Как называется еврейский подсвечник на 7 свечей. Еврейский подсвечник: описание, история и значение. Символическое значение Меноры

Иудаизм входит в число наиболее древних религий. В процессе его развития ряд предметов получил культовое значение, и теперь ассоциируются исключительно с евреями и их традициями. В этот список входят оригинальные светильники семисвечник менора и ханукия . Многие люди имеют о них крайне смутное знание, в большинстве случаев даже не представляя себе их предназначение.

Более известной для рядового обывателя считается менора. С древнееврейского языка это слово переводится как «светильник» и означает сложную рожковую конструкцию, в чашечки которой в древности заливалось оливковое масло, а сейчас вставляются свечи. Основная особенность светильника меноры - семь рожков. Согласно Торе (Библии) идею семисвечника предложил Моисею сам Всевышний во время хождения лидера евреев на гору Синай. Чуть позже, пользуясь божественными подсказками, эту мысль воплотил в реальное изделие мастер Бецалель бен Ури. После того как первая менора была готова, ее поместили в Скинию собрания. Впоследствии после обоснования евреев на новых землях и возведения Храма в Иерусалиме священный предмет перенесли в него.

Ряд современных историков оспаривает такое развитие событий, утверждая, что подобные многосвечные светильники имели довольно широкое распространение именно среди народов, населявших территории современных Сирии и Палестины. Просто пришедшие сюда евреи приспособили уже известный предмет обихода для своих нужд. Нечто подобное впоследствии часто происходило и в христианстве, когда его проповедникам приходилось приспосабливать языческие верования и традиции для нужд своей религии.

Однако при всем уважении евреев к меноре символом иудаизма ее изображение стало после жесточайшего поражения от римлян в ходе восстания в I веке н.э. После ликвидации древнего Израиля как государства сотни тысяч пленников-евреев заполнили просторы великой империи, и изображение меноры для них постепенно стало религиозной и национальной эмблемой.

10 февраля 1949 года в недавно сформировавшемся государстве был официально представлен . Он являл собой щит синего цвета с изображенным на нем семисвечным светильником менорой, основанием которого выступает каменная кладка.

Ханукия представляет собой светильник несколько иного типа. Если менора предназначена для использования исключительно как общественный аксессуар и зажигается ежедневно, то ханукия – это бытовой еврейский светильник. По идее, его обязана иметь каждая еврейская семья, причем количество его должно соответствовать числу мужчин в доме. В отличие от меноры зажигается ханукия строго в период отмечания Хануки – восьмидневного празднования чудесной победы Маккавеев в период восстания против греков.

В древние времена ханукии подвешивали на стенах домов слева от входных дверей. Когда же открытое использование еврейских символов в Европе попало под запрет, данный светильник стали зажигать внутри дома. Изменялась и его конструкция. Если раньше это был просто набор масляных светильников либо подсвечников, выстроенный в одну линию и прикрытый в задней части пластиной из металла (обычная мера противопожарной безопасности), то начиная с X века, они получили собственный стандарт, а в XVIII-XIX веках даже было налажено их массовое производство. При этом главным оставалось одно правило: все 8 горелок располагались на одном уровне, что вовсе необязательно для меноры, и различался каждый отдельный огонек.

Материалом для ханукальных светильников мог служить самый разный материал: от камня и глины до различных типов металла вплоть до драгоценных. Форма и размеры данных предметов специально не оговариваются, ограничиваясь только финансовыми возможностями заказчиков и фантазией изготовителей. В результате наиболее совершенные конструкции стали настоящими произведениями искусства.

Итак, в миноре 7 свечей, в ханукие - 9. Менора в доме может быть только одна, а количество ханукий ограничено только числом мужчин в семье, проживающих под одной крышей. Часто случается так, что в дни празднования Хануки в многочисленных и дружных семьях на подоконниках выстраиваются настоящие гирлянды из подсвечников, часто с абсолютно разного вида. Важным моментом является и то, что принцип приобретения данных аксессуаров никак не ограничен постулатами Торы. Каждому человеку не возбраняется приобретать светильник, как для своих нужд, так и в качестве подарка.

Подсвечник - источник радости, потому что в нем будут стоять свечи, несущие огонь. Это не коптящие масляные лампы, а живое пламя, олицетворяющее то, что мир не умер. У евреев подсвечники особой формы, поэтому еврейский подсвечник на 7 рожков, прежде всего, символ особого духовного совершенства. Называется он менорой: о нем еще в библии написано, что тоже символично.

Сам Моисей преподал урок изготовления такого чуда:

  1. Сделай золотой светильник чеканным методом.
  2. Он должен напоминать стебель ветвистого дерева.
  3. Верхушка – чашечки.
  4. Украшения – яблоки и цветы.
  5. Шесть ветвей – из боков, по три из каждого, а седьмой – ствол.

