Защита двора от проклятия. Молитва как осиновый кол? Осиновый кол вбить

Издавна практики использовали магические свойства осины от сглаза и порчи. Дерево ослабляет проклятья на беспричинный страх, невроз, депрессию и панические атаки, а также отваживает от жилища потусторонние сущности. Удивительное растение и изделия из коры или веток блокируют любое магическое воздействие.

Магические свойства осины

Основная стихия, приписываемая изящному дереву, это воздух, потому легче всего наладить контакт Водолеям, Весам и Близнецам.

Осина, наделенная особой силой планетой Меркурий, символизирует силу воли, терпение и твердость духа. Уникальное деревце, считающееся во многих культурах священным, поглощает любые виды магического воздействия, потому ведьмы и колдуны, заключенные в деревянные оковы, теряли способности. Растущее деревце, веточка или предметы из коры отгонят любые потусторонние сущности и защитят жилище. В Киевской Руси, когда истончалась грань с Навью, вокруг дома и поля вбивались осиновые колышки.

По поверьям древних кельтов и германцев, осина снимала клеймо смерти с воина, а потому древки, щиты и рукоятки холодного оружия изготавливались из нее. Из дерева опытными практиками создаются защитные обереги, которые работают исключительно за счет внутренних сил растения. Однако подобные обряды из-за специфики дерева не всегда срабатывают. Нахождение рядом с деревцем не позволит практику пополнить энергетические запасы, но дерево мудрости раскроет тайные знания и внутреннюю суть человеческой души.

Какие части используются в магии?


При проведении магических действ может быть использована кора данного дерева.

Чтобы смастерить своими руками амулеты, эзотерики советуют заготовить сырье в марте или начале апреля. Оптимальное время сбора - 5-6 утра. При этом важен приподнятый дух. В магических ритуалах используются следующие части растения:

  • кора;
  • щепки;
  • молоденькие ветки;
  • почки;
  • листья.

Способы применения

Для владельцев дачных участков и частных домов, наиболее эффективный способ использования дерева - высаживание 2-3 осин, которые очистят от негатива и не впустят злых людей. Альтернативный вариант защиты - закапывание прутьев у ворот. В роще из осин можно укрыться от магических атак, сбросить приставшую потустороннюю сущность, подселенца или оборвать связь с человеком, высасывающим жизненные силы.

Практики рекомендуют изготовить осиновую шкатулку для амулетов, чтобы магические инструменты не влияли на энергетику жилища и практика, а также оставались незамеченными другими практикующими. Современные эзотерики отмечают, что диагностика не покажет предмет, укрытый осиной. Но талисман придется каждый раз активировать заново. Осиновая шкатулка полностью заблокирует магические свойства.

Как сделать оберег?

Один из самых доступных амулетов из данной древесины – бусы.

К наиболее простым защитным амулетам относят деревянные бусики и браслеты, но можно изготовить мощный талисман из коры. Забирая кусочек, следует выразить мысленную благодарность и облить ствол ключевой водой. Кора плотно укутывается салатовой натуральной тканью и обвязывается шнурком. Лучше всего носить оберег, как подвеску, но допустимо просто носить с собой в кармашке или сумочке. Никто не должен знать о талисмане, а также категорически запрещены чужие прикосновения.

Рабочие заговоры

Денежная магия

Чтобы улучшить финансовую ситуацию, получить дополнительный источник дохода и выбраться из долгов, рекомендуется прийти по утру к молодому деревцу со стороны восходящего солнца и произнести тихим голосом: «Едва слышимым рокотом, почти неразличимым шепотом прошу. Осина, хорошая, выручи, помоги, зашепчи как нужно, зарокочи тихонечко, отпугни плохое - и человека, и нечистого. Меня спаси, деньги подари».

Для произнесения другого денежного заговора нужно в осенний месяц, едва покажутся первые солнечные лучи, без обуви от жилища дойти до деревца. Обняв ствол и легонько пошатнув, нужно произнести: «Сестра-осина, твои богатства не счесть, так подари мне (имя) десятую частичку того, что хранишь. Путь денежки сами придут, меня найдут. Буду счастливой жить, больше мне не тужить, по злату не грустить. Радостно буду тратить. Поделись денежкой, сестра любимая. Не жалей, прошу, и так босая я!». Обряд заканчивается тройным постукиванием лбом о кору.

С малых лет мы все наслышаны о сакральных свойствах осины и это не только навязанный кинематографом стереотип материала, с помощью которого уничтожаются вампиры. На самом деле свойства осины гораздо более обширны. Осина действительно может защитить нас от сакральных сущностей: привидений, энергетических вампиров и другой иррациональной нечистой силы, что так любит посещать нас в ночное время.

Если вы подозреваете, что в вашем доме поселились подобные , то его немедленно следует окурить дымом от углей осины. Также над спальным местом не помешает в этом случае повесить крест, изготовленный из осинового дерева.

Если такового нет, то крест можно сделать самому, используя веточки осины. Осиновый крест можно прикрепить ещё над дверным косяком. После окуривания жилища дымом и развешивания крестов следует подмести дом осиновым веником, а мусор соберите и отнесите в лес.

