя Варфоломей. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий в стал изучать Священное писание.

Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря

Затем он стал игуменом, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примерял между собой.

Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года . За свою жизнь Сергей Радонежский основал несколько монастырей, обителей кроме Троице-Сергиевого: Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.