Еврейский светильник: табу-атрибуты

Шесть чашечек подсвечника должны напоминать цвет миндального дерева. На стебле – миндальный цветок. Все цветки украшать яблоками и другими бутонами. Яблоко располагается под двумя цветками.

Это табу-атрибуты, но ничего страшного, если еще кое-какие украшения дополнят то, что будет освещать путь иудею.

Менора: история жизни древнего подсвечника

Сначала такие подсвечники использовались при богослужениях: на их ветвях размещались лампады, но вскоре их заменили на восковые свечи. Возможно, что древообразная Менора и ее украшение-растительность символизировали сотворение мира и 7 планет, которые на момент образования еврейского государства уже были знакомы иудейскому народу. Простояла Менора внутри Иерусалимского храма довольно долго, но после победы Римской империи храм был разграблен, а подсвечник похищен.

Правда, рельефная арка, воздвигнутая в честь Тита-императора выдает нам, кто был тем вором, не стыдящимся хвалиться добычей на заседании римского Форума. Средние века Менору не изменили, однако, перевели в разряд символов еврейского народа. Так она стала эмблемой тех, кто принимал иудейскую веру. Существует предание: маккавеи, боровшиеся за свою свободу, зажгли свою менору, так горела ровно 8 дней в иудейском храме.

Ханука – еврейский подсвечник наших дней

У хануки 8 свечей, причем ствол его без свечи, так как заканчивается какой-то фигурой, например женской, но с головой божества или еврейской шестиконечной звездой.

Есть и девятиголовая ханука, на ней находится свеча шаммаш, то есть слуга солнца. Это она зажигается первой, а затем от нее зажигают другие свечи. Такое подобие встречается в православной церкви, вот только свечи располагаются по кругу, а не в ряд, как у иудеев.

Вконтакте

Является одним из древнейших символов и еврейских религиозных атрибутов.

В настоящее время изображение меноры (наряду с ) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой.

В Средние века менора становится также распространённым элементом иллюминированных рукописей, а также окладов.

Позже Менора стала в синагогах характерным рисунком для «Мизрах» (по 7 слов (Псал. 113:3) соответствуют 7 её ветвям), иногда она служит орнаментом и на Ковчеге для свитков. На амулетах порою встречаются 7 слов или 7 стихов, которым также придают вид меноры.

Новое время

В настоящее время изображение меноры (наряду с Маген Давидом) является наиболее распространённым еврейским национальным и религиозным символом. Она является популярным декоративным элементом в украшении синагог, в частности, в витражах, украшениях ковчега для свитков Торы, футляра Торы и архитектурных деталях. Её часто изображают на марках, монетах и сувенирах.

  • Когда лидеры воссозданного государства Израиль разрабатывали и принимали официальный герб, они искали древний и в то же время достоверно отражающий принадлежность к еврейству символ. Выбор естественным образом пал на менору, которая и стала основным элементом государственного герба Израиля.
  • Отлитое из бронзы пятиметровое скульптурное изображение меноры установлено напротив входа в здание в Иерусалиме. Автор - английский скульптор Бенно Элкана (1877-1960). Изваяние украшают 29 литых барельефов со сценами из истории еврейского народа. Эта менора в 1956 г. была преподнесена в дар Израилю Британским парламентом. На постаменте выгравировано:

«Менора - это символ света, веры и надежды, который вёл еврейский народ в течение четырёх тысяч лет через страдания... В его миссии - сохранение веры в справедливость...»

  • Изображение меноры является также частью настенной мозаики в здании Кнессета, выполненной М. Шагалом.
  • Количество цветов радуги на флаге ЕАО соответствует количеству свеч в меноре. В данном случае подчёркивается связь меноры как иудейского символа с радугой как символа Завета Бога с Ноем - отцом всех народов.

Мнения о значении Меноры

Менора всегда занимала воображение комментаторов Библии и учёных, по их мнению, все её детали были глубоко символичны. Известны многочисленные мистические интерпретации Меноры и её семи ветвей.

Менора в Иудаизме символизирует: Божественный свет, Мудрость, Божественную защиту, Возрождение, Еврейский народ, Жизнь, Иудаизм, Преемственность, Чудо.

  • Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет - это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств. Он также считал, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово).
  • Иосиф Флавий писал:

«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь». Иудейские Древности III, 7:7

То есть, по его мнению, семь ветвей меноры - это Солнце, Луна и планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.