Также осина хорошо ограждает и защищает вас от присутствия злых и недобрых людей. Для этого носите в левом кармане вашей повседневной одежды три небольших осиновые палочки. Осина очень хорошо поглощает отрицательную энергию, и когда вы вдруг почувствуете, что вам просто необходимо сбросить с себя тяжесть накопившихся проблем и освободиться от негатива, то обратитесь за помощью к осине. Ведь общение с этим удивительным деревом помогает избавиться от беспричинного страха, каких-то навязчивых мыслей и успокоить нервную систему. Осина способна даже отвести казалась бы неминуемую .

Осиновый колышек

Осиновый колышек это не только символ борьбы с нечистой силой, но и мощный Предмет Силы, с помощью которого можно оградить ваше жилище и вас самих от плохой энергетики, а также сохранить положительную энергию, перекрыв её утечку.

Осиновый колышек вы должны изготовить из живого дерева. Ни в коем случае не используйте сушняк или обычный брусок, спиленный бог весть когда. От такого колышка будет мало проку; лучше посетите лес: и воздухом свежим, подышите, и материал необходимый подготовите. В лесу нам будет необходимо провести , который даст вам полноценную магическую защиту в виде осинового колышка.

Ритуал «Живое Дерево»

Чтобы совершить этот ритуал вам необходимо запастись абсолютно новым ножом с деревянной ручкой, которым ещё не пользовались; небольшим мешочком (размером с тетрадный лист бумаги) сшитым из неокрашенной натуральной ткани.

Дождитесь, когда луна начнёт расти, и утром отправляетесь на природу или в парк, где имеются осиновые деревья. Ритуал должен быть проведён до полудня. Выберете ясный погожий день. Дерево не должно быть слишком старым или слишком молодым.

Для проведения ритуала повернитесь лицом к востоку и проговорите :

«Мать моя. Мать-земля. Добрая и всемогущая. Я знаю, ты любишь меня, ты любишь меня, ты поможешь мне. Ты поможешь мне, ты защитишь меня. Ты – цветущий сад, ты – синие моря. Ты – синие моря, ты – высокие горы. Ты – высокие горы, ты – зелёные леса. Ты – зелёные леса, ты – быстрые реки. Ты – мой дом, ты – моя душа. Мы – одно. Проведи меня светлым днём. Сохрани меня звёздной ночью. Защити меня от злой напасти. Дай мне счастье и дай любовь. Я дитя твоё»

После этого срезаем несколько веточек осины. При этом нож необходимо держать в правой руке, а срезая ветку, скажите:

«Друзья мои милые! Друзья мои зелёные! Радость вы нам подарите, Здоровье, Счастье и Любовь!»

Срезанные веточки осины положите в мешочек и плотно его завязите. Не забудьте поблагодарить осину, которая отдала вам свои ветки:

«Спасибо вам, милые. Спасибо, хорошие, за Радость, за Счастье, за Добро и Любовь!»

При этом следует, сначала поклонится дереву, а затем всему лесу или парку, где вы совершали ритуал.

Осиновый колышек нужно вырезать тем же самым ножом, что вы срезали ветки. Размер колышка не должен превышать ширины вашей ладони. Один из концов осинового колышка необходимо заточить, на втором сделать ровный перпендикулярный срез.

Теперь нам нужно определить место, где осиновый колышек принесёт наибольшую пользу. В любом жилище есть энергетические разломы, которые чаще всего появляются там, где протекает грязная вода. Скорее всего, это будет санузел вашей квартиры. В нем необходимо найти самое уязвимое место.

Для этого нужно взять осиновый колышек в правую руку остриём вверх. Сожмите кулак с колышком и вытяните руку вперёд. Пройдитесь с вытянутой рукой, в которой зажат ваш колышек по всем местам, где протекает грязная вода: кухонная мойка, туалет, ванная комната. В том месте, где имеется энергетический разлом, ваша рука самопроизвольно дёрнется или задрожит.

После того как места утечки энергии найдено, вам нужно будет провести ритуал вбивания осинового колышка. Делается это следующим образом. Удерживая колышек остриём вниз в левой руке на весу, хлопаем по нему сверху несколько раз правой рукой, проговаривая следующие слова:

«Пусть плохое прочь уйдёт, а хорошее придёт (произнести нужно три раза), колышек осиновый, ты на место вставай, дом от зла ограждай»

После этого колышек заворачивается в новую хлопчатобумажную ткань белого цвета, посыпать на свёрток и спрятать его рядом с энергетическим разломом. Теперь осиновый колышек будет препятствовать утечке в разлом положительной энергии, и препятствовать проникновению отрицательной.

На сайте замечательного журнала «Фома» недавно вышла заметка Дмитрия Володихина «Только бронеступы не хватает… („Охотники на ведьм“ в российском прокате)» . Это - впечатления от одного из последних голливудских блокбастеров, вышедшего недавно на российские киноэкраны. Кино наверняка видели многие. Я же, грешный, его не видел - только трейлеры, отрывки, ну и читал впечатления некоторых тех и сех, потому уподоблюсь отчасти знаменитому персонажу советских времен, заявлявшему: «Я Пастернака не читал, но я скажу!»

Так вот, фильм я не видел, но вряд ли ошибусь, если предположу, что это нечто вроде «Ван Хельсинга» - бедный Брэм Стокер!.. знал бы ты, в кого превратит Голливуд твоего пожилого профессора, персонажа, как-никак, литературы, да еще и неплохой литературы!.. (Помню, кстати, рассказ кого-то из моих знакомых: у них на приходе «Ван Хельсингом» прозвали тетушку, активно увлекающуюся кознями бесовскими и борьбой с ними…).