  • По мнению (Египет, XIII век):

«Менора была расположена напротив занавеса для того, чтобы подчеркнуть великолепие Ковчега завета и степень оказываемого ему почёта. Ведь сам вид обители, озаряемой беспрерывным сиянием светильника, сокрытого за занавесом, способен оказывать мощное воздействие». «Путеводитель заблудших», 3:45

Тем самым, с точки зрения Маймонида, менора имела сугубо эстетическое значение.
  • Дон Ицхак Абарбанель (Испания, XV век) в своём комментарии на Пятикнижие писал:

«Менора символизирует второй вид награды - награду духовную, ибо сказано: „Душа человека - светильник Господень…“. А её семь свечей олицетворяли собой семь наук, коренящихся в Божественной Торе. Все её свечи были обращены в сторону срединной свечи, а она в свою очередь была направлена к Святая Святых, символизируя тем самым, что истинная мудрость должна гармонично сочетаться с фундаментальными принципами Торы, хранящейся в Ковчеге. Менора была полностью изготовлена из чистого золота, демонстрируя тем самым, что истинная мудрость не должна быть запятнана никакими чуждыми идеями, идущими вразрез с еврейской религией. Чашечки, шары и цветки олицетворяли собой взаимосвязь различных наук и знаний, которые словно ветви на дереве разветвляются одна от другой. А сама менора была выкована из цельного слитка золота, символизируя тем самым, что все виды наук сливаются в едином источнике».

Таким образом, по мнению Абарбанеля, семь лампад меноры - это «семь наук», то есть «семь свободных искусств» (тривиум и квадриум) средневекового университета. Тем самым менора олицетворяет науку, «коренящуюся в божественной Торе» и потому существующую в полной гармонии с еврейской религией.
  • Один из наиболее подробных анализов символического значения меноры приводит знаменитый каббалист и мистик рабби Моше Альшех (XVI век):

«Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота - принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) - посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания. <…> существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: (а) половой инстинкт; (б) речь… (в) еда и питье. О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт <…> И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение. А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь. Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото. <…> А о третьей способности сказано: „чашечки“ - намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ - это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова - „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека - результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней».

  • Мальбим в своём комментарии к Торе цитирует отрывок из дидактической поэмы средневекового поэта-философа р. Йедайа б. Авраам а-пнини Бедерши (XIV в.):

«Тора и Человек сообща составляют земной Светильник Господень. Тора - это пламя, порождающее ослепительные искры света от Господа, Восседающего в небесах. А две составляющие человека, тело и душа, представляют собой факел, питающийся от этого света. Тело его - фитиль, а душа его - чистое оливковое масло. Действуя сообща, факел и пламя наполняют весь дом Господень своим сиянием». «Бхинат олам» (гл. 17)

  • Рав Шимшон Рафаэль Гирш в своём комментарии связывает многочисленные толкования меноры воедино:

«Если мы соберём все факты, касающиеся значения меноры в концепциях иудаизма… тогда „знание и понимание“ составят… лишь один аспект… символического значения света в Священном Писании……свет, который излучает менора, символизирует дух понимания и действия, который даруется человеку Б-гом…

Если мы представим менору в её физической форме, тогда её основание, которое несёт один цветок, её ствол и ветви с чашечками в форме цветов миндаля с их шишками и цветами, создаёт полное впечатление дерева, которое, стремясь вверх от корней, растёт, чтобы стать носителем этого света… Если, в то же время, мы примем в расчёт, что менора была единственным в Святилище предметом, сделанным целиком из металла, и более того, из золота, мы сможем легко увидеть, что, благодаря материалу, из которого она была изготовлена, она должна была символизировать твёрдость, стойкость, неизменность, но что её форма предполагала рост и развитие. Таким образом два аспекта меноры, материал и форма, представляют собой рост и развитие таких качеств, как твёрдость, стойкость и выносливость, которые навсегда должны оставаться неизменными…»

  • Число «7» в еврейской культуре обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
  • Вместе с тем, число «6» - это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» - символизирует время.
  • Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать: «Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего? Разве могу я улучшить то, что создал Бог?» Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого - зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом.
  • Тора - свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь.
  • Тора - единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
  • Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
  • Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
  • Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.
  • Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот. При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) - источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой - Эйн Соф (Вечный источник).
  • 67-й Псалом, который был назван равом Исааком Арамой (XV век) «Псалом Меноры», и который, по легенде, был выгравирован на щите Давида, часто записывается в форме Меноры на амулетах, камеях и в сефардских молитвенниках.
  • В практической Каббале менора рассматривается как эффективное средство защиты от злых сил.
  • По хасидской традиции форма меноры происходит от шестикрылых ангелов-серафимов (ש.ר.פ. — от корня «гореть», «сжигать»). Хасидские мистики считают, что Всевышний явился Моисею в облике серафима и заповедовал ему запечатлеть этот образ в виде семисвечника.

Фотогалерея











Полезная информация

Мено́ра
ивр. מְנוֹרָה‎
транслит. «менора́»
букв. «светильник»
англ. Menorah

Ханукия

Менора также может иметь девять подсвечников, но в этом случае она называется ханукия́ (ивр. חֲנֻכִּיָּה‎) или менора́т Ханука́ (ивр. מְנוֹרַת חֲנֻכָּה‎, «ханукальный светильник»).