Собственно, не сам фильм меня привлек. А слова автора из вышеуказанной заметки, вот какие:

«К сожалению, хотя впрямую кинокартина и повествует о подвигах ведьмобоев Ганзеля и Гретель, но есть в ней и обратный смысл, несколько закамуфлированный явной борьбой с ведьмовством. И этот обратный смысл - чистая отрава.

Вводящие сей лукавый смысловой слой ключевые фразы таковы: „Молиться бесполезно!“ и „На свете есть добрые ведьмы. Немного, но есть!“.

Первую из них, допустим, произносит матерая ведьма. Мол, молитва вам, подлым врагам, не поможет, не справитесь вы со мной своею молитвой. Как ей верить? Однако содержание фильма абсолютно, на сто процентов подтверждает ее правоту. Бог вынесен за скобки фильма. Его нет. На Него нечего надеться. Лучше выйти на ведьму, вооружившись гранатометом или арбалетом с разделяющимися боеголовками. Но не с молитвой и не с упованием на помощь Господню.

А ведь это ядовитенькое представление о мире. Сильному и опасному злу, оказывается, нечего противопоставить, кроме собственной силы. Вооружайтесь! Деритесь! Никто не стоит за вашими спинами, никто вам не поможет, кроме вас самих! Хороший арсенал и знание навыков рукопашного боя отлично заменит вам чистую душу и твердую веру!»

Кадр из фильма "Охотники на ведьм". Фото: kinopoisk.ru

Про «добрых ведьм» - оно правда. Добрых ведьм, как безалкогольной водки, на свете не бывает.

Я про другое - про молитву как средство борьбы с нечистой силой.

Да простит меня автор, я с ним не спорю, просто размышляю над затронутым им (я в самом деле прошу у него прощения - но, как говорил д’Артаньян в «Трех мушкетерах», только за это!..): вот в таком отношении к молитве я вижу что-то… не то что даже голливудское… что-то глубоко неправильное. Языческое - в том смысле, в котором горевал о том, что наша Русь была крещена, но толком не была просвещена.

Об этом, кстати, однажды обмолвился тот, кто вряд ли мог радеть о православии в любом из его изводов (впрочем, как знать…), кто мог бы быть одним из создателей оного фильма «Охотники на ведьм» - знаменитый «король ужасов», американский писатель Стивен Кинг.

Было время, я читал его книги пачками. Да-да. Кинг смутно понимал природу зла - но именно что смутно, в моем некрещеном сознании оставались занозы, невыясненные вопросы после чтения его книг - похоже, Кинг так и не смог принять ее смысл по-настоящему. Он точно и достоверно описывал симптомы зла - но что-то мешало ему ясно обозначить корень, мешало, возможно, не в последнюю очередь, и вот почему (это только мой домысел, простите меня, м-р Кинг): когда ясно понимаешь природу зла - тогда пропадает чарующий интерес ко злу, пропадает драйв мистического страха перед злом, замешанного на вожделении.

Когда понимаешь главное отношение к сатане: «и дуни и плюни на него» - и забудь, не обращай внимание на мокрицу в половице, ни во чтоже вмени, сосредоточься на главном, на Христе - тогда отпадают многие увлекательные «от мира сего» фобии, фантазии, интересы и заделья. В частности, тогда не из чего ткать пряжу увлекательных и доллароприносящих романов про борьбу с неодолимым чарующим злом - тогда надо прийти к свету и простоте Христовой, а для карьеры успешного хоррор-романиста оно, сами понимаете, не очень полезно….

Так вот, пачку книг Кинга я, приняв крещение в 1996 году, выбросил на помойку. И ни разу не пожалел. Вернул, годы спустя, только две (и то - не на книжную полку, а в электронную читалку, чтобы перечитать) - романы «Необходимые вещи» и «Салимов Удел» (второй, кстати, вернул не в малой степени из-за замечательных лирических пассажей о погоде, об осени, о ветре, с которых начинаются некоторые главы…).

В «Салимовом Уделе» есть сцена, в которой борются два значимых персонажа - всемогущий вековечный вампир Барлоу и священник отец Каллахен, один - ведомый силой магической сатанинской похоти, второй - держит в руке распятие как оружие, как символ противления злу. И вот, заставляя священника-маловера отбросить крест, вроде бы только что сиявший силой, и торжествуя победу над ним (по роману - пожилым алкоголиком, подверженным ), вампир говорит так:

« - Слишком поздно для таких мелодрам, - отозвался Барлоу из темноты. Тон был почти скорбным. - К чему? Ведь ты забыл доктрину собственной церкви, разве не так? Крест, хлеб и вино, исповедь - только символы. Без веры крест - простое дерево, хлеб - печеная пшеница, вино - перекисший виноград».

И говорит ведь - совершенно верно.

В чем идея голливудских боевиков про борьбу с сатаной? В том, чтоб найти - в чисто материалистическом духе - могучие волшебные артефакты, могущие сокрушить демона.

Слова автора заметки в «Фоме» навели меня на размышления: такие артефакты нередко ищем и мы, современные российские христиане: святую воду, освященные на мощах иконки, земельку-маслице, и… молитву. «Эта молитва - ох, сильная!» - говорим - в чисто опять же материалистическом духе - порою мы. Чисто языческое представление…

Ведь что такое молитва? Попросту - разговор человека с Богом. Ребенка - с Отцом Небесным. Благодарность, просьба, прошение, покаяние, порой - просто невнятный лепет… разговор. Неважно, выраженный ли устоявшимися в веках формулами или просто словами «как есть», от сердца - но разговор.

А разве можно спастись - разговором? Спастись можно - только активным действием. Это всем известно в жизни житейской.

Активным противостоянием злу, то есть - исполнением заповедей Божьих.

Так что если на происки зла отвечать не «молитвой-заклинанием», а обращением ко Христу, единением с Ним и жизнью по Его заповедям - то и сама жизнь изменится. Она перейдет совсем в другую область. В ту, где не будет уже так увлекающих нас ведьм, вурдалаков, чудищ из детских фантазий и американских ужастиков - но будет настоящая жизнь. Вечная. А про нее и про то, что нам действительно нужно, чтоб в ней жить - совсем другой разговор.

кого, чего . ВБИТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего . Экспрес. Полностью, окончательно избавляться от кого-либо или чего-либо враждебного, нежелательного. В могилу загнан миф о непобедимости немецкой армии. Красная Армия… вбила крепкий осиновый кол в могилу этого мифа (Н. Тихонов. Победа, какой ещё не знал мир). - От суеверного обычая вбивать осиновый кол в могилу колдуна, чтобы он не мог вредить после своей смерти. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под редакцией проф. Д. Н. Ушакова. - М., 1935. - Т. 1. - С. 1398.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Вбить осиновый кол в могилу" в других словарях:

    вбить осиновый кол - Окончательно обезвредить кого, что л., покончить с чем л. (от суеверного обычая вбивать кол в могилу колдуна, чтобы обезвредить его) … Словарь многих выражений

    Кого, чего. ВБИТЬ ОСИНОВЫЙ КОЛ В МОГИЛУ кого, чего. Экспрес. Полностью, окончательно избавляться от кого либо или чего либо враждебного, нежелательного. В могилу загнан миф о непобедимости немецкой армии. Красная Армия… вбила крепкий осиновый кол … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Вбивать/ вбить (забивать/ забить) осиновый кол в могилу (на могиле) - кого, чьей. Разг. Неодобр. Окончательно обезвреживать кого л., избавляться от кого л. /i> От древнего суеверного обычая забивать осиновый кол в могилу умершего колдуна, знахаря, ведьмы, упыря или оборотня, чтобы они не могли выходить из могилы… … Большой словарь русских поговорок

    вбить - вобью, вобьёшь; вбей; вбитый; вбит, а, о; св. (нсв. вбивать). что (чем). Ударяя по какому л. предмету, заставить его войти внутрь чего л.; вколотить. В. гвоздь. В. сваю в землю. В. клин между чем, кем л. (также: сделать чуждыми, враждебными друг … Энциклопедический словарь

    вбить кол - Вбить (осиновый) кол (в могилу) кого чего Покончить с кем, чем л. По суеверным представлениям: загнать осиновый кол в могилу колдуна, вампира и т.п. значит обезвредить его … Словарь многих выражений

    кол - а, предлож. о коле, на колу; мн. колы, ов и колья, льев. м. 1. мн.: колья, льев. Короткий шест, заострённый с одного конца. Вбить, воткнуть кол. Выдернуть кол из ограды. Берёзовые, осиновые колья. На кол посадить (в старину: вид казни). Колом… … Энциклопедический словарь

    КОЛ Толковый словарь Ушакова

    кол - КОЛ, кола, муж. 1. (мн. колья, кольев). Короткий шест с заостренным концом. Тесать кол. Вбивать в землю колья. 2. (мн. колы, колов). Школьная отметка единица (школ. дорев.). Получить кол по арифметике. ❖ Посадить на кол способ казни в отдаленные… … Толковый словарь Ушакова

    КОЛ - КОЛ, кола, муж. 1. (мн. колья, кольев). Короткий шест с заостренным концом. Тесать кол. Вбивать в землю колья. 2. (мн. колы, колов). Школьная отметка единица (школ. дорев.). Получить кол по арифметике. ❖ Посадить на кол способ казни в отдаленные… … Толковый словарь Ушакова

    кол - КОЛ, кола, муж. 1. (мн. колья, кольев). Короткий шест с заостренным концом. Тесать кол. Вбивать в землю колья. 2. (мн. колы, колов). Школьная отметка единица (школ. дорев.). Получить кол по арифметике. ❖ Посадить на кол способ казни в отдаленные… … Толковый словарь Ушакова

Оси́на , или Оси́на обыкнове́нная , или То́поль дрожа́щий (лат. Pópulus trémula ) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. Осина широко распространена в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии.

Легенды, связанные с осиной

У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

По одной из версий мифа греко-римской мифологии в две осины превратили сь сёстры Фаэтона — гелиады Феба и Лампетия после того, как разгневанный Зевс убил Фаэтона ударом молнии, и тот упал в реку По. Слёзы, которые они роняли в быстрые воды реки По, становили сь янтарём.

В христианской мифологии осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии . Считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако на самом деле осина не произрастает в Палестине. Трепет осиновых листьев в русской традиции связывается с другим эпизодом Нового Завета — самоубийством Иуды Искариота. Осину народ считает проклятым деревом за то, что на нём, по преданию, удавился Иуда Предатель.

Ермолов А. С. в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» (изд. 1905 года) пишет: «Объяснение, почему осина вечно дрожит и шепчется, у малоросов несколько иное, нежели у великоросов: „Як Спасытель ховався от жидив, так тоди Вин пишов та й сив пид осыкою (осиною), а вона як зашелестыть, та й злякала Спасытеля; за це Вин прокляв ии и сказав: бодай же ты шелестыла з витром и без витру“. Существует ещё и вариант этого поверья: под осиною укрывалась во время бегства в Египет Богоматерь с Предвечным Младенцем и осина проклята не Спасителем, а Богородицею». На Украине существовало также поверье согласно которому осины не кладут при постройках в стены домов, «а, то вся симья дрожатыме день и нич од хворобы так, як дрожыт осыка».

Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку. Имеется предположение, что это связано с тем, что осина, в связи с быстрым ростом, не успевает нарастить достаточно большую толщину и крепость основного ствола, в то время как общая площадь листьев достигает довольно больших размеров. Поэтому на сильном ветру растение с плотно прижатыми к стеблям листьями постоянно бы теряло их (листья осины держатся на длинных довольно свободных черешках); а негнущийся ствол сломался бы (ствол осины чрезвычайно гибок).

Осине приписывается свойство отгонять нечистую силу:

  • Ведьма боится осины (малоросс.). Если в плетень загороди повтыкать осиновые веточки, то в такую изгородь не может войти ведьма и не будет портить коров (малоросс.) .

Также считается, что осиновый кол, вонзенный в сердце вампира, может его остановить .

Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки и шутки

  • Осина — и без ветру шумит
  • Горькая осина — про́клятая Иудина виселица
  • Осина всё шепчется, а про́клятое дерево
  • Осина бьёт в ладоши (листы на ней трепещут) (Смол. губ.)
  • «Про испуганного человека говорится, что он „дрожит, трясётся, как осиновый лист“. Насчёт того, на каком дереве повесился Иуда, у малороссов существует два мнения: Осына тим трусыцця, що на ий Скариёт повисывся; други кажут, що вин на бузыни повисывся, и тим вона не годыцця для постройкы (в бузнику чёрт живе)»
  • Одна ягода — горькая рябина, одно дерево — горькая осина (Как осина — горькое дерево, так рябина — горькая ягода: плохи те места, где только эти два дерева растут).
  • Листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодная, а кверху изнанкой — тёплая. Народная примета .
  • Сей овёс до распускания осины (Яросл. губ.)
  • На осине почки большие — к урожаю ячменя
  • Если весною осина пушистая, то и гречиха родится (Тобольск. губ.)
  • Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный (хороший зерном)
  • Осина в серёжках — урожай на овёс (Оренб. губ.)
  • Если с осины весною, ещё до распускания почек и роста трав, свесятся кисточки — к урожаю ячменя и полбы (вотяцк.)
  • На осине длинные шишки — ячмень родится (Пермск. губ.)
  • Когда на осине в начале весны много крупных серёг — к хорошему урожаю гороха (Владимирск. губ.)
  • Если на осине бывает цвет (овечки) сильный — то будет ячмень хороший (Калужск. губ.)
  • Когда на осине не будет барашков, в тот год не будет и овсов (латыш.)
  • Когда рябина или осина цветут хорошо, так будет и хороший горох (латыш.)
  • 16 октября в народном календаре — Денис Позимний. В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, обернуться соринкой — и залететь в глаза. Осенние лихорадки — ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница . Живут они, по народному поверью, в болотах, летают к человеческому жилью.
    Коль осиновую кору при себе носить, на октябрь не надеяться, то покружат-покружат возле тебя лихорадки да и отступятся. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает.
    Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги. Коли болит голова нестерпимо — осиновое полешко кладут под голову.
  • Известно, что «осина не горит без керосина» (имеется в виду невысокая ценность осиновых дров как топлива)

Осиновый кол: особенности изготовления и обработки

Кол считается наиболее мощным и эффективным инструментом для упокоения беспокойной нежити. «Колдуна да ведьму в гробу колом сквозь грудь пробивают, чтобы не ходили упырем; общее поверье всех славянских племен» , — указывает Владимир Даль. Однако каким именно должен быть правильный кол? Каковы его размеры, материал изготовления, особенности заточки? Нужно ли наматывать на кол бечёвку и для чего она вообще? Какие дополнительные инструменты нужны для применения кола, есть ли какие-то обязательные процедуры, которым нужно следовать при изготовлении (заговоры, ритуалы)? Вопросов много, а ответов в фольклорных материалах и этнографических исследованиях на удивление мало. Их явно недостаточно, что сделать кол самостоятельно. Нам пришлось отыскать живых носителей традиции изготовления колов, по-прежнему использующихся в деревнях России для упокоения упырей и совершения других апотропеических (охранительных) действий по проверенным временем технологиям.

1. Материал для изготовления кола

То, что кол должен быть именно деревянным, а не стальным или костяным , в этом ни у кого из исследователей расхождений нет. Некоторые авторы, мало вдававшиеся в детали, так просто его и именуют — «деревянный кол», без лишних подробностей, как это сделал, например, Брэм Стокер в своём романе «Дракула» (wooden stake — и всё тут). Между тем, материал очень важен, любое дерево не подойдёт. Кол необходимо изготавливать только из того дерева, которое само по себе уже является оберегом против нежити.

«К числу деревьев и растений, занимающих одно из первых мест в верованиях простого народа — принадлежит осина . В народных песнях осина не встречается и не воспевается, подобно тому, как воспеваются дуб, явир, тополя, береза, калина, верба; но в верованиях простого народа о чертовщине, о ведьмах, выходцах с того света тесно и неразрывно связаны с представлением об осине, как об обереге и предохранителе от всей этой «нечисти». Народ считает это дерево первейшим оберегом и предохранительным средством от чертей, ведьм, покойников, упырей и пр. <...> С осиновой палкой в руках можно во всякое время ночи и куда угодно идти, и никакая нечисть не приступит к человеку. Если на окнах и у дверей, когда ходит покойник, положить по куску осины, то покойник уже не войдет в хату» ,— пишет этнограф Иван Беньковский (Киевская Старина. 1898. № 7-8).

«Осину использовали при похоронах самоубийц, колдунов и ведьм. В случае смерти колдуна или ведьмы осиновый кол вбивали в потолок дома, чтобы в отверстие забрался чёрт и взял в ад душу колдуна. При кончине колдуна нечистая сила выходила из его тела в виде чёрного животного, которое полагалось убить, проткнув осиновым колом. Из осины делали гроб для самоубийц, а также колышки, которыми его забивали <...> Подозревая в покойнике упыря, в могилу при похоронах вбивали осиновый кол или клали на грудь умершему осиновые крестики или щепки <...> Чтобы помешать покойнику „ходить“, его могилу разрывали, а сердце пробивали осиновым колом » (Славянские древности. Этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого. Т. 3. 2004).

Итак, наилучший материал для изготовления кола — осина. Помимо осины, использовались и некоторые другие растения, например, дуб. Южные славяне также делают колы из тёрна или бузины, известных своими обережными свойствами.

2. Размер кола

В голливудских фильмах об упокоении вампиров вместо колов любят изображать миниатюрные деревянные палочки длиной сантиметров 15-20 и диаметром 2 сантиметра. Героические охотники с полпиха втыкают маленькие колышки в рыхлые тела вампиров, причиняя им тяжкие травмы, несовместимые с их нежизнью. Однако настоящих фольклорных вампиров этим не пронять: welcome to real life:) Чтобы упокоить вампира, кол приставляют к его телу (груди, голове, заду) и забивают мощным ударом молота или кувалды. Брэм Стокер, например, советовал взять тяжёлый молоток, которым вы обычно разбиваете угольные глыбы у себя в подвале.

Кол не имеет обязательного фиксированного размера, который может зависеть от непосредственной цели использования. Одно дело, если вы хотите просто вбить кол в отдельно взятого упыря; другое — если вы хотите разрыть могилу и пробить насквозь гроб и вампира в нём, пригвоздив его к земле. Высота стандартного гроба — 50-70 см, т. е. длина кола для пробития гроба составит не менее 80 см. Таким образом, длина кола будет варьироваться от полуметра до метра и более. Диаметр кола зависит от размеров осины, выбранной для изготовления кола, и обычно равен диаметру осины. Однако слишком тонкий кол может сломаться, поэтому не рекомендуется использовать колы диаметром менее 40 миллиметров. Максимальная толщина ограничена только биологическими особенностями осины и вашими физическими возможностями: вбить целое бревно в труп, особенно если он сопротивляется, не каждому под силу.

Итак, необходимая длина кола — 50— 100 см и более, диаметр — 4— 7 см. Получается достаточно увесистый дрын.

3. Обработка кола

Гламурные синематографические колы аккуратно обструганы, тщательно ошкурены и иногда даже отполированы. Такое произведение искусства даже жаль вбивать в вампира. Но так ли важна эстетика? Тем более что кол — оружие одноразового применения, после забивания обратно не вынимается. Так как же должен быть изготовлен и обработан традиционный осиновый кол?

3.1. Нужно ли высушивать древесину осины и делать кол из сырого дерева?

Нет, сушить не нужно. Древесина должна быть «сырой». Эта практика даже нашла отражение в словарях второй половины XIX века:

«Избавиться от вампира, по мнению простонародья, одно средство: выкопать его труп, забить въ него острый сырой кол , отрубить голову и, вырвав сердце, сжечь его» (Настольный словарь для справок по всемъ отраслям знания под ред. Ф. Толля. Т. 1. 1863. С. 398).

«Избавиться от вампира, по мнению Кальмета, есть одно средство: выкопать его труп, забить в него сырой кол , отрубить голову, и вырвав сердце, сжечь его» (Справочный энциклопедический словарь под ред. А. Старчевского. Т. 3. 1854. С. 41).

Во втором примере есть отсылка к фундаментальному труду бенедектинца Антуана Августина Кальмета Traité sur les apparitions (1746). Однако в данном трактате нет ни слова о материале, из которого должен быть изготовлен кол или о том, что нужно использовать сырую или сухую древесину. Английский перевод трактата, выполненный в 1850 году, доступен в books.google.com и на Project Gutenberg. Таким образом, по всей видимости, в словарях отражена именно реальная восточнославянская практика того времени по изготовлению колов из сырой древесины. Этнографическая экспедиция, о которой пойдёт речь ниже, подтвердила этот вывод.

3.2. Нужно ли снимать кору с осины, ошкуривать кол?

Это очень интересный вопрос. Он оказался для нас неожиданным. Изначально, когда изучался диаметр кола, то выбор диаметра предполагал и обработку ствола осины, строгание под необходимый размер. Вопрос о том, чтобы оставить кору на месте даже не приходил в голову.

Вопрос о коре был поднят в ходе этнографической экспедиции Фольклорно-этнографического центра упокоения нежити Upyrnet в село Данилово Удмуртской Республики (2011). В селе до сих пор жива традиция использования осиновых колов для борьбы с нечистью. Незадолго до экспедиции в селе умирала ведьма, как и полагается весьма тяжело. Для облегчения её смерти использовался традиционный общеславянский ритуал — забивание осинового кола в конёк дома; по словам жителей села технология сработала безотказно. Наш вопрос о том, как правильно обработать поверхность кола был встречен крестьянами с недоумением: «Кору не нужно снимать. Когда кол забивают в могилу покойника, то лучше будет, если он прорастёт. Тогда уж точно покойник больше ходить не будет» , — сообщил источник. Этим же соображением объясняется и необходимость использования сырой осины — у неё больше шансов прорасти. Однако допускается и применение обструганного кола.

3.3. Как затачивать кол?

Кол должен быть достаточно острым, чтобы облегчить его забивание в мёртвое тело. Некоторые авторы указывает, что острие кола нужно обработать в огне для придания ему большей твёрдости. Большей информации в литературных и этнографических источниках разыскать пока не удалось. Крестьяне села Данилово сообщили нам больше подробностей. По их словам, острие кола должно выделываться ровно тремя ударами топора. На первый удар приговаривают «во имя Отца» , на второй — «и Сына» , на третий — «и Святаго Духа, аминь» .

4. Бечёвка

Бечёвка (тонкая верёвка) повязывается в верхней части кола. При забивании кола бечёвка находится над ладонью и препятствует случайному соскальзыванию руки. Тем не менее, помимо такого практического функционала, верёвка имеет и обережное назначение, ведь обвязывание верёвкой эквивалентно созданию магического круга . В селе Данилово бечёвку повязывают на кол в три круга, на каждый круг, аналогично с выделыванием острия, приговаривая: «во имя Отца», «и Сына» и «Святаго Духа, аминь» . Поэтому для поддержки ритуальных функций лучше воспользоваться бечёвкой из материала, который сам по себе является оберегом против ходячих покойников (лён, лыко, конопля и др.) Примечание для перфекционистов: идеальная бечёвка должна быть изготовлена 12-летней девочкой в день Святой Троицы. Степень обработанности: желательно использовать суровую (нестиранную) нить, некрашеную или красного цвета (красный цвет отпугивает нечисть).

5. Нанесение сакральных и обережных символов

Мы пока не нашли никаких регламентирующих предписаний по нанесению каких-либо сакральных и обережных символов на кол. В селе Данилово на кол ничего не наносят. Однако, на наш взгляд, использование христианской символики, например креста, который можно выжечь или вырезать на осиновой древесине, не может повредить.

Осиновый кол в могилу колдуна

Иллюстрация: shaminskiy.at.tut.by

В селе Клюкове хоронили колдуна. Подойти к гробу, где покоился страшный старик, отважились немногие. Сельчане в отдалении молча наблюдали за погребением, изредка перешептываясь друг с другом. Закола чивать крышку и опускать домовину в могилу наняли братьев из соседней деревни: те постоянно находились под градусом и ничего не боялись – ни колдунов, ни самого дьявола. К тому же, им пообещали выдать два литра самогона и закуску. Когда могила была засыпана землей, один из членов этой пьяной похоронной команды вбил в могилу здоровенный осиновый кол. "Так надо, – объяснили сельчане. – Теперь Ерофеич не поднимется, не будет по селу бродить и живых пугать". Некоторые, правда, считали эту меру не вполне достаточной. Особенно расстраивалась бабка Вера, чья матушка была родом из Вологодской губернии. "Надо было Ерофеича из избы не вперед ногами выносить, а головой, – шептала бабка, – а когда его на погост тащили, у первой реки остановиться, перевернуть в гробу и пятки подрезать. Мамка рассказывала, что у них так завсегда делали, когда колдунов хоронили..." Наконец, все было кончено. Народ с облегчением потек с кладбища. Собрались все в избе у Никифоровны. Думали – поминать усопшего или нет. Вроде бы, надо помянуть усопшего, но поминают ли колдунов – никто вспомнить не мог. "Как же за помин-то души пить, ежели он ее черту продал!" – сердилась бабка Вера. Решили просто так выпить и закусить. Пили сначала молча, но вскоре спиртное сделало свое дело – народ расхрабрился. Стали вспоминать, как помирал колдун Ерофеич. А помирал он тяжко. Несколько дней подряд его били судороги и он неоднократно падал с печки. Так под печкой и помер. А еще говорили, что перед смертью колдун старался свою волшебную силу передать. Пока еще мог ходить, бродил по селу и зазывал каждого встречного к себе в дом. Только никто к нему не пошел – страшно было. Лишь когда Ерофеич совсем ослаб, заходили к нему некоторые сердобольные сельчане – накормить да воды подать. Но все равно старались держатся от умирающего подальше и из рук ничего не давали, воду и еду ставили так, чтоб сам мог дотянуться. Предлагали, говорят, лекарства, но Ерофеич от них отказался. Колдун – он и есть колдун...

Помню, когда я ребенком отдыхал летом в деревне у бабы Нюши – сестры моей родной бабушки – мне запрещали ходить на двор к Кузиным. Все деревенские были убеждены, что старая Кузина – ведьма. Баба Нюша рассказывала, что она умеет оборачиваться свиньей, а ровно в полночь из трубы их дома вылетает пламя – это ведьма по своим колдовским делам полетела. Я однажды не удержался и, превозмогая страх, ночью подкрался к Кузинскому дому. Действительно, ровно в 12 ночи из трубы вылетел сноп искр. Тогда я жутко испугался, а теперь вот думаю, что печь эти самые Кузины чем-то не тем топили... Между прочим, деревня эта от Москвы всего в 200 км находилась, то есть не так уж и далеко от "цивилизации".

Что же касается покойного Ерофеича из Клюкова, то за несколько лет до его кончины я с ним встречался и даже имел непродолжительную беседу. Думаю, колдуном его считали не случайно. Уже тогда, то есть 15 лет назад, он казался очень старым. И внешность имел необычную: у него были длинные седые волосы, густая спутанная борода и колючий "волчий" взгляд. Жил Ерофеич бобылем, разговаривать не любил, вина не пил, а в его ветхом домишке, стоящем на самом краю села рядом с погостом, на котором его потом и схоронили, не было ни иконки, ни лампадки. На улицу Ерофеич выходил только под вечер, а что делал днем – одному черту известно (сельчане уверяли, что Ерофеич никогда не работал, жил продуктами с собственного огорода). Ходил он всегда насупившись, смотрел на белый свет исподлобья. Завидев идущего с большой суковатой палкой колдуна, сельчане спешили укрыться в избах, опасаясь "сглаза и порчи". Все свои беды (картошку колорадский жук поел, Ванька-тракторист вместе с трактором в речку свалился, теленок издох, куры плохо несутся, Матрену муж бросил и к почтальонше ушел и т.п.) они приписывали исключительно колдовским козням Ерофеича. Однако ссориться с ним, а тем паче побить, никто никогда не решался. Я, как городской житель, только смеялся над простодушием деревенских. И однажды, несмотря на то, что меня пытались отговорить, решил пойти проведать загадочного старика. Ерофеич встретил меня нелюбезно, в горницу не пустил. Отрекомендовался я писателем – мол, пишу книгу о деревне, собираю материал и хотел бы побеседовать со старожилом. Но говорить со мной старик не захотел. "Болтают тут про меня невесть что. Все потому, что подлый здесь народ живет, все пьяницы да лентяи... А с вами не о чем нам говорить, ничего я не помню и не знаю. Идите, откуда пришли..." Вот, собственно, и все слова, услышанные мной от Ерофеича. Позже мне кто-то рассказал, что Ерофеич – не местный. Будто бы еще во времена коллективизации он был раскулачен и сослан в Сибирь, но с полпути сбежал, долго где-то скрывался, а потом, когда можно стало, осел в Клюкове. Здесь он не сумел найти общий язык с местными жителями, ни с кем не подружился. Наверное, потому, что, во-первых, был чужаком, а во-вторых, обладал такой пугающей внешностью. В общем, Ерофеич затаил на людей обиду, этим и объяснялись странности его поведения. А поскольку в Клюкове испокон веков жила вера в нечистую силу, местные приняли его за чародея. Да Ерофеич от этого звания и не отказывался. Наверное, ему нравилось, что люди его боятся. И только когда он совсем занемог, страшно ему стало умирать в одиночестве, потому-то и стал он ходить по селу и зазывать к себе. Но сельчане истолковали его действия по-своему – записали в колдуны.

Традиционно в народе считается, что колдуны могут быть добровольные, невольные и природные. Добровольный, понятно дело, становился таковым по собственной воле, совершив соответствующий обряд. Невольному насильно (с помощью различных уловок) передавал знания умирающий колдун. Природный колдун имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка – ведьмой. Люди боялись все трех категорий колдунов и для изобличения их использовали обычно три средства: вербную свечу, осиновые дрова и рябиновый прут. Говорили, что если зажечь умеючи приготовленную свечу, то колдуны и колдуньи покажутся вверх ногами. Равным образом, стоит истопить в Великий четверг осиновыми дровами печь, как тотчас все колдуны придут просить золы. Рябиновая же палочка помогает опознать этих недоброхотов во время светлой заутрени: они стоят задом к иконостасу. Было и еще несколько способов выявить колдуна. Например, положить нож острием кверху и прочитать воскресную молитву (Да воскреснет Бог) с конца – тогда колдун либо заревет, либо начнет скверно ругаться. Или взять "сорокообеденный ладан" (пролежавший на престоле во время сорокоуста), растереть в порошок, всыпать в вино либо пиво и дать колдуну выпить – тогда он начнет ходить по избе с одного угла на другой и дверей не найдет. А если в это время предложить ему напиться поганой воды, хотя бы из лоханки, он охотно выпьет ее и затем потеряет всю силу. Был способ и единолично расправиться с колдуном. Для этого достаточно было ударить его наотмашь левой рукой, не оборачиваясь назад. Если при этом прольется кровь, то чародей уже испортился и в колдуны больше не годится.

Вот если бы в селе Клюкове знали хотя бы один из таких способов, то давно бы выяснили, что Ерофеич никаким колдуном не являлся, а был просто несчастным, разобиженным на весь свет, одиноким и странным человеком. Напрасно в его могилу осиновый кол вбили.