Ханукию зажигают в течение восьми дней праздника Ханука.

Восемь её светильников, в которые когда-то наливали масло, а сейчас, как правило, вставляют свечи, символизируют чудо, которое произошло во времена восстания и победы Маккавеев над греками.

По преданию, единственного кувшина с освящённым маслом, найденного в осквернённом Храме, хватило на восемь дней горения меноры. Девятый светильник, называемый шамаш (שמש) - помощник, предназначен для зажигания остальных свечей.

Изначально ханукальный светильник отличался своей формой от меноры и представлял собой ряд масляных светильников или подсвечников с задней пластиной, которая позволяла вешать его на стену.

Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с X в.

В принципе допускается любая форма ханукии, главное чтобы при этом восемь светильников находились на одном уровне, а их свет не сливался в одно пламя.

Впоследствии в синагогах появился обычай зажигать на Хануку копии храмовых светильников.

Считалось, что это делается в пользу бедных и пришельцев, которые не имели возможность зажигать ханукию.

В результате многие ханукальные светильники в еврейских домах также приобрели форму меноры с двумя дополнительными подсвечниками.

Семисвечник в христианстве

Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе.

Постепенно при формировании алтаря по подобию Скинии на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре.

Предлогом для этого установления были, в частности, апокалиптические видения св. Иоанна Богослова:

«…и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому… Он держал в деснице Своей семь звёзд… Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». Откр. 1:12-20

«…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…» Откр. 4:5

Число семь фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия.

В общем случае семисвечник понимается как символ Духа Божьего, дающего семь даров Премудрости из одного источника.

Позже семисвечнику стали приписывать символику семи церковных Таинств.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Семисвечник (евр. менора ) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже - Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец (Откр. 21: 23).

Семисвечник - Менора - золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» - на иврите «светильник» ). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три - с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9 ). После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме , семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня - точно не известно, однако, согласно мидрашу , еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе (см. ниже ). На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.

История семисвечника - Меноры

Согласно книге Шмот (Исход) , золотой Семисвечник, используемый для Храмовой службы - Менора - был создан во время строительства Переносного Храма - Мишкана (он же Скиния Завета ). Это происходило на первый год странствий по пустыне. Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон , каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.

После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило . Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.

Как указывается в Книге Царей (Млахим I, 7:29 ), в Первом Храме - Храме царя Шломо - было еще девять менор из чистого золота.

В мидрашах рассказывается, что еще во времена царя Йеошияу - незадолго до разрушения Первого Храма - Менора была зарыта вместе с Ковчегом Завета в тайниках в недрах Храмовой горы. Некоторые считают, что Менора была возвращена в Храм вернувшимися из Вавилонского плена. Однако, по другой версии, во Втором Храме стояла уже другая Менора.

Тем не менее, и во втором Храме тоже стояла Менора-семисвечник. Стояла до тех пор, пока не была украдена греко-сирийцами после завоевания ими Иерусалима.

Когда Маккавеи (Хасмонеи) освободили и очистили Храм (см. историю праздника Ханука), они сделали новую Менору из железа, а лампады припаяли оловом. Впоследствии для Харма сделали серебряную, а затем - и золотую Менору.

В Мишне (трактат Хагига, 3:8 ) говорится о том, что во Втором Храме было две или три меноры.

После разрушения Второго Храма, Менора была доставлена в Рим и пронесена в триумфальном шествии, запечатленном на известной «Арке Тита» (интересно, что именно изображение на «Арке Тита» послужило прообразом для семисвечника, нарисованного для герба государства Израиль).

Вместе с другими трофеями храмовый семисвечник был помещен в Форуме Веспассиана (т.н. «Храме Мира» ), возведенном в честь победы в Иудейской войне.

По прошествии веков все сосуды Храма, включая Менору, были утрачены.

Как выглядела Менора и как она была изготовлена?

Приведем описание Меноры из книги Шмот (Шмот, 25:31-40 ).

Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».

Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».

В следующих предложениях - указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».

Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.

Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа» - это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.

Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям - крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» - «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.

Запрет изготовления светильника, подобного Храмовой Меноре

Запрещено изготавливать светильник, подобный Меноре - с семью лампадами, даже если он делается из другого металла. Для синагог , например, изготавливают светильники с другим количеством лампад - большим или меньшим. Есть мнение, что из-за этого запрета в Хануку зажигают светильник с восьмью, а не семью свечами - Ханукию .

Символическое значение Меноры

Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.

Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине - Земля Израиля - Эрец Исраэль.

Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная - ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота - стоит как бы отдельно, обособленно, она - цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней - будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир , мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, - испